Вопросы конференции
Изучают ли судьи Конституционного суда Беларуси при принятии решений опыт ближних соседей, европейский опыт?
При вынесении решений судьи Конституционного суда руководствуются прежде всего нормами и принципами Конституции Республики Беларусь. Вместе с тем при подготовке решений судьи изучают доктринальные подходы к разрешению схожих правовых проблем коллегами в России, Украине, Казахстане и других странах на постсоветском пространстве. Мы знакомимся также с опытом европейских конституционных судов и практикой Европейского суда по правам человека.
В этих целях в настоящее время в Конституционном суде уже сформирован банк данных правовых позиций, изложенных в решениях Конституционного суда Российской Федерации, а также Европейского суда по правам человека.
Конституционный суд Республики Беларусь участвует в ряде международных организаций в сфере конституционного правосудия, сотрудничает с Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы. Мы активно обмениваемся опытом и изучаем практику наших коллег в Конституционном совете Франции по осуществлению предварительного контроля конституционности законов.
В этих целях в настоящее время в Конституционном суде уже сформирован банк данных правовых позиций, изложенных в решениях Конституционного суда Российской Федерации, а также Европейского суда по правам человека.
Конституционный суд Республики Беларусь участвует в ряде международных организаций в сфере конституционного правосудия, сотрудничает с Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы. Мы активно обмениваемся опытом и изучаем практику наших коллег в Конституционном совете Франции по осуществлению предварительного контроля конституционности законов.
В 2012 году Конституционный суд все законы признал конституционными. В решениях вы иногда пишете о том, что надо обратить внимание на то, что какую-то норму надо понимать исходя из смысла Конституции, и обращаете на это внимание законодателя и правоприменителя. А как часто исполняются решения Конституционного суда, вынесенные в порядке предварительного контроля?
Конституционный суд, проверяя законы в порядке осуществления обязательного предварительного контроля их конституционности, выявляет наличие пробелов, коллизий, правовой неопределенности. О принятых решениях Конституционный суд информирует законодателя для учета высказанных в них правовых позиций суда при принятии законов. На данный момент реализовано более 10 таких правовых позиций.
Например, правовая позиция Конституционного суда о необходимости установления в законодательстве предельных размеров налоговых ставок по сборам с пользователей, изложенная в решении от 31 октября 2008 года, реализована в Особенной части Налогового кодекса, в разделе VI которого для каждого местного налога и сбора установлены предельные размеры ставок.
Например, правовая позиция Конституционного суда о необходимости установления в законодательстве предельных размеров налоговых ставок по сборам с пользователей, изложенная в решении от 31 октября 2008 года, реализована в Особенной части Налогового кодекса, в разделе VI которого для каждого местного налога и сбора установлены предельные размеры ставок.
Петр Петрович! Поздравляем Вас с праздником – Днем Конституции. Что бы Вы пожелали жителям Беларуси в этот день?
Спасибо за поздравление. Я также от имени Конституционного суда сердечно поздравляю всех граждан нашей страны с Днем Конституции Республики Беларусь. Этот праздник - символ нашей государственности.
Конституция, являясь Основным Законом, провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью общества и государства. В связи с этим на государственном уровне принимаются все необходимые меры по созданию надлежащих условий для реализации прав и свобод человека. Однако не стоит забывать, что рядом с правами всегда находятся обязанности, как в семье, трудовом коллективе, так и в государстве и обществе в целом. Свой вклад в дело укрепления конституционной законности должны вносить не только государственные органы и должностные лица, но и граждане. Строгое и неукоснительное соблюдение всеми норм и принципов Конституции обеспечит последовательное развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
И, конечно, в этот день искренне хочу пожелать всем здоровья, мира, добра, успехов в труде на благо родной Беларуси!
Конституция, являясь Основным Законом, провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью общества и государства. В связи с этим на государственном уровне принимаются все необходимые меры по созданию надлежащих условий для реализации прав и свобод человека. Однако не стоит забывать, что рядом с правами всегда находятся обязанности, как в семье, трудовом коллективе, так и в государстве и обществе в целом. Свой вклад в дело укрепления конституционной законности должны вносить не только государственные органы и должностные лица, но и граждане. Строгое и неукоснительное соблюдение всеми норм и принципов Конституции обеспечит последовательное развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
И, конечно, в этот день искренне хочу пожелать всем здоровья, мира, добра, успехов в труде на благо родной Беларуси!
Уважаемый Петр Петрович! Конституционный суд вынес в прошлом году несколько решений, направленных, как в них написано, на устранение пробелов в законодательстве. А как судьи их выявляют и чем руководствуются при вынесении решений в таких случаях?
Конституционный суд Республики Беларусь ежегодно принимает ряд решений, направленных на устранение конституционно-правовых пробелов в правовом регулировании. Принимая такие решения, Конституционный суд определяет в нормативном правовом акте полноту правового механизма реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, выявляет правовую неопределенность либо пробелы в правовом регулировании соответствующих общественных отношений.
Так, на основании обращений Конституционным судом в 2012 году приняты решения, направленные на устранение конституционно-правового пробела в законодательном регулировании права выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту; исключение правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с защитой имущественных интересов кредитора, денежными средствами которого неправомерно пользовался должник; устранение коллизии в правовом регулировании права работников на возмещение расходов по проезду при служебных командировках и др.
Так, на основании обращений Конституционным судом в 2012 году приняты решения, направленные на устранение конституционно-правового пробела в законодательном регулировании права выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту; исключение правовой неопределенности в регулировании отношений, связанных с защитой имущественных интересов кредитора, денежными средствами которого неправомерно пользовался должник; устранение коллизии в правовом регулировании права работников на возмещение расходов по проезду при служебных командировках и др.
Как Вы можете прокомментировать то, что в нашей стране до сих пор применяется смертная казнь?
Жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага. Право на нее получается человеком с момента рождения и является естественным и неотчуждаемым.
Конституция Республики Беларусь, закрепляя право каждого на жизнь, а также обязанность государства защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств, тем не менее допускает возможность применения смертной казни до ее отмены в соответствии с законом как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
В заключении 2004 года Конституционный суд пришел к выводу, что нормы Конституции позволяют принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. При этом в современных условиях данный вопрос может быть решен главой государства и парламентом. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что внесение изменений в конституционную норму, определяющую возможность и условия применения смертной казни в нашей стране, может быть осуществлено путем референдума.
Хочу обратить внимание на то, что за прошедшие после принятия Конституции годы в Республике Беларусь осуществлено коренное реформирование уголовного законодательства в направлении гуманизации уголовной ответственности. Значительно сужен круг преступлений, за которые предусматривается возможность назначения смертной казни. В сторону сокращения применения смертной казни развивается и судебная практика.
Конституция Республики Беларусь, закрепляя право каждого на жизнь, а также обязанность государства защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств, тем не менее допускает возможность применения смертной казни до ее отмены в соответствии с законом как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
В заключении 2004 года Конституционный суд пришел к выводу, что нормы Конституции позволяют принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. При этом в современных условиях данный вопрос может быть решен главой государства и парламентом. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что внесение изменений в конституционную норму, определяющую возможность и условия применения смертной казни в нашей стране, может быть осуществлено путем референдума.
Хочу обратить внимание на то, что за прошедшие после принятия Конституции годы в Республике Беларусь осуществлено коренное реформирование уголовного законодательства в направлении гуманизации уголовной ответственности. Значительно сужен круг преступлений, за которые предусматривается возможность назначения смертной казни. В сторону сокращения применения смертной казни развивается и судебная практика.
В своем решении от 24 декабря 2009 № 415/2009 Конституционный суд обосновывает включение военнообязанных в перечень лиц, подлежащих обязательной дакторегистрации, тем, что при нахождении на воинской службе для них предусматриваются определенные ограничения прав и свобод. Законом "О воинской обязанности и воинской службе" предусмотрено, что военнообязанные могут находиться на воинской службе только в период военных действий или специальных сборов, при этом МВД дактилоскопирует всех военнообязанных независимо от того, призываются они на воинскую службу или нет. Чем обоснованы ограничения прав и свобод военнообязанных вне воинской службы?
К сожалению, в жизни часто возникают ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств (пожар, несчастный случай и др.) необходимо установить личность человека. Именно дактилоскопическая информация может оказать в этом неоценимую помощь. Многие страны давно пошли по пути широкого применения дактилоскопической регистрации в целях идентификации личности. Учитывая мировой опыт в этом вопросе, законодатель в 2003 году разработал и принял закон, предусматривающий в нашей стране дактилоскопическую регистрацию граждан. Придавая дактилоскопической регистрации добровольный характер, закон вместе с тем определяет отдельные категории граждан, для которых такая регистрация обязательна. Как правило, к таким гражданам он относит тех, чья профессиональная деятельность связана с риском для жизни и здоровья (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, лица, работающие в профессиональных аварийно-спасательных службах и др.), в связи с чем в любой момент может потребоваться идентификация их личности, в том числе в целях оперативного оказания медицинской помощи.
В 2010 году соответствующим законом в перечень лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, были включены военнообязанные – граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований, то есть такие лица, которые в любой момент могут быть призваны для исполнения своего конституционного долга по защите Республики Беларусь.
На мой взгляд, сегодня необходимо понимать, что дактилоскопическая регистрация важна прежде всего для самих граждан и делается в их интересах. И в том случае, если такая регистрация проводится в рамках, установленных соответствующим законом, она не является необоснованным ограничением конституционных прав и свобод граждан.
В 2010 году соответствующим законом в перечень лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, были включены военнообязанные – граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований, то есть такие лица, которые в любой момент могут быть призваны для исполнения своего конституционного долга по защите Республики Беларусь.
На мой взгляд, сегодня необходимо понимать, что дактилоскопическая регистрация важна прежде всего для самих граждан и делается в их интересах. И в том случае, если такая регистрация проводится в рамках, установленных соответствующим законом, она не является необоснованным ограничением конституционных прав и свобод граждан.
Согласно действующему законодательству Конституционный суд вправе рассматривать обращения граждан, носящие форму предложений по совершенствованию законодательства, направляемых в органы, обладающие правом законодательной инициативы. Вместе с тем данное право Конституционный суд использует довольно редко. В чем, на Ваш взгляд, причина?
В нашей стране граждане не обладают правом напрямую направлять в
Конституционный суд так называемую конституционную жалобу. Они могут
опосредованно обратиться в КС через уполномоченных субъектов:
Президента, Палату представителей, Совет Республики, Совет Министров,
Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Когда поступают такие
инициативные обращения, при наличии достаточных оснований указанные
субъекты вправе внести предложения в Конституционный суд. Ежегодно от
граждан уполномоченным субъектам поступает 60-70 таких обращений,
однако еще ни одно сообщение не было направлено в Конституционный суд.
Мы рассчитываем, что с принятием Закона о конституционном
судопроизводстве форма доступа к органам конституционного правосудия
будет реально реализовываться.
Что касается других обращений граждан, то ежегодно в КС поступает около тысячи таких обращений. Как правило, это связано с жалобами на неправомерные действия тех или иных должностных лиц, решения общих или хозяйственных судов, действия правоохранительных органов, поэтому эти обращения мы направляем соответствующим органам с учетом их компетенции. Обращения, в которых ставятся вопросы о несовершенстве законодательства, коллизиях, противоречиях в законодательстве, мы тщательно изучаем и ежегодно до десяти решений выносим по этим вопросам. На основании этих обращений граждан мы предлагаем законотворческим органам внести соответствующие изменения в закон, чтобы вырабатывался механизм полной реализации тех или иных прав граждан. Это мы отмечали и в послании в этом году, приводили конкретные примеры. В частности, было вынесено решение о праве граждан об освобождении от уплаты средств, затраченных на обучение, в случае добровольного поступления на воинскую службу; о праве граждан на компенсацию расходов на командировку. Действительно, мы не просто вносим предложения о совершенствовании законодательства, а выносим решение, основанное на устранение конституционно-правовых пробелов. Это означает, что на конституционном уровне закреплены права, однако выработанный правовой механизм недостаточен для их полной реализации. Поскольку по своей правовой природе Конституционный суд является "негативным" законодателем (то есть, признавая неконституционной ту или иную норму, он выводит из правового поля те нормы законов, которые являются неконституционными). Выступая в роли "позитивного" законодателя, мы исходим из устранения конституционно-правовых пробелов. Это право законодателя - постоянно совершенствовать правовой механизм.
Что касается других обращений граждан, то ежегодно в КС поступает около тысячи таких обращений. Как правило, это связано с жалобами на неправомерные действия тех или иных должностных лиц, решения общих или хозяйственных судов, действия правоохранительных органов, поэтому эти обращения мы направляем соответствующим органам с учетом их компетенции. Обращения, в которых ставятся вопросы о несовершенстве законодательства, коллизиях, противоречиях в законодательстве, мы тщательно изучаем и ежегодно до десяти решений выносим по этим вопросам. На основании этих обращений граждан мы предлагаем законотворческим органам внести соответствующие изменения в закон, чтобы вырабатывался механизм полной реализации тех или иных прав граждан. Это мы отмечали и в послании в этом году, приводили конкретные примеры. В частности, было вынесено решение о праве граждан об освобождении от уплаты средств, затраченных на обучение, в случае добровольного поступления на воинскую службу; о праве граждан на компенсацию расходов на командировку. Действительно, мы не просто вносим предложения о совершенствовании законодательства, а выносим решение, основанное на устранение конституционно-правовых пробелов. Это означает, что на конституционном уровне закреплены права, однако выработанный правовой механизм недостаточен для их полной реализации. Поскольку по своей правовой природе Конституционный суд является "негативным" законодателем (то есть, признавая неконституционной ту или иную норму, он выводит из правового поля те нормы законов, которые являются неконституционными). Выступая в роли "позитивного" законодателя, мы исходим из устранения конституционно-правовых пробелов. Это право законодателя - постоянно совершенствовать правовой механизм.
Исходя из Послания о конституционной законности видно, что ряд решений конституционного суда исполняется через несколько лет. Что предпринимает КС для ускорения процесса исполнения его решений иными государственными органами? Может ли в этой связи КС обращаться в Генпрокуратуру для понуждения недобросовестных чиновников? И должны ли в принципе иные государственные органы исполнять решения Конституционного суда, вынесенные не в форме заключения? И кто уполномочен инициировать проверку нормативных документов на соответствие конституционности?
Ежегодно Конституционный суд принимает Послание о состоянии
конституционной законности, которое направляется Президенту и
Национальному собранию. В послании существует специальный раздел, где
мы анализируем исполнение решений Конституционного суда. В частности, в
прошедшем году были исполнены около 10 решений КС, некоторые
оперативно, некоторые не исполнялись длительное время, однако это как
раз те решения, которые связаны с устранением конституционно-правовых
пробелов и совершенствованием законодательства. Для выполнения этих
задач необходимо соблюдать принципы социальной обусловленности,
научности и системности. Поэтому, когда был принят Жилищный кодекс, ряд
решений, который ранее были приняты КС, нашли свою реализацию там,
поскольку требовалось системное регулирование жилищных правоотношений.
В этой связи утверждать, что решения КС своевременно не исполняются,
поскольку они игнорируются нормотворческими органами, нет основания.
При этом нужно отметить, что обязательность исполнения решения КС обусловлена следующими конституционными положениями: во-первых, в соответствии со ст.7 Конституции, нормативный акт или его отдельное приложение, признанные в установленном законом порядке не конституционными, утрачивают свою силу. И Конституционный суд в соответствии со ст.116 Конституции является единственным судебным органом, который проверяет конституционность всех нормативно-правовых актов в государстве, то есть имеет право признать их не конституционными. И исходя из этих конституционных положений, если КС выносит заключение или решение о конституционности нормативно-правового акта или закона, то его решение носит обязательный характер.
Обязательность решений КС обусловлена и его конституционно-правовым статусом как органа судебной власти, конституционной функцией обеспечивать верховенство Конституции и ее прямое действие на территории Республики Беларусь, утверждать конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении. Поэтому и другие решения КС, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, в том числе связанные с устранением конституционных пробелов и реализацией полномочий, которые предоставлены Декретом Президента, носят обязательный характер, даже те, которые вынесены не в форме заключения.
При этом нужно отметить, что обязательность исполнения решения КС обусловлена следующими конституционными положениями: во-первых, в соответствии со ст.7 Конституции, нормативный акт или его отдельное приложение, признанные в установленном законом порядке не конституционными, утрачивают свою силу. И Конституционный суд в соответствии со ст.116 Конституции является единственным судебным органом, который проверяет конституционность всех нормативно-правовых актов в государстве, то есть имеет право признать их не конституционными. И исходя из этих конституционных положений, если КС выносит заключение или решение о конституционности нормативно-правового акта или закона, то его решение носит обязательный характер.
Обязательность решений КС обусловлена и его конституционно-правовым статусом как органа судебной власти, конституционной функцией обеспечивать верховенство Конституции и ее прямое действие на территории Республики Беларусь, утверждать конституционную законность в нормотворчестве и правоприменении. Поэтому и другие решения КС, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, в том числе связанные с устранением конституционных пробелов и реализацией полномочий, которые предоставлены Декретом Президента, носят обязательный характер, даже те, которые вынесены не в форме заключения.
Применяет ли Конституционный суд РБ нормы международного права, в частности, выработанные международными организациями, членами которых Беларусь не является? В частности, каков юридический статус, по вашему мнению, у юриспруденции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Рекомендаций ПАСЕ в правовом пространстве Беларуси? Согласны ли Вы с мнением Г.А. Василевича, что судебная практика ЕСПЧ является общепризнанными принципами международного права и потому подлежит применению общими судами республики?
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью белорусской правовой системы, их положениями руководствуется Конституционный Суд при принятии решений.
Что касается Европейского суда по правам человека, то он создан в целях обеспечения соблюдения обязательств государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, которая принята в рамках Совета Европы. Республика Беларусь не является членом данной международной организации, поэтому действие указанной Конвенции и юрисдикция ЕСПЧ не распространяется на территорию Беларуси. Хотя в целом доктринальные подходы, выработанные в практике Европейского суда по правам человека, мы используем при разрешении конкретных дел, в определенной мере ориентируемся на них в своей деятельности.
Какие международные контакты имеет Конституционный суд Беларуси?
Страны на постсоветском пространстве образовали такую международную
организацию, как Конференция органов конституционного контроля стран
новой демократии. КС Беларуси выступал в качестве ее учредителя.
Ежегодно в Ереване проходит международная конференция конституционных
судов стран новой демократии, в которой участвуют и представители
конституционных судов Европы. Здесь обсуждаются различные проблемы
конституционного правосудия. Представители Беларуси, в том числе и я,
неоднократно бывали на этом международном форуме. Также действует
Конференция европейских конституционных судов. КС Беларуси является
ассоциированным членом. Уже в следующем году состоится очередной
Конгресс этой организации в Австрии. КС Беларуси получил приглашение и
сейчас готовит национальный доклад к этому форуму.
Два года назад создана Всемирная конференция по конституционному правосудию. КС Беларуси является ее членом. Прошло уже два конгресса, в Южно-Африканской Республике в Кейптауне и в Бразилии в Рио-де-Жанейро, в них наша делегация принимала участие. В следующем году третий Всемирный конгресс по конституционному правосудию состоится в Сеуле в Южной Корее. Белорусская делегация также примет в нем участие. Мы активно участвуем в таких мероприятиях, я лично дважды выступал на пленарных заседаниях всемирных форумов по конституционному правосудию. То есть КС Беларуси поддерживает активное сотрудничество с конституционными судами как на постсоветском, так и на европейском, и всемирном пространстве.
Два года назад создана Всемирная конференция по конституционному правосудию. КС Беларуси является ее членом. Прошло уже два конгресса, в Южно-Африканской Республике в Кейптауне и в Бразилии в Рио-де-Жанейро, в них наша делегация принимала участие. В следующем году третий Всемирный конгресс по конституционному правосудию состоится в Сеуле в Южной Корее. Белорусская делегация также примет в нем участие. Мы активно участвуем в таких мероприятиях, я лично дважды выступал на пленарных заседаниях всемирных форумов по конституционному правосудию. То есть КС Беларуси поддерживает активное сотрудничество с конституционными судами как на постсоветском, так и на европейском, и всемирном пространстве.
Конституционный суд состоит из высококвалифицированных юристов, как правило, имеющих научную степень. Как много судей КС имеют научную степень? Или белорусский КС состоит больше из юристов-практиков? Насколько жаркие споры ведутся в Конституционном суде при принятии судебных решений?
В состав Конституционного суда входят 12 судей, из них 8
имеют ученые степени: двое - докторские степени, шесть судей -
кандидаты юридических наук. Четверо судей Конституционного
суда имеют богатый опыт работы в системе юстиции. Двое наших судей
ранее работали в должности заместителей министров юстиции, двое
занимали должность заместителя председателя Верховного суда и
заместителя председателя Высшего хозяйственного суда. Такое сочетание
теоретических и практических знаний дает нам возможность принимать
качественные взвешенные решения по различным сложным правовым проблемам.
Решения Конституционного суда носят нормотворческий характер и, соответственно, здесь очень важна юридическая точность и взвешенность при принятии судебных решений. Поскольку в состав Конституционного суда входят высококвалифицированные юристы, которые имеют свое мнение по тем или иным правовым проблемам, у нас всегда происходит заинтересованное и углубленное обсуждение правовых проблем при выработке наших решений и правовых позиций. Иногда до выхода на окончательную редакцию решения у нас готовится 5-7 вариантов проектов.
Решение Конституционного суда всегда принимается большинством голосов. У нас действует тайна совещательной комнаты и право судей на особое мнение - если судья не согласен с правовыми выводами, изложенными в решении, он вправе изложить свое особое мнение на разрешение данной правовой проблемы. В прошлом году особых мнений судьи Конституционного суда не излагали, а ранее имела место судебная практика, когда при разрешении сложных правовых проблем судьи излагали свое особое мнение.
Решения Конституционного суда носят нормотворческий характер и, соответственно, здесь очень важна юридическая точность и взвешенность при принятии судебных решений. Поскольку в состав Конституционного суда входят высококвалифицированные юристы, которые имеют свое мнение по тем или иным правовым проблемам, у нас всегда происходит заинтересованное и углубленное обсуждение правовых проблем при выработке наших решений и правовых позиций. Иногда до выхода на окончательную редакцию решения у нас готовится 5-7 вариантов проектов.
Решение Конституционного суда всегда принимается большинством голосов. У нас действует тайна совещательной комнаты и право судей на особое мнение - если судья не согласен с правовыми выводами, изложенными в решении, он вправе изложить свое особое мнение на разрешение данной правовой проблемы. В прошлом году особых мнений судьи Конституционного суда не излагали, а ранее имела место судебная практика, когда при разрешении сложных правовых проблем судьи излагали свое особое мнение.
Скажите, вам не скучно работать? В следующем году вам будет 60. Вы уйдете на пенсию или продолжите работать?
Работа в Конституционном суде предполагает активный творческий поиск
решения правовых проблем. Скучать не приходится: постоянно приходится
находиться в творческом поиске, чтобы правильно разрешить ту или иную
проблему, принять качественное решение.
Что касается возраста, то для судей Конституционного суда установлен предельный возраст в 70 лет. В следующем году мне исполнится 60. Но у меня еще есть возможность трудиться и исполнять свои обязанности. Я буду прилагать все свои силы и знания, чтобы достойно исполнять возложенные на меня обязанности. Совсем недавно указом главы государства я переназначен на новый пятилетний срок. Совет Республики должен рассмотреть вопрос о даче согласия на данное переназначение.
Что касается возраста, то для судей Конституционного суда установлен предельный возраст в 70 лет. В следующем году мне исполнится 60. Но у меня еще есть возможность трудиться и исполнять свои обязанности. Я буду прилагать все свои силы и знания, чтобы достойно исполнять возложенные на меня обязанности. Совсем недавно указом главы государства я переназначен на новый пятилетний срок. Совет Республики должен рассмотреть вопрос о даче согласия на данное переназначение.