Евсеенко Алиса, Минск
Сегодня деятели культуры стараются привлечь внимание публики творческими экспериментами, соединением разных видов искусства. Например, фестиваль Юрия Башмета, который проходит сейчас в Минске, предлагает симбиоз камерный музыки и поэзии, симфонической и речитатива. Не возникала ли у вас идея провести творческий эксперимент с участием концертного оркестра?
Мы такие программы делали еще 25 лет назад в Минске, Москве, Ленинграде, Одессе и других городах. Меня это даже подкупает. Правильно, нам нужно искать новые формы разговора с нашим слушателем. Что касается фестиваля Юрия Башмета, я очень уважаю этого исполнителя. Но хотелось бы, чтобы в таком большом марафоне обязательно были и наши национальные белорусские исполнители. Они тоже заслуживают внимания. У нас есть прекрасные музыканты. Я имею в виду тех, кто здесь живет и работает, кто поедет со мной в Чернобыльскую зону, куда я езжу каждый год с фестивалями.
Елизавета Матюшко, Минск
Михаил Яковлевич, добрый день! Национальный академический концертный оркестр который год не изменяет своим традициям и проводит фестивали как в столице, так и в малых городах Беларуси. На минувших выходных с лучшими образцами музыкального искусства познакомились и жители Любани - в городе состоялся первый областной праздник искусств "Полесские встречи". Как прошел дебютный форум? В чем главное отличие любанского от других фестивалей?
Праздник искусств "Полесские встречи" - это восемнадцатый фестиваль, который организован коллективом Национального академического концертного оркестра Республики Беларусь в маленьких городах страны. Всего к сегодняшнему дню мы провели 176 таких фестивалей. Это очень большая цифра, если учесть, что в каждом фестивале - примерно пять-шесть программ, которые объединены в целое.
Все фестивали имеют научную основу. К фестивалю "Полесские встречи" мы издали книгу о музыкальной жизни города Любани - "В честь Любани: пять музыкальных шагов по Минщине". Музыкальная жизнь этого города оказалась весьма возвышенной и интересной, и она нисколько не уступает музыкальному наследию Несвижа.
Все, что мы могли самобытного узнать и сделать для этого фестиваля, мы сделали. Было подготовлено шесть программ, которые прошли в течение одного дня. Можно сказать, что на этих программах побывало практически все население Любани. В Любани есть школа искусств, которая является очень интересным учебным заведением. Именно там и прошел первый концерт, в котором мы рассказали историю Любани и вручили всем книгу "В честь Любани: пять музыкальных шагов по Минщине".
Второй концерт мы посвятили белорусской песне - тем песням, которые мы, жители Беларуси, должны знать и любить. И мы должны передать это новому поколению, в этом заключается наша основная задача. Также в программу вошли развлекательный концерт и концерт джаза. Для меня самого было очень интересно, как прекрасно люди в небольшом городке воспринимают современную музыку, было очень приятно работать в этом городе. На последнем концерте мы представили новые имена нашего оркестра. Все эти концерты воплотили идею фестиваля.
Фестиваль состоялся по инициативе Бориса Батуры. Мы поддержали эту идею, и в итоге получилось то, что должно быть сегодня в каждом маленьком культурно-историческом центре нашей страны. Кстати, на площади в Любани во время праздника было 1,3 тыс. человек.
Можно сказать, что мы "окольцевали" Минскую область - наши фестивали принимают Несвиж, Молодечно, Вилейка, Чисть, Заславль. На новом фестивале, который состоится в январе следующего года в Заславле, мы покажем своеобразное музыкальное кольцо Минщины в проекте Национального академического концертного оркестра Республики Беларусь.
С.В. Петрович
Фестиваль "Славянский базар в Витебске" невозможно представить без участия Национального концертного оркестра. Какие программы вы готовите к следующему фестивалю?
Знаю одно, что руководство страны очень внимательно подходит к этому фестивалю. Я вхожу в состав оргкомитета более 20 лет. Мы каждый год хотим сделать фестиваль интереснее и лучше. Для этого прилагаются огромные усилия. Перед нами ставятся новые задачи.
Конечно, я хочу, чтобы фестиваль процветал, чтобы он был самым лучшим. Он уже экономически сильно поднялся, он зарабатывает большие деньги. К нам приезжает много гостей, это укрепляет нашу дружбу, сотрудничество с различными странами. Хочу пожелать фестивалю только успеха.
