Вопросы конференции
Оба энергоблока будущей Белорусской АЭС планируется строить одновременно или по очереди?
Сегодня мы ведем подготовительные работы для сооружения обоих энергоблоков одновременно. Поскольку в соответствии с генеральным контрактом первый блок должен вводиться в эксплуатацию в 2018 году, второй - через полтора года, работы будут вестись одновременно с учетом задействования механизмов поставок оборудования. У нас есть соответствующие графики работ, которые определены генеральным контрактом.
Юрий Пустовой: Согласно контрактному графику, мы должны сооружать блоки один по отношению к другому с интервалом в 18 месяцев. Конечно, если есть возможность выполнять какие-то работы с опережением на предварительном этапе, то мы их выполняем для того, чтобы сделать для себя определенный задел. Однако существует график поставки оборудования, он очень точный и напряженный. И несмотря на то, что какая-то подготовительная работа велась под два блока параллельно, наступит этап, когда надо будет дожидаться оборудования, которое идет в графике поставки через 18 месяцев.Есть вопрос, который интересен не только жителям Беларуси - это строительство атомной электростанции. Расскажите немного о ходе работ на площадке. Есть ли отставание от графика, потому что несколько раз называлась некая условная дата. Начало бетонных работ основного периода переносилось. Как ситуация обстоит на сегодняшний день?
Сегодня ход подготовительных работ к сооружению атомной электростанции идет в соответствии с графиком. Мы несколько дней назад провели очередной оперативный штаб, где подробно рассмотрели эти вопросы. Находимся в завершающей стадии по подготовке производственной базы, основные сооружения производственной базы для начала основной массы работ на площадке уже практически подготовлены. Эти работы в полном объеме будут завершены к концу года.
Что касается непосредственно площадки, то на ней также развернуты полномасштабно подготовительные работы в соответствии с законодательством и проектной документацией. Они тоже находятся в достаточно высокой степени готовности, чтобы развернуть работы непосредственно по сооружению основных объектов атомной станции.
Что касается непосредственно площадки, то на ней также развернуты полномасштабно подготовительные работы в соответствии с законодательством и проектной документацией. Они тоже находятся в достаточно высокой степени готовности, чтобы развернуть работы непосредственно по сооружению основных объектов атомной станции.
Много ли новых энергоблоков возводится сегодня в мире? Сколько из них строит "Росатом"?
Сегодня "Росатом" является мировым лидером по сооружению атомных энергоблоков. В настоящее время 31 страна мира эксплуатирует 434 ядерных энергоблока, в стадии строительства находится еще около 70 новых энергоблоков, из которых 29 возводится в Китае, 10 - в России, 7 - в Индии. Что касается Российской Федерации, то сегодня она сооружает блоки в Индии, Китае, Турции, подписаны также контракты на сооружение атомных электростанций во Вьетнаме, Бангладеш. Буквально в ближайшие дни делегация Бангладеш посетит строительную площадку Белорусской АЭС, где познакомится с нашим опытом.
Также БэлАЭС уже посетили коллеги из Вьетнама и Турции. Поэтому я считаю, что с выбором партнера мы не ошиблись. Мы строим референтный блок, это поколение 3+. Российская сторона тщательно взвесила то, что привело к аварии на Фукусиме, и в этот проект внесены соответствующие корректировки. Поэтому мы считаем, что наш проект самый совершенный с точки зрения полноценности комплексного набора активных, пассивных систем безопасности и в целом технологических решений. Он проверен жизнью. Опыт эксплуатации аналогичного энергоблока в Китае показал, что уровень надежности его самый высокий в мире. Поэтому мы сделали правильный выбор. Другая задача - качественно, экономно построить этот энергоблок, над чем мы и работаем сейчас.
Как российская сторона оценивает ход работ на площадке строительства АЭС? Нет ли отставания от графика?
Как руководитель представительства ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" в Беларуси и директор по строительству Белорусской АЭС могу сказать, что российская сторона оценивает ход работ на площадке как удовлетворительное. Отставания от графика на сегодняшний день нет. Планируется, что основные работы на площадке строительства АЭС начнутся в ноябре.
К работе допущены весьма квалифицированные строительные организации, которые выполняют производственные задачи, которые мы перед ними ставим. Все работы идут активно.
К работе допущены весьма квалифицированные строительные организации, которые выполняют производственные задачи, которые мы перед ними ставим. Все работы идут активно.
Когда может появиться в Беларуси информационный центр по атомной энергии? Можно ли будет рядовым гражданам получить там полную информацию о Белорусской АЭС и ядерной энергетике?
На протяжении нескольких лет информационный центр работает в Островце. Его посетили уже более 6 тыс. человек. Сегодня с российской стороной мы работаем над тем, чтобы открыть информационный центр по атомной энергии в Минске. Уже есть соответствующе поручение, определенные договоренности. Думаю, что в следующем, 2014 году, мы создадим на базе учреждения образования "Республиканский центр технического творчества учащихся" такой информационный центр с помощью "Росатома".
Хочу отметить, что отсутствие такого центра в настоящее время вовсе не означает, что мы сегодня закрыты для средств массовой информации, населения - мы всегда готовы предоставить необходимую информацию, если она кого-то интересует. Сегодня очень много желающих посетить площадку атомной электростанции, и мы организуем такие туры как для СМИ, так и для общественных организаций с посещением информационного центра в Островце.
Хочу отметить, что отсутствие такого центра в настоящее время вовсе не означает, что мы сегодня закрыты для средств массовой информации, населения - мы всегда готовы предоставить необходимую информацию, если она кого-то интересует. Сегодня очень много желающих посетить площадку атомной электростанции, и мы организуем такие туры как для СМИ, так и для общественных организаций с посещением информационного центра в Островце.
Кто сейчас контролирует качество работ на площадке строительства будущей АЭС: белорусы, россияне, международные эксперты?
У нас выстроена система контроля качества работ при сооружении Белорусской АЭС. Первое, конечно же, - это наличие специального подразделения у генподрядчика. Есть у нас соответствующий состав сотрудников Дирекции строительства атомной станции, который занимается именно приемкой работ, контролем качества, оформлением соответствующей документации. Кроме этого, в числе регулирующих органов - это наш Госпромнадзор и соответствующий департамент МЧС. Он тоже выполняет периодически плановые проверки за ходом работ. Также включены соответствующие органы госуправления, такие, как Стройнадзор республики и ряд других контролирующих структур.
Хочу сказать, что мы ежемесячно проводим штабы с участием первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, где качество работ постоянно рассматривается. Кроме того, распоряжением премьер-министра создана межведомственная комиссия, которая рассматривает эти вопросы и при необходимости, если есть нестыковки какие-то на межведомственном уровне, принимаются соответствующие решения.
То есть качество контролируют Госпромнадзор, Госатомнадзор, Стройнадзор, Дирекция строительства АЭС, непосредственно генподрядчик, то есть российская сторона, и соответствующие органы Беларуси. Юрий Пустовой: Поясню, как осуществляется контроль за сооружением атомной станции c российской стороны. Естественно, этот процесс многоступенчатый. Вначале мы доводим требование для белорусских компаний, предоставляем им перечень правил и рабочую документацию. То есть первый этап контроля осуществляется самой подрядной организацией.
На втором этапе представительство ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" в Беларуси осуществляет выборочный контроль. Если возникают какие-то вопросы, то мы многократно все перепроверяем.
Третий этап: есть уполномоченная российская организация ОАО "ВПО "Зарубежатомэнергострой", она осуществляет контроль за важными системами и оборудованием, которые поставляются и монтируются на атомной станции. Здесь существует очень серьезная система, согласно которой составляются план контроля, график контроля и план качества. За выполнением каждой позиции в каждом документе очень тщательно следят.
Хочу сказать, что мы ежемесячно проводим штабы с участием первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, где качество работ постоянно рассматривается. Кроме того, распоряжением премьер-министра создана межведомственная комиссия, которая рассматривает эти вопросы и при необходимости, если есть нестыковки какие-то на межведомственном уровне, принимаются соответствующие решения.
То есть качество контролируют Госпромнадзор, Госатомнадзор, Стройнадзор, Дирекция строительства АЭС, непосредственно генподрядчик, то есть российская сторона, и соответствующие органы Беларуси. Юрий Пустовой: Поясню, как осуществляется контроль за сооружением атомной станции c российской стороны. Естественно, этот процесс многоступенчатый. Вначале мы доводим требование для белорусских компаний, предоставляем им перечень правил и рабочую документацию. То есть первый этап контроля осуществляется самой подрядной организацией.
На втором этапе представительство ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" в Беларуси осуществляет выборочный контроль. Если возникают какие-то вопросы, то мы многократно все перепроверяем.
Третий этап: есть уполномоченная российская организация ОАО "ВПО "Зарубежатомэнергострой", она осуществляет контроль за важными системами и оборудованием, которые поставляются и монтируются на атомной станции. Здесь существует очень серьезная система, согласно которой составляются план контроля, график контроля и план качества. За выполнением каждой позиции в каждом документе очень тщательно следят.
Юрий Алексеевич, чья техника сейчас работает на строительной площадке АЭС?
95% техники, которая работает на площадке строительства будущей БелАЭС, - это белорусская техника. Из того, что мы привезли, - несколько единиц оборудования по нарезке арматуры, один башенный кран и уникальный, весьма дорогостоящий 750-тонный кран, который будет осуществлять монтаж особо тяжелого оборудования.
В последнее время на различных уровнях госуправления принято много решений, касающихся будущего энергосистемы Беларуси - скорректирована госпрограмма до 2016 года, ведется работа над новой концепцией энергетической безопасности, готовятся другие программные документы, которые повлияют и на структуру органов управления энергосистемой, и на ее конфигурации, состав. В двух словах, белорусская энергосистема через несколько лет - какой она будет? Что изменится в форме хозяйствования организаций и предприятий энергетики, какие новые виды генерации и источники генерации появятся и будут задействованы?
Энергосистема и Минэнерго в целом работает в рамках государственной программы развития белорусской энергосистемы. В соответствии с поручением главы государства мы ее оптимизировали, постановлением правительства эта оптимизация принята. Она касалась в основном ввода некоторых объектов и других моментов, но мы не изменили качественных показателей, которые были заложены в первоначальную программу. Это касается ее эффективности, то есть мы в соответствии с программой более 1,3 млн.тут должны сэкономить в целом за пятилетку, снизить на 25-30 г удельные расходы топлива на выработку 1 кВт.ч и снизить износ основных фондов до 40%. Эти качественные показатели сохранились, главная цель нашей программы, которую мы реализуем в эту пятилетку, - повышение эффективности работы белорусской энергосистемы. Мы уже ввели за 2011-2012 годы и первое полугодие 2013 года 705 МВт новых генерирующих и высокоэффективных мощностей, всего в планах до конца пятилетки ввести 1871 МВт. При этом будут выводиться старые мощности, которые морально и физически изношены. Хоть они и находятся в рабочем состоянии, но они не эффективны ввиду своих технических параметров, так как потребляют много топлива на выработку кВт.ч. Мы оптимизировали состав выводимых мощностей с учетом планируемого ввода первого энергоблока, для того чтобы обеспечить резервирование в случае отказов энергоблока или при необходимости остановок первого и второго энергоблока атомной электростанции.
Что касается будущего энергосистемы, хочу сказать, что сегодня энергосистема хоть и является многофункциональной структурой, но вместе она технологически сложная, поэтому, занимаясь совершенствованием ее структуры управления, мы постарались не навредить. Подходы, которые сегодня закладывали в программу, - это в первую очередь разделение энергопроизводства по видам деятельности: производство и передача, воспроизведение и сбыт электрической и тепловой энергии. Это позволит нам обеспечить прозрачность затрат по видам деятельности и, конечно, в перспективе обеспечить конкурентность, потому что конечная цель этой реформации - создание оптового рынка. И это связано не только с потребностью внутри страны, это снижение затрат с теми международными обязательствами, которые взяла на себя Беларусь, участвуя в создании общего рынка.
