Вопросы конференции
В часть 2 пункта 4 статьи 102 НК внесено уточнение, в соответствии с которым к экспортируемым транспортным услугам не относятся агентские (посреднические) услуги по оформлению и (или) реализации билетов на проезд пассажиров, на основании которых оказываются экспортируемые транспортные услуги. Это новая норма или такие услуги и до 2013 года не относились к экспортируемым транспортным услугам и облагались НДС в размере 20%?
Как правило, такие агентские (посреднические) услуги у нас оказывают туристические компании в рамках исполнения поручений перевозчика. По сути, такие услуги туристических компаний являются посредническими. А согласно Налоговому кодексу посреднические операции, такие как по договорам комиссии, по договорам поручения, по иным аналогичным договорам, облагаются НДС в общеустановленном порядке, за исключением отдельных случаев.
Как следует из данной нормы, вознаграждение туристических компаний за реализацию билетов пассажирам на международные перевозки облагается НДС по ставке в размере 20%. Новшеством эту норму можно назвать, по большей части, для тех туристических компаний, которые занимались реализацией авиабилетов на международные воздушные перевозки, поскольку до этого их посреднические (агентские) услуги классифицировались Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь как экспортируемые транспортные и облагались ими по нулевой ставке НДС.
Как следует из данной нормы, вознаграждение туристических компаний за реализацию билетов пассажирам на международные перевозки облагается НДС по ставке в размере 20%. Новшеством эту норму можно назвать, по большей части, для тех туристических компаний, которые занимались реализацией авиабилетов на международные воздушные перевозки, поскольку до этого их посреднические (агентские) услуги классифицировались Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь как экспортируемые транспортные и облагались ими по нулевой ставке НДС.
В 2013 году налоговые вычеты по НДС будут производиться, в том числе, на основании первичных учетных документов, составленных в виде электронных документов, созданных в установленном порядке. Что представляют из себя такие электронные документы, и каков механизм их использования и обращения плательщиками?
По результатам проведенной МНС работы по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" с 2013 года в НК нормативно закреплена возможность использования плательщиками первичных учетных документов в электронном виде для целей определения налоговых обязательств. Нововведение позволит плательщикам использовать при исчислении налогов ТТН-1 и ТН-2 установленного образца не только на бумажном носителе, но и созданные в соответствии с установленным порядком в электронном виде.
Формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и товарной накладной (ТН-2) утверждены постановлением Министерства финансов от 18 декабря 2008 года №192. Изготавливаются бланки накладных типографским способом на бумажном носителе с одновременным нанесением на каждый бланк идентификационных серии и номера. Изготовление и реализация бланков накладных осуществляются в особом установленном законодательством порядке, в том числе с занесением информации в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Ввиду установленного в отношении бумажных накладных особого порядка их учета до закрепления соответствующей нормы в НК они не могли использоваться в электронном виде.
Обмен электронными накладными будет осуществляться в рамках единого торгового информационного пространства (ЕТИП), которое предполагает осуществление всего комплекса бизнес-операций между поставщиком и покупателем, включая обмен не только электронными ТТН-1 и ТН-2, но и электронными предложениями, заказами, электронными счетами-фактурами, отчетами, актами сверки расчетов и актами выполненных работ, иными сообщениями, обеспечивающими взаимодействие организаций-поставщиков и организаций-покупателей. При этом при использовании электронных накладных должен соблюдаться принцип добровольности.
Для закрепления правового статуса электронных накладных в качестве документов, принимаемых к учету при исчислении НДС, налога на прибыль и иных налогов, НК предоставляет Совету Министров Республики Беларусь полномочия на установление Порядка создания, передачи, получения, обработки и хранения первичных учетных документов в электронном виде, а также предоставления информации о них.
Формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и товарной накладной (ТН-2) утверждены постановлением Министерства финансов от 18 декабря 2008 года №192. Изготавливаются бланки накладных типографским способом на бумажном носителе с одновременным нанесением на каждый бланк идентификационных серии и номера. Изготовление и реализация бланков накладных осуществляются в особом установленном законодательством порядке, в том числе с занесением информации в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Ввиду установленного в отношении бумажных накладных особого порядка их учета до закрепления соответствующей нормы в НК они не могли использоваться в электронном виