Вопросы конференции
В соответствии с указом №222 уплатить НДС, а также представить налоговую декларацию по данному платежу вы должны не позднее 20 января 2016 года.
При транспортировке товаров на территорию Беларуси из Российской Федерации непосредственно в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) каждому индивидуальному предпринимателю, находящемуся в автобусе и перевозящему в нем свои товары, достаточно иметь документы, подтверждающие их приобретение, выписанные грузоотправителем – российским продавцом.
Контрольные мероприятия налоговыми органами после 1 января 2016 года будут проводиться в обычном режиме. Активизировать контрольную работу после 1 января 2016 года в отношении индивидуальных предпринимателей налоговые органы не планируют.
Хотелось бы отметить, что оперативные тематические проверки, в частности, назначаются руководителем налогового органа или его уполномоченным заместителем в случае необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов. В таких контрольных мероприятиях одним из проверяемых в вопросов, является, в том числе, вопрос соблюдения проверяемыми субъектами требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации.
Таким образом, после 1 января 2016 года налоговые органы продолжат выполнять возложенные на них обязанности по контролю за деятельностью субъектов хозяйствования, но, повторюсь, это будет осуществляться в обычном режиме работы налоговых органов.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе уплата НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Беларуси из государств – членов ЕАЭС, и представление налоговой декларации по указанному платежу осуществляется индивидуальным предпринимателем не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
В данном случае вам необходимо уплатить НДС по ввозу и представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 22 февраля 2016 года (так как 20 февраля выходной день, то сроки уплаты и представления налоговой декларации переносятся на следующий за ним рабочий день).
Если говорить о статистике, то изначально удельный вес предпринимателей, которые хотели реализовать остатки до 1 января 2016 года, составлял около 5% от всего количества предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в Беларуси. Если говорить о тех, которые остались по состоянию на 1 декабря, то их удельный вес не доходит до 1%. Поэтому на сегодня это незначительное количество плательщиков. Если в численном выражении, то где-то около 9 тыс. ИП до сих пор не распродали остатки товаров. Львиную долю составляют предприниматели из регионов.
Если говорить о Минске, то здесь 16 тыс. ИП осуществляют розничную торговлю. Из них заявили остатки товаров по состоянию на 1 июля 2015 года 6 тыс. На сегодня мы имеем около 2 тыс., у которых остатки есть до сих пор. При этом из этих 2 тыс. ввоз товаров параллельно с реализацией остатков осуществляли 1,5 тыс. То есть они уже входят в новые условия, находят поставщиков и начинают работать.
Обращения есть. Не буду говорить, что их много, потому что большую разъяснительную работу организовало МНС и в целом налоговые органы в каждом регионе. Плюс на нашем сайте размещено большое количество информации, которой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели. Это касается документов, того, как они должны выглядеть, вплоть до того, что сейчас мы разместили информацию, как можно проверить своего контрагента, например, из России. Также можно проверить белорусского поставщика.
Как правило, обращения касаются перечня документов - что необходимо предоставить в налоговый орган, а также порядка уплаты ввозного НДС. Эту информацию тоже можно найти на сайте. Причем все находится на главной странице.
Выскажу больше свою точку зрения как государственного служащего. Как можно прекратить контрольные мероприятия, когда есть факты, свидетельствующие о нарушениях законодательства? Налоговые органы не могу сказать, что закроют глаза и не будут проверять, если будет установлен факт нарушения налогового законодательства.
Подчеркну, налоговые органы не проводят проверки без причины - вот пришли на конкретную территорию и хотим ее проверить. Есть факт, который говорит о нарушении законодательства, и налоговый орган обязан проверить этот факт.
Есть обращения граждан. Чаще всего это обиженные субъектами хозяйствования покупатели - где-то не выдан чек, где-то продан некачественный товар.
Кроме того, в налоговых органах функционирует большое количество информационных систем. Информация сюда стекается много откуда - и почта предоставляет, и банки о движении на расчетных счетах. Плюс заключены договоры с органами ГАИ о покупках дорогостоящего имущества, с БРТИ. Всю эту информацию мы аккумулируем и используем в работе.
Указ №222 ввел коэффициенты по уплате ввозного НДС. ИП, реализовывая остатки товаров, является плательщиком единого налога и не вправе применять никакую другую систему, так как это было предусмотрено ранее (только эта категория плательщиков вправе была реализовывать товары без наличия документов, подтверждающих приобретение). Поэтому пока реализуются остатки товаров, ИП остаются плательщиками единого налога. Так как у них отсутствуют документы по ввозу товаров, они признаются плательщиками НДС в фиксированной сумме. Указ №222 предусмотрел поэтапное его увеличение. Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть предпринимателей быстрее реализовывать остатки. В настоящее время ИП уплачивают НДС в фиксированной сумме - ставка единого налога, умноженная на 4.
После 1 января 2016 года такого налога, как НДС в фиксированной сумме, не будет. Единый налог для уплаты останется. ИП, которые хотят осуществлять розничную торговлю после 1 января, будут иметь право выбора - уплачивать единый налог, использовать упрощенную систему налогообложения или уплачивать налоги в общеустановленном порядке. Что касается единого налога, то после 1 января ИП будут платить только его ставку - без коэффициентов. Она устанавливается местными органами власти.
Таким образом, если платим единый налог, то только его ставку. Если по упрощенной системе налогообложения, то с выручки платим 5%. Если переходим на общеустановленный порядок, то с чистого дохода платим 16%.
В результате все субъекты хозяйствования будут в равных условиях в части приобретения и реализации товаров. У ИП в отличие от юрлиц есть право выбора, применять ли такую систему, как уплата единого налога. У организаций этого нет. То есть они вправе оценить свои доходы и рассчитать, какая из систем будет более выгодной.
Мне кажется, что предприниматели несколько не понимают сути, почему сейчас для них ставка большая. Сейчас они ставку единого налога они уплачивают с коэффициентом 2. Например, в Минске Br850 тыс. - ставка единого налога за реализацию обуви. Конечно, когда ИП реализовывает остатки товаров, то он применяет коэффициент 2, и это уже не Br850 тыс., а Br1,7 млн. C нового года у него не будет коэффициента - будет только ставка.
Но тут нужно учитывать такой нюанс. Если ИП уплатил ставку в Br850 тыс. и реализует товары, то увеличение налога будет происходить только после того, как объем выручки превысит Br850 тыс., умноженные на 40. Тогда с разницы он будет обязан уплатить 5% налога. Упрощенная система предполагает, что при любом раскладе ИП уплачивает 5% с любой выручки.-0-
Речь идет о законопроекте о внесении в Налоговый кодекс. С этими изменениями можно ознакомиться на сайтах Минюста и МНС. В документе для ИП предусмотрено уменьшение размера выручки, при которой они вправе применять упрощенную систему налогообложения. Это действительно Br1,5 млрд. Если мы говорим о розничной торговле, то ИП будут вправе применять единый налог либо вести речь о налогообложении в общеустановленном порядке.