ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Галык Екатерина Игоревна, Вороново
Как наладить отношения с Министерством культуры, чтобы частные театры могли иметь свою площадку и артистов этих театров могли видеть зрители из разных уголков Беларуси?
Не знаю даже, насколько корректен этот вопрос. Кто запрещает частным театрам иметь свою площадку? Неужели мне нужно просить, чтобы кто-то с государственной площадки подвинулся? Есть, например, замечательный театр Владимира Ушакова. Они работают в концертном зале "Минск", решают вопрос аренды и так далее, зритель ходит.
Корр. БЕЛТА
Популярные латиноамериканские сериалы никогда не претендовали на высокую художественную ценность, но всегда собирали у экранов миллионы зрителей. Как вы считаете, если начать в Беларуси массово снимать низкобюджетное кино, есть ли вероятность, что со временем количество перейдет в качество?
В 1990-е годы снималось достаточно много мыльных опер, которые пользовались большой популярностью. Многие киностудии по всему миру и сегодня продолжают работать в этом ключе.

Но в национальном кинематографе взята на вооружение более эффективная система - производство фильмов на конкурсной основе. В качестве одного из условий для выигрыша в конкурсе и участия в проектах мы предлагаем производство кинофильма и к нему еще четырех, а в последующем и больше серий телевизионного варианта этого фильма. Получается симбиоз с учетом особенностей зрительского восприятия, когда в продукте присутствуют элементы кино и мыльной оперы.

Проведение конкурсов - достаточно прогрессивное явление. По этому принципу сегодня во всем мире работает много кинематографий. Однако есть вопрос с выделением средств на реализацию проектов. Финансировать кинопроекты, которые проходят на конкурсе, только за счет бюджетных денег не совсем правильно. Могу сказать, что сейчас производство национальных фильмов имеет 100% финансирование. Из бюджетных средств в обязательном порядке финансируется производство детских, документальных и анимационных фильмов. Если возникает необходимость дополнительного финансирования проекта, мы привлекаем деньги из других источников.

Также до 70% средств выделяется из бюджета на финансирование других проектов. На сегодня есть примеры, когда 50% стоимости фильма предоставляет государство, часть средств привлекается из той или иной компании. Наша цель - уйти от излишней нагрузки на бюджетные средства.
Корр. БЕЛТА
Вы давно работаете в сфере культуры. Поделитесь наблюдениями, как трансформируется отношение к культуре у людей, чиновников?
Впервые я пришел в руководящую структуру в конце 80-х - началу 90-х годов. Я наблюдал процессы, которые происходили в культуре в то время, когда закатывалось большое солнце советской культуры. Каждая из республик начинала зажигать национальные огни культуры, возвращаясь к истокам. На тот момент, в переходный период, задача состояла в том, чтобы максимально сохранить наработки, которые были сделаны в культуре, в том числе за годы существования СССР. Я думаю, что это удалось, и за последние 20 лет мы от сохранения стали переходить к наращиванию - материально-технической базы, подготовки кадров. Сегодня это видно невооруженным глазом. Пример тому - наши Национальная библиотека, Большой театр, театр имени Янки Купалы. Реконструируются другие театры, реализуется программа "Замки Беларуси". Что касается системы подготовки кадров, то в Беларуси действуют около 500 школ искусств, 21 специализированный ссуз, система высшего образования и переподготовки. Конечно же, юридическая база, которой в 90-е не было вообще. От Советского Союза ничего не сохранилось, точнее, ее невозможно было использовать. А новую мы не успели создать. Сейчас появилось очень большое количество нормативных актов в культуре, назрела потребность в их систематизации. Поэтому мы работаем над Кодексом о культуре. Плюс финансирование. Кто бы что ни говорил, но сколько сегодня государство отдает денег на культуру - дай бог, чтобы так было всегда. По сравнению с тем, что было, я вижу прирост с каждым годом.
Корр. БЕЛТА
Что нужно "Беларусьфильму", чтобы выделенные государством деньги шли на производство интересных картин, и не только военных?
Наверное, кино не хватает того же, чего не хватает любому искусству, киностудии или театральному, концертному учреждению, - талантов. Если не будет конкретных талантливых личностей, которые делают фильмы, то, конечно, мы далеко не продвинемся.

Кино - это в том числе и производство, поэтому техническое отставание здесь невозможно. Нам необходимо все время следить, чтобы уровень технологий при производстве фильмов отвечал мировым требованиям.

В настоящее время идет реконструкция "Беларусьфильма". Я вчера там был и в очередной раз увидел, каким образом идет процесс реконструкции. Думаю, в самое ближайшее время мы получим новую киностудию, которая позволит делать талантливые фильмы, соответствующие по форме современным технологическим требованиям.
Корр. БЕЛТА
Какие интересные проекты в сфере кино реализуются в Беларуси?
Киностудия "Беларусьфильм" всегда славилась своим детским кино - хочется отметить, например, работы режиссера Леонида Нечаева. Традиция детского кино продолжается и сейчас. Из горячих проектов могу привести в пример фильм известного белорусского режиссера Елены Туровой "Киндер-Вилейское привидение". Это прежде всего детский фильм, при этом он предназначен и для семейного просмотра. Закончен монтаж фильма. Следующий этап - представить его исключительно детской аудитории, после чего с учетом особенностей детского восприятия в фильм могут быть внесены окончательные правки.

Стоит обратить внимание и на фильм "Следы апостолов" режиссера Сергея Талыбова. Он снят в новой художественной стилистике - чувствуется эхо прошедшей войны, и это дополняет сюжет. Также присутствует исторический срез, который апеллирует не только ко временам Средневековья, но и к середине ХХ века, к той трагедии, которая происходила в том числе и на территории Беларуси. Готовим к запуску национальный фильм, которому сейчас присвоено рабочее название "Площадь любви". В ближайшее время этот проект будет окончательно утвержден и запущен в работу.
Ольга Мамлыш, Витебск
Ходят слухи об объединении Белвидеоцентра и "Беларусьфильма". Правда ли это? Как скоро может это произойти?
Это не слухи, это действительно так. И я считаю, что это объединение назрело достаточно давно. Оно будет реализовано в самое ближайшее время. Думаю, до конца года мы это сделаем.

Белвидеоцентр как структура будет выполнять определенные функции, но уже в составе киностудии "Беларусьфильм". У нас на "Беларусьфильме" существуют анимационная студия, студия игровых фильмов и студия документальных фильмов. Направление, которым станет заниматься новое образование в структуре "Беларусьфильма", будет касаться в том числе телевизионных фильмов.

В итоге это даст, в первую очередь, высвобождение определенных средств и экономию ресурсов, благодаря которым создаются фильмы. Кроме того, всегда хорошо, когда есть система и взаимопомощь в любом деле, в том числе при создании такого продукта, как фильм.

Кроме всего прочего, не забывайте, что очень важно на сегодня развитие других учреждений Министерства культуры. Пришло время для расширения нашего Национального исторического музея. Чтобы не строить его где-то в другом месте (а это все достаточно сложные проект), один из путей решения вопроса в том, что Белвидеоцентр вливается в киностудию "Беларусьфильм", освобождается здание, а также замечательный внутренний дворик, где можно проводить самые различные мероприятия, в том числе "Ночь музеев".

И с небольшой реконструкцией, небольшой достройкой там будет просто великолепная территория для развертывания экспозиций, проведения мероприятий нашего Национального исторического музея.
Корр. БЕЛТА
В этом году Беларусь впервые вошла в состав Межправительственного комитета по охране и поощрению форм культурного самовыражения ЮНЕСКО на 2013-2017 годы. Членство республики в организации, в том числе, позволит привлекать деньги на субсидирование национальных проектов. Например, каких?
В настоящее время идет работа над такими проектами. Первый - "Система мероприятий и тренингов по продвижению кинопродукции Беларуси на зарубежный рынок" - уже практически готов. Представляет его частное театрально-зрелищное учреждение культуры "Центр визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн". Этот и другие представленные Беларусью проекты будут рассматриваться на очередных заседаниях Межправительственного комитета по охране и поощрению форм культурного самовыражения ЮНЕСКО.
Оксана Новикова
Планируется ли вносить изменения в организацию акции "Ночь музеев"? Затрагивается ли вопрос об увеличении времени ее проведения и о том, чтобы сделать вход бесплатным?
Акция "Ночь музеев" с каждым годом привлекает все больше посетителей в музеи нашей страны. Отмечу, что сегодня в системе Министерства культуры функционируют более 150 музеев. Крупнейшие музейные учреждения страны - Национальный художественный музей, Национальный исторический музей, Государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный историко-культурный музей­заповедник "Несвиж", музей "Замковый комплекс "Мир". Сейчас возводится новое здание музея истории Великой Отечественной войны.
 Музейщики готовят программы к "Ночи музеев", рассчитанные на разные категории посетителей. Мероприятия эти довольно затратные, так как музеи приглашают не только волонтеров для организации этих акций, но и задействуют профессиональные творческие коллективы. Как правило, музеи организуют свою работу до 24.00, крупные музеи – до 0.00-2.00. Сегодня это наиболее приемлемое время для проведения таких мероприятий.
    Что касается взимания входной платы во время этой акции и ссылки на зарубежные музеи, которые работают в эту ночь бесплатно, то в последние годы и российские, и зарубежные музеи вводят плату за посещение этих мероприятий с учетом разработанных программ. В России, к примеру, вводят единый билет на посещение всех музеев в эту ночь, и стоит он порядка 300 рублей.
    Думаю, что нашим зрителям нужно относиться к этой символической плате как своему небольшому вкладу в развитие музейного дела страны.
Алексей Д., Минск
Прочитал, что белорусские музейщики будут перенимать опыт работы у французов по привлечению посетителей. Реально ли нам внедрить французские подходы, и сможет ли когда-нибудь хоть один белорусский музей сравниться, например, с Лувром? Примера каких стран и в какой деятельности в целом не хватает белорусской культуре? И какой зарубежный опыт уже применяется? Со сколькими государствами республика сотрудничает в культурной сфере?
Наши специалисты участвуют в международных тренингах, организуют совместные проекты, стажируются, и все лучшее, конечно, стараются применить в своих учреждениях. Примером может служить широко используемый в Европе опыт государственно-частного партнерства при организации крупных международных выставочных проектов, форумов, который успешно внедряется сегодня и у нас.
При этом многому учатся и зарубежные коллеги у наших специалистов: музейно-педагогические программы (к примеру "Живая археология"), экспозиции с 3-D технологиями, реставрация и консервация музейных предметов и др. Об этом шла речь на первом национальном форуме "Музеи Беларуси", в котором принимали участие и коллеги из соседних стран.
Что касается Лувра – думаю, сравнения неуместны. У Лувра своя история и свой посетитель. В белорусских музеях наша история и наша неповторимая культура. О ней и рассказывают наши экспозиции.
Наши музеи, как и все учреждения культуры, с каждым годом развиваются и совершенствуются. Принимая участие в различных международных выставках, конкурсах и завоевывая награды, мы тем самым учимся и перенимаем опыт экспозиционной, выставочной, образовательной, маркетинговой деятельности у наших коллег. Этот процесс постоянный, поскольку единого рецепта успешного развития для всех музеев, конечно, быть не может. Каждый из них своей неповторимостью вписывает свою страничку в историю.
В настоящее время договорную основу международной деятельности Минкультуры составляют 46 договоров межправительственного и межведомственного характера с 33 странами мира, включая государства СНГ, Балтии, Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.
Большое количество зарубежных участников и гостей ежегодно принимают участие в международных фестивалях, проводимых в Беларуси. В свою очередь белорусские артисты постоянно участвуют в фестивалях, а также выступают с гастролями за рубежом.  
Активное сотрудничество развивается с соседними странами: Россией, Украиной, Литвой, Польшей, со странами: Азербайджаном, Арменией, Казахстаном. Развиваются отношения в сфере культуры с Вьетнамом, Китаем, Ираном, ОАЭ, Сербией, Молдовой. В ближайшем будущем запланировано заключение соглашений о культурном сотрудничестве с Индонезией, Бангладеш.
Корр. БЕЛТА
Планирует ли Министерство культуры Беларуси инициировать создание нормативной базы, регулирующей деятельность цирковой сферы?
Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы деятельности цирков, является Положение об особенностях правового положения и порядка деятельности театров, цирков и концертных организаций, утвержденное постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 29 мая 2012 г. № 32, в которое планируется внести изменения с целью регламентации отдельных аспектов деятельности театрально-зрелищных организаций, в том числе цирков.
По вопросам регулирования  трудовых отношений работников цирков предполагается внесение изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Корр. БЕЛТА
В настоящее время в республике готовится Кодекс "О культуре". На какой стадии подготовки находится документ? Какие ранее юридически не закрепленные нормативы будут представлены в Кодексе?
Проект Кодекса Республики Беларусь о культуре находится на согласовании с заинтересованными органами. Текст проекта размещен на сайте Министерства культуры для общественного обсуждения, и каждый желающий может высказать свои предложения и замечания в письменном или электронном виде.
В отношении новаций, предлагаемых для закрепления в кодексе, можно отметить нормы по вопросам создания условий для развития и оказания поддержки организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в сфере культуры, в реализации ими культурных проектов на конкурсной основе; финансирования культурной деятельности путем выделения субсидий, грантов; создания условий для взаимовыгодного сотрудничества в сфере культуры государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности; совершенствования механизмов взаимодействия с белорусами зарубежья в целях сохранения их национально-культурной идентичности; регламентации вопросов по выявлению и охране археологического наследия.
Нина Комарова
На какой стадии находятся работы в строящемся музее Великой Отечественной войны?
В музее Великой Отечественной войны завершаются строительные работы. Сроки перед нами поставлены достаточно жесткие. Ровно через год, в июле, к Дню Независимости Беларуси, музей уже должен открыть свою новую экспозицию. Поэтому параллельно ведутся, достаточно давно и активно, работы над новой экспозицией музея.
Данная экспозиция будет по количеству гораздо более насыщена реальными экспонатами, чем та, которая существует сегодня в здании старого музея. Мы намерены использовать новые мультимедийные технологии, но тем не менее максимально дать реальные артефакты, которых у нас достаточно много и которыми мы гордимся. Такие артефакты, которые можно посмотреть и едва ли не пощупать собственными руками, будут основой экспозиции.
Достаточно интересна сама экспозиция, которая будет представлять собой так называемую Дорогу войны, на которой будут размещены и реальная военная техника, и документы, экспонаты, которые собирались за все годы существования музея.
Сейчас мы перекрываем первых два зала в начале экспозиции от строительной пыли и начинаем монтирование экспозиции. Параллельно ведутся работы над остальными залами. Все это будет завершаться залом Победы, который в конце Дороги войны станет венчать экспозицию и нести в себе двойную функцию. С одной стороны, это будет окончание экспозиции с присутствием там соответствующих материалов, экспонатов, а с другой стороны, он будет еще и выполнять функцию проведения различных торжеств, встреч с ветеранами и так далее.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси