ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Мойсеня Аркадий, Минск:
Страны - участницы Рамочной конвенции ООН об изменении климата раз в 3-4 года представляют национальное сообщение по изменению климата. Беларусь должна представить очередной национальный отчет как раз в феврале этого года. Ия Витальевна, расскажите, пожалуйста, о наиболее важных показателях, характеризующих изменение климата в нашей стране, о динамике снижения выбросов парниковых газов, о тех исследованиях, которые ведутся. Спасибо!
Согласно международным обязательствам по Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) Беларусь готовит и представляет в Секретариат РКИК ООН свои национальные сообщения. 31 декабря 2013 года было представлено Шестое национальное сообщение, а 13 февраля этого года был направлен его пересмотренный вариант.

Во исполнение обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу в Беларуси был принят ряд нормативно-правовых актов для обеспечения проведения инвентаризации парниковых газов на ежегодной основе, ее обновления в соответствии с требованиями РКИК ООН. Минприроды координирует функционирование национальной системы инвентаризации парниковых газов и отвечает за представление Национального доклада о кадастре парниковых газов в Секретариат РКИК ООН. Национальный статистический комитет, а также ответственные министерства и ведомства ежегодно предоставляют статистические данные о деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, для ведения кадастра.

По данным Национального доклада о кадастре парниковых газов за 2012 год, который был направлен в Секретариат РКИК ООН в 2014 году, общие выбросы парниковых газов в эквиваленте СО2 без учета сектора землепользования и лесного хозяйства составили более 89 тыс.т и уменьшились по сравнению с 1990 годом (более 139 тыс.т) на 35,8%.

Такое связано, в первую очередь, с резким сокращением выбросов в 1990-1995 годы. Начиная с 1995 года, выбросы парниковых газов начали возрастать из-за наращивания объемов производства, потребления топлива и объемов образования отходов, однако уже имеют менее высокие темпы роста.

Наибольшее количество парниковых газов в Беларуси - 61,9% - выделяется в энергетическом секторе. Вторым по величине выбросов является сельское хозяйство, на его долю приходится 26,2%. Отходы и промышленные процессы дают соответственно 7% и 4,8%, а выбросы от использования растворителей - 0,1%.

В компонентном составе основным парниковым газом в Беларуси является диоксид углерода (СО2), доля которого в общем объеме выбросов в 2012 году составила в эквиваленте СО2 64,4% (без учета землепользования и лесного хозяйства), далее идет закись азота (N2O) – 18,4% и метан (СН4) – 17,2%.

В отношении исследований в области изменения климата хотелось бы отметить, что в Беларуси ежегодно ведется государственный кадастр парниковых газов, проводятся исследования по прогнозированию выбросов на долгосрочный период в рамках научно-технических программ и проектов международной технической помощи, проводятся систематические наблюдения за климатом, а также исследования в области уязвимости отраслей экономики к изменению климата и адаптации к таким изменениям.

Семен, Витебск
В Беларуси уже 12 лет проходит Республиканский экологический форум. Что нового предложат организаторы в этом году?
Да, проведение ежегодного Республиканского экологического форума стало традиционным и знаковым мероприятием. А в этом году форум меняет свой формат. XIII Республиканский экологический форум пройдет 20 мая 2015 года как научно-практическая конференция, включающая в себя проведение пленарного заседания и секционных мероприятий по темам: "Устойчивое развитие и зеленая экономика", "Вода", "Почвы", "Экологическое образование".

В деловой программе форума представители органов власти, бизнеса, науки, образования, международных организаций и общественности смогут представить для обсуждения свои точки зрения на решение проблем экологической модернизации экономики.

Кроме того, с 19 по 22 мая 2015 года запланировано проведение 1-й международной специализированной выставки "Зеленый дом". На выставке будут продемонстрированы современные технологии в сфере энергосбережения, воздухоочистки, водоочистки, оборудование утилизации отходов, инновационные экологически чистые материалы и другие новейшие технологии по защите окружающей среды и здоровья человека от негативных воздействий.

Пользуясь случаем, приглашаем к диалогу всех, кому не безразлично создание в Беларуси эффективной ресурсо- и энергосберегающей экономики в условиях бережного отношения к природе.
Горелая Татьяна, Лунинец
Помимо Минприроды в Беларуси вопросами экологии занимаются различные общественные организации. Сотрудничает ли с ними министерство? Они могли бы, например, оказать большую помощь в экологическом воспитании школьников и экологическом просвещении, в реализации проектов.
Решение экологических проблем зависит от экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Именно у молодежи должно быть выработано экологическое мировоззрение - сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработке современных технологий, а также твердое убеждение, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

Одной из главных задач Минприроды является организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды. Только экологически подготовленное общество может обеспечить устойчивое развитие государства. Ежегодно мы организовываем и проводим республиканские экологические конкурсы и экологические акции, приуроченные к основным датам международного экологического календаря.

В 2015 году Минприроды запланировало общереспубликанскую добровольную акцию "Неделя леса", которая стартует в апреле. Цель этой акции - сохранение и приумножение лесов республики, привлечение внимания общественности к решению общегосударственных задач в сфере усиления экологической, экономической и социальной роли лесов. В июне совместно с ГАИ МВД и транспортной инспекцией Минтранса пройдет экологическая операция "Чистый воздух". Основные усилия будут направлены на проверку воздухоохранной деятельности автопредприятий и соблюдение нормативов выбросов от транспортных средств в условиях дорожного движения.

Сейчас мы готовимся к участию в глобальной акции "Час земли", которая должна пройти 28 марта. Акция призывает людей изменить ежедневные привычки, экономно расходовать электроэнергию и тепло.
Евгений Иосифович, Гродненская обл.
В январе этого года в нашей стране был запущен проект международной технической помощи "Содействие переходу Республики Беларусь к "зеленой экономике" на 2015-2017 годы", в рамках которого заявлен ряд интересных инициатив (безотходное производство высокоэффективных органических удобрений в Житковичском районе, организация производства офисной бумаги на основе глубокой переработки макулатурного сырья, строительство комплекса по переработке древесных отходов в биотопливо в Бресте, "зеленый" транспорт, "зеленая" карта и т.д.). Расскажите подробнее об этих планах (сроки, эффект, инвестиции). И планируется ли продолжение этого проекта после 2017 года?
Основная цель проекта международной технической помощи "Содействие переходу Республики Беларусь к "зеленой экономике" на 2015-2017 годы" – содействие Беларуси в формировании экономического роста, основанного на "зеленых" принципах, включая экологически устойчивое и экономически целесообразное использование природных ресурсов, продвижение экологически устойчивого производства и потребления, создание "зеленых" рабочих мест.

Проект реализуется Программой развития ООН и включает в себя несколько компонентов, которые, прежде всего, направлены на превращение белорусской экономики в "зеленую" через инвестиции в человеческий капитал, природные богатства и богатства, созданные человеком. Бюджет проекта предоставляется ЕС и составляет 5 млн евро

В рамках одного из компонентов предусмотрено расширение знаний общественности о принципах и идеях "зеленой" экономики, а также работа с местными органами власти по продвижению и стимулированию развития "зеленой" экономики. Мы планируем создать сеть экологических информационных центров на базе Республиканского заказника "Прибужское Полесье" и Республиканского ландшафтного заказника "Свитязянский". Также проектом будет поддержан комплекс мероприятий в области "зеленого" транспорта на территории дворцово-паркового комплекса Радзивиллов в Несвижском районе.

Поддержку получат и местные пилотные "зеленые" инициативы, направленные на расширение экономических возможностей территорий на принципах "зеленого" роста в области управления отходами, водными ресурсами, сохранения биоразнообразия, экотуризма. К примеру, инновационный проект по организации на бумажной фабрике в Борисове производства офисной бумаги из вторичных ресурсов позволит обеспечить переработку ежегодно до 12 тыс.т макулатуры и увеличить производство офисной бумаги без использования целлюлозного сырья на 10 тыс.т в год.

Кроме того, будет создан питомник для искусственного выращивания птиц тетеревиных видов на базе Республиканского ландшафтного заказника "Налибокский". Предполагается создание на базе ПКУП "Коммунальник" в Бресте комплекса по переработке древесных отходов в биотопливо (древесную щепу) и последующего использования полученного биотоплива в котельной. В Житковичском районе на базе ОАО "Житковичихимсервис" предполагается внедрить безотходное производство высокоэффективных органических удобрений, снизить выбросы парниковых газов. Бюджет пилотных инициатив составит более 1,8 млн евро из бюджета проекта.

Не менее значимым компонентом является поддержка природоохранных неправительственных организаций в таких областях, как обращение с отходами, экологический туризм, сохранение биоразнообразия, расширение использования возобновляемых источников энергии. Общий объем финансирования "зеленых" инициатив составит более 1,5 млн евро.

Несмотря на то, что принципы "зеленой" экономики являются относительно новыми для Беларуси, страна уже присоединилась к этому движению и рассматривает такую экономику в качестве важного инструмента обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности. Это закреплено в основных приоритетах и направлениях деятельности государства и общества, отраженных в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Реализация проектов международной технической помощи в данном направлении окажет реальную поддержку усилиям правительства в "озеленении" экономики.

Людмила, Минск
В январе этого года Республиканский гидрометеорологический центр объединен с Республиканским центром по радиационному контролю и мониторингу окружающей среды. С чем это связано? Означает ли это изменение подходов к радиационному контролю и мониторингу окружающей среды?
Создание Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды происходило в контексте общей работы по оптимизации системы государственного управления и сети государственных организаций.

До 2013 года в подчинении Минприроды находились 8 организаций гидрометеорологии: Республиканский гидрометеорологический центр, Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды, Республиканский авиационно-метеорологический центр, а также 5 областных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Все эти организации имели равный статус, подчинялись непосредственно министерству, в связи с чем часто возникали проблемы управленческого, организационного, производственного и методического характера.

Главная причина этих сложностей была в следующем. В работе организаций гидрометеорологии следует выделять три основных направления: гидрометеорологическая деятельность, деятельность по контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды, а также метеорологическое обеспечение гражданской авиации. Координация работы по каждому из этих направлений осуществлялась тремя самостоятельными республиканскими центрами. А вот непосредственным выполнением их директив и предписаний занимались областные центры. Получалось, что в области центр один, а координируют его работу три организации. Именно поэтому и назрела объективная необходимость в централизации управления всей системой гидрометеорологии.

На первом этапе мы присоединили авиационно-метеорологический центр к Республиканскому гидрометеорологическому центру, то есть централизовали и упорядочили работу по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации.

Вторым этапом явилось, собственно, слияние гидрометеорологического центра и центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды. Результат – сокращение расходов бюджетных средств на содержание службы, укрепление профильных подразделений.

На третьем этапе мы планируем выстроить четкую управляемую систему. Сделать мы это хотим путем прямого подчинения областных центров объединенному республиканскому. Соответствующий проект указа Президента Республики Беларусь уже подготовлен и направлен на согласование в органы государственного управления.

Таким образом, благодаря произошедшим преобразованиям нам удастся значительно повысить эффективность работы организаций гидрометеорологии, сэкономив при этом бюджетные деньги.

В 2015 году мы планируем завершить процесс оптимизации системы управления. Важнейшие задачи - расширение сети наблюдений, автоматизация процессов и повышение оправдываемости прогнозов.

Кроме того, предстоит большая работа по дальнейшему развитию системы контроля радиационной обстановки на территории Беларуси. Особенную актуальность это направление приобретает в связи со строительством Белорусской АЭС.

Следует отметить, что гидрометеорологическая деятельность по определению имеет международный характер и не может существовать локально. Поэтому в 2015 году мы продолжим активную работу с нашими партнерами во Всемирной метеорологической организации, с коллегами из Российской Федерации, Польши, стран Балтии и др.
Корр. БЕЛТА
В прошлом году в Беларуси активно занялись проблемой утилизации вышедших из употребления пестицидов и других опасных химических отходов. Предполагалось усовершенствовать национальные системы учета и контроля непригодных пестицидов, обеспечить безопасность их хранения и их экологически безопасное удаление, принять меры по минимизации их воздействия на здоровье человека и окружающую среду, выработать предложения по сокращению их применения. Что удалось уже сделать? Сколько пестицидов еще предстоит утилизировать, и какие меры будут приняты по предотвращению в дальнейшем образования их запасов?
Решением проблемы утилизации непригодных пестицидов в республике Минприроды занимается совместно с другими органами госуправления.

Для решения вопроса централизованного сбора и обезвреживания опасных отходов, в том числе непригодных пестицидов, в н.п. Дубровка Чечерского района ведется строительство комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов - КУП "Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области".

В 2007-2009 годах в республике проведена инвентаризация непригодных пестицидов, организована и обеспечена их переупаковка и экологически безопасное хранение. Ликвидировано два из семи захоронений непригодных пестицидов. В 2007 году было ликвидировано Брестское захоронение непригодных пестицидов (д. Гершоны). Извлечено и вывезено на хранение на комплекс 241,7 т непригодных пестицидов. В 2012 году в рамках реализации международного проекта технической помощи закончена ликвидация Слонимского захоронения.

С 2008 года по настоящее время ведутся работы по ликвидации Петриковского захоронения, где изъято, переупаковано и перевезено на долговременное хранение на комплекс 1787 т непригодных пестицидов, загрязненного грунта и тары.

На объектах захоронения непригодных пестицидов проводится ежегодный мониторинг подземных вод: исследуются пробы воды на содержание пестицидов. Результаты мониторинга показывают, что их содержание в грунтовых водах ниже предельно допустимых концентраций.

Также ведется и ежегодно актуализируется Единая база данных о стойких органических загрязнителях, которая содержит информацию о пестицидах, объектах их размещения и территориях, ими загрязненных.

В настоящее время решается вопрос о приобретении для Комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области оборудования по обезвреживанию опасных отходов. В текущем году планируется в рамках международной технической помощи вывести на обезвреживание за границу 309 т непригодных пестицидов.

Минприроды совместно с офисом Программы развития ООН подготовило и направило на рассмотрение в ГЭФ заявку на финансирование мероприятий по экологически безопасному хранению и обезвреживанию СОЗ в Республике Беларусь на сумму в $8,4 млн. Ожидается, что она будет рассмотрена советом ГЭФ уже в первом полугодии 2015 года.

Завершить ликвидацию захоронений непригодных пестицидов планируется к 2025 году.
Галенчик Елена,
Численность зубров в Беларуси за последние 20 лет увеличилась в 3,3 раза, однако этого недостаточно для создания большой устойчивой популяции. Что сегодня делается для дальнейшего увеличения популяции этого животного? И удалось ли Беларуси, как ожидалось, к концу 2014 года выйти на первое место по численности зубров?
Действительно, численность зубров в Беларуси за последние 20 лет возросла в 3,3 раза (с 344 особей в 1992 году до 1134 особей в 2012 году), и сегодня наша страна занимает второе место в мире (после Польши) по численности зубров беловежской линии.

Для сохранения в республике зубра как биологического вида реализуется План мероприятий по сохранению и рациональному использованию зубров на 2010-2014 годы.

Минприроды совместно с НАН Беларуси подготовлен проект концепции программы Союзного государства "Восстановление зубра в дикой природе" (Дорожная карта для зубра). Проект согласован с Минприроды РФ и направлен на внутригосударственное согласование. Программу предполагается реализовать в течение пяти лет - с 2015 по 2019 год.

Целью программы является создание научных основ и практических предпосылок для формирования оптимального ареала зубра на основе существующих и создаваемых новых полноценных популяций, селекционно-племенной технологии корректировки их генетической гетерогенности, способной обеспечить сохранение зубра как биологического вида в долговременной перспективе.

В результате выполнения программы и внедрения ее разработок Беларусь и Россия получат возможность организации широкого коммерческого использования зубра вначале в виде селекционного изъятия для оздоровления популяций, а после достижения оптимальной плотности – изъятия избыточной части для сохранения высокой продуктивности популяции, что составит 70-80% от годичного прироста.

Принятие эффективных мер по обеспечению сохранения зубра в долгосрочной перспективе будет способствовать повышению международного престижа и формированию позитивного имиджа обеих стран в сфере возрождения едва не исчезнувшего уникального вида животных планеты, послужит развитию экологического туризма и росту привлекательности России и Беларуси для зарубежных гостей и партнеров.

