ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Ирина Сергеевна, Минск
С 1 января этого года данные о покупке иностранной валюты гражданами стали доступны налоговикам. Сколько с начала года выявлено живущих не по средствам? Растет ли число таких людей в стране или наоборот уменьшается?
Наливайко Сергей

- Налоговым органам доступна информация о значительном количестве расходов граждан: о приобретении иностранной валюты, недвижимого имущества, транспортных средств и иных расходах. На основании имеющейся информации налоговыми органами на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия по сопоставлению доходов и расходов граждан, живущих "не по средствам".

За истекший период текущего года контрольные мероприятия были проведены в отношении более 30 тыс. таких граждан. По результатам проведенной работы в бюджет взыскано более Br40 млрд, что в 4 раза превышает показатель 2014 года и свидетельствует об эффективности работы налоговых органов по выявлению "теневых" доходов граждан.

Михаил Сакварелидзе
Планирует ли МНС в 2016 году при подготовке поправок в налоговое законодательство вновь поднимать вопрос об изменении режима налогообложения в отношении резидентов Парка высоких технологий?
Наливайко Сергей

Срок действия специального правового режима, определенного в том числе для резидентов Парка высоких технологий декретом №12 от 22 сентября 2005 года, составляет 15 лет со дня вступления в силу этого документа. Соответственно, до 2020 года министерство не планирует инициирование изменения режима налогообложения данной категории плательщиков.

Елена, Минск
Актуален ли для нашей страны вопрос введения налога на богатство?
Наливайко Сергей

Некоторое время назад мы ушли от прогрессивной шкалы налогообложения по подоходному налогу, перешли к плоской. И поступления не уменьшились, хотя были определенные опасения.

Если говорить про позицию Министерства по налогам и сборам, мы не являемся сторонниками этого налога. На сегодняшний день через потребление определенная категория граждан платит больший налог на добавленную стоимость. Наша задача - создать условия, чтобы люди исполняли свои налоговые обязательства. Важно, чтобы гражданам было выгоднее соблюдать налоговое законодательство, чем предпринимать ряд каких-то шагов по сокрытию доходов.

Министерство по налогам и сборам не поддерживает предложение о введении налога на богатство.

Бабаев А.С.
Насколько активно взаимодействуют белорусские налоговики с коллегами по Евразийскому экономическому союзу? Какие новшества в рамках ЕАЭС будут привнесены в деятельность налоговой системы Беларуси в ближайшие годы?
Наливайко Сергей

- В рамках работы на площадке Евразийской экономической комиссии экспертами налоговых органов государств - членов Евразийского экономического союза разработан проект международного договора по обмену информацией (Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза для осуществления налогового администрирования). В соответствии с положениями проекта Протокола об обмене информацией налоговые органы будут в автоматическом режиме предоставлять компетентным органам государств - членов ЕАЭС информацию о доходах, полученных на их территории резидентами других государств-членов (юридических и физических лиц); об имуществе, находящемся на территории одного государства-члена и принадлежащем резидентам других государств-членов; о размерах участия резидентов других государств-членов в уставных фондах организаций.

Работа на документом находится на завершающем этапе. Договор планируется заключить в 2016 году.

Предоставление названных сведений позволит наладить контроль за доходами и имуществом, получаемыми резидентами государств-членов на территории (или из источников в) других государств-членов, особенно в случаях отсутствия такой информации у налоговых органов страны резидентства плательщиков.

Кроме того, в 2016 году планируется провести работу по подготовке дополнений в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющийся приложением №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Положения Договора и Протокола начали применяться с 1 января 2015 года. Вместе с тем первый год применения Протокола выявил необходимость дополнения его положений в целях урегулирования ряда ситуаций по экспорту товаров. Первые консультации по разработке дополнений норм Протокола состоялись 9-10 декабря 2015 года в Минске в ходе заседания экспертов Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии.

Жанна Леонидовна, Брест
Недавно в Минске при участии Федеральной налоговой службы России состоялось второе заседание рабочей группы по налоговому контролю и обмену налоговой информацией. Решено, что ведомства перейдут на новый формат взаимодействия с 1 марта 2016 года, когда начнет действовать единый порядок обмена информацией по запросу и по собственной инициативе налоговых органов. Кому впоследствии можно будет воспользоваться соответствующими сведениями, и какую практическую пользу сторонам принесет расширение сотрудничества?
Наливайко Сергей

- В ходе состоявшегося 17 декабря в Минске заседания рабочей группы по налоговому контролю и обмену информацией экспертами налоговых органов Республики Беларусь и Российской Федерации были подготовлены и согласованы единые формы запросов и ответов по всем видам информационного обмена, которые будут осуществляться налоговыми органами двух стран. Единообразный подход в составлении запросов и ответов позволит сократить время и унифицировать процесс обмена информацией.

В настоящее время между Беларусью и Россией действует ряд соглашений по налоговым вопросам, которые содержат положения по обмену информацией между налоговыми органами в целях осуществления налогового администрирования. Обмен сведениями между налоговыми органами осуществляется как по запросу (к примеру, в российские налоговые органы направляется запрос для выяснения информации по деятельности белорусского плательщика или его российского контрагента в части, которая не может быть установлена на территории Беларуси или нуждается в подтверждении), так и в инициативном порядке (к примеру, в налоговые органы Российской Федерации направляется информация о фактах нарушения законодательства российскими плательщиками на территории республики, установленных белорусскими налоговыми органами в ходе проведения контрольных мероприятий).

Кроме того, достигнута договоренность об осуществлении оперативного обмена информацией, который будет происходить в короткий срок (до 10 дней). Это касается случаев, когда для ответа на запрос предоставляется информация, которая может быть получена из баз данных, находящихся в распоряжении налоговых органов (например, состав учредителей, сдавал ли налогоплательщик декларацию, информацию по финансово-экономическим показателям из деклараций), то есть не требуется проведения дополнительных контрольных мероприятий).

Информация, полученная в результате обмена, будет использоваться налоговыми органами для целей контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками налогов в бюджет.

Внедрение форм запросов и ответов между белорусскими и российскими налоговыми органами в дальнейшем послужит основой для применения аналогичных подходов при обмене информацией между компетентными налоговыми органами государствами-членами Евразийского экономического союза.

Сергей, Минск
С какими еще странами планируется подписать соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы?
Наливайко Сергей

Соглашения об избежании двойного налогообложения уже подписаны со многими странами. В настоящее время Республикой Беларусь заключено и применяется 66 соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов. 24 ноября 2015 года вступило в силу соглашение об избежании двойного налогообложения с Грузией.

В ближайшее время планируется заключить такие соглашения с Эквадором, Малайзией. Кроме того, ведется работа по организации подписания налоговых соглашений с Боснией и Герцеговиной, Иорданией, Испанией.

Что касается обмена информацией и углубления взаимоотношений, то мы уделяем этому особое внимание. Наиболее тесное взаимодействие - с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Полное взаимопонимание по таким вопросам у нас с Россией. Наибольший объем информации, которая нас интересует, мы получаем от коллег из этой страны. Помимо этого, мы выстраиваем отношения с государствами Организации экономического сотрудничества и развития, куда входят многие страны Европейского союза. Как показывает практика, в ответ на наши запросы налоговые службы иностранных государств (США, Израиля, Великобритании и многих других) предоставляют нужную информацию.

Ильющенко Людмила Викторовна, Гродно
Рассматривается ли на перспективу возможность программного взаимодействия между электронными данными Национального кадастрового агентства с программой электронного декларирования (АРМ "Плательщик") при создании декларации по земельному налогу в части подгрузки сведений о кадастровой стоимости земельных участков, имеющих кадастровый номер? Спасибо.
Наливайко Сергей

В 2016 году планируется проработка этого вопроса с Национальным кадастровым агентством.

Для реализации этой функции потребуется существенная доработка в АРМ "Плательщик". Необходимо реализовать в АРМ "Плательщик" возможность направления запроса о стоимости и получения ответа из информационного ресурса Национального кадастрового агентства. Также необходимо решить вопросы по защите передаваемых данных.

Вместе с тем реализовать эту функцию можно при условии готовности Национального кадастрового агентства бесплатно предоставлять запрашиваемые сведения в режиме реального времени.

В настоящее время в АРМ "Плательщик" предусмотрена возможность подтягивания сведений из предыдущей декларации. Поэтому для большинства объектов нет необходимости вводить эти сведения повторно.

Аверьянов Алексей Вячеславович, Гомель:

Можно ли будет вести раздельный учет, если фирма занимается услугами (упрощенная система налогообложения) и открывает еще один вид деятельности - интернет-магазин, который теперь требуется вести на основе общей системы бухучета? Можно ли в рамках одной фирмы совмещать упрощенную систему (услуги) и общую (интернет-магазин)?

Ответ подготовлен специалистами МНС:

Организация, осуществляющая в 2016 году розничную торговлю через интернет-магазин, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в целом по организации (по всем видам ее деятельности).

Дятко Елена Вячеславовна, Минск:

Добрый день, Сергей Эдуардович! С Наступающим вас Новым годом! Только позитива и удачных решений! Семейного благополучия и здоровья! Мой вопрос в следующем: наша организация приобрела здание склада и установила в нем стеллажи для товаров. Эти стеллажи приняты на учет в качестве отдельных объектов основных средств. Организация сдает ячейки стеллажей в аренду. Имеет ли право организация применить инвестиционный вычет при расчете налога на прибыль в отношении стоимости здания?

Ответ подготовлен специалистами МНС:

В соответствии с нормами Налогового кодекса Беларуси инвестиционным вычетом, в частности, признается сумма, исчисленная от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, и включаемая в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

При этом инвестиционный вычет не применяется к первоначальной стоимости основных средств, принятых плательщиком к бухгалтерскому учету в качестве объекта по договорам аренды (финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, безвозмездного пользования, вклада в уставный фонд (простое товарищество), полученных безвозмездно, приобретенных за счет средств, безвозмездно поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства, либо используемых (полностью или частично) или предназначенных для использования (полностью или частично) в деятельности, по которой организация не уплачивает налог на прибыль в связи с применением особых режимов налогообложения.

Одновременно, в случае передачи в аренду объекта основных средств (его части), к первоначальной стоимости которого применен инвестиционный вычет, сумма инвестиционного вычета (его часть) восстанавливается посредством включения в состав внереализационных доходов на дату передачи в аренду.

Поскольку инвестиционный вычет может применяться к каждому инвентарному объекту основных средств, и здание склада, и стеллажи являются отдельными инвентарными объектами основных средств, каждый из них имеет первоначальную стоимость, сдача в аренду ячеек стеллажей не влечет невозможность применения либо необходимость восстановления инвестиционного вычета от первоначальной стоимости здания склада.

Поэтому при соблюдении указанных условий инвестиционный вычет к первоначальной стоимости здания может быть применен в пределах установленного законодательством размера (не более 10% первоначальной стоимости).


Александр:

Я - индивидуальный предприниматель. Занимаюсь созданием видеороликов. ОКЭД 92110. Собираюсь подрабатывать фрилансером. Заказчики в основном могут платить на PayPal, Яндекс-деньги, картсчет VISA. Как мне грамотно отчитаться по налогам? Ведь ни сайты об объявлениях по фрилансу, ни сами заказчики не дают ни договоров, ни актов выполненных работ. У кого ни спроси - все по-разному отвечают. Но в основном ничего никто не платит, поскольку невозможно по-белому работать. Никто нам не даст никаких документов о выполненной работе. Как быть, на что ссылаться, как работать?

Ответ подготовлен специалистами МНС:

Отсутствие заключенных с заказчиком договоров на выполнение работ, подписанных актов выполненных работ не освобождает плательщика от обязанности отражения в учете предпринимательской деятельности фактически полученных доходов, представления налоговых деклараций и уплаты причитающихся сумм налогов в бюджет.

Поэтому при отсутствии у вас договоров на выполнение работ, актов выполненных работ отражение фактически полученных доходов в учете предпринимательской деятельности может осуществляться на основании выписки о поступлении денежных средств на электронный кошелек, банковскую пластиковую карточку.

Если заказчиком работ по созданию видеороликов является физическое лицо, то индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по созданию видеороликов, признается плательщиком единого налога. В случае если заказчиком является субъект хозяйствования (организация или индивидуальный предприниматель), то индивидуальный предприниматель признается плательщиком подоходного налога либо налога при упрощенной системе налогообложения, с соблюдением условий перехода на ее применение.

Таким образом, для того чтобы грамотно отчитаться по налогам, необходимо в установленные законодательством сроки представить в налоговый орган налоговую декларацию по соответствующему налогу, которая заполняется на основании данных учета индивидуального предпринимателя, и своевременно полностью уплатить соответствующий налог.


ИП Григорович Н.В., ИП Григорович А.А., Витебск

Здравствуйте! Подскажите, ИП, розничная торговля на рынках, хочу установить на открытом рынке терминал (он у меня остался после закрытия павильона в ТЦ), КСА не использую (отрывные талоны), расчетный счет, если надо, открою. Возможна ли установка терминала на открытом рынке, если торговля осуществляется без использования КСА? Спасибо.Законодательство допускает возможность установки и использования платежного терминала на торговом месте на рынке, и выбор данного решения является правом самого субъекта хозяйствования.


Ответ подготовлен специалистами МНС:

Вместе с тем, учитывая требования пункта 17 Положения № 924/16, суммы денежных средств при оплате банковской платежной карточкой должны быть проведены через кассовое оборудование. В подтверждение расчета покупателю (потребителю) вместе с карт-чеком выдается платежный документ, сформированный кассовым оборудованием, подтверждающий оплату товара, выполнение работы, оказание услуги. То есть законодательство не допускает использование только платежного терминала без кассового оборудования.

Требование о проведении через кассовое оборудование как наличных, так и безналичных расчетов направлено на защиту прав потребителей, так как обеспечивает выдачу платежного документа с полной информацией о совершенной покупке. Формируемый кассовым оборудованием платежный документ в соответствии с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь должен содержать всю необходимую для потребителя информацию о совершенной покупке (наименование и (или) код товара, количество и цена каждого товара, сумма каждой покупки в чеке). А  формируемый платежным терминалом карт-чек не содержит в полном объеме предусмотренную законодательством информацию.



Анатолий Дроздов, Минск

Я писатель, издаю свои книги в России. Гонорар получаю в российских рублях переводом на банковский счет, налоги плачу в Беларуси. Сегодня в писательской профессии активно развивается такое направление, как продажа автором своих произведений в электронном виде в сети Интернет. На практике это представляет собой получение большого числа небольших банковских переводов. Их может быть и тысяча, и две и пять тысяч, скажем, по 100 российских рублей каждый. Чтобы заплатить с них налог, мне придется каждый из этих переводов вписывать в декларацию от руки. Вероятность ошибиться при этом велика. Кроме того, это большая нагрузка на сотрудника налоговой инспекции, которому придется каждую сумму переводить в белорусские рубли, чтобы начислить налог. Нельзя ли хоть как-то упростить этот процесс? Например, в декларации указать общую сумму полученных российских рублей, а их перевод в белорусские осуществить по средневзвешенному курсу?


Ответ подготовлен специалистами МНС:

В соответствии с Налоговым кодексом налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется только в официальной денежной единице Республике Беларусь - белорусских рублях. Для целей пересчета дохода, полученного в иностранной валюте в белорусские рубли, статьей 156 Налогового кодекса установлено, что доходы в иностранной валюте пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату их фактического получения, что позволяет объективно определять размер полученного физическим лицом дохода. Установление перерасчета доходов в иностранной валюте по некому усредненному курсу несправедливо в отношении иных плательщиков, которыми доходы могли быть получены в период, когда официальный курс был ниже либо выше такого усредненного курса.


Андрей, Минск

Недавно получал справку в налоговой инспекции о постоянном местопребывании физического лица. Для этого пришлось посетить налоговую инспекцию трижды. Сначала для того, чтобы узнать, что получения подобной справки нужно принести справку из ЖЭСа, что проживанию по указанному в паспорте адресу. Второй раз - чтобы эту справку заказать. Третий - чтобы ее, наконец, получить. Неужели в наш век всеобщего электронного учета необходима эта древняя бюрократическая процедура? И что подтверждает справка из ЖЭСа? Что я оплачиваю коммунальные платежи, только и всего. Это может, к примеру, делать моя жена, а я в это время буду пребывать за границей. А ведь цель получения справки о постоянном местопребывании - заплатить налоги в белорусский бюджет. Зачем создавать здесь искусственные препятствия?



Ответ подготовлен специалистами МНС:

Выдача справки о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в налоговом периоде в целях избежания двойного налогообложения предусмотрена подпунктом 18.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. Такая справка выдается на основании: заявления физического лица; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; копии договора найма (поднайма) жилого помещения, трудового, гражданско-правового договора, иных документов, подтверждающих место фактического нахождения (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) гражданина в течение налогового периода (периодов), за который (которые) требуется подтверждение постоянного местопребывания (при их наличии), с предъявлением оригиналов таких документов.

Наличие таких документов позволяет налоговому органу сделать однозначный вывод о постоянном местопребывании физического лица в стране либо за ее пределами и выдаче соответствующего подтверждения.
При этом нет необходимости в обязательной явке в налоговый орган для получения заказанной вами справки. Можно указать в заявлении, что вы хотите получить справку по почте.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси