Вопросы конференции
Ее можно оценить как очень слабую и явно недостаточную. Всего у нас только 3% кандидатов зарегистрированы от политических партий. В то же время, если говорить в целом, то кандидаты в депутаты от партий имеют определенные преимущества по сравнению с кандидатами от трудовых коллективов или выдвинутых методом сбора подписей. Потому что за партийными кандидатами стоят, как правило, политические структуры, программы. Если действия структур наложить на желания электората, то получается, что они работают гораздо эффективнее, чем в случае, когда кандидат выдвинут от 20 человек. Но, к сожалению, я еще раз подчеркиваю, что всего 3% кандидатов от партий.
И сегодня многие говорят, что нужно переходить на пропорциональную систему, но тогда должно быть 100% партийных кандидатов. Где же мы наберем еще 97%, если будет переход на пропорциональную систему или на выборы по партийным спискам? У нас очень слабые политические партии в целом. Всего их 15, а рейтинг даже самой лучшей из них - в пределах социологической ошибки, то есть это плюс-минус 1%. Лучшая партия имеет сегодня рейтинг 1,4%. Рейтинг партий слабый, потому что партии слабые. Могу назвать где-то десяток причин этого, начиная с того, что партия не имеет своего лица. Сегодня, когда читаешь лекцию о политической партии в каком-то вузе, очень трудно объяснить, чем отличаются друг от друга три социал-демократические партии, чем отличаются друг от друга две компартии, хотя одна из них и называется "Справедливый мир". Практически никто не знает, что у нас два белорусских народных фронта, а если еще взять общественное объединение, то их уже три. Вот этот аспект очень важен, когда партия не может четко и ясно сказать, чего она хочет. Второй момент - у партий нет интересных политических идей. Необходимо, чтобы такая идея была. Ее нужно донести до широких народных масс и убедить в правильности идеи. А если наши партии боятся идти в массы, то возникает вопрос: о чем они будут говорить на предстоящих выборах? И еще один пример. Есть такая партия, которой я симпатизирую, - это Аграрная партия. К сожалению, она не выдвинула ни одного кандидата ни в парламент, ни в местные Советы. Что у нашего населения нет проблем? Их достаточно. Государство делает очень многое, чтобы их решать. Если бы политическая партия подставила свое плечо государству, многие проблемы удалось бы решить. Я уже не говорю о лидерах. Они неинтересны. Как правило, когда спрашиваешь о них, проводя исследования, то лидеров всех 15 партий назвать никто не может. Хорошо, если назовут двух-трех. То есть проблем достаточно много.
Мы совсем недавно провели семинар для республиканского общественного объединения "Белая Русь" и показали вот эти проблемы, дали рекомендации, как объединению стать сильной политической партией. Вполне вероятно, что когда-то "Белая Русь" будет партией. Мы готовы работать с каждой политической партией, потому что партия - это основа партиципаторной, и плебисцитарной, представительной демократии. Это крайне важно и нужно. Мы, то есть и Национальная академия наук, и Институт социологии, готовы подставить им свое плечо.
В 2002 году 95% населения было взволновано ростом цен. Но к 2006 году, с улучшением социально-экономического положения в стране, уже только половина белорусов считала проблему цен важной. В конце 2011 года, когда Беларусь столкнулась с кризисными явлениями в экономике, внимание общественного мнения вновь оказалось приковано к ценам - 71,5% респондентов считали эту тему актуальной.
В декабре 2013 года очередной мониторинг показал: сегодня 57,7% респондентов ответили, что озабочены уровнем цен на продукты питания и товары первой необходимости. Данный факт обусловливает актуальность исследования, проведенного Институтом социологии в феврале 2014 года, целью которого было осуществление сравнительного анализа цен на потребительские товары в сетевых магазинах в областных и районных городах Беларуси.
Цены сравнивались в гипермаркетах и магазинах формата "у дома". Среди гипермаркетов социологи проанализировали цены сетей "Алми", "Гиппо", "Евроопт" и "Корона". А в формате магазина "у дома" мониторинг прошел в сетях "Алми", "Виталюр", "Евроопт", "Родная сторона", "Рублевский" и магазинах "Белкоопсоюза" – сеть "Родны кут". Торговые объекты, попавшие в выборку, расположены не только в Минске, но и в Бресте, Бобруйске, Гродно, Гомеле, Могилеве, Борисове, Орше, Мозыре, Витебске и Барановичах.
Выборка товаров, цены на которые сравнивались в различных магазинах, состояла из 1300 самых востребованных у покупателей товарных позиций, которые обеспечивают около 50-60% месячного оборота сетей. Это позволяет сделать вывод, что результаты данного ценового мониторинга характерны и для остальных товаров, не попавших в выборку. Сравнение делалось среди продовольственных и непродовольственных товаров, а также алкогольной продукции.
По данным ценового мониторинга выяснилось, что самые низкие цены в магазинах сети "Евроопт". Поэтому цены в этой сети были взяты за 100%. В итоге среднее превышение цен в конкурирующих сетях относительно цен сети "Евроопт" составило 18% в гипермаркетах и 21,8% в магазинах "у дома". В частности, в гипермаркетах сети "Гиппо" среднее превышение стоимости товаров составило 18,8%, сети "Корона" – 18,5%, сети "Алми" – 17,2%.
Превышение цен на товары в магазинах "у дома" по сети "Родная сторона" составило 24,9%, по сети "Белкоопсоюз" ("Родны кут") – 20,7%, по сети "Алми" – 21,1% и по сети "Виталюр" - 16,2%. Наибольшие цены в магазинах шаговой доступности выявлены в сети "Рублевский", где, по данным мониторинга, стоимость товаров в среднем на 30,4% выше, чем в "Евроопте".
Причем мониторинг показал, что на некоторые группы товаров цены были примерно одинаковые у всех сетей, в том числе и у "Евроопта". Это, в частности, молочные и некоторые виды мясных продуктов. В то же время по другим товарным группам ценовая разница с "Еврооптом" составляла, как правило, от 23% до 40%, а по некоторым товарным позициям и значительно выше.
Таким образом, в сложившейся конкурентной среде магазины сети "Евроопт" уже не первый год сохраняют за собой ценовое преимущество на товары, предлагаемые покупателям, как в гипермаркетах, так и в формате магазинов "у дома". Однако ценовая разница между магазинами сети "Евроопт" и магазинами других сетей уменьшилась по сравнению с результатами мониторингов прошлых лет. На мой взгляд, это результат конкурентной борьбы между торговыми сетями, от которой выигрывают, прежде всего, белорусские покупатели.
Начнем с того, что это очень сложно. Необходимы конкретные идеи, должен быть интересный лидер, вестись постоянная работа. Например, сейчас коэффициент узнаваемости республиканского общественного объединения "Белая Русь" в несколько раз выше, чем любой политической партии. В свое время все знали коммунистов, а нынешнее руководство партии растратило все дивиденды, которые когда-то были, и коэффициент узнаваемости "Белой Руси" намного выше, чем Коммунистической партии Беларуси. Мы не говорим уже о тех партиях, о которых никто никогда не слышал и не знает. Поэтому здесь надо работать, и работать эффективно. Если мы говорим о переходе на выборы по партийным спискам, то там определенное преимущество имеет партия, у которой есть благозвучное звание. Например, белорусская партия "Зеленые" будет иметь какое-то преимущество только из-за названия, но она практически ничего сейчас не делает, и поэтому рейтинг ее крайне низкий. Но еще раз говорю: если постараться, работать и поставить соответствующую задачу - да, такая партия может быть создана, причем создана "снизу". Это значит, что не чиновники будут ее создавать, а простые люди.
В ближайшие, я думаю, 10-15 лет реальной перспективы нет. Например, сейчас, когда происходят события в Украине, когда главная политическая партия страны предала своих лидеров, свой электорат, мне становится страшно, потому что такие политические партии не нужны. Конечно, можно завтра законом, указом или изменениями в Конституции перейти с мажоритарной системы на пропорциональную… Но самое страшное, что в партию пойдут авантюристы, карьеристы, те, кто захочет получить от этого какие-то дивиденды. Мне кажется, в ближайшее время в этом даже нет смысла, если мы хотим, чтобы была сильная избирательная система, пока не будет изменено сознание наших людей. Многие ведь считают, что государство должно все дать, а не политическая партия.
Я был 13 лет депутатом и знаю, что такое белорусский парламент, в чем заключается его работа. Я знаю, что это такое - когда к тебе каждый день приходят избиратели. Люди приезжают к тебе, потому что ты не смог добраться до отдаленного села (я минчанин, но был депутатом по Пуховичскому району). Основываясь на своем богатом опыте, я двумя руками за мажоритарную систему. Но без сильных политических партий трудно дальше решать многие процессы. Я вспоминаю 1995 год. Тогда один чиновник сказал: ну что наша политическая партия - это поза и фраза. Может быть, это так, но позу увидели, фразу услышали. К сожалению, сегодня политические партии не дают ни позы, ни фразы, поэтому люди их просто не знают. Я еще раз говорю: я двумя руками за сильные политические партии. Считаю, что необходимо и политическую культуру развивать, и предпринимать шаги, чтобы партий было больше. Причем глава государства говорил, что необходима политическая партия, которая бы консолидировала народ. Я думаю, что это тоже реально.
Хочу привести пример: депутат из местного совета Пуховического района, а по основному месту работы почтальон, во время исполнения своих непосредственных обязанностей интересовалась проблемами населения и старалась их решить. Ведь депутаты местного собрания могут решить много различных вопросов, например вопросы постройки моста через реку, улучшения снабжения магазина, а также они занимаются воспитанием молодежи.
Хочу в связи с этим сказать, что в Беларуси эффективная идеология. Приведу пример: в США Барак Обама поддерживает однополые браки, в Западной Европе проходят референдумы о разрешении таких браков, а в Беларуси только 1,4% населения поддерживают однополые браки. Это говорит о том, что в целом наше государство, совет депутатов, школа и все общество работают на сохранение морально-нравственных ценностей, которые важны для белорусского народа.
Мы регулярно проводим мониторинг, исследования. После этого мы всегда анализируем, предлагаем конкретные мероприятия и обязательно передаем свои рекомендации органам государственного управления, другим структурам. Сейчас мы, например, работаем напрямую с Министерством образования. В ближайшее время будет заключен договор о сотрудничестве между Институтом социологии НАН и Минобразования. Пять вопросов уже внедрены в научно-технические программы, которые мы разрабатываем у себя, фундаментальные проблемы образования мы решаем. В Министерстве образования достаточно много структур, которые самостоятельно проводят прикладные исследования, а вот в фундаментальных исследованиях мы попробуем помочь.
Начнем с того, что сегодня возникают вопросы по заочному образованию. Мы будем проводить мониторинг, который поставит вопрос, действительно ли должно быть так широко распространено заочное образование в Беларуси. Второй интересный момент - дистанционное обучение. Способен ли человек получить хорошее образование при помощи дистанционного обучения? Кроме того, Министерство образования и нас всех волнует массовое образование. Сегодня подавляющее большинство выпускников приходит в вузы. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, потому что пришло время, когда на многих рабочих местах необходим специалист именно с высшим образованием. В то же время плохо, что в одних и тех же группах учатся очень сильные студенты и студенты с не очень хорошей подготовкой - те, кого 20 лет назад не приняли бы в вуз. Мы будем искать ответы на эти вопросы.
Иногда в сфере образования речь заходит о, казалось бы, простых вещах, но на практике все оказывается не так просто. Например, когда я был депутатом парламента, предлагал, чтобы в вузах читали лекции только кандидаты и доктора наук, профессора и доценты. К сожалению, сегодня так не происходит. Это тоже влияет на качество образования.
В целом у нас не такое плохое образование, как иногда о нем говорят и пишут. Но чтобы сделать его еще лучше, надо решать огромное количество проблем. И я благодарен Министерству образования, которое сделало нам шаг навстречу, потому что фундаментальные исследования только для фундаментальных исследований никому не нужны. Необходимо, чтобы фундаментальные исследования перерастали в прикладные, а прикладные исследования приносили пользу белорусскому государству и обществу.