Наталья Рубинчик, Петриков
В этом году выйдет новое издание Красной книги Беларуси. Это значит, что списки редких видов диких животных и дикорастущих растений пересмотрены. Уважаемая Ия Витальевна, можете ли Вы привести примеры исключения того или иного редкого вида из Красной книги в связи с тем, что, находясь под охраной, он достаточно распространился, и исчезновение ему уже не грозит? И есть ли такие виды, которые не удалось сохранить? С другой стороны, насколько расширился перечень охраняемых растений и животных? Спасибо.
Есть такие примеры. Так, с момента выхода в свет третьего издания Красной книги (2004 год) произошло увеличение численности большой белой цапли. Исчезли угрозы для существования популяций ряпушки европейской и большинства беспозвоночных видов, поэтому эти виды диких животных и были исключены из Красной книги.

Область распространения большой белой цапли в последние годы увеличивается за счет широкой послегнездовой экспансии птиц и освоения ими новых мест обитания. В настоящее время вид расселился по всей территории страны, хотя наибольшее число известных мест его гнездования отмечено на территории южных областей (Брестской и Гомельской). К моменту предыдущего издания Красной книги были известны несколько локальных гнездовых поселений лишь на юге страны, а общая численность вида оценивалась в 50-250 гнездовых пар. Сегодня же численность большой белой цапли предположительно оценивается в 2-3 тыс. гнездящихся пар.

В настоящее время в Красную книгу Республики Беларусь включено 202 вида диких животных и 303 вида дикорастущих растений, что на 14 видов больше по диким животным и на 10 – по дикорастущим растениям по сравнению с третьим изданием.

В Красную книгу включены виды, численность которых имеет тенденцию к снижению и отрицательную динамику, либо виды, имеющие единичные известные популяции, попадающие под действие международных договоров Республики Беларусь. Например, гольян озерный, ранее широко распространенный в мелких водоемах бассейнов Днепра и Западного Буга, за последнее десятилетие сократил свое существование. За это время отмечена лишь одна точка его обитания в Брестском районе.

Пополнилась Красная книга и двумя видами отряда рукокрылых – усатой и ушаном серым, попадающих под действие Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных и Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе.

Учеными Национальной академии наук Беларуси в 2013-2014 годах проведен анализ результатов данных мониторинга животного и растительного мира, государственных кадастров животного и растительного мира, научных и иных исследований за последние 10 лет. Результаты этих исследований стали основанием для принятия постановления Минприроды от 9 июня 2014 года №26, которым установлены списки видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь. На основании этих списков и будет подготовлено четвертое издание Красной книги.
Серафимович Марина, Могилев
Какие основные экологические проблемы стоят сегодня перед Беларусью (кроме последствий аварии на ЧАЭС)?
Экология - это трансграничное понятие, и охрана окружающей среды, соответственно, тоже. В Беларуси на сегодняшний день, как и во многих странах, актуален вопрос обращения с отходами. Это наша комплексная задача и мы должны выработать определенную стратегию для того, чтобы как и отходы производства, так и отходы потребления были максимально использованы либо уничтожены. Важным также является вопрос водопользования. В первую очередь мы говорим о качестве потребляемой нами воды, а также сохранении наземных и подземных вод - это принципиальная задача для Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Помимо этого, министерство работает над созданием системы особо охраняемых природных территорий. Мы пытаемся максимально увеличить количество территорий, которые отданы под такой тип земель. Перед нами стоит задача сохранения биоразнообразия. Мы себе поставили амбициозную цель - выйти на первое место по количеству зубров. Но пока нам это не удалось. Беларусь находится на втором месте после Польши.
Ярослав Бекиш, Mинск
Как Министерство природных ресурсов оценивает недавно согласованную новую редакцию НСУР? Поступали ли какие-либо критические замечания со стороны Минприроды? Если да, то какие?
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 года (НСУР-2030) как системообразующий документ заложила основу экологизации экономики, направления эколого-экономических преобразований, ориентиры движения к обществу устойчивого развития.

Национальная стратегия устойчивого развития разрабатывалась Институтом экономики достаточно долго, и, конечно, без участия государственных органов это было бы просто невозможно. На определенном этапе Минприроды достаточно активно принимало участие в доработке НСУР-2030, вносились замечания и предложения как технического, так и концептуального характера, что, по нашему мнению, позволило сменить вектор документа в сторону более комплексной увязки экономического, социального и экологического компонентов и акцента на концепции экологической ("зеленой") экономики в качестве перспективной экономической модели. Это связано с тем, что какие-то цели в развитии экономики, промышленности, энергетики, сельского хозяйства не должны быть в отрыве от тех целей, которые стоят в разделе экологии и охраны окружающей среды. Все должно быть гармонизировано. Экология как раздел - всего лишь конкретные параметры, которые позволяют судить об устойчивом развитии экономики. И комплексная увязка трех компонентов, о которых я сказала, была нашей задачей, и мы рады, что нашли поддержку своей позиции по этому вопросу.
Валентин Гедионович, Заславль
Для Беларуси одной из наиболее актуальных экологических проблем и, соответственно, одним из сдерживающих факторов ее устойчивого развития является деградация земель. Помимо объективных, природных причин, во многом это обусловлено несоблюдением правил рационального использования и охраны земельных ресурсов. Если уже сейчас не принимать конкретные меры по охране почв, внедрению принципов устойчивого землепользования, под угрозой окажется не только агропромышленный комплекс республики, но и в целом жизнь будущих поколений. Известно, что сейчас в Беларуси разрабатывается проект стратегии по борьбе с деградацией земель. Поделитесь, пожалуйста, какие меры будут включены в эту стратегию, когда она будет разработана и что последует за этим?
Что касается вопросов, связанных с деградацией земель, то хотелось бы сказать, что Министерство природы и охраны окружающей среды достаточно активно работает над вопросом сохранения нашего природного потенциала, я имею в виду, земель как природного ресурса. И эффективное управление землепользованием, качество почв является, по нашему мнению, ключевым фактором, определяющим развитие экономики страны в целом, тем более, что в определенной степени мы себя позиционируем, в том числе как аграрная республика. В связи с этим нами проводится активная консультация с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, в том числе и в рамках мелиорирования земель и т.д.

Что касается стратегии по борьбе с деградацией земель, то она еще только принята в работу. Она разрабатывается в рамках совместного проекта ПРООН и Глобального экологического фонда "Поддержка гармонизации Национального плана действий и подготовки отчетности Республики Беларусь в соответствии с положениями Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием". Пока мы еще четко не сформулируем те критические точки, которые мы для себя отметим в качестве целей этой стратегии.

Что касается общих мероприятий, то, конечно же, эта стратегия будет содержать комплекс мер по взаимодействию между различными государственными органами, землепользователями для того, чтобы все те мероприятия, которые мы планируем провести в рамках борьбы с деградацией земель, проходили в тесной взаимоувязке всех заинтересованных в решении данного вопроса. Пока я не назову точный механизм, который будет отражен в стратегии, потому что те рекомендации, которые вырабатываются различными международными органами должны быть соотнесены с нашими экономическими возможностями.

Что касается в целом качества земель, то, конечно же, Минприроды в данном случае является не только карающим, но и стимулирующим органом. Мы сегодня активно проводим различные мероприятия, которые позволяют нам максимально улучшить использование земельного потенциала, который есть у Беларуси. Это и мелиорация земель, и использование торфа, активное использование которого может привести к определенным негативным последствиям, это и вопрос использования различного вида удобрений в сельском хозяйстве, для решения которого мы разрабатываем различные экологические требования к допустимости использования этих удобрений и т.д. Здесь достаточно большой комплекс мероприятий. И, конечно же, нас волнуют общие вопросы землепользования, то есть земельные участки должны использоваться для тех целей, под которые они выделяются, соответственно это один из потенциальных вопросов, который может возникнуть. Это в том числе и усиление административной ответственности. Так, мы планируем уже в нынешнем году предложить правительству наделить Минприроды дополнительными полномочиями в этой части.
Криптопович Роман Александрович, Брест
Назовите, пожалуйста, основные достижения в работе Минприроды за 2014 год и приоритеты на 2015-й.
В прошедшем году в стране сделано немало для формирования благоприятной окружающей среды и повышения эффекта от реализации тех природоохранных мероприятий, на которые тратятся в том числе бюджетные средства. Первое, что важно отметить, - определенные успехи в снижении в 2014 году антропогенной нагрузки на природную среду республики на фоне роста экономики. Мы отмечаем сокращение выбросов парниковых газов на 1,4%. Достижением 2014 года также стало принятие ряда нормативных правовых актов, подзаконных правовых актов, которые определяют требования к субъектам хозяйствования, к другим государственным органам при осуществлении ими своих функций. Так, приняты стратегические документы в области развития системы особо охраняемых природных территорий, научно-технической и инновационной деятельности, регионального изучения недр и ряде других направлений, совершенствовалось законодательство в природоохранной сфере, к примеру, в новой редакции приняты одни из важнейших актов - Водный кодекс и закон "Об охране озонового слоя", подготовлен ряд других проектов.