Я буду готовить конкурс молодых исполнителей. Сейчас решается вопрос о второй программе, в которой традиционно участвует наш оркестр. Какая это будет программа, пока неизвестно. Когда будем знать точно - обязательно расскажем. Первый оргкомитет уже состоялся, он прошел очень успешно. Его провел заместитель премьер-министра Анатолий Тозик.
Анатолий Савицкий, Могилев
Будет ли солист концертного оркестра представлять Беларусь на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни "Витебск-2014"? Может ли проявить себя на конкурсе новый голос вашего коллектива Валерия Грибусова, в этом году ставшая победительницей республиканского конкурса молодых исполнителей белорусской эстрадной песни в Молодечно?
Действительно, в этом году на конкурсе выступал славный мальчишка, которым наша земля может гордиться - Александр Соловьев. Он когда-то получил Гран-при фестиваля в Молодечно. Я открою вам секрет. Когда закончился первый тур, я зашел к Ларисе Долиной (мы с ней старые друзья) и спросил, как с нашим мальчиком? Она сказала: "Миша, он такой замечательный. Он идет на Гран-при". Когда закончился второй тур, он получил третье место. Я считаю, что это не третье место. Для Беларуси это первое место. Потому что он обладает национальным голосом, у него красивый тембр. И он уже набрал опыта. Александр Соловьев мне очень симпатичен, он с рвением, с жадностью хватает все, что ему подсказываешь. Я горжусь, что он работает в нашем коллективе.
Станислав Данилец, Витебск
Как, по-вашему, новые подходы, которые были реализованы на последнем "Славянском базаре" и конкурсе "Витебск", оправдали себя? Что бы вам хотелось еще изменить?
Конкурс "Витебск", который ежегодно проходит на "Славянском базаре", остался одним из немногих конкурсов, где по-прежнему важен голос, вокальные данные. Я берегу этот конкурс. Большинство исполнителей приезжает на него показать свое исполнительское мастерство. Другое дело - хотелось бы внести в него определенные новшества, и такие попытки были, но они не увенчались успехом. Это касается действия, которое разворачивается вокруг исполнителя во время выступления, оно не должно мешать ему работать. Когда мы начали вносить изменения в этом плане, получилось, что они отвлекают от основного действия, а этого допустить нельзя.
Хотя на самом деле мы уже многое сделали для этого конкурса, просто у нас нет возможности подвести итоги. Например, сценическое оформление в этом году было очень яркое и добротное, одно из лучших в Европе. Кроме того, вряд ли в Европе есть оркестр, который может вживую отработать целый международный конкурс, и связано это в первую очередь со стилистиками многих стран мира. Немаловажно и то, что победители конкурса в качестве награды получают хорошие премии, внимание публики, их показывает телевидение. Это важно, потому что сегодня попасть на телевидение сложно даже титулованным артистам.
П.Г. Чахович
В этом году на конкурсе эстрадных исполнителей на "Славянском базаре" от Беларуси выступал солист вашего оркестра Александр Соловьев. В итоге Александр разделил третье место с представителем Румынии. Что помешало победить, и насколько правдивы высказывания о том, что белоруса "тянули"?
Выиграть ему помешало неуважение тех, кто был в жюри, они должны были быть внимательнее. Что касается того, что белорусов "тянут", то я такого не знаю. Два-три раза я работал в жюри на "Славянском базаре", но в первый день, когда они работают под фонограмму. А второй день я на сцене с оркестром. Я этого не вижу и не знаю.
Хочется подчеркнуть, каждым мальчишкой, девочкой, которые заняли какое-то место, надо гордиться. У нас есть проблемы. Очень сложно подобрать конкурсанта. Их просто нет. Все поют под фонограмму, а живьем с оркестром не получается. Я до Соловьева не предлагал на конкурс солистов оркестра лет пять-шесть.
Не хочу сказать, что все, кто побеждал, мне очень нравятся. С позиции своего опыта я знаю, что с ними может быть через год, через пять лет. А может вообще ничего не получиться.
Корр. БЕЛТА
Вы являетесь основателем и идейным вдохновителем Национального фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно, который проводится в Беларуси с 1993 года. Форум считается одним из пяти наиболее значимых музыкальных праздников, которые определяют культурное пространство современной Беларуси. В каком формате пройдет фестиваль в 2014 году?
Фестиваль в Молодечно проводится ежегодно. Начиная с 1993 года мы показали все авторские концерты наших ведущих белорусских композиторов. Благодаря усилиям Минской области эту площадку можно назвать белорусским Сан-Ремо. Данная площадка очень красивая, удобная, уютная. Здесь мы показываем белорусскую песню, которую люди от нас от нас ждут и хотят слышать.
Мы делаем все, чтобы фестиваль был действительно интересным и приобретал новые формы. На 2014 год готовим новую программу. Самым главным событием фестиваля станет конкурс молодых исполнителей белорусской песни, который в следующем году откроет праздник. Второй частью фестиваля будет специальная программа, посвященная 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Затем Национальный академический концертный оркестр Беларуси выступит в Молодечненском государственном музыкальном колледже им. М.К.Огинского с концертами академической музыки. Запланирована программа в Вилейке и Чисти, которые мы тоже будем делать культурными центрами Минской области. Закрытием фестиваля станет выступление коллективов из Брестской области. Кстати, в нынешнем году на закрытии выступали коллективы Минской области. Таким образом, мы дадим возможность всем коллективам Беларуси поучаствовать в фестивале и показать свои возможности.
Корр. БЕЛТА
Затронут ли изменения конкурс молодых исполнителей белорусской эстрадной песни?
Нам важно не только заметить исполнителей, которые живут в разных городах. Ведь как иногда бывает - человека заметят, дадут ему звание или приз... Но где он потом?
Солисты Национального академического концертного оркестра Беларуси - это в основном выпускники Национального фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно и "Славянского базара в Витебске". Мы с ними работаем по 15-20 лет, и я могу сказать, что они очень интересно представляют нашу страну.
Анна, Молодечно
Добрый день! Как мне кажется, национальный фестиваль не может существовать только на старых песнях, пусть и очень хороших. Он должен развиваться, на нем должны звучать новые песни. А их практически нет… Почему? Не верю, что в нашей стране нет талантливых авторов.
В Беларуси есть талантливые авторы и талантливые песни. Другой вопрос, что они не пропагандируются и не популяризируются, не звучат по телевидению и радио. Более серьезно нужно заниматься и обновлением материала.
Корр. БЕЛТА
Устраивает ли сегодня музыкантов и слушателей качество белорусской музыки и то, как она используется в теле- и радиоэфире?
Сегодня белорусскую музыку можно услышать на любой из наших радиостанций, но в каждой песне можно найти ошибку. И исправлять эти ошибки некому. Для исполнения мало быть только креативной и талантливой личностью, нужно быть профессионалом, а для этого необходимо учиться.
Степан, Гродно
Здравствуйте, маэстро! Поддерживаете ли вы идею сделать фестиваль в Молодечно международным? Не потеряет ли он в результате национальное лицо?
Фестиваль в Молодечно – это визитная карточка Беларуси, но его проведение достаточно трудоемко в финансовом плане. Работать нужно над обновлением репертуара, а не делать ставку на то, какой исполнитель и из какой страны посетил фестиваль. Только в таком случае будет результат. К фестивалю в Молодечно нужно относиться более ответственно и серьезно.
Ермолович Андрей, Жодино
Уважаемый маэстро, у вас не складывается впечатление, что современные эстрадные исполнители стесняются быть белорусами? Почему белорусская эстрада такая безликая, однообразная? Есть ли у нее будущее?
Часть наших исполнителей считает, что песни на русском языке звучат более стильно, чем на белорусском. Но при этом они даже не чувствуют свое произношение. Национальный оркестр делает все возможное и невозможное, чтобы национальная музыка звучала как можно шире. У нас 34 программы, которые включают не только произведения известных белорусских деятелей: Богдановича, Купалы, Коласа, Кулешова, Мицкевича, Короткевича, Русака, - но и поэзию восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого столетий в целом. Эти программы очень успешны, но они – моя инициатива. Я имею в виду, что, к сожалению, к нам не приходят письма с просьбой приехать, скажем, с программой Адама Мицкевича. Несмотря на успех этих программ, все они – инициатива моя и оркестра. Лицо нашей страны – это национальная песня, белорусская инструментальная музыка, и я горжусь, что имею возможность ее исполнять.