ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
С 2013 года в НК предусмотрено право плательщиков суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, относить на увеличение стоимости этих товаров. Прокомментируйте, пожалуйста, является ли для налогового учета это новшеством, имели ли право плательщики в 2012 году относить уплаченный налог на увеличение стоимости приобретенных подакцизных товаров?

 Да, с 2013 года в статье 122 НК нормативно закреплено право плательщиков относить суммы акцизов, уплаченные при приобретении и (или) ввозе подакцизных товаров, на увеличение их стоимости. Следует отметить, что этот порядок применялся и ранее. Такая возможность предоставлялась на основании норм закона "О бухгалтерском учете и отчетности".

Логвин Андрей, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
Вправе ли производитель алкогольной продукции погасить свою задолженность по налогам за счет средств дебиторов, учитывая действующий запрет на совершение в отношении алкогольной продукции сделок, предусматривающих уступку требования, перевод долга и др.?
Погашение задолженности по налогам поставщика алкогольных напитков за счет средств дебиторов допускается только в том случае, если эти дебиторы имеют финансовые обязательства перед поставщиками алкогольных напитков, подлежащие оплате за счет средств бюджета.

Как уже говорилось ранее, при оптовой торговле алкогольными напитками расчеты осуществляются на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок. Проведение зачетов по таким сделкам не допускается. Однако установлено исключение из общего правила расчетов. В частности, прекращение обязательств по оплате поставленной алкогольной продукции путем взаимозачета налогов, подлежащих уплате поставщиком этой продукции, возможно в случае наличия финансовых обязательств организаций перед этим поставщиком, подлежащих оплате за счет средств бюджета.

В отношении розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями установлен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (пункт 413 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного указом от 1 сентября 2010 года №450), за которые субъект хозяйствования может быть лишен лицензии. Указом от 27 декабря 2012 года №567, вступающим в силу с 30 марта 2013 года, этот перечень дополнен нормой, относящей к грубым нарушениям наличие у субъектов розничной торговли в течение календарного года двух и более фактов просроченной задолженности по расчетам за поставленные им алкогольные напитки. Ранее такая норма действовала только в отношении просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия.
Шварцкопф Владимир
При ввозе с территории государств-членов Таможенного союза алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками, взимание акцизов производится таможенными органами. Указывается ли сумма "ввозного" акциза, взимаемого таможенными органами, в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для применения поставщиком освобождения от уплаты акцизов в рамках Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе?
Статьей 3 Соглашения о взимании косвенных налогов установлено, что при импорте товаров на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в отношении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 113 НК факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Беларуси подтверждается либо налоговым органом: (в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств - членов Таможенного союза, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь), либо таможенным органом.(в отношении подакцизных товаров, ввозимых с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, а также при ввозе с территории государств - членов ТС подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь).

Заявление плательщик-импортер товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, заполняет в соответствии с Правилами заполнения заявления, которые предусматривают, в том числе, указание сумм акцизов по данным подакцизным товарам. Данные, указанные белорусским плательщиком-импортером в заявлении, сверяются налоговым органом с информацией, содержащейся в Реестре подтверждения уплаты сумм акцизов при ввозе подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, который представляет в Министерство по налогам и сборам Государственный таможенный комитет. Если в заявлении, представленном в налоговый орган белорусским импортером маркируемой подакцизной продукции, в графе 19 раздела 1 указаны суммы по акцизам, взимание которых осуществляют таможенные органы, но при этом сведения об уплате акцизов отсутствуют в Реестре, заявление возвращается плательщику без проставления отметки налогового органа.
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
Организация ввезла с территории Российской Федерации подакцизный товар, на который в пути был наложен арест правоохранительными органами. Если в дальнейшем по решению суда эти товары возвращены собственнику, то исходя из какой даты необходимо производить уплату акцизов по данному товару?
Если при ввозе подакцизных товаров на территорию Беларуси из России правоохранительными органами на эти товары был наложен арест, импортер не сможет принять к учету данные товары непосредственно в момент ввоза на территорию Беларуси. Соответственно, исчисление акцизов не производится. В дальнейшем необходимость исчисления суммы акцизов будет зависеть от решения суда. Если суд примет решение о конфискации в доход бюджета арестованных правоохранительными органами подакцизных товаров, то в соответствии с статьей 116 Налогового кодекса будет применяться освобождение.

В случае принятия судом решения о неправомерности действий правоохранительных органов и возврате подакцизных товаров собственнику-импортеру последний должен будет уплатить акцизы не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных подакцизных товаров.
Логвин Андрей, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
В целях оптовой торговли алкогольными напитками организация планирует заключить с производителем алкогольных напитков договор комиссии. Необходимо ли комиссионеру получить специальное разрешение (лицензию) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий?
При заключении такого договора комиссионер принимает на себя обязательство по оптовой торговле алкогольными напитками производителя-комитента. То есть фактически оптовую торговлю алкогольными напитками в данном случае будет осуществлять комиссионер, поскольку совершает сделки с третьими лицами от своего имени, приобретает права и становится обязанным по таким сделкам. А поскольку оптовая торговля алкогольными напитками является видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), комиссионер обязан получить соответствующую лицензию.
Глазунов Ярослав
Обязаны ли импортеры и производители алкогольных напитков предъявлять в первичных учетных документах суммы акцизов, уплаченные при ввозе и исчисленные при реализации в случае отгрузки алкогольных напитков торговым организациям?
В соответствии с пунктом 5 статьи 120 НК производители алкогольных напитков при реализации и отгрузке подакцизных товаров должны предъявлять соответствующие суммы акцизов.

Импортеры при дальнейшей реализации подакцизных товаров, ранее ввезенных на территорию Беларуси с уплатой акциза либо с применением в соответствии с законодательством освобождения, исчисление акцизов не производят (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 НК), но при этом указывают покупателю суммы акцизов, уплаченные им при ввозе этих подакцизных товаров (часть 2 пункта 6 статьи 120 НК).
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
Если продавец допустил ошибку и неправильно предъявил в ТТН-1 сумму акцизов, достаточно ли для исправления предъявленной суммы акцизов акта сверки расчетов между продавцом и покупателем или на основании акта сверки необходимо также внести исправления в ТТН-1?
Порядок корректировки неправильно указанных сумм акцизов установлен пунктом 12 статьи 120 НК, в соответствии с которым суммы акцизов, излишне предъявленные в первичных учетных документах, подлежат исчислению, за исключением исправления излишне предъявленной суммы акцизов на основании акта сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. В случае предъявления в первичных учетных документах акцизов в сумме, меньшей, чем установлено, исчисление акцизов производится плательщиком по установленным ставкам акцизов на соответствующие подакцизные товары.

Исправление неправильно предъявленной плательщиком суммы акцизов должно осуществляться посредством составления акта сверки расчетов между продавцом и покупателем. Внесение каких-либо корректировок в товаросопроводительные документы (ТТН-1 или ТТН-2) нормами пункта 12 статьи 120 НК не предусмотрено.
Илья С.
Вправе ли организация, не имея специального разрешения (лицензии) на производство, оптовую, розничную торговлю алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, приобрести алкогольные напитки для собственных нужд, не связанных с производственной деятельностью (например, на представительские цели)?
Согласно статье 24 закона "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" оптовая продажа алкогольных напитков производится только лицам, имеющим на основании соответствующих специальных разрешений (лицензий) право на производство либо оптовую или розничную торговлю этими напитками. Исходя из этого правила, организация, не имеющая соответствующего специального разрешения, может приобретать алкогольные напитки только в розничной торговле на основании договоров розничной купли-продажи. При этом в договоре и сопроводительных документах может указываться любая цель приобретения, не связанная с предпринимательской деятельностью.
Анна Т.
В случае вывоза (экспорта) подакцизных товаров, произведенных с использованием других подакцизных товаров, когда применяется освобождение от акцизов, налоговые вычеты осуществляются в полном объеме. С 1 января 2013 года установлено, что не подлежат вычету суммы акцизов по подакцизному сырью в случае безвозвратной утери в процессе производства, хранения, перемещения и (или) последующей технологической обработки. Куда относятся суммы акцизов, не подлежащие вычету?
Действительно, с 1 января 2013 года в Налоговом кодексе нормативно закреплена норма, согласно которой не полежат вычету суммы акцизов по подакцизному сырью в случае его безвозвратной утери в процессе производства, хранения, перемещения и (или) последующей технологической обработки. Дело в том, что в Беларуси законодательно не определены и не закреплены в нормативных актах нормы потерь подакцизного сырья при производстве готовой подакцизной продукции. У каждого субъекта хозяйствования эти потери могут быть разные, поэтому в целях избежания злоупотреблений в Налоговый кодекс включена норма, предусматривающая ограничение по вычету в этой части.

Списание сумм "входного" акциза в отношении указанных потерь осуществляется за счет тех источников, на которые будут списываться непосредственно сами потери. Исходя из практики применения и рассмотрения обращений плательщиков, осуществляющих переработку подакцизных товаров, такие потери, как правило, списываются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, при соблюдении установленных законодательством условий. Соответственно, и относящиеся к ним суммы акцизов также относятся за счет этого источника.
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
Производитель алкогольной продукции использует произведенный спирт на технологические нужды. Принимаются ли к вычету суммы акцизов, исчисленные при отпуске спирта на технологические нужды, или их необходимо включить в затраты, учитываемые при налогообложении?
В соответствии с пунктом 3 статьи 123 НК суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным для производства других подакцизных товаров, определяются пропорционально стоимости подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, либо пропорционально объему подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

Учитывая, что при использовании произведенного спирта на технологические нужды возникает объект налогообложения в части использования на собственные нужды, но не осуществляется использования данного спирта для производства другой подакцизной продукции в качестве сырья, сумма акциза, исчисленная при использовании на собственные нужды, к вычету не принимается, а относится в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Кныш Сергей
Законодательство предусматривает запрет на безвозмездную передачу алкогольных напитков в определенных случаях. Такой запрет имеет два аспекта: запрет на распространение алкогольной продукции в рекламных целях и запрет на оплату труда в натуральной форме алкогольными напитками. Вправе ли организация вручить своим работникам алкогольные напитки в качестве подарков к празднику?
На основании статьи 11 закона "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" в Беларуси запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях. Это значит, что, вручая работникам алкогольные напитки в качестве подарков, организация нарушает нормы закона.
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр"
Организация ввозит из Российской Федерации моторные масла, подлежащие маркировке контрольными знаками. По правилам маркировка ввозимого масла должна осуществляется за пределами Республики Беларусь либо на территории уполномоченных складов. Приобретенные контрольные знаки нельзя передавать другим лицам, за исключением передачи их в установленном порядке для нанесения на товар. В каком порядке осуществляется передача марок поставщику для нанесения на товар? Какая ответственность предусмотрена в случае, если неиспользованные марки не возвращены поставщиком импортеру?
Порядок учета, хранения, использования контрольных (идентификационных) знаков (КИЗ) определен в Инструкции о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утвержденной постановлением МНС от 9 августа 2011 года №32. На основании пункта 12 этой инструкции приобретенные контрольные (идентификационные) знаки не подлежат отчуждению или иной передаче другим лицам, за исключением передачи их в установленном порядке для нанесения на товар, возврата неиспользованных КИЗ РУП "Издательство "Белбланкавыд".

Контрольные  (идентификационные) знаки при вывозе с территории Беларуси за пределы таможенной территории Таможенного союза для маркировки товаров должны помещаться под таможенную процедуру экспорта в соответствии с требованиями таможенного законодательства ТС.

Вывоз контрольных (идентификационных) знаков из Беларуси в государства - члены Таможенного союза для маркировки товаров осуществляется с оформлением товарно-транспортной накладной или товарной накладной.

В случае утери или хищения КИЗ составляется акт в произвольной форме с указанием даты и места выявления факта их утери или хищения, их количества, кодов видов, серий и номеров. Акт должен быть составлен в течение пяти дней со дня выявления факта утери или хищения КИЗ и подписан руководителем юридического лица или его заместителем, или индивидуальным предпринимателем и материально ответственным лицом. В течение трех дней со дня составления акта его копия представляется в налоговый орган, который затем передает информацию об утерянных или похищенных контрольных (идентификационных) знаках в электронную базу данных с признаком "Недействительно".

За несоблюдение порядка использования КИЗ, в том числе порядка хранения, учета, ответственность несет приобретший их субъект, а не его контрагент - поставщик товаров, подлежащих маркировке. В соответствии с частью 1 статьи 23.21 Кодекса об административных правонарушениях за такие нарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (в настоящее время одна базовая величина составляет Br100 тыс.). А за повторное такое же нарушение в течение одного года после наложения административного взыскания - от 20 до 50 базовых величин.

В соответствии со статьей 23.16 КоАП за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление их с заведомо недостоверными сведениями налагается штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси