Вопросы конференции
Сколько сейчас в Беларуси СМИ, в которых иностранная доля превышает 20%? Какова дальнейшая судьба этих СМИ с учетом недавно принятых поправок?
В Государственном реестре средств массовой информации по состоянию на 1 января 2015 года зарегистрировано 59 печатных средств массовой информации, 2 радиопрограммы и 3 телепрограммы с долей иностранного участия в уставном фонде редакции 20% и более. Эти СМИ будут продолжать свою работу дальше, поскольку изменения в закон не коснутся правоотношений, возникших до его вступления в силу.
Все большую популярность у пользователей сети интернет набирают так называемые сайты-агрегаторы, которые теперь уже не только собирают у себя на страничке все самое "вкусное", но и дополняют это собственным оригинальным контентом. Поправки в закон о СМИ уравняли их с остальными массмедиа в плане ответственности за свои публикации. Расскажите об этом подробнее. Приходилось ли уже применять новые механизмы, предусмотренные в законе?
Закон Беларуси "О средствах массовой информации" распространил свое действие на информационные ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной компьютерной сети интернет, за исключением требований о государственной регистрации.
Соответственно владельцам информационных ресурсов нет необходимости обращаться за какой-либо разрешительной процедурой в Министерство информации. Информационные ресурсы как работали, так и будут продолжать работать. Однако владельцам следует обратить внимание на то, что они обязаны не допускать использования их информационных ресурсов для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям закона о СМИ.
Министерством информации с момента вступления в силу изменений в закон "О средствах массовой информации" проводится мониторинг интернет-сайтов на предмет распространения противоправной информации.
Закон предоставляет трехмесячный срок для вынесения письменного предупреждения.
Необходимо отметить, что граждане очень активно включились в эту работу и в адрес Мининформа каждый день поступают соответствующие обращения.
Соответственно владельцам информационных ресурсов нет необходимости обращаться за какой-либо разрешительной процедурой в Министерство информации. Информационные ресурсы как работали, так и будут продолжать работать. Однако владельцам следует обратить внимание на то, что они обязаны не допускать использования их информационных ресурсов для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям закона о СМИ.
Министерством информации с момента вступления в силу изменений в закон "О средствах массовой информации" проводится мониторинг интернет-сайтов на предмет распространения противоправной информации.
Закон предоставляет трехмесячный срок для вынесения письменного предупреждения.
Необходимо отметить, что граждане очень активно включились в эту работу и в адрес Мининформа каждый день поступают соответствующие обращения.
Вопрос в связи с недавним терактом в редакции еженедельника Charlie-Hebdo во Франции. Безусловно, это варварское преступление, не имеющее оправдания. Но как относиться к весьма своеобразному пониманию свободы слова редакцией французского издания, позволявшей себе публиковать, мягко говоря, оскорбительные карикатуры не только по отношению к мусульманам, но также христианам и т.д.?
Когда убивают людей - это недопустимо. И неважно, какими мотивами руководствовались террористы. Недопустим терроризм. Но я всегда анализирую, что послужило причиной. В 2005-2006 годах одно из белорусских СМИ опубликовало карикатуры на пророка Мухаммеда, и была очень жесткая адекватная реакция государства. Она была непопулярная в определенной среде. Ответственный за такую публикацию понес наказание. Решение суда - три года лишения свободы, которые на практике вылились в три месяца. Это жестко. Но, с другой стороны, государство должно пресекать в самом зародыше проявления экстремизма.
Как и большинство белорусов, я не имела возможности отслеживать творческую деятельность французского еженедельника. Но думаю, что стремление ходить по лезвию ножа там присутствовало. Как показала практика, это закончилось конкретной людской трагедией. Мы скорбим по погибшим, мы против терактов. Но мы все должны думать о том, как отзовется наше слово.
Сейчас мы будем анализировать реакцию отдельных наших средств массовой информации. В знак солидарности определенные СМИ тоже опубликовали карикатуры. А надо ли было? Какие карикатуры? Думаю, должна быть общественная оценка, общественное порицание. Нужно всю власть употребить, чтобы не допускать терроризма в какой бы то ни было стране.
Семь миллионов экземпляров ежедневника в память о погибших - с точки зрения тиража хорошо. Но эти семь миллионов тиража в ком-то тоже разбудят зверя. И это уже плохо. Мое отношение к таким явлениям, как терроризм, как убийство журналистов, резко отрицательное - как у любого нормального гражданина, человека. Но журналисты должны учитывать в своей профессиональной деятельности общественные и государственные интересы. Это тоже моя позиция как гражданина, как человека, как министра.
Как и большинство белорусов, я не имела возможности отслеживать творческую деятельность французского еженедельника. Но думаю, что стремление ходить по лезвию ножа там присутствовало. Как показала практика, это закончилось конкретной людской трагедией. Мы скорбим по погибшим, мы против терактов. Но мы все должны думать о том, как отзовется наше слово.
Сейчас мы будем анализировать реакцию отдельных наших средств массовой информации. В знак солидарности определенные СМИ тоже опубликовали карикатуры. А надо ли было? Какие карикатуры? Думаю, должна быть общественная оценка, общественное порицание. Нужно всю власть употребить, чтобы не допускать терроризма в какой бы то ни было стране.
Семь миллионов экземпляров ежедневника в память о погибших - с точки зрения тиража хорошо. Но эти семь миллионов тиража в ком-то тоже разбудят зверя. И это уже плохо. Мое отношение к таким явлениям, как терроризм, как убийство журналистов, резко отрицательное - как у любого нормального гражданина, человека. Но журналисты должны учитывать в своей профессиональной деятельности общественные и государственные интересы. Это тоже моя позиция как гражданина, как человека, как министра.
В Беларуси создана Республиканская экспертная комиссия по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма. Расскажите, пожалуйста, о первых результатах ее работы.
Я считаю, что система экспертных комиссий по определению в печатной продукции признаков наличия либо отсутствия экстремизма создана в нашей стране очень своевременно. Республиканская экспертная комиссия, которая работает при Министерстве информации, и областные комиссии имеют большое поле деятельности.
Буквально в прошлом году в адрес республиканской комиссии поступила увесистая доля информационной продукции, которая пришла в Беларусь из-за рубежа. В подавляющем большинстве таких материалов мы обнаружили свыше 13 наименований продукции с признаками экстремизма - ее распространение было запрещено. Издания содержали признаки разжигания расовой, национальной, религиозной вражды или розни, пропаганду исключительного превосходства наций, нацистскую символику и атрибутику. На рассмотрении в республиканской и областных комиссиях находится целый ряд таких материалов.
В составе комиссий работают авторитетные и признанные эксперты в различных областях: лингвистики, религиоведения, философии. Необходимость этой работы очевидна. Думаю, что такой общественный, профессиональный инструмент - залог того, что эта работа в нашей стране будет проводиться на надлежащем и эффективном уровне.
Буквально в прошлом году в адрес республиканской комиссии поступила увесистая доля информационной продукции, которая пришла в Беларусь из-за рубежа. В подавляющем большинстве таких материалов мы обнаружили свыше 13 наименований продукции с признаками экстремизма - ее распространение было запрещено. Издания содержали признаки разжигания расовой, национальной, религиозной вражды или розни, пропаганду исключительного превосходства наций, нацистскую символику и атрибутику. На рассмотрении в республиканской и областных комиссиях находится целый ряд таких материалов.
В составе комиссий работают авторитетные и признанные эксперты в различных областях: лингвистики, религиоведения, философии. Необходимость этой работы очевидна. Думаю, что такой общественный, профессиональный инструмент - залог того, что эта работа в нашей стране будет проводиться на надлежащем и эффективном уровне.
Лилия Станиславовна, если на каком-то ресурсе один из пользователей разместил свой комментарий, в котором содержатся неприемлемые нашим законодательством вещи, то кто несет ответственность?
По закону о СМИ ответственность несет владелец сайта. Орган государственного управления, который обязан осуществлять контроль за соблюдением законодательства в данной сфере, будет выносить владельцам ресурсов предупреждение, если в комментариях содержится информация, распространение которой либо запрещено законом, либо наносит вред государственным и общественным интересам, либо содержит недостоверную, оскорбительную информацию. Если на конкретном ресурсе, в конкретном комментарии будет оскорблен конкретный гражданин, то этот человек вправе подать в суд на автора. Одна ответственность не поглощает другую. В настоящее время Министерство информации определяет перечень нормативных правовых актов, которые требуют уточнения после принятия закона о СМИ.
Известно, что в министерство обращаются граждане, сообщая о проявлениях экстремизма в интернете. Как бы вы охарактеризовали тон и русло этих обращений? Можем ли мы на фоне трагедии, которая разыгралась в соседней Украине, говорить о консолидации нашего общества, чтобы не допустить проявлений экстремизма?
Тон обращений - обеспокоенность за процессы, которые наблюдаются на определенных интернет-ресурсах. По мнению заявителей, не всегда редакционная политика определенных ресурсов укладывается не только в рамки законодательства, но и отвечает национальным интересам. Белорусы ценят и любят свою страну. Подавляющее большинство наших граждан не может не сопереживать тем процессам, которые происходят в соседних странах.
Эти обращения в Министерство информации - общественное мнение в пользу нашей страны и необходимости принимать решительные меры по противодействию и недопущению того, чтобы информационное пространство было полем для информационных войн. Обращения связаны не с тем, что где-то кто-то что-то нарушил. В целом граждане анализируют, как тот или иной ресурс подает информацию. Белорусы в своей нравственной основе не приемлют многое из того, что стало своеобразной нормой и укладывается вовсе не в свободу, а в распущенность. Это свободный доступ к наркотическим средствам, всевозможным проявлениям так называемой свободы. Именно поэтому буквально в первые дни наступившего года граждане сообщали в Министерство информации о том, что на определенных интернет-ресурсах, несмотря на вступление в силу закона о СМИ, декрета №6 продолжает распространяться информация, способствующая не только пропаганде наркотических средств, но и их продаже. Сегодня решением Министерства информации уже к пяти таким ресурсам ограничен доступ. Такая слаженная работа говорит о том, что там, где есть необходимость, нужно власть употреблять по полной.
Эти обращения в Министерство информации - общественное мнение в пользу нашей страны и необходимости принимать решительные меры по противодействию и недопущению того, чтобы информационное пространство было полем для информационных войн. Обращения связаны не с тем, что где-то кто-то что-то нарушил. В целом граждане анализируют, как тот или иной ресурс подает информацию. Белорусы в своей нравственной основе не приемлют многое из того, что стало своеобразной нормой и укладывается вовсе не в свободу, а в распущенность. Это свободный доступ к наркотическим средствам, всевозможным проявлениям так называемой свободы. Именно поэтому буквально в первые дни наступившего года граждане сообщали в Министерство информации о том, что на определенных интернет-ресурсах, несмотря на вступление в силу закона о СМИ, декрета №6 продолжает распространяться информация, способствующая не только пропаганде наркотических средств, но и их продаже. Сегодня решением Министерства информации уже к пяти таким ресурсам ограничен доступ. Такая слаженная работа говорит о том, что там, где есть необходимость, нужно власть употреблять по полной.
Если информация размещена на иностранном интернет-ресурсе, не зарегистрированном в доменной зоне BY, но подпадает под действие закона о СМИ, будут ли применяться к этому ресурсу такие меры, как ограничение доступа, вынесение предупреждения и т.д.?
Будут, потому что действие закона о СМИ распространяется на все средства массовой информации, доступные в нашей стране. Это касается и печатных, и электронных ресурсов. Другое дело, какова эффективность этого воздействия и мера необходимости разыскивать конкретного владельца интернет-ресурса, если информация на таком ресурсе не будет идти в разрез с национальными интересами нашей страны. Каждый процесс требует глубокого законодательного анализа, и правоприменительная практика точно также требует глубокого осмысления и применения. И хотела бы отметить, что именно в этом сила национального законодательства о средствах массовой информации. Государство, видя деструктивные проявления, выносит свой вердикт, равно как и те, к кому это относится, имеют право защищать свои интересы в соответствии с законодательством.
Лилия Станиславовна, подскажите, пожалуйста, считаются ли теперь средствами массовой информации форумы и блоги? Если форумы или блоги представляют собой отдельные сайты, а также если форумы или блоги представляют собой части информационных ресурсов. Может ли теперь популярный блогер прийти, к примеру, в суд или аккредитоваться на заседание Палаты представителей, чтобы написать репортаж?
Под закон о СМИ с 1 января 2015 года подпадает продукция средств массовой информации, распространяемая посредством интернет-ресурсов, и их составные части. Значит, все, что несет интернет-ресурс, является продукцией СМИ. Ответственность за содержание контента лежит на владельцах интернет-ресурсов. Закон о СМИ никоим образом не ущемляет свободу в интернете, если ее воспринимать с точки зрения гражданина Республики Беларусь, патриота своей страны.
Средства массовой информации - и печатные, и электронные - давно живут по закону о СМИ. Основы этого закона не изменились с 2008 года, принципы журналистской работы остались прежние (достоверность, объективность, нераспространение информации, содержащей противоправный контент). Тогда же было прописано, что порядок регистрации интернет-СМИ определяется Советом Министров. Кстати, отдельные из ныне действующих ресурсов только создавались в то время, были сайтами компаний. И государство в определенной степени предпринимало попытки разработать порядок регистрации таких СМИ. К этому вопросу отнеслись вдумчиво, не торопясь. Регулирование произошло посредством нового закона.
Да, нельзя зарегистрировать весь интернет, как нельзя объять необъятное. Только в нашей стране 5 млн пользователей Сети, потенциально каждый из них может создавать продукт СМИ. Интернет превратился в мощнейшее средство коммуникации, стал площадкой для непростых информационных процессов. И поэтому мы должны быть ответственны за информацию в интернете. Государство должно иметь рычаг для противодействия деструктивной информации, которая потенциально может наносить вред национальным интересам.
Что касается аккредитации, то хочу сказать, что право подать заявку на аккредитацию у гражданина есть, но есть и право Национального собрания или любого другого органа госуправления рассмотреть эту заявку и принять свое решение.
Средства массовой информации - и печатные, и электронные - давно живут по закону о СМИ. Основы этого закона не изменились с 2008 года, принципы журналистской работы остались прежние (достоверность, объективность, нераспространение информации, содержащей противоправный контент). Тогда же было прописано, что порядок регистрации интернет-СМИ определяется Советом Министров. Кстати, отдельные из ныне действующих ресурсов только создавались в то время, были сайтами компаний. И государство в определенной степени предпринимало попытки разработать порядок регистрации таких СМИ. К этому вопросу отнеслись вдумчиво, не торопясь. Регулирование произошло посредством нового закона.
Да, нельзя зарегистрировать весь интернет, как нельзя объять необъятное. Только в нашей стране 5 млн пользователей Сети, потенциально каждый из них может создавать продукт СМИ. Интернет превратился в мощнейшее средство коммуникации, стал площадкой для непростых информационных процессов. И поэтому мы должны быть ответственны за информацию в интернете. Государство должно иметь рычаг для противодействия деструктивной информации, которая потенциально может наносить вред национальным интересам.
Что касается аккредитации, то хочу сказать, что право подать заявку на аккредитацию у гражданина есть, но есть и право Национального собрания или любого другого органа госуправления рассмотреть эту заявку и принять свое решение.
В обществе ведется активная дискуссия по вопросу борьбы с тунеядством. Например, милиция предлагает ввести административную ответственность за уклонение совершеннолетнего трудоспособного, постоянно проживающего на территории Беларуси гражданина более шести месяцев в течение года от финансирования государственных расходов. А с вашей точки зрения, кого можно отнести к категории тунеядцев, как с ними бороться, и не окажутся ли в их числе так называемые фрилансеры?
Человек в какой-то период жизни может быть фрилансером. Но, по моему убеждению, профессия журналиста - это сопричастность к конкретному средству массовой информации. Кому-то близки взгляды общественно-политической прессы, а кто-то прекрасно чувствует себя в сегменте изданий для досуга. Я не представляю, что всю жизнь можно быть фрилансером. Мне бы не хватало корпоративности, сопричастности, самой среды, общения с коллегами, обмена опытом.
Раньше у каждого средства массовой информации были свои внештатные корреспонденты. От этого издания только выигрывали, потому что и глаз замылится редакционный, и темы не все улавливаются, и не всюду можно доехать.
Я не думаю, что закон о тунеядстве - это угроза для фрилансеров. Если внештатник платит налоги, никаких проблем не будет.
Кроме того, редакции СМИ должны сами позаботиться, чтобы право фрилансера быть журналистом защищалось.
В целом к тунеядству я отношусь отрицательно, как и любой нормальный человек. Каждый человек должен чувствовать свою причастность к стране и к тому, что в этой стране происходит. Любая страна нуждается в крепкой государственной защите правопорядка, в сильном образовании и здравоохранении, в крепкой национальной культуре. Проще сказать "а я буду по своим законам". Но каждый живет в социуме, и надо считаться с этим.
Раньше у каждого средства массовой информации были свои внештатные корреспонденты. От этого издания только выигрывали, потому что и глаз замылится редакционный, и темы не все улавливаются, и не всюду можно доехать.
Я не думаю, что закон о тунеядстве - это угроза для фрилансеров. Если внештатник платит налоги, никаких проблем не будет.
Кроме того, редакции СМИ должны сами позаботиться, чтобы право фрилансера быть журналистом защищалось.
В целом к тунеядству я отношусь отрицательно, как и любой нормальный человек. Каждый человек должен чувствовать свою причастность к стране и к тому, что в этой стране происходит. Любая страна нуждается в крепкой государственной защите правопорядка, в сильном образовании и здравоохранении, в крепкой национальной культуре. Проще сказать "а я буду по своим законам". Но каждый живет в социуме, и надо считаться с этим.
Лилия Станиславовна, вы уже много лет работаете в Министерстве информации и в этой отрасли в целом. А с назначением на пост министра получили своего рода карт-бланш на проведение преобразований. Что для вас является первоочередным на повестке дня, какие проблемы считаете главными для белорусской информационной отрасли?
В белорусской информационной отрасли нет проблем главных и неглавных. Сфера печати и информации динамично развивается. И то, что сегодня информационное пространство является важным слагаемым информационной безопасности страны, налагает на орган государственного управления, все субъекты этой сферы особые требования и ответственность.
Национальное информационное пространство в полной мере должно служить своей стране и своему народу. Если хотите, это называется служением Отечеству. Отсюда и задача создания более действенных механизмов обеспечения конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты общественных и государственных интересов в сфере массовых коммуникаций.
Именно поэтому на первый план в минувшем году были вынесены вопросы совершенствования законодательства в сфере СМИ, создания действенных барьеров по предупреждению деструктивных проявлений в информационной сфере.
Вы знаете, что в минувшем году при министерстве заработала комиссия по определению в печатной продукции признаков наличия/отсутствия экстремизма. В конце года главой государства подписаны изменения и дополнения в закон о СМИ.
Сфера интернета стала подконтрольной государству. За распространяемую информацию надо нести ответственность. И, по понятным причинам, не всем это нравится.
Если говорить о преобразованиях, безусловно, контрольная функция - одна из главных, но не единственная в деятельности Министерства информации.
Вопросы формирования национального информационного, книжного, интернет-пространства, эффективного функционирования издательско-полиграфического комплекса, предприятий "Союзпечать" и книготорговли - также важные направления. В этом плане в 2015 году и на перспективу есть четкая программа действий по эффективной работе отрасли, где успешная экономика предприятий в полной мере будет направлена как на решение задач трудовых коллективов, так и на решение общегосударственных задач.
Национальное информационное пространство в полной мере должно служить своей стране и своему народу. Если хотите, это называется служением Отечеству. Отсюда и задача создания более действенных механизмов обеспечения конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты общественных и государственных интересов в сфере массовых коммуникаций.
Именно поэтому на первый план в минувшем году были вынесены вопросы совершенствования законодательства в сфере СМИ, создания действенных барьеров по предупреждению деструктивных проявлений в информационной сфере.
Вы знаете, что в минувшем году при министерстве заработала комиссия по определению в печатной продукции признаков наличия/отсутствия экстремизма. В конце года главой государства подписаны изменения и дополнения в закон о СМИ.
Сфера интернета стала подконтрольной государству. За распространяемую информацию надо нести ответственность. И, по понятным причинам, не всем это нравится.
Если говорить о преобразованиях, безусловно, контрольная функция - одна из главных, но не единственная в деятельности Министерства информации.
Вопросы формирования национального информационного, книжного, интернет-пространства, эффективного функционирования издательско-полиграфического комплекса, предприятий "Союзпечать" и книготорговли - также важные направления. В этом плане в 2015 году и на перспективу есть четкая программа действий по эффективной работе отрасли, где успешная экономика предприятий в полной мере будет направлена как на решение задач трудовых коллективов, так и на решение общегосударственных задач.
Так сложилось, что государственные СМИ принято называть официальными, а все остальные сами относят себя к категории независимых. По вашему мнению, всегда ли можно поставить знак равенства между понятиями "независимый" и "объективный"? Считаете ли вы оптимальным существующее в Беларуси соотношение государственных и негосударственных СМИ, нужно ли здесь развивать частную инициативу?
Еще классик сказал, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Любая личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Нельзя быть независимым от правды, объективности, нравственности, необходимости служения своей стране и своему народу. О так называемой независимости наиболее истошно кричат те, кто этой независимостью злоупотребляет. Ответственность перед читателем должна быть у любого СМИ. Все белорусские СМИ живут и работают в Беларуси по одним и тем же законам. Владелец лишь формирует редакционную политику. И здесь никто не вмешивается. Но принципы работы в открытом информационном пространстве, будь то белорусском, будь то зарубежном, принципы профессии должны быть святы: общественное мнение - жизненно важный для любого государства ресурс, и формировать его нужно ответственно и нравственно.
Принято считать, что большинство современных войн ведутся даже не с помощью оружия, а на страницах СМИ, в интернете, телеэфире. Цель этих так называемых информационных войн - формирование нужного общественного мнения и настроений жителей того или иного региона или страны, чтобы продвинуть экономические, военные и политические интересы. Насколько в этом смысле крепка отечественная информационная броня?
К сожалению, информационные войны стали реальностью. "Плоды" этих войн самые что ни на есть бесчеловечные. Нельзя оправдать никакие "благие" цели, когда гибнут люди, дети, старики, когда пепелищем становится твой родной дом.
Современные медиа способны сами моделировать политическую реальность, оказывать огромное влияние на формирование нравственных ценностей, идеологических, этических, эстетических установок общества. Их роль в формировании массового сознания огромна. Неограниченность информационных потоков открывает дорогу для манипуляций общественным мнением, деструктивного воздействия на личность, общественные и национальные интересы. И особо подобным действиям способствует глобальная компьютерная сеть интернет, ее стремительно растущая популярность у массового пользователя, ведь зачастую люди склонны доверять так называемым источникам информации, которые на поверку оказываются слухами. Поэтому сегодня для любого государства, претендующего на проведение самостоятельного политического и социально-экономического курса, жизненно необходимо обеспечить национальные приоритеты в формировании и развитии информационного пространства, действенный контроль за исполнением законодательства, регулирующего деятельность субъектов массовой информации.
Белорусское законодательство содержит запреты на распространение информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды и нетерпимости. В случае распространения материалов, запрещенных законодательством, к распространителю могут применяться административные меры, вплоть до аннулирования свидетельства о регистрации СМИ, лицензии на издательскую деятельность, исключения из государственных реестров, что делает их дальнейшую деятельность незаконной.
Для недопущения распространения на территории Беларуси таких материалов, защиты общественных интересов от деструктивных проявлений в информационном пространстве создана система экспертных комиссий в каждой из областей Беларуси. Республиканская экспертная комиссия по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) признаков проявления экстремизма, созданная при Министерстве информации, также выполняет функции экспертной комиссии по Минску.
Современные медиа способны сами моделировать политическую реальность, оказывать огромное влияние на формирование нравственных ценностей, идеологических, этических, эстетических установок общества. Их роль в формировании массового сознания огромна. Неограниченность информационных потоков открывает дорогу для манипуляций общественным мнением, деструктивного воздействия на личность, общественные и национальные интересы. И особо подобным действиям способствует глобальная компьютерная сеть интернет, ее стремительно растущая популярность у массового пользователя, ведь зачастую люди склонны доверять так называемым источникам информации, которые на поверку оказываются слухами. Поэтому сегодня для любого государства, претендующего на проведение самостоятельного политического и социально-экономического курса, жизненно необходимо обеспечить национальные приоритеты в формировании и развитии информационного пространства, действенный контроль за исполнением законодательства, регулирующего деятельность субъектов массовой информации.
Белорусское законодательство содержит запреты на распространение информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды и нетерпимости. В случае распространения материалов, запрещенных законодательством, к распространителю могут применяться административные меры, вплоть до аннулирования свидетельства о регистрации СМИ, лицензии на издательскую деятельность, исключения из государственных реестров, что делает их дальнейшую деятельность незаконной.
Для недопущения распространения на территории Беларуси таких материалов, защиты общественных интересов от деструктивных проявлений в информационном пространстве создана система экспертных комиссий в каждой из областей Беларуси. Республиканская экспертная комиссия по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) признаков проявления экстремизма, созданная при Министерстве информации, также выполняет функции экспертной комиссии по Минску.