Мы предполагаем передать в прямое подчинение "Белэнерго" 12 электрических станций высокого давления. Это будет способствовать централизации финансов на развитие этих объектов, повышению эффективности использования этих финансов путем определения приоритетных направлений развития каждой станции. Вторым этапом рассматриваем создание передающей компании, это будет государственная компания. Это общемировая практика для прозрачности затрат на передачу электрической энергии. Такие же процессы происходят в странах СНГ, многие уже опережают нас в этом плане.
Все эти преобразования также будут способствовать созданию более благоприятных условий для привлечения внешних прямых инвестиций в отечественную энергетику и диверсификации поставок энергии и энергоресурсов в Беларусь.
Также одним из пунктов в наших планах является реструктуризация органов системы Энергонадзора. Сегодня Энергонадзор осуществляет надзор не только за работой энергосистемы, а в первую очередь за технической эксплуатацией электроустановок у потребителей. Он находится в подчинении областных энергосистем, а мы считаем, что надо создать отдельную независимую структуру в составе Минэнерго. Это повысит качество работы этой структуры. Это тоже мировая практика.
Это коренные преобразования, основная их задача - обеспечить надежность работы белорусской энергосистемы и ее управляемость, потому что это одна из ключевых отраслей народного хозяйства.
Что касается будущего энергосистемы, хочу сказать, что сегодня энергосистема хоть и является многофункциональной структурой, но вместе она технологически сложная, поэтому, занимаясь совершенствованием ее структуры управления, мы постарались не навредить. Подходы, которые сегодня закладывали в программу, - это в первую очередь разделение энергопроизводства по видам деятельности: производство и передача, воспроизведение и сбыт электрической и тепловой энергии. Это позволит нам обеспечить прозрачность затрат по видам деятельности и, конечно, в перспективе обеспечить конкурентность, потому что конечная цель этой реформации - создание оптового рынка. И это связано не только с потребностью внутри страны, это снижение затрат с теми международными обязательствами, которые взяла на себя Беларусь, участвуя в создании общего рынка.
Мы предполагаем передать в прямое подчинение "Белэнерго" 12 электрических станций высокого давления. Это будет способствовать централизации финансов на развитие этих объектов, повышению эффективности использования этих финансов путем определения приоритетных направлений развития каждой станции. Вторым этапом рассматриваем создание передающей компании, это будет государственная компания. Это общемировая практика для прозрачности затрат на передачу электрической энергии. Такие же процессы происходят в странах СНГ, многие уже опережают нас в этом плане.
Все эти преобразования также будут способствовать созданию более благоприятных условий для привлечения внешних прямых инвестиций в отечественную энергетику и диверсификации поставок энергии и энергоресурсов в Беларусь.
Также одним из пунктов в наших планах является реструктуризация органов системы Энергонадзора. Сегодня Энергонадзор осуществляет надзор не только за работой энергосистемы, а в первую очередь за технической эксплуатацией электроустановок у потребителей. Он находится в подчинении областных энергосистем, а мы считаем, что надо создать отдельную независимую структуру в составе Минэнерго. Это повысит качество работы этой структуры. Это тоже мировая практика.
Это коренные преобразования, основная их задача - обеспечить надежность работы белорусской энергосистемы и ее управляемость, потому что это одна из ключевых отраслей народного хозяйства.
Скоро ли в Беларуси появится рынок электроэнергии?
В Беларуси уже есть элементы рынка электроэнергии. Сегодня наряду с государственными энергоисточниками довольно много - более 600 МВт - энергоисточников находятся в другом подчинении, и мы покупаем эту электроэнергию по определенным правилам. Однако в полном понимании внутренний рынок электроэнергии заработает только после определенных структурных преобразований и создания соответствующих экономических условий. К тому же у Беларуси есть определенные международные обязательства - в рамках СНГ, Евразийской экономической комиссии.
Очень интересует, какие изменения будут происходить с тарифами на электроэнергию и тепло? Удастся ли, по вашему мнению, уйти от перекрестного субсидирования в 2014 году?
Мы плотно занимаемся этим вопросом совместно с Министерством экономики. Также вопросы по совершенствованию тарифной политики неоднократно рассматривались в правительстве. Сейчас в Министерстве энергетики готовится ряд нормативных документов до данному вопросу.
Одним из ключевых моментов является наличие сегодня перекрестного субсидирования, когда на реальный сектор экономики ложится часть затрат на выработку электрической и тепловой энергии, которые не в полной мере компенсируются населением. Надо сказать, это больной вопрос. Стратегия ликвидации перекрестного субсидирования заложена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, и к концу 2015 года мы должны выйти на уровень возмещения этих затрат населением до 60%. Также к 2015 году планируется полное покрытие населением экономически обоснованных затрат на электроэнергию и газ для приготовления пищи. Это станет одним из стимулов экономии топливно-энергетических ресурсов, потому что когда дешево - это не экономится. С ликвидацией перекрестного субсидирования будет снижаться нагрузка на реальный сектор экономики, что будет способствовать повышению конкурентоспособости продукции белорусских предприятий. Т. е. сейчас ведется работа по снижению тарифной нагрузки для реального сектора экономики. Однако все это надо увязывать и с реальными доходами населения.
Одним из ключевых моментов является наличие сегодня перекрестного субсидирования, когда на реальный сектор экономики ложится часть затрат на выработку электрической и тепловой энергии, которые не в полной мере компенсируются населением. Надо сказать, это больной вопрос. Стратегия ликвидации перекрестного субсидирования заложена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, и к концу 2015 года мы должны выйти на уровень возмещения этих затрат населением до 60%. Также к 2015 году планируется полное покрытие населением экономически обоснованных затрат на электроэнергию и газ для приготовления пищи. Это станет одним из стимулов экономии топливно-энергетических ресурсов, потому что когда дешево - это не экономится. С ликвидацией перекрестного субсидирования будет снижаться нагрузка на реальный сектор экономики, что будет способствовать повышению конкурентоспособости продукции белорусских предприятий. Т. е. сейчас ведется работа по снижению тарифной нагрузки для реального сектора экономики. Однако все это надо увязывать и с реальными доходами населения.
Будет ли действительно дешевле обходиться для населения электроэнергия после ввода в эксплуатацию БелАЭС?
До конца пятилетки поставлена задача установить такие тарифы, чтобы население полностью оплачивало стоимость потребляемой электроэнергии. Ввод в эксплуатацию БелАЭС на фоне существующей динамики цен на внешние энергоносители позволит сдержать рост тарифов. Связано это с тем, что сегодня во всем мире на атомных электростанциях вырабатывается самая дешевая энергия. По предварительным оценкам, атомная станция будет вырабатывать около 27-30% потребляемой в республике энергии.
Кроме того, способствовать сдерживанию роста тарифов будет и та работа, которая сейчас проводится в части модернизации основной части энергетической системы страны, а также деятельность по внедрению местных и возобновляемых источников энергии.
Кроме того, способствовать сдерживанию роста тарифов будет и та работа, которая сейчас проводится в части модернизации основной части энергетической системы страны, а также деятельность по внедрению местных и возобновляемых источников энергии.
Зачем нужен контроль со стороны общественных организаций за строительством АЭС и других крупных объектов энергетики в Беларуси? Могут ли экологи и госорганы сотрудничать конструктивно?
Ответ содержится в вопросе: сотрудничество должно быть конструктивным, а не голословным. Мы всегда прислушиваемся к мнению общественных организаций в том случае, если это мнение аргументированное. В этом случае стараемся дать необходимую информацию и ответить на поступающие к нам вопросы. К настоящему времени проект БелАЭС прошел экспертизу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. По расчетам, выполненным специалистами НАН Беларуси, в процессе эксплуатации АЭС позволит снизить годовой объем выбросов на 7-10 млн.т. Это значительный вклад в копилку охраны окружающей среды Беларуси.