Гордостью является и международная деятельность. Мы активно позиционируем себя и Республику Беларусь на международной арене. В целом только Министерство природных ресурсов отвечает за 21 международную конвенцию. В 2014 году республика подписала два новых международных договора - Минаматскую конвенцию о ртути и Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам. Это очень важно, и хочу отметить, что, в частности, подписание Минаматской конвенции о ртути произошло в сентябре прошлого года во время визита премьер-министра в Нью-Йорк и для нас это определенный прорыв, потому что мы выступили наравне с другими государствами, в числе которых Россия, многие другие страны Евросоюза, очень озабоченные этим. В целом, если говорить о достижениях, у нас прибавилось количество особо охраняемых природных территорий, в декабре подписано постановление правительства, которое добавило в список девять таких территорий и много другого.

Направление государственной экологической политики в Республике Беларусь в 2015 году будет сохранено и ориентировано на улучшение качества окружающей среды, рациональное использование и охрану ее природных ресурсов, разработку и внедрение в практику зеленых технологий. Понятие зеленых технологий не всегда всеми правильно понимается. Поэтому в 2015 году намечено провести ряд мероприятий, которые и вовлекали бы в первую очередь государственные органы в процесс озеленения нашей экономики, чтобы им разъяснить, что это такое и чего от них хотим. Это очень сложный процесс. Уже с 2015 года реализуем несколько международных проектов, в том числе под эгидой ПРООН и Евросоюза. Два проекта идут параллельно, и мы возлагаем серьезные надежды, что по итогам реализации этих проектов мы сможем хотя бы на уровне нормативного регулирования, на уровне выработанных стимулирующих посылов к развитию и внедрению зеленой экономики доступно для большинства специалистов рассказать, что такое зеленая экономика.

Если говорить подробнее о проектах, то в первую очередь проект Евросоюза, направленный на внедрение механизма зеленой экономики, - "Содействие переходу Республики Беларусь к зеленой экономике на 2015-2017 годы". Запущен в январе 2015 года, реализуется программой развития ООН, офис ПРООН занимается этим вопросом, бюджет предоставлен Евросоюзом и составляет около 5 млн евро, включает достаточно большое количество компонентов, который будут направлены на превращение белорусской экономики в зеленую. Это очень сложный процесс. В первую очередь необходимо четко определить конкретные цели и задачи для каждого отраслевого направления, которые необходимо решить, чтобы можно было сказать, что экономика стала зеленой. Для промышленности свои цели, для сельского хозяйства свои, для энергетики свои. И только в совокупности, когда мы сможем говорить о том, что у нас максимально все отрасли вовлечены в эти принципы зеленой экономики, мы сможем сказать, что экономика Беларуси стала зеленой. И здесь в качестве примера пресловутое обращение с отходами. Когда мы говорим, что нам необходимо максимально вовлекать вторичные ресурсы в оборот, то, конечно, ограничиваться только раздельным сбором мусора мы не сможем. И вряд ли сегодня будет достаточно каких-то образовательных процессов в школе, о том, что нужно стеклянные банки и бутылки собирать в разные пакеты. Нужно в первую очередь прорабатывать экономические стимулы для субъектов хозяйствования собирать и привлекать население финансовыми или экономическими механизмами, чтобы было это интересно и выгодно. Как в советское время сдавали стеклянные бутылки, за это давали деньги. В европейских странах дают талончики, скидки в магазине. Это очень интересно и при спаде экономике, когда мы говорим о том, что наши доходы немного падают, думаю, это бы стимулировало рядового гражданина.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси