ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Олег Самсонов, Кировск
Какие важные документы были разработаны и приняты за время председательства Беларуси в СНГ?
На этапе белорусского председательства в Содружестве заключено более 10 международных соглашений. Среди них хотелось бы выделить Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников Содружества, поскольку Беларусь одним из приоритетов своего председательства выбрала развитие в СНГ "зеленых" технологий.  Соглашение было подписано в Минске в мае 2013 года главами правительств стран СНГ.
 
Документ имеет большое значение. В Содружестве осознают  необходимость согласованных действий и развития межгосударственных отношений в создании правовых основ охраны окружающей среды и природопользования. Важно также проводить скоординированные исследования в области экологии, как фундаментального, так и прикладного характера. Соглашение предусматривает, что страны-участницы будут согласованно  разрабатывать и реализовывать межгосударственные программы и проекты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
 
Особое внимание уделяется редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных и растений. Планируется разрабатывать общие подходы и проводить согласованные мероприятия по их восстановлению. В соответствии с соглашением страны СНГ договорились обмениваться информацией о состоянии окружающей среды. Для его реализации создается Межгосударственный экологический совет стран Содружества.
 
Несомненно, важным событием для Содружества в этом году стало присоединение к зоне свободной торговли Узбекистана. Соответствующий протокол был подписан в Минске. Узбекистан стал девятым членом зоны свободной торговли.
 
За время белорусского председательства договорная база СНГ пополнилась документами, касающимися самых разных сфер, в том числе профилактики и тушения природных пожаров на приграничных территориях государств Содружества, координации межгосударственных отношений в использовании атомной энергии в мирных целях. Ряд важных соглашений принят в сфере сельского хозяйства, образования.
 
Еще два соглашения планируется рассмотреть на заседании Совета глав государств 25 октября в Минске и пять  - на заседании Совета глав правительств СНГ 20 ноября в Санкт-Петербурге. В их числе - соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ, о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности, об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции.
Андрей, П., Минск
Союзное государство Беларуси и России является наиболее сильным интеграционным объединением в Содружестве. Остальные страны, по сути, подтягиваются за ним. Насколько может быть полезен опыт, накопленный в Союзном государстве, для развития взаимодействия между странами СНГ, их регионами.
Укрепление добрососедских отношений - один из приоритетов председательства Беларуси в СНГ в 2013 году. Сейчас идет подготовка проекта плана мероприятий в области приграничного сотрудничества на 2014-2015 годы. Беларусь принимает в этом активное участие. Проект плана формируется на основе предложений белорусской стороны.

Конечно же, опыт, накопленный в Союзном государстве, может быть весьма полезен для развития межрегионального взаимодействия в СНГ. Большой интерес представляет, например, опыт подготовки и реализации союзных программ в наукоемких и высокотехнологичных сферах.

В Содружестве такое сотрудничество пока остается на уровне совместных программ без  общего финансирования. То есть деньги на их реализацию идут из бюджетов отраслевых ведомств заинтересованного государства. В какой-то мере это сдерживает развитие сотрудничества, особенно в реализации инновационных проектов. Между тем они имеют особое значение для модернизации экономик стран СНГ, обеспечения конкурентоспособности их производств, товаров и услуг на мировых рынках.

В то же время в СНГ предпринимаются определенные шаги для того, чтобы повысить уровень взаимодействия, в том числе на межрегиональном уровне. Так, в  2008 году была принята Конвенция о приграничном сотрудничестве. В ее рамках Беларусь и Россия, например, организуют мониторинг окружающей среды, разрабатывают программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводят учения по ликвидации трансграничных ЧС. Также налажено активное сотрудничество между органами внутренних дел приграничных регионов Беларуси, России и Украины. Правоохранители проводят комплекс мероприятий по противодействию незаконному обороту спирта, алкогольной и табачной продукции, по выявлению иностранных граждан, незаконно находящихся на территории государств, принимают меры по предупреждению с их стороны преступлений и правонарушений, а также по установлению каналов незаконной миграции.
 
Эффективное сотрудничество налажено в здравоохранении. В СНГ создан координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств - участников Содружества от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. В совет из стран СНГ поступает информация  об эпидемиологическом надзоре за карантинными и другими опасными инфекционными болезнями и о контроле за потенциально опасными для здоровья населения товарами и грузами. Обобщенные данные направляются заинтересованным специалистам для использования в работе. Ежемесячно со странами СНГ осуществляется информационный обмен данными государственного статистического наблюдения об инфекционной заболеваемости населения.

Активно сотрудничают ученые стран СНГ. Так, Институт биофизики и клеточной инженерии, Институт физиологии, Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси успешно осуществляют ряд совместных научных проектов с российской и украинской стороной. Если говорить о конкретных проектах, то, например, специалисты Института экспериментальной ботаники участвовали в создании трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Освея - Красный Бор - Себежский" (Верхнедвинский, Россонский районы Витебской области Беларуси, Псковская область России). На этих объектах создана система комплексного мониторинга экосистем.

На постоянной основе проводятся различные международные научно-практические конференции, семинары с российскими и украинскими коллегами, обучающие семинары для студентов, совместно издаются книги и коллективные монографии.
25 октября в Минске планируется проведение ключевого мероприятия в рамках белорусского председательства в Содружестве - заседания высшего уставного органа СНГ - Совета глав государств. Это 41-е по счету заседание глав государств в формате СГГ и 10-е заседание, проходящее в Беларуси. Минск ждет высоких гостей и готов к радушному приему делегаций. В соответствии с проектом повестки заседания предполагается обсуждение главами делегаций 17 проектов документов, о некоторых я расскажу. В их числе документы, посвященные приближению особой даты - 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; объявление 2015 года годом ветеранов Великой Отечественной войны; проект решения о единых юбилейных наградах, учрежденных к 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Проект решения предусматривает утверждение Статута и описания единого Почетного ордена "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и положения о единой юбилейной медали "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Ряд документов посвящен вопросам безопасности государств Содружества и их граждан. Это прежде всего проекты межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 годы, в борьбе с терроризмом, в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и в борьбе с торговлей людьми на 2014-2018 годы. К этому же блоку вопросов можно отнести и вопрос о концепции сотрудничества государств СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, а также соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Сегодня эта тема особенно актуальна, и я полагаю, что концепция позволит согласовать действия государств - участников СНГ по борьбе с преступлениями в этой сфере. Конечно же, будет рассмотрен вопрос о председательстве и сопредседательстве в Содружестве в 2014 году. Кроме ключевого заседания Совета глав государств на площадке Содружества в Минске планируется провести заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 24 октября и заседание СМИД СНГ в преддверии саммита глав государств.

Александра Агеева
Несмотря на то, что Грузия официально не является участником Содружества, она активно принимает участие в различных мероприятиях, проводимых в СНГ, присоединяется к соглашениям, которые работают в Содружестве. Как вы считаете, может ли в перспективе Грузия вернуться в СНГ и на каких условиях?
Участие любого государства в международной организации, в том числе в СНГ, это прерогатива и воля самого государства. Мы не вправе решать за государства. Несмотря на то, что Грузия вышла из состава Содружества Независимых Государств, сегодня по факту она принимает участие в работе по 34 документам, которые действуют в СНГ. Кроме этого, на территории Грузии работает филиал межгосударственной телерадиокомпании "Мир", который вещает на все государства Содружества. И наконец, СНГ как открытая международная региональная организация не ставит каких-то препятствий по ее участникам. Все вопросы решаются в соответствии с волей народа того государства, которое рассматривает вопрос об участии, а также с учетом устава самого Содружества, который определяет порядок участия, обязательства, которые берет на себя государство, преимущества, которое оно получает при развитии взаимодействия и сотрудничества с другими участниками Содружества. Никаких других условий не стоит.
Корр. БЕЛТА
В 2013 году в СНГ председательствует Беларусь. За это время было организовано и проведено около 70 мероприятий в различных сферах. Расскажите о наиболее значимых и интересных из них.

Действительно, этот год в Содружестве проходит в напряженном динамичном ритме. Не буду перечислять все организованные мероприятия, но на некоторых из них стоит остановиться. Так, проведен ряд важных заседаний органов СНГ - Совет глав правительств (31 мая в Минске), три заседания Экономического совета, заседание Совета министров иностранных дел, 60 заседаний отраслевых органов Содружества, из них более 10 - в Минске. В этой части из огромного спектра важных принятых решений, чтобы подчеркнуть их значимость для граждан государств Содружества, хотел бы отметить только одно соглашение - о взаимном признании документов о высшем образовании. Практическая реализация данного документа имеет огромное значение для развития рынка труда и расширения рынка образовательных услуг. Как известно, только в 2012/2013 учебном году и только в Беларуси на дневной форме обучались около 8,8 тыс. человек из 10 государств - участников СНГ. Признание документов о полученном образовании в других государствах Содружества, конечно же, будет способствовать расширению рынка образовательных услуг, будет легче трудоустроиться, получив соответствующий документ об образовании, в другом государстве СНГ. Как правило, международные соглашения, подписанные в рамках Содружества, проходят еще и внутригосударственную процедуру. Надеемся, что в течение года все необходимые условия будут выполнены и документ вступит в силу.

Кроме того, были проведены значимые мероприятия в русле развития добрососедства и углубления взаимопонимания в человеческом измерении. Это, прежде всего, VIII Международный форум творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ в Минске, в котором приняли активное участие делегации всех государств Содружества; мероприятия по программе культурной столицы СНГ, которой в нынешнем году является Могилеве. Это и недельный ознакомительный тур для представителей административно-территориальных единиц государств Содружества для изучения опыта деятельности еврорегионов "Неман" и "Озерный край". Делегация посетила Минск, Поставы, Полоцк, Витебск, ознакомилась с опытом Беларуси по реализации приграничного сотрудничества с нашими соседними странами - странами Балтии, Польшей, а также регионами Российской Федерации. Состоявшийся по итогам обмен мнениями показал, что участникам тура был интересен опыт Беларуси в решении вопросов регионального приграничного сотрудничества.

Была также организована международная конференция по ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведено совместное учение "Запад-2013". Были организованы и весомые мероприятия в экологической сфере, сфере расширения доступности экологически чистых зеленых технологий.

Николай Богданович
После произошедших в Московском районе Западное Бирюлево погромов активно обсуждается идея введения визового режима между Россией и странами Содружества. Что вы об этом думаете?
Создание условий для свободного перемещения граждан государств Содружества, на мой взгляд, является одним из важнейших достижений в СНГ в целом. Как показывает жизнь и мировая практика, эту свободу перемещения нужно уметь ценить. И что особенно важно - нужно уметь ею пользоваться, уметь распорядиться как принимающей стороне, так и приезжающим гостям, которые, несомненно, должны уважать традиции, порядок и правовые нормы поведения в стране пребывания. Этот тезис относится не только к государствам СНГ, это международная практика, и эту практику нужно выполнять. Что касается перспектив визового режима, то хотел бы отметить, что в СНГ такой вопрос не инициировался и не обсуждался, на повестке дня он сегодня не стоит. Более того, есть общеизвестное мнение Президента России по этому вопросу, которое подтверждает такую позицию.

Введение виз - это не выход из ситуации. И, как правило, ужесточение визового режима - это шаг назад по сравнению с теми достижениями, которые уже имеются. Нужны другие меры, другие действия, с разумным использованием тех свобод, которые имеются на сегодняшний день по взаимному перемещению граждан. В частности это касается и вопросов трудовой миграции. К тому же соответствующим мерам по борьбе с незаконной миграцией в СНГ уделяется повышенное внимание. Действительно, это очень значимый и серьезный вопрос. Мы имеем соответствующие компетентные органы, которые работают в данном направлении. Налажено взаимодействие не только в рамках государств - членов СНГ, но также и с международными организациями, поскольку борьба с незаконной миграцией актуальна на сегодняшний день во всем мире и ей уделяется очень серьезное внимание.

Шапетько Евгений Андреевич
Расскажите о том, что планировалось осуществить за время председательства Беларуси в СНГ, что мы не успели сделать и по каким причинам?
Председательство в Содружестве осуществляется, прежде всего, с учетом принципа преемственности в реализации стратегических направлений сотрудничества в СНГ в соответствии с концепцией, которую приняли главы государств, и в соответствии со стратегиями экономического развития, развития сотрудничества в гуманитарной сфере, сфере безопасности и так далее. Конечно же, хотелось бы сделать по многим из этих направлений значительно больше.

Что касается девиза белорусского председательства в СНГ в 2013 году, то задачи, которые были поставлены изначально, об углублении добрососедства и взаимопонимания как на приграничном, так и на межгосударственном уровне, конечно, многомерны и многочисленны. В этой части нам удалось провести недельный ознакомительный тур для представителей административно-территориальных единиц стран Содружества для изучения опыта деятельности еврорегионов "Неман" и "Озерный край", организовать конференции, провести заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству. Это поле достаточно глубокое, и работы в этом направлении предстоит сделать еще очень много. Мы открыты для сотрудничества в этом направлении, и работа продолжится с учетом принципа преемственности в СНГ.
Вересова Виталина
Не могли бы вы дать оценку интеграционным процессам, происходящим на постсоветском пространстве? Вероятно, наиболее характерной для государств на пространстве Содружества является разноскоростная интеграция на разных уровнях. В чем, по вашему мнению, плюсы и минусы такой интеграции?
Вопрос очень актуальный и очень значимый. Как отметил Президент Беларуси, заслуга Содружества и в том, что из его недр вызревали такие интеграционные объединения, как Союз России и Беларуси, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Организация договора о коллективной безопасности. Создание этих структур на поле СНГ обусловлено, прежде всего, конкретными интересами отдельных государств Содружества и их готовностью к взаимодействию и сотрудничеству в более продвинутых форматах. Поэтому можно утверждать, что реализация принципов разноуровневой и разноскоростной интеграции является и достоинством СНГ, и его плюсом, и это подтверждается практикой развития интеграционных процессов в мире.

Те государства, которые имеют свой интерес, более тесно взаимодействуют по конкретным направлениям, они имеют возможность практически реализовать этот интерес, договорившись на взаимоуважительных началах, как находить механизмы сочетания взаимных интересов во благо народов всех участвующих сторон. Я считаю серьезным плюсом, что в СНГ такая возможность имеется. Кроме того, появляется и здоровая конкуренция.
Николай Волков
Девизом своего председательства в Содружестве Беларусь определила "Интеграцию во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экологического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических "зеленых" технологий, расширение диалога культур". Насколько полно удалось решить поставленные задачи в соответствии с этим девизом?

Задачи белорусского председательства ориентированы на важнейшие ценности развития Содружества на данном этапе. Их суть в том, чтобы дать дополнительный импульс развитию взаимодействия в этих сферах, и такой импульс дан в формате соответствующих мероприятий. Так, принято Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, которое будет содействовать развитию нашего взаимодействия в вопросах экологии, разработки и внедрения так называемых зеленых технологий. Также прошла международная выставка-конференция "Человек, экология, экопродукция и технологии", был организован XI Республиканский экологический форум, международный круглый стол в Национальной академии наук Беларуси, посвященный доступности экологически чистых зеленых технологий в энергетике, использованию возобновляемых источников энергии. Десятки аналогичных мероприятий прошли во многих государствах Содружества. Хотелось бы отметить некоторые конкретные предложения, которые внесла НАН Беларуси для развития сотрудничества в инновационной сфере. Среди них предложения по использованию биотехнологий, которые соответствуют 5-му и 6-му технологическим укладам в птицеводческой и животноводческой отраслях; разработки, ориентированные на создание объектов малой зеленой энергетики с использованием возобновляемых источников энергии и местных сырьевых ресурсов; предложения по организации производства энергоэффективных импортозамещающих светодиодных осветительных устройств и систем, органических светодиодов. Здесь следует отметить, что вопрос о концепции сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии и плане первоочередных мероприятий по ее реализации включен в повестку очередного заседания Совета глав правительств СНГ, которое, как планируется, пройдет 20 ноября в Санкт-Петербурге. То есть серьезные наработки в Содружестве в этом направлении есть, они доведены до уровня готовности в соответствующих документах, и Совет глав правительств их рассмотрит.

Михаил Бабушкин
Как вы думаете, не утратят ли актуальность в связи с планируемым созданием Евразийского экономического союза прежние интеграционные образования на пространстве СНГ?
Если речь идет о среднесрочной перспективе, то планируемое создание Евразийского экономического союза - реальная среднесрочная перспектива развития интеграционных процессов на пространстве СНГ. Когда она станет воплотившейся реальностью, когда Евразийский экономический союз будет создан и заработает, это, конечно, окажет влияние на другие интеграционные образования на поле СНГ. Это придется учитывать. Я думаю, что в основном это будет позитивное влияние для государств и народов Содружества. Если какие-то образования придется трансформировать или корректировать, для государств это будет благом, показателем развития.
Леонид Мишур
Считается, что интеграция на постсоветском пространстве развивается успешно и эффективно. В то же время между отдельными странами происходят разного рода конфликты как политического, так и экономического характера. Почему они происходят и как это отражается на интеграции?
Сотрудничество не значит отсутствие каких-то недоразумений и конфликтов. Как и в любой семье, даже самой дружной, время от времени случаются определенные трения.

Говоря об организации, сотрудничестве на пространстве Содружества, я бы сослался на известную поговорку: дипломатия - это искусство возможного. Развитие интеграционных процессов в мире и СНГ - тернистый путь поиска взаимоприемлемых и взаимовыгодных механизмов взаимодействия с учетом конкретной, в том числе экономической, заинтересованности сторон в развитии своих экономик во взаимодействии с другими государствами и межгосударственными организациями. Без притирки здесь сложно обойтись. Хочется, чтобы возможных недоразумений, которые, несомненно, носят временный характер, было как можно меньше. Но это естественный и закономерный рабочий процесс поиска взаимоприемлемых решений в ходе развития интеграционных процессов. Надеюсь, чем дальше мы будем продвигаться по пути интеграции, тем таких притирок, недоразумений будет меньше.
Алена Левицкая
Сейчас активно обсуждается создание Евразийского экономического союза. Какие страны, помимо России, Беларуси, Казахстана, могут стать участниками этого объединения. Как, по-вашему, будут развиваться взаимоотношения Евразийского и Европейского союзов?
Пока Евразийский экономический союз не создан, находится в стадии создания, наверное, преждевременно говорить о его возможных участниках в будущем, кроме известной тройки государств. Однако можно утверждать, что количество желающих присоединиться к союзу будет во многом определяться успешностью его работы и теми дивидендами, которые будут иметь его участники от совместной взаимозаинтересованной деятельности в соответствии с уставом союза.

По вопросу взаимоотношений Евразийского и Европейского союзов мы уверены, что они в обязательном порядке будут сотрудничать между собой.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси