Вопросы конференции
Национальное агентство инвестиций и приватизации существует уже пять лет, недавно мы отмечали небольшой юбилей. Пять лет - это немного, у нас очень молодой коллектив, и понятно, что эти годы шло определенное формирование понимания задач, которые перед нами стоят, и того, как эти задачи могут быть реализованы. Основная цель, которая преследовалась при создании НАИП - это оказание помощи и поддержки в привлечении прямых иностранных инвестиций в страну. Мы - та организация, которая работает с иностранными компаниями, которые проявляют интерес к Беларуси. Мы помогаем реализовывать их амбиции в нашей стране, рассказываем им, какие у нас есть возможности и как эти возможности реализовать. Кроме того, мы помогаем подыскать площадку, если это необходимо, или рассказываем, как это сделать наиболее эффективно. Также мы занимаемся еще и продвижением инвестиционного потенциала Беларуси за рубежом, стараемся привлечь как можно больше внимания к тем возможностям, что у нас есть, чтобы инвесторы к нам приехали, посмотрели и, возможно, на каком-то этапе приняли решение по организации своего бизнеса.
Кроме того, НАИП реализует совместный пилотный проект со Всемирным банком по проведению так называемой образцовой приватизации. Это тоже одна из целей нашего агентства, для чего оно создавалось.
Самое главное наше достижение - это то, что создан определенный потенциал, то, что у нас работают люди, которые понимают, в каком направлении мы движемся, как реализуем поставленные перед нами задачи. Мы также уже заслужили доверие - инвесторы нам доверяют и рекомендуют друг другу. Это очень приятно, когда тебе звонят и говорят, что где-то в Казахстане на какой-то встрече инвесторам, которые хотят работать в Беларуси, порекомендовали обратиться к нам.
Первый шаг к тому, чтобы реализовать какой-то проект, - это ознакомиться с тем, какие возможности есть в этой стране, чем мы можем быть конкурентоспособны, что можем предложить тем или иным инвесторам. Это важная задача. Мы уже провели множество мероприятий за рубежом по популяризации нашей страны, по продвижению наших интересов, сотрудничаем с крупнейшими зарубежными изданиями, которые работают с бизнес-аудиторией. Также мы работаем с известными международными финансовыми институтами по продвижению инвестиционных интересов и возможностей Беларуси.
В принципе, да, при создании агентства Всемирный банк сыграл не последнюю роль, потому что им нужна была организация, которая могла бы заниматься этим проектом.
Пилотный проект у нас стартовал в 2012 году, агентством уже проделана значительная работа, по оценке Всемирного банка, которая была произведена перед тем, как мы продлили свое соглашение, достигнуты существенные результаты. Целью этого проекта была не сама приватизация как таковая, а выработка определенных методов, критериев, которые должны быть использованы при проведении приватизации - сделать ее открытой, прозрачной. Мы все знаем, что в ряде стран Восточной Европы приватизация проходила не очень открыто. И мы все знаем ее результаты в ряде стран, например, в Венгрии, когда приватизация была проведена очень быстро, государство рассталось со стратегическими активами. Сейчас идет обратный процесс возврата ряда стратегических активов в руки государства.
Приватизация всегда была чувствительной вещью, поэтому результатом, которого мы уже достигли, можно назвать то, что все восемь предприятий, которые включены в этот проект, прошли финансовую и юридическую операционную диагностику, их отчетность была трансформирована в международные стандарты, проведена рыночная оценка предприятий. Для каждого из предприятий были подготовлены индивидуальные стратегии по привлечению инвесторов: по всем восьми были объявлены международные тендеры, и мы получили широкий отклик, лично контактировали более чем с 800 потенциальными инвесторами.
Значит, ряд предприятий получили так называемое выражение заинтересованности. То есть, в этих предприятиях были заинтересованы иностранные компании. Мы получили около десяти таких выражений заинтересованности. Были инвесторы из России, Украины, Литвы, Польши, Норвегии, Малайзии, Венгрии, Индии. К примеру, высокий интерес инвесторы из разных стран проявили к предприятиям пищевой отрасли.
В отношении трех акционерных обществ были поданы официальные инвестиционные заявки. Для тех инвесторов, которые подали наилучшие инвестзаявки, подготовлены индивидуально проекты договоров купли-продажи.
Далее процесс принятия решений гораздо сложнее: к проекту подключаются организации и органы государственного управления, которые на том или ином этапе могут сказать "да" либо "нет" этому проекту. Поэтому ряд проблем был связан с тем, что инвесторы предлагали цену, которая не соответствовала закону о приватизации. Соответственно, по результатам проделанной работы мы подготовили свои предложения, которые были поданы в Совет Министров на рассмотрение для того, чтобы законодательство в сфере приватизации было усовершенствовано, чтобы эти процессы опирались на лучший мировой опыт, чтобы предприятия получали определенную выгоду от того или иного инвестора. Ряд из тех предложений, которые мы подавали, уже нашли отражение в последних документах.
В частности, появилась возможность проведения рыночной оценки предприятий при их реализации. Это очень важно, потому что благодаря этому мы дали зеленый свет целому ряду сделок, которые тормозились из-за того, что цена инвесторами воспринималась как достаточно высокая. Просто должно быть понимание, что если предприятие промышленное, то инвестор оценивает его по возможности генерировать финансовые потоки. Его не интересует, где активы этого предприятия, тем более если они не профильные. Эти активы он может оценивать по каким-то своим определенным методам, критериям. Поэтому у нас возникало очень много проблем, связанных с оценкой. Я думаю, это уже будет пройденным этапом.
Были созданы условия, которые должны быть отражены в других подзаконных актах. Несомненно, если рыночную оценку будет проводить компания, которой доверяют инвесторы, а это обычно уважаемые компании, известные во всем мире, которые являются экспертами в данной сфере, в таком случае больше доверия будет к этой оценке, потому что оценка - все-таки субъективная вещь. Есть определенный момент профессионального суждения, который используется при проведении данной оценки. Несомненно, наши белорусские оценщики пользуются стандартами, которые были подготовлены на основе международных стандартов оценки. С другой стороны, насколько инвесторы готовы доверять национальным оценщикам? Это уже второй вопрос.
Да, международным организациям, которые дорожат своей репутацией, потому что во всем мире этим компаниям доверяют и один негативный случай может убить компанию с миллиардными доходами.
Предложений было очень много. Например, проведение двухэтапных тендеров, которое практикуется в НАИП. На первом этапе происходит предквалификация, то есть мы из определенного перечня выбираем инвесторов, которые соответствуют установленным нами критериям. И если компания проходит этот первоначальный отбор, она допускается к проведению второго этапа, где уже предлагает свою цену за акции предприятия и возможные инвестиции в развитие данного предприятия. То есть, специфика пилотного проекта в том, что мы не просто распродаем государственные активы, а стараемся найти именно стратегического инвестора - того инвестора, который будет развивать эти предприятия, внесет новые технологии, новое оборудование, управленческие технологии, которые позволят предприятию выйти на другой уровень и быть конкурентоспособным на мировых рынках. Это и есть цель пилотного проекта.
До окончания тендера я не могу говорить о предварительных результатах.
Восемь предприятий были отобраны Национальным агентством в дополнительный перечень для приватизации. Мы просмотрели практически все компании, находящиеся в государственной собственности и соответствующие критериям, которые предъявляет Всемирный банк. Эти компании должны быть прибыльны, соответствовать критериям по выручке и количеству персонала, иметь определенные перспективы развития. Из 20 попавших в шорт-лист компаний мы отобрали восемь. Все эти 20 компаний мы лично посетили, побеседовали с менеджментом, и эти предприятия были предложены для последующего утверждения правительством. Сейчас документ находится на согласовании. Предприятия некрупные, работают в пищевой, текстильной, химической отраслях.
Что мы существенно изменили - это то, что теперь в грантовом соглашении используются более гибкие подходы привлечения инвесторов для государственных предприятий. Мы не говорим о том, что будет происходить приватизация как таковая, то есть продажа 100% акций, принадлежащих государству, инвесторам. Мы говорим, что можем использовать различные методы для входа инвестора в состав акционеров предприятия. Например, дополнительная эмиссия акций выкупается инвестором, он получает контрольный пакет, соответственно, имеет возможность принимать участие в управлении предприятием, принимать решения. По прошествии двух-трех лет, когда предприятие выйдет на новый уровень, инвестору будет предложена возможность выкупить оставшуюся долю акций. Стоимость этих акций фиксируется на момент выкупа допэмиссии. Чем лучше работает предприятие, тем дороже становятся его акции.
Также мы не исключаем возможности прихода инвестора на предприятие путем создания отдельного юридического лица, когда государственное предприятие вносит активы в уставной фонд нового СП, инвестор тоже вкладывает деньги. Таким образом, начинает работать совместное предприятие, используя возможности старого. Это те методы, которые предлагали нам инвесторы при проведении первого этапа пилотной приватизации.
Однозначного алгоритма предусмотреть невозможно, потому что каждый случай индивидуален и имеет свои особенности. Обычно когда инвестор приезжает в страну, у него уже есть какое-то определенное видение бизнеса, определенные интересы. Все зависит от того, в какой плоскости лежат эти интересы. Это если речь идет о том инвесторе, который уже приехал в Беларусь, а не о том, который только рассматривает такую возможность. Ведь зачастую мы ведем переговоры задолго до того, как та или иная компания посетила с официальным визитом нашу страну. После приезда представителей компании мы обычно рассказываем какую-то общую информацию, стараемся ответить на все вопросы, что нам задают. Если нужно - проводим маркетинговые исследования, подбираем площадки, когда компания уже имеет понимание того, что они хотят делать в Беларуси.
При этом мы всегда пытаемся соблюсти взаимные интересы государства и инвестора, они должны совпадать. Мы стараемся организовать инвесторам возможный доступ к определенным ресурсам, которые требуются для организации бизнеса, это могут быть либо сырье, либо человеческие ресурсы. Помогаем получить земельный участок для реализации проекта. В общем, все зависит от конкретных интересов и конкретного инвестиционного проекта.