Вопросы конференции
На станции метро "Борисовский тракт" построено два вестибюля с обеих сторон станции, но работает только один, так как с другой стороны незастроенная территория. С какой целью проектировали второй вестибюль, и планируется ли строительство на участке, к которому он ведет (в сторону магазина "Декорум")?
Это общественная зона, на которой будет развиваться застройка, связанная с административным строительством.
Когда жителям Минска представляют проекты застройки той или иной территории, внешне все выглядит красиво, гармонично, эстетично. Но на стадии строительства выясняется, что проект либо упрощен, либо изменен таким образом, что от прежней гармонии не остается и следа. Кто контролирует застройщиков и разрешает осуществлять подобные "метаморфозы"? И что планируется делать для того, чтобы хорошие задумки архитекторов не превращались в унылую застройку в реальности?
Проект всегда согласовывается, рассматривается комитетом архитектуры и градостроительства, после чего проходит общественное обсуждение.
Андрей Галь: Комитет архитектуры и градостроительства контролирует, чтобы застройщики не упрощали, а делали так, как это предусмотрено в эскизных проектах.
Андрей Галь: Комитет архитектуры и градостроительства контролирует, чтобы застройщики не упрощали, а делали так, как это предусмотрено в эскизных проектах.
Основными аргументами противников строительства автостанции взамен автовокзала "Московский" возле метро "Уручье" были близость жилых домов, перспектива транспортных заторов на соседних улицах и на выезде на проспект Независимости и МКАД, отсутствие возможности припарковаться на улице Ложинской уже сейчас. Скажите, пожалуйста, почему не рассматривается в качестве потенциальной площадки для строительства автостанции вместо автовокзала "Московский" пустырь в непосредственной близости от станции метро "Борисовский тракт", ведь там нет и не строится жилых домов, территория достаточно большая для размещения как вокзала, так и парковки, выезд автобусов можно организовать через малозагруженную улицу Всехсвятскую, к тому же данное решение активизирует станцию метро "Борисовский тракт", пассажиропоток на которой сейчас невысок?
Пока другая площадка не найдена. Решение не принято.
Заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич сообщила, что новая автостанция, скорее всего, не будет строиться на площадке в микрорайоне Уручье в границах ул. Шафарнянской, Ложинской и пр. Независимости и что подыскивается новая площадка. Расскажите, пожалуйста, что это за площадки? Какие у них плюсы и минусы? Рассматриваются ли площадки в районе проектируемой станции метро "Смоленская" и действующих "Борисовский тракт" и "Могилевская" в качестве потенциальных для размещения автостанции? Спасибо.
Как я уже говорил, другая площадка не найдена.
Что будет с частным сектором столицы?
На протяжении 2010-2011 годов принят ряд решений Мингорисполкома, в которых комитет архитектуры и градостроительства совместно с проектными организациями вывел 3 основных подхода к территориям, определенным генпланом под снос. Первая категория - объекты частной жилой застройки, которые определены как сохраняемые - на этих территориях расположено более 10 тыс. жилых домов, которые не попадают под снос. Более 3 тыс. домов - территории с перспективой реконструкции с 2020 по 2030 год. Примерно 2,2 тыс. жилых домов определены под снос до 2020 года. Эта информация доведена до сведения общественности, в том числе и через СМИ. Был период, когда многие граждане обращались в комитет архитектуры и градостроительства за разъяснениями, будут ли сохранены их частные дома. В основном город пошел на то, чтобы сохранять частную жилую застройку, в том числе в центре, несмотря на то, что кадастровая стоимость земель, на которых находятся такие дома, очень привлекательна.
В Минске уже был опыт, когда сносили районы ветхой жилой застройки. В частности, в районе улиц Солнечная и Аранская Ленинского района снесено около 70 домов, а их жильцам в соответствии с законодательством были предоставлены квартиры в жилых домах. Так появился хороший, на мой взгляд, озелененный район жилой застройки. Однако реализация такого масштабного сноса достаточно сложна в связи с необходимостью больших финансовых вложений и недовольством граждан, которые противятся сносу домов.
В Минске уже был опыт, когда сносили районы ветхой жилой застройки. В частности, в районе улиц Солнечная и Аранская Ленинского района снесено около 70 домов, а их жильцам в соответствии с законодательством были предоставлены квартиры в жилых домах. Так появился хороший, на мой взгляд, озелененный район жилой застройки. Однако реализация такого масштабного сноса достаточно сложна в связи с необходимостью больших финансовых вложений и недовольством граждан, которые противятся сносу домов.
Добрый день! Вопрос по благоустройству и транспортной инфраструктуре новостроек - Каменная Горка-4, ул. Налибокская, 31 и 35. Дома сданы в 2011 году, до сих пор недоделаны парковки и площадки между домами, кругом глина, детям негде играть. Есть ли какие-то нормативы, в какой срок после сдачи домов должно быть проведено благоустройство? Транспорт - ходит только один автобус и только в одну сторону (то есть по кругу), и это притом что соседний микрорайон заселяется и там вообще нет транспортного сообщения.
Если дом сдается зимой, то благоустройство должно быть завершено, как правило, к 1 июля. Если дом сдается в благоприятный период (летом, осенью), то благоустройство должно быть выполнено в полном объеме в установленный срок. Что касается районов массовой застройки (таких как Каменная Горка), то там благоустройство всего района с прокладкой сетей идет как отдельный объект.
В мае 2013 года Мингорисполком объявил о повторном международном конкурсе на архитектурную концепцию застройки территории в границах ул.Аэродромной - полосы отвода железной дороги - 3-го городского кольца - ул.Кижеватова - ул.Брилевской в Минске, которая получила новое рабочее название "Полифункциональный центр "Минск-Сити". Почему не состоялся первый конкурс, какие изменения были внесены в правила конкурса?
Объявлен конкурс на создание концепции "Минск-Сити". Это очень значимый проект, исходя из его расположения и из площади территории - около 300 га. До 1 октября текущего года должны быть подведены итоги конкурса. Хотим видеть район, в котором людям будет удобно жить и работать. Предполагается, что это будет и жилая, и административная застройка. Возможно, что участники конкурса инициируют создание знаковых зданий и сооружений, придание району особых интересных функций. Мы хотим увидеть как можно больше предложений и от наших архитекторов, и от иностранных, в том числе именитых.
В Минске в связи с уплотнением жилой застройки нередко возникают конфликты. Где граница между уплотнением и переуплотнением? Какова должна быть плотность застройки, чтобы считаться комфортной для жизни?
Это достаточно болезненный и злободневный вопрос. Все знают, как два года назад люди протестовали в Первомайском районе против уплотнения. И всегда вопрос уплотнения становится конфликтным. Люди не согласны и не хотят даже слышать о нормах по плотности, по озелененности города и другим параметрам, которые законодательно утверждены. До принятия решения об уплотнении в установленном порядке проводятся общественные обсуждения с гражданами.
Думаю, что сегодня полностью отказаться от уплотнения территорий Минска, невозможно. Есть районы, в которых плотность гораздо ниже нормативов. Время диктует свои условия: там необходимо строить жилье, общественные здания и магазины.
В целом по республике предусмотрена плотность свыше 9 тыс.кв.м жилой застройки на один гектар территории. Генпланом города Минска определена предельная норма 6,7 тыс.кв.м жилой застройки на один гектар территории. Самый плотный район по застройке - новый район Каменная Горка, где плотность застройки по проекту 6 тыс.кв.м жилой застройки на один гектар территории. Дело в том, что этот район строился на пустыре, где не было никаких ограничений уже существующими зданиями и сооружениями. Новые микрорайоны (такие, например, как Каменная Горка) спроектированы с учетом максимальных для города показателей плотности застройки.
Мало населенным является Зеленый Луг, район Тракторного завода. Там невысокие жилые дома, до пяти этажей, с огромными озелененными дворовыми территориями, где плотность застройки в два-три раза ниже, чем в районе новой жилой застройки.
Думаю, что сегодня полностью отказаться от уплотнения территорий Минска, невозможно. Есть районы, в которых плотность гораздо ниже нормативов. Время диктует свои условия: там необходимо строить жилье, общественные здания и магазины.
В целом по республике предусмотрена плотность свыше 9 тыс.кв.м жилой застройки на один гектар территории. Генпланом города Минска определена предельная норма 6,7 тыс.кв.м жилой застройки на один гектар территории. Самый плотный район по застройке - новый район Каменная Горка, где плотность застройки по проекту 6 тыс.кв.м жилой застройки на один гектар территории. Дело в том, что этот район строился на пустыре, где не было никаких ограничений уже существующими зданиями и сооружениями. Новые микрорайоны (такие, например, как Каменная Горка) спроектированы с учетом максимальных для города показателей плотности застройки.
Мало населенным является Зеленый Луг, район Тракторного завода. Там невысокие жилые дома, до пяти этажей, с огромными озелененными дворовыми территориями, где плотность застройки в два-три раза ниже, чем в районе новой жилой застройки.
Минск всегда славился как зеленый и чистый город. Как выглядит белорусская столица по сравнению к другим городам мира по озелененности территорий? Запроектированы ли в микрорайонах-новостройках парки и скверы?
В Минске сегодня более 2 тыс.га озелененных территорий, это около 250 скверов, парков, бульваров. Это не считая не обустроенных зеленых зон, которые не числятся скверами. Самый зеленый район - Партизанский, где на каждого жителя приходится более 30 кв.м зеленых насаждений. Конечно, в центре показатель будет гораздо ниже.
Руководство города заявляло о намерении строить "перехватывающие" парковки возле конечных станций метро. В прошлом году между станцией метро "Могилевская" и заводом колесных тягачей на обширной территории начались строительные работы. Предусмотрена ли на этом месте площадка для "перехватывающей" парковки, на которой могли бы оставить свои автомобили жители пригородов и микрорайонов Шабаны, Ангарская, Чижовка и дальше передвигаться по городу на метро?
Эта программа есть, она действует. Однако плоскостные стоянки сегодня не смогут обеспечить город необходимым числом машино-мест. Например, ГАИ настаивает, чтобы в Минске предусматривалось одно машинное место на одну квартиру, т.е. стоквартирный жилой дом должен иметь сто парковочных мест. Предоставить такую площадь на земле, конечно, невозможно в условиях столицы. Вся земля в пределах минской кольцевой дороги сегодня очень востребована. Зато все эти сто мест могут быть под землей. Уверен, нужны либо подземные паркинги, либо многоуровневые стоянки.
Градостроительной документацией мы предусматриваем строительство многоэтажных паркингов в первую очередь в коммунальных зонах жилой застройки. Там, где проектируется жилая застройка, в обязательном порядке предусматривается нормативное количество мест для машин в многоуровневых паркингах. Когда жилые дома располагаются уже внутри застроенной территории, мы настаиваем, чтобы строились подземные паркинги.
Градостроительной документацией мы предусматриваем строительство многоэтажных паркингов в первую очередь в коммунальных зонах жилой застройки. Там, где проектируется жилая застройка, в обязательном порядке предусматривается нормативное количество мест для машин в многоуровневых паркингах. Когда жилые дома располагаются уже внутри застроенной территории, мы настаиваем, чтобы строились подземные паркинги.
Проясните, пожалуйста, судьбу минской Осмоловки. Что ждет этот район в ближайшем будущем. Ранее проектировщики неоднократно предлагали свои варианты застройки этого квартала, интересовались им инвесторы. А надо ли уничтожать этот своеобразный малоэтажный район, обладающий особой энергетикой? Не пора ли причислить его к объектам архитектурного наследия?
Концепцию застройки разрабатывает УП "Минскградо". После этого будет определено, что делать с площадкой.
Добрый день! Интересует, когда в Минске будет остановлено панельное строительство. В одном из интервью вы отмечали, что крупнопанельные дома не красят облик Минска и что якобы принято решение не допускать коммерческих застройщиков к возведению типовых "панелек". Так это или нет? Почему мы видим новые проекты по уплотнению существующих микрорайонов панельным "ширпотребом". В частности, панельный комплекс "Рахманинов" планируют строить в микрорайоне Зеленый Луг. Неужели нельзя было напрячь архитекторов и создать для этого места действительно красивый жилой комплекс по индивидуальному проекту?
В планах наших архитекторов уже было такое - остановить, прекратить строительство крупнопанельного домостроения (КПД). Некоторые называли эти жилые дома чемоданами. Я не архитектор, я строитель и убежден, что этот вопрос - быть или не быть крупнопанельному домостроению - будет решен путем спроса и предложения, в первую очередь через экономику строительства. Любой монолитный каркас, кирпич, индивидуальный проект будет дороже, чем мапидовский, то есть чем крупнопанельное домостроение. Сегодня налажена технология КПД, она отработана, сотни раз перепроверены проекты, в которых нет никаких излишеств или каких-то неправильных, некомпетентных, нерациональных решений.
Другое дело, если бы речь шла о запрете строительства некачественных домов, не соответствующих тем нормам, которые сегодня предъявляются к жилым домам в столице Беларуси. Тогда можно было бы говорить о том, что их надо просто силой закрыть. Но в настоящее время все дома КПД отвечают тем требованиям нормативной документации, которая к ним предъявляется. Кроме того, здесь есть возможность строительства квартир не очень большой площади. Строительство таких домов продиктовано потребностью в доступных квартирах, в этом заинтересованы очередники. Если сегодня трехкомнатная квартира в мапидовском доме составляет 75-76 кв.м, а двухкомнатная - 60 кв.м с небольшим, то это та площадь, которая и подъемна по деньгам, и хорошо кредитуется. И человек, который прожил 10 лет в общежитии, с удовольствием будет жить вот в таком панельном доме. А люди, которые располагают большими средствами, построят себе то, что они хотят. И для них таких предложений в городе сейчас тоже достаточно. Мощность нашего КПД составляет 600 тыс.кв.м из 1 млн.кв.м, которые строятся. То есть, если мы будем строить 60% жилья КПД, то 40% останется для тех граждан, которым надо что-то эксклюзивное, с возможностью каких-то внутренних перепланировок.
Что касается качества строительства жилого дома мапидовской серии, то там могут быть огрехи в виде неровной стены, плохо прибитого плинтуса, наличника, плохо поклеенных обоев. Но там нет системных, проектных ошибок. Там невозможно, к примеру, промерзание стены, потому что проектировщик что-то не рассчитал и не сделал правильно что-то в проекте. Панель делается на заводе и там ее плохо сделать просто нельзя.
В то же время нужно дополнительно усилить работу по соблюдению качества, и это качество надо однозначно начинать со стройплощадки, чтобы выполнять все требования и санитарной службы, и гостройнадзора. Есть еще, безусловно, и резервы для экономии при строительстве такого жилья.
Во всем мире строительство уходит от большой трудоемкости. Посмотрите, вот мы уже сегодня применяем вентилируемые фасады домов. Вентилируемый фасад сделать неправильно невозможно. Это те технологии, которые мы привозим, к сожалению, из-за рубежа. Но я удовлетворен тем, что мы их применяем. Они для нас стали обычным явлением, нормальным. Мы их применяем даже на объектах жилищного строительства, которые строятся за счет бюджетных средств. Как и европейские страны, мы столкнулись с проблемой дефицита рабочих рук. Поэтому они снижают трудоемкость. Вот это тот путь, по которому нам тоже необходимо пройти.
Другое дело, если бы речь шла о запрете строительства некачественных домов, не соответствующих тем нормам, которые сегодня предъявляются к жилым домам в столице Беларуси. Тогда можно было бы говорить о том, что их надо просто силой закрыть. Но в настоящее время все дома КПД отвечают тем требованиям нормативной документации, которая к ним предъявляется. Кроме того, здесь есть возможность строительства квартир не очень большой площади. Строительство таких домов продиктовано потребностью в доступных квартирах, в этом заинтересованы очередники. Если сегодня трехкомнатная квартира в мапидовском доме составляет 75-76 кв.м, а двухкомнатная - 60 кв.м с небольшим, то это та площадь, которая и подъемна по деньгам, и хорошо кредитуется. И человек, который прожил 10 лет в общежитии, с удовольствием будет жить вот в таком панельном доме. А люди, которые располагают большими средствами, построят себе то, что они хотят. И для них таких предложений в городе сейчас тоже достаточно. Мощность нашего КПД составляет 600 тыс.кв.м из 1 млн.кв.м, которые строятся. То есть, если мы будем строить 60% жилья КПД, то 40% останется для тех граждан, которым надо что-то эксклюзивное, с возможностью каких-то внутренних перепланировок.
Что касается качества строительства жилого дома мапидовской серии, то там могут быть огрехи в виде неровной стены, плохо прибитого плинтуса, наличника, плохо поклеенных обоев. Но там нет системных, проектных ошибок. Там невозможно, к примеру, промерзание стены, потому что проектировщик что-то не рассчитал и не сделал правильно что-то в проекте. Панель делается на заводе и там ее плохо сделать просто нельзя.
В то же время нужно дополнительно усилить работу по соблюдению качества, и это качество надо однозначно начинать со стройплощадки, чтобы выполнять все требования и санитарной службы, и гостройнадзора. Есть еще, безусловно, и резервы для экономии при строительстве такого жилья.
Во всем мире строительство уходит от большой трудоемкости. Посмотрите, вот мы уже сегодня применяем вентилируемые фасады домов. Вентилируемый фасад сделать неправильно невозможно. Это те технологии, которые мы привозим, к сожалению, из-за рубежа. Но я удовлетворен тем, что мы их применяем. Они для нас стали обычным явлением, нормальным. Мы их применяем даже на объектах жилищного строительства, которые строятся за счет бюджетных средств. Как и европейские страны, мы столкнулись с проблемой дефицита рабочих рук. Поэтому они снижают трудоемкость. Вот это тот путь, по которому нам тоже необходимо пройти.