Вопросы конференции
Для реализации декрета был разработан порядок взаимодействия государственных органов и организаций, чтобы сформировать базу данных плательщиков сбора на финансирование государственных расходов. Данная база формировалась на основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах государственных организаций. Как показал анализ уже сформированной базы, там имелись сведения в отношении граждан, которые на самом деле не являются плательщиками сбора. В нее не могли попасть граждане, которые находятся за пределами страны. Также в Беларуси не ведется в электронном виде централизованный учет граждан, получающих образование в учебных заведениях. Не ведется и учет лиц, которые ведут личное подсобное хозяйство, и некоторые другие категории граждан.
Поскольку база данных формировалась впервые, государственные органы и организации в некоторых случаях представили некачественные либо неполные сведения. В связи с этим извещения могут быть направлены гражданам, которые не являются плательщиками сбора. В настоящее время министерством совместно с подведомственными инспекциями проводится работа по уточнению данных и завершению проверки в отношении лиц, которые ошибочно попали в базу.
Действительно, учитывая, что база данных плательщиков сбора формируется на основании сведений, предоставляемых государственными органами и организациями, к сожалению, имеют место случаи предоставления неполных либо недостоверных сведений. Однако граждане, ошибочно получившие извещения, могут заявить о наличии своего права на освобождение от уплаты сбора путем предоставления пояснений или документов. Они обязаны обратиться в налоговый орган по месту регистрации. Налоговый орган после рассмотрения документов примет решение: либо гражданин не является плательщиком сбора, либо он является плательщиком, но сумма может быть уменьшена.
При этом хочу еще раз подчеркнуть, что гражданин, получивший извещение, не обязательно должен сразу идти и уплачивать сбор - у него есть право доказать, что он не является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
До конца года панируется внести изменения в декрет. В частности, они будут касаться расширения категорий граждан, которые будут иметь право на освобождение от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Это будут граждане, проходящие альтернативную службу, спортсмены, состоящие в списочном составе национальной сборной команды Беларуси по тому или иному виду спорта.
Кроме того, местным Советам депутатов будет дано право на предоставление льготы той категории граждан, которая находится в трудной жизненной ситуации. Под такой ситуацией понимаются объективные обстоятельства, не зависящие от гражданина. Таким образом, помимо предусмотренных в настоящее время льгот, исходя из имущественного положения граждан, появится возможность предоставлять льготы, исходя из трудной жизненной ситуации. Например, человек в начале года работал и имел постоянный стабильный доход, потом он потерял работу из-за того, что ухаживал за больной матерью. В таком случае человек может обратиться в местный орган власти и получить освобождение от уплаты сбора.
В городе Бресте гражданин должен обращаться в администрацию того района, где он зарегистрирован.
Чтобы определиться с возможностью возврата сбора тем лицам, которые освобождены от его уплаты вследствие внесения изменений в декрет, необходимо знать, с какого периода вступят в силу данные изменения. Если изменения затронут налоговый период 2015 года, то соответственно граждане будут иметь право на льготу и им будет произведен перерасчет и возврат суммы сбора. Если эти изменения затронут 2016 год и последующие периоды, то перерасчета не будет и средства не будут возвращаться.
Если сумма сбора все-таки будет возвращаться, возврат будет производиться на основании заявления физического лица. При этом средства могут быть возвращены как в наличном, так и в безналичном виде.
В связи с планируемым внесением изменений в декрет физические лица, у которых срок уплаты наступил 15 ноября, временно не будут привлекаться к административной ответственности до установления конкретных сроков уплаты.
Первые извещения направлялись в октябре, то есть срок уплаты по ним - до 15 ноября. У тех граждан, которым извещения направлялись после 15 ноября, срок уплаты - 30 дней с момента получения извещения. При этом извещение считается врученным гражданину через 10 дней после его направления.
В декрете учитывается период выполнения работ по договорам подряда, заключенным на сумму не менее 70 базовых величин. А если сумма менее, то гражданин будет являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. Никаких изменений в этой части не планируется.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период работы по трудовому договору (контракту). В связи с тем, что в 2015 и 2016 годах вы участвовали в финансировании государственных расходов более 183 дней, плательщиком сбора в эти налоговые периоды вы не признаетесь.
Если гражданка работала до сентября 2016 года, то в этот налоговый период она участвовала в финансировании государственных расходов более 183 календарных дней и не признается плательщиком сбора.
Для целей применения декрета №3 налоговым периодом признается календарный год. Таким образом, дни участия в финансировании государственных расходов суммируются только за определенный налоговый период (календарный год).
Период, в течение которого гражданин являлся военнослужащим, включается в период участия в финансировании государственных расходов.
Учитывая, что ваш сын являлся военнослужащим только с ноября 2015 года, а до этого времени не участвовал в финансировании государственных расходов, то за 2015 год он будет признан плательщиком сбора.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период учебы в дневной форме получения образования. Если вы в 2015 году участвовали в финансировании государственных расходов менее 183 дней, то вы будете являться плательщиком сбора за 2015 год в сумме 360 рублей.
Проектом декрета не предусмотрено внесение изменений в отношении данной категории граждан.
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Беларуси в случае неучастия в финансировании либо участии в таком финансировании менее 183 дней в налоговом периоде.
Декретом определены периоды, в течение которых, граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов.
Таким образом, если в 2015 году вы не участвовали в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней, то независимо от стажа работы вы признаетесь плательщиком сбора.