Вопросы конференции
При выявлении недостач при определении стоимости драгметаллов, находящихся в ломе, применяются расчетные цены, установленные на первое число месяца установления недостач.
После утверждения акта списания находившихся в эксплуатации оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы, организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы.
Разборку списанного оборудования, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгметаллов, перерасчет содержания драгметаллов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома) может производить переработчик или другие сторонние организации на договорной основе, в том числе совместно со сдатчиком оборудования (лома).
Ювелирный холдинг "Кристалл-холдинг" создан на базе трех государственных организаций ювелирной отрасли: ОАО "Гомельское ПО "Кристалл" (управляющая компания), ОАО "Белювелирторг" и ЗАО "Белгран". Зарегистрирован в сентябре 2012 года. В настоящее время холдинг динамично развивается и, несмотря на относительно небольшой период функционирования, демонстрирует внушительные экономические результаты.
Так, по итогам 2012 года объем промышленного производства Гомельского ПО "Кристалл" составил Br357,9 млрд. (темп роста к 2011 году в сопоставимых ценах – 123,4%), выручка от реализации продукции – Br494,9 млрд. (168%), прибыль от реализации продукции - Br101,4 млрд. (636,7%), чистая прибыль - Br86,0 млрд. (606,6%). В ОАО "Белювелирторг" объем товарооборота в фактических ценах за 2012 год составил Br199,9 млрд., или 170,7% к 2011 году, чистая прибыль - Br15,7 млрд. (705,7%).
В первом квартале 2013 года организации ювелирного холдинга продолжили наращивание объемов производства и реализации продукции, обеспечили рентабельную работу и безусловное выполнение обязательств по расчетам с бюджетом, контрагентами и выплате заработной платы. Так, в Гомельском ПО "Кристалл" в январе-марте текущего года темп роста объемов производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 103,5% в сопоставимых ценах, а товарооборот ОАО "Белювелирторг" возрос на 58,7% (с учетом переданных ему 14 магазинов ОАО "Гомельское ПО "Кристалл").
Создана единая торговая сеть ювелирного холдинга. Совокупная доля участников холдинга в общем объеме продаж ювелирных изделий на внутреннем рынке в 2012 году составила 33% (в 2011 году – 28%). Доля продукции участников холдинга в товарообороте единой торговой сети увеличилась с 49,3% в 2012 году до 52,1% в первом квартале 2013 года.
Продукция "Кристалл-холдинга" пользуется спросом не только на внутреннем рынке, но и поставляется на экспорт. Ювелирные изделия Гомельского ПО "Кристалл" продаются в России, Литве, Казахстане, Украине, бриллиантовая продукция – в Бельгии, Израиле, России, Армении, США.
В 2012 году Гомельское ПО "Кристалл" произвело 234 558 штук бриллиантов общим весом 18 818,24 карат на сумму Br97,3 млрд.
В настоящее время уже принят в первом чтении проект новой редакции Закона Республики Беларусь "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Подготовка новой редакции закона обусловлена значительными изменениями, произошедшими за последние годы в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, необходимостью систематизации законодательства и сокращения количества законодательных актов, регулирующих отношения в этой сфере. В частности, в законопроект включены нормы декрета от 31 октября 2000 года №21 "О мерах по обеспечению порядка при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями" и постановления Совета Министров от 25 ноября 1999 года № 1838 "Об утверждении правил совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
Вопросы деятельности с драгметаллами и драгоценными камнями нашли отражение в договорно-правовой базе Таможенного союза и единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Уже действует Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с этим документом в республике унифицированы требования и порядок осуществления контроля при совершении внешнеэкономических операций с драгметаллами и драгоценными камнями. В Беларуси создан специализированный пункт таможенного оформления драгметаллов и драгоценных камней, осуществляется процедура государственного контроля указанных товаров.
Подготовлен и проходит согласование проект Соглашения об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на единой таможенной территории Таможенного союза.
С учетом всех этих изменений, закон изложен в новой редакции.
В законопроекте закреплены ключевые принципы и нормы регулирования отношений в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Республике Беларусь. Определены цели и способы госрегулирования и полномочия органов госуправления по данному вопросу (статья 3).
Предложены основные термины и даны их определения с учетом унификации законодательства Таможенного союза, а также широкой сферы применения драгоценных металлов и драгоценных камней.
С целью исключения вовлечения драгметаллов и драгоценных камней в незаконный оборот в законопроекте (статьи 20 и 21) четко установлены некоторые ограничения и запреты на проведение операций с драгметаллами и драгоценными камнями. В частности, не допускается совершение операций по покупке у физических лиц и продаже физлицам самородков драгоценных металлов, государственных наград Республики Беларусь из драгметаллов и драгоценных камней и др.
Совершение сделок с драгметаллами и драгоценными камнями между физлицами допускается в форме дарения драгоценных металлов, их наследования, а также коллекционирования монет из драгметаллов, купли-продажи ювелирных и других бытовых изделий, имеющих оттиск государственного пробирного клейма Республики Беларусь, а также старых изделий с оттиском клейма СССР.
После принятия закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях в новой редакции действующие нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с ним.
В Беларуси административный порядок получения экспортной лицензии (в части драгоценных металлов и драгоценных камней) весьма совершенен, действует принцип "одного окна". В то же время Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, предусмотрена достаточно серьезная процедура госконтроля, а также иные ограничения. В этой связи на прошедшем недавно в Москве заседании рабочей группы по разработке проекта соглашения об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней внутри Таможенного союза российская сторона предложила внести определенные изменения в части вывоза драгоценных камней. В частности, речь идет об отмене лицензирования экспорта драгоценных камней.
Предложение было поддержано всеми сторонами, и Евразийской экономической комиссии рекомендовано подготовить и направить в правительства государств-членов ТС необходимые документы о внесении соответствующих изменений в законодательство Таможенного союза.
Принятие этого решения значительно упростит заключение сделок с драгоценными камнями.
Обсуждалась также возможность отмены лицензирования экспорта некоторых видов драгоценных металлов, но на данном этапе признали преждевременным внесение такого предложения.
Хочу добавить, что в Таможенном союзе все действующие и разрабатываемые соглашения направлены на то, чтобы снять любые барьеры для движения драгоценных металлов и драгоценных камней в пределах ТС. Исключение составляют лишь общепринятые международные нормы, например касающиеся движения необработанных алмазов - здесь действует Международная схема сертификации необработанных природных алмазов (схема сертификации Кимберлийского процесса). При ввозе-вывозе (в том числе для переработки иностранного сырья) за пределы таможенной территории Таможенного союза драгметаллов и драгоценных камней в торговле со всеми странами, не входящими в ТС (в том числе странами СНГ) все государства-члены ТС применяют общий порядок, установленный Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.