Вопросы конференции
А если смотреть стратегически, с перспективой, допустим, 10-летней, на систему налогообложения Беларуси, какие пути развития вы видите относительно работы с физическими и юридическими лицами?
Самая главная цель и страны в целом, и нашей налоговой службы - это избавиться от бумажных носителей информации. Все должно быть в электронном виде. Мне приходилось быть в Сингапуре - стране чрезвычайно высокоразвитой. У них практически 100% населения и юридических лиц общаются с налоговой службой в электронном виде. Конечно, остаются несколько процентов, которые предпочитают личное общение информационным достижениям, но их число незначительно. Поэтому мы должны прийти к тому, чтобы максимальный процент общения был с использованием компьютерных технологий. Это снимает многие вопросы, в том числе коррупционный. Нет личного общения - нет возможностей для появления коррупции.
Также нам хотелось бы, чтобы инвесторы и наши хозяйственные субъекты не испытывали затруднений с интерпретацией налогового законодательства. Сделать его понятным и прозрачным для каждого, закончившего школу. Конечно, это крайне сложная работа. Ведь нужно учитывать и необходимость сохранения стимулов, льгот для различных категорий плательщиков, в первую очередь для бизнеса. А их можно потерять, если пойти по пути чрезмерного упрощения системы. Стимулирование - очень важная функция налоговой политики.
Также нам хотелось бы, чтобы инвесторы и наши хозяйственные субъекты не испытывали затруднений с интерпретацией налогового законодательства. Сделать его понятным и прозрачным для каждого, закончившего школу. Конечно, это крайне сложная работа. Ведь нужно учитывать и необходимость сохранения стимулов, льгот для различных категорий плательщиков, в первую очередь для бизнеса. А их можно потерять, если пойти по пути чрезмерного упрощения системы. Стимулирование - очень важная функция налоговой политики.
В известном международном рейтинге Всемирного банка Doing Business налоговая сфера традиционно притормаживает общий прогресс Беларуси. Почему так происходит и что делается для того, чтобы преломить эту негативную тенденцию?
Над этим вопросом министерство плотно работает уже четыре года и продвинулось, я считаю, неплохо. Но нужно учитывать, что наши результаты в данном рейтинге - это субъективное мнение тех экспертов, которые приезжают к нам в страну, изучают законодательство, проводят анонимные опросы субъектов хозяйствования. Мы даже не знаем, кого и как конкретно они опрашивают, не видим этих анкет. А вот конечный результат зачастую вызывает множество вопросов. Например, это касается их заключения о затрачиваемом в Беларуси времени для того, чтобы подготовить, исчислить, подать в электронном или бумажном виде в налоговые органы декларации и другие расчеты. Они выводили нам нереальную цифру, которая кардинально, в два раза, отличается от наших исследований. Чтобы добиться взаимопонимания по этому вопросу, сдвинуть данный показатель в рейтинге, мы работаем с Всемирным банком, комиссией, которая приезжала, неоднократно проводили с ними видеоконференции.
Что касается величины налоговой нагрузки, то она у нас среднеевропейская, и более того, даже ниже, чем во многих странах Европы, к примеру в Швеции, Германии, Норвегии.
Что касается величины налоговой нагрузки, то она у нас среднеевропейская, и более того, даже ниже, чем во многих странах Европы, к примеру в Швеции, Германии, Норвегии.
Если позволите, хотелось бы воспользоваться случаем и поздравить коллег с профессиональным праздником - Днем работников налоговых органов Беларуси. Здоровья, терпения, профессиональных успехов! Все трудности преодолимы, и мы справимся с теми задачами, которые ставит перед нами и правительство, и глава государства. Особо хочу отметить в этот праздник добросовестных плательщиков, а таких в Беларуси большинство. Добра и счастья, удачи вам, хорошего труда на благо Родины! Обращаюсь и к бизнес-союзам, которые объединяют наших плательщиков, с призывом активнее сотрудничать с налоговыми органами в общей борьбе с лжепредпринимательством.