Вопросы конференции
Главным действующим лицом системы образования, несмотря на все информационные технологии, все-таки был и будет учитель. Есть ли в сфере образования дефицит профессионалов? Какие меры принимаются для действительного (а не для заголовков СМИ) повышения социального статуса работников отрасли?
Социальный статус определяется, прежде всего, уровнем заработной платы, а также условиями жизни и работы. Это три основных фактора, которые определяют социальный статус педагога.
Что касается условий жизни учителей, этим вопросом Минобразования занимается совместно с профсоюзом. Нам понадобится принятие дополнительных мер по обеспечению педагогов жильем, иначе вопросы, связанные с текучкой кадров, не решить.
В соответствии с Кодексом об образовании, оканчивая вуз, молодой специалист заключает договор с учреждением образования. "Целевики" в этом случае заключают договор с работодателем и учреждением образования. В таком договоре отмечается, каким образом человек принят на работу, по распределению или целевому направлению. Но в любом случае необходимо, чтобы был прописан и строго выполнялся социальный пакет. Это во многом зависит от местных органов власти.
Следует отметить, что во многих областях Беларуси к этому относятся самым серьезным образом и решают эти вопросы. Так, не самые лучшие условия в Гомельской области, так как это зона, пострадавшая от ЧАЭС, но тем не менее именно здесь самая низкая текучесть кадров. Причина в том, что социальный пакет хорошо работает, а жилищные вопросы решаются своевременно. Есть много инноваций и серьезных решений по этому вопросу и в Минской области, но, к сожалению, на 100% он не закрыт.
В этом направлении нам предстоит совместная с местными органами власти серьезная работа.
Что касается условий жизни учителей, этим вопросом Минобразования занимается совместно с профсоюзом. Нам понадобится принятие дополнительных мер по обеспечению педагогов жильем, иначе вопросы, связанные с текучкой кадров, не решить.
В соответствии с Кодексом об образовании, оканчивая вуз, молодой специалист заключает договор с учреждением образования. "Целевики" в этом случае заключают договор с работодателем и учреждением образования. В таком договоре отмечается, каким образом человек принят на работу, по распределению или целевому направлению. Но в любом случае необходимо, чтобы был прописан и строго выполнялся социальный пакет. Это во многом зависит от местных органов власти.
Следует отметить, что во многих областях Беларуси к этому относятся самым серьезным образом и решают эти вопросы. Так, не самые лучшие условия в Гомельской области, так как это зона, пострадавшая от ЧАЭС, но тем не менее именно здесь самая низкая текучесть кадров. Причина в том, что социальный пакет хорошо работает, а жилищные вопросы решаются своевременно. Есть много инноваций и серьезных решений по этому вопросу и в Минской области, но, к сожалению, на 100% он не закрыт.
В этом направлении нам предстоит совместная с местными органами власти серьезная работа.
Если верить статистике, более 60% студентов учатся в Беларуси на платной основе. Заинтересованность вузов в таких студентах очевидна: от них зависят зарплаты. Вместе с тем явно страдает качество обучения, отбор студентов, да и престиж высшего образования в целом. Как планируется исправлять ситуацию, особенно с учетом того, что абитуриентов с каждым годом становится все меньше? Сокращать набор? Увеличивать цены? Перестраивать систему финансирования вузов?
У нас в вузы поступают примерно 45-47% выпускников школ. Часто забывают, что в вузы поступают и те, кто раньше закончил учреждения профессионально-технического образования, колледжи. После базовой школы 25% учащихся идут в учреждения профтехобразования. Из тех, кто заканчивает среднюю школу, пробуют поступать до 60%.
Действительно, средний уровень знаний тех, кто поступает в вуз, падает, потому что нет ограничений: сколько бы ты баллов ни набрал по результатам ЦТ - ты можешь поступить на платную форму обучения. В прошлом году мы ввели ограничения - минимальный проходной балл (семь), и это сработало. В этом году проходной балл будет существенно повышен. Это единственный способ повысить требования к абитуриентам, а в итоге - качество знаний.
В мировой практике есть и другой подход. Например, во Франции нет вступительных экзаменов, записывайся и учись, если сможешь учиться. После первой сессии уже будет ясно, сможет ли человек продолжать обучение. К слову, у нас во время последней сессии были отчислены, по-моему, около 10 тыс. человек. Примерно 10% поступивших отчисляются.
Действительно, средний уровень знаний тех, кто поступает в вуз, падает, потому что нет ограничений: сколько бы ты баллов ни набрал по результатам ЦТ - ты можешь поступить на платную форму обучения. В прошлом году мы ввели ограничения - минимальный проходной балл (семь), и это сработало. В этом году проходной балл будет существенно повышен. Это единственный способ повысить требования к абитуриентам, а в итоге - качество знаний.
В мировой практике есть и другой подход. Например, во Франции нет вступительных экзаменов, записывайся и учись, если сможешь учиться. После первой сессии уже будет ясно, сможет ли человек продолжать обучение. К слову, у нас во время последней сессии были отчислены, по-моему, около 10 тыс. человек. Примерно 10% поступивших отчисляются.
Все говорят об оптимизации, но такое впечатление, что она в образовании решается за счет школ, колледжей и ПТУ. А что планируется сделать с сетью вузов, ведь их явно больше, чем нужно. Что будет с филиалами? Или и дальше продолжится выпуск специалистов, добрая часть которых будет впоследствии перепрофилироваться?
Если не будет студентов, то, конечно, оптимизация вузов коснется. Я думаю, что коснется.
Целесообразно ли сохранять право на внеконкурсное поступление в вузы для социальных сирот? Я знаю случаи, когда опекуны не оформляют усыновление ребенка только ради льгот. Как вы относитесь к такой ситуации? И как из нее можно выйти?
Мы решили эту тему (очень непростую, хочу сказать) перенаправить нашим депутатам. Пускай поработает специальная комиссия, оценит социальный эффект от внеконкурсного поступления для социальных сирот. В любом случае это касается небольшого количества людей и при любом решении ситуацию существенно не изменит. Вместе с тем, если это действительно так, как вы сформулировали (а в ряде случаев это имеет место), то это как язва, которая уже имеет явно отрицательный социальный эффект, и с этим надо бороться, надо принимать решение.
Увеличится ли наполняемость классов с 1 сентября 2013 года?
Планируется увеличение наполняемости классов во всех видах учреждений общего среднего образования до 26 учащихся.
Сельские УПК с хорошими ресурсами решают проблемы развития, профориентации и занятости школьников в 6-й день. Оптимизация этой структуры лишит родителей и школьников на селе права выбора. Рационально ли это решение в условиях сложной криминогенной обстановки?
Заяц Анатолий Яковлевич, Гомель: Будет ли реорганизован Межшкольный учебно-производственный комбинат №1 трудового обучения и профессиональной ориентации г.Гомеля в 2013 году?
Заяц Анатолий Яковлевич, Гомель: Будет ли реорганизован Межшкольный учебно-производственный комбинат №1 трудового обучения и профессиональной ориентации г.Гомеля в 2013 году?
В соответствии с приказом министра образования Беларуси от 2 мая 2012 года №316 управлениям образования областных, комитету по образованию Минского городского исполнительных комитетов совместно с управлениями (отделами) районных (городских) исполнительных комитетов (администраций) поручено рассмотреть вопрос оптимизации количества УПК, определить направления модернизации их деятельности, в том числе принять меры по укреплению и обновлению материально-технической базы в рамках Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы. Решение о дальнейшей судьбе УПК принимает его учредитель – местный исполнительный и распорядительный орган.
В среднем о сельской школе работает 20 учителей и 15 человек техперсонала, при закрытии школы куда им деваться, особенно если в районе закроют их несколько? Ведь в тех школах, в которые будут ездить учащиеся, новых рабочих мест больше не станет ?
Трудоустройство высвободившихся в результате оптимизации сети учреждений общего среднего образования работников осуществляется в соответствии с законодательством. Часть работников будут трудоустроены в близлежащие учреждения образования; возможно, кто-то уже достиг пенсионного возраста; кому-то будет предложено пройти переподготовку по другой специальности в соответствии с потребностями региона.
Планируется ли в следующем учебном году вернуть в общеобразовательные школы профильные классы?
В настоящее время изучается возможность изучения в X, XI классах всех видов учреждений общего среднего образования отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
Сергей Александрович, как Вы считаете, какую школу лучше закрыть - типовую с 40 учениками или ту, которая находится в 15 км в нескольких старых зданиях с 60 учениками? Спасибо.
Дать однозначный ответ на Ваш вопрос невозможно. К закрытию учреждений общего среднего образования местные власти должны подходить комплексно, учитывая ряд факторов, в числе которых перспективы развития населенного пункта, техническое состояние здания, возможность организации подвоза учащихся с минимальными затратами, ожидаемый экономический эффект и иные.
По положениям Кодекса об образовании, Образовательного стандарта и др. основополагающих документов, определяющих нашу школьную систему, не представляется возможным составить целостную непротиворечивую модель системы, имеющую концептуальную обоснованность. По этой причине (это не требует доказательств) никакие вопросы повышения зарплат педагогам, оценки и повышения их профессионализма, содержания образования, качества обучения школьников и др. не могут иметь решения даже теоретически. Россияне же разработали Образовательный стандарт (ФГОС), который не имеет системных ошибок. В нем заложены возможности для его гибкого совершенствования и т.д. На встрече с министром образования РФ (летом 2012 года) Вы обсуждали вопрос выхода на единые образовательные стандарты. Наше Министерство образования считает (так мне ответили 20.12.2011), что для Беларуси актуальным является только согласование требований к уровню требований учащихся.Это важно, но почти ничего для построения концептуально обоснованной системы. Если мы говорим о выходе на единые стандарты, то должны вести речь о единых концептуальных основах стандартов образования. Скажите, пожалуйста, наше Министерство образования по-прежнему против адаптации российского стандарта (ФГОС) для Беларуси? И каковы наши перспективы общеобразовательной школы, если мы до сих пор не определились в концептуальных основах ее построения (что начинают с исследования состояния школы)? Если скажете, что у нас концепция имеется, то хотелось бы узнать, где можно познакомиться с анализом состояния школы для перехода с 12-летнего обучения к 11-летнему.
Проведение сравнительного анализа положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства, касающихся системы общего среднего образования, и положений федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации без проведения совместных исследований по оценке качества образования не позволяет объективно оценить эффективность правовых условий для развития белорусской или российской системы образования.
С 2012 года Национальный институт образования является членом Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), активно взаимодействует с Международным центром по развитию образования (CICED), что позволяет координировать деятельность по оценке качества образования с другими странами СНГ, соотносить ее с ведущими международными программами по оценке образовательных достижений учащихся.
В настоящее время прорабатывается вопрос о совместном изучении качества общего среднего образования в учреждениях образования Беларуси и России, результаты которого позволят сопоставить достижения учащихся по ряду учебных предметов. Национальным институтом образования совместно с Национальным фондом подготовки кадров Российской Федерации разработан пилотный проект «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников 9-х классов», реализация которого предусмотрена в текущем году на базе двух регионов Беларуси.
С 2012 года Национальный институт образования является членом Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), активно взаимодействует с Международным центром по развитию образования (CICED), что позволяет координировать деятельность по оценке качества образования с другими странами СНГ, соотносить ее с ведущими международными программами по оценке образовательных достижений учащихся.
В настоящее время прорабатывается вопрос о совместном изучении качества общего среднего образования в учреждениях образования Беларуси и России, результаты которого позволят сопоставить достижения учащихся по ряду учебных предметов. Национальным институтом образования совместно с Национальным фондом подготовки кадров Российской Федерации разработан пилотный проект «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников 9-х классов», реализация которого предусмотрена в текущем году на базе двух регионов Беларуси.
Будут ли предусмотрены в 2013 году какие-либо льготы при поступлении для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады?
Льготы для поступления в учреждения высшего и среднего специального образования предусматриваются Правилами приема в данные учреждения образования. Согласно Правилам приема в высшие и средние специальные учебные заведения без вступительных испытаний зачисляются:
победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом второго профильного испытания;
победители (дипломы I, II, III степени) международных (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканских олимпиад по информатике и астрономии, проведенных в учебном году, при поступлении на специальности физического, математического и технико-технологического профилей.
Победителям (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, засчитывается высший балл, установленный для оценки результатов по соответствующему предмету вступительного испытания.
победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом второго профильного испытания;
победители (дипломы I, II, III степени) международных (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканских олимпиад по информатике и астрономии, проведенных в учебном году, при поступлении на специальности физического, математического и технико-технологического профилей.
Победителям (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, засчитывается высший балл, установленный для оценки результатов по соответствующему предмету вступительного испытания.
Как влияет категория учителя на качество преподавания?
В соответствии с постановлением Министерства образования от 22 августа 2012 года №101 «Аб зацвярджэннi Інструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыi)» аттестация педагогических работников проводится с целью изучения и оценки их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений и навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ.
Независимо от присвоенной категории учитель в соответствии с должностными обязанностями осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого учебного предмета. Обеспечивает уровень образования обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, качественное и в полном объеме выполнение учебных планов и учебных программ.
Независимо от присвоенной категории учитель в соответствии с должностными обязанностями осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого учебного предмета. Обеспечивает уровень образования обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, качественное и в полном объеме выполнение учебных планов и учебных программ.