Вопросы конференции
На 1 февраля 2017 года наибольший уровень зарегистрированной безработицы зафиксирован в Кричевском районе Могилевской области (1,6%). Чуть ниже - 1,5% - уровень безработицы сложился в четырех регионах республики: в Малоритском районе Брестской области, Лидском и Мостовском районах Гродненской области, Копыльском районе Минской области. Самый низкий уровень безработицы - в Минском районе Минской области (0,2%). Безработица на уровне 0,3% к численности экономически активного населения - в Шкловском районе Могилевской области и в Миорском районе Витебской области.
Хочу отметить, что в республике нет районов и городов, в которых не регистрируются безработные или отсутствуют вакансии. В целом безработица - явление социально-экономическое. Динамика уровня безработицы зависит от экономической ситуации в регионе. Это результат взаимодействия между предложением рабочей силы и спросом на нее.
Исходя из общереспубликанского банка вакансий, сегодня наиболее востребованные профессии на рынке труда - врач-специалист, медицинская сестра, ветеринарный врач, продавец и водитель автомобиля. Предложение рабочей силы формируется по следующим профессиям: экономист, бухгалтер, водитель автомобиля, инженер, секретарь.
Основная доля свободных рабочих мест в общереспубликанском банке вакансий - с заработной платой от Br360 до Br660 (чуть более 40% всех вакансий). Около 30% вакансий - с заработной платой от Br266 до Br365. Есть предложения работы для совместителей или работников, желающих работать неполный рабочий день (около 20% всех вакансий). При этом есть предложения работы и с довольно высокой заработной платой - более Br1000.
Общереспубликанский банк вакансий содержит предложения работы как для специалистов, так и рабочих. По специалистам основная доля вакансий (более 30%) - это работа в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. По рабочим специальностям в основном требуются работники в строительстве.
Оплата труда определяется в соответствии с системой оплаты труда установленной у нанимателя. В среднем в день можно заработать Br10-12.
В настоящее время вопрос о повышении размера субсидий безработным на открытие своего дела не рассматривается.
Государственной программой о социальной защите и содействии занятости на 2017 год запланировано оказать поддержку 1809 жителям Беларуси.
Существующая нормативная правовая база сегодня позволяет местными органами власти организовать необходимые объемы и виды общественных работ. В ближайшее время в каждой административно-территориальной единице определят пункты, где можно будет получить направление для участия в общественных работах. Причем получить направление смогут и те, кто зарегистрирован в службе занятости, и те, кто ранее в службу занятости не обращался.
Исходя из вашего вопроса, невозможно установить причины отказа службы занятости в оказании вам содействия в трудоустройстве. Рекомендую обратиться в комитет по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома или Министерство труда и социальной защиты в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Согласно пункту 1 статьи 12 Трудового кодекса одним из основных прав нанимателя является право заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по условиям, установленным ТК и иными законодательными актами. Таким образом, при рассмотрении кандидатуры на занятие вакантного рабочего места наниматель имеет право выбора работника, поскольку в первую очередь он несет ответственность за эффективное функционирование предприятия в целом.
Люди, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, и отказ в приеме на работу незаконен, в соответствии со статьей 14 ТК вправе обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации.
В статье 241 ТК закреплено, что споры об отказе в заключении трудового договора с лицами по дискриминационным мотивам рассматриваются непосредственно в суде. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров граждане освобождаются от уплаты судебных расходов.
Статьей 1 закона "О занятости населения Республики Беларусь" определено это понятие. К находящимся под угрозой увольнения отнесены работники, которые подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;
работники, которые предупреждены о сокращении численности или штата работников; работники, которые по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, работают в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.
Органам государственной службы занятости населения предоставлено право полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. Эта норма позволит обеспечивать опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, их последующее трудоустройство, минуя стадию безработицы.
Несмотря на рост вынужденной неполной занятости в республике на протяжении 2014-2015 годов, в 2016 году нам удалось переломить эту негативную тенденцию. По сравнению с 2015 годом показатель уменьшился на 21,2% и составил в 2016 году 8% от списочной численности работников.
Основная доля работников, работающих в условиях вынужденной неполной занятости, сосредоточена в промышленности и строительстве.
В перспективе ситуация в сфере использования рабочего времени будет улучшаться. Тенденции на рынке труда свидетельствуют о снижении показателей вынужденной неполной занятости в 2017 году.
Для решения вопроса о предоставлении субсидии безработный подает в органы по труду, занятости и социальной защите по месту своей регистрации заявление о предоставлении субсидии, предоставляет технико-экономическое, в том числе финансовое, обоснование (бизнес-план) эффективности организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Служба занятости оказывает содействие безработным в организационном и методическом обеспечении, а также финансовую поддержку.
Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), действующего на дату заключения договора о предоставлении субсидии. Субсидия в размере 15 БПМ предоставляется при организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, а также в сельских населенных пунктах. При организации предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок (объектов права промышленной собственности - изобретения, полезной модели, промышленного образца, сорта растения, топологии интегральной микросхемы), субсидия предоставляется в размере 20 БПМ.
В прошлом году субсидию получили 1810 безработных, в том числе для организации предпринимательской деятельности - 1583, ремесленной деятельности - 216, организации деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - 11 безработных. Причем 872 получателя субсидий прошли обучение основам предпринимательства.
Основные виды предпринимательской деятельности, которые организуют безработные, - это оказание различного рода услуг (транспортные, парикмахерские, проведение строительно-отделочных работ, пошив и ремонт одежды, техническое обслуживание и ремонт автомобилей), производство сельскохозяйственной продукции, торговая деятельность и др.
Ситуация на рынке труда в республике находится под постоянным контролем правительства, местных органов власти.
В последнее время незначительно увеличилось численность граждан, которые обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. При этом одновременно наблюдается и увеличение спроса на рабочую силу.
На 1 марта 2017 года уровень регистрируемой безработицы составил 1% к численности экономически активного населения.
В целом на протяжении ряда лет мы фиксируем небольшие изменения спроса и предложения на рабочую силу, которые обусловлены сезонностью и территориальными факторами.
Ситуация на рынке труда и в дальнейшем будет находиться под контролем органов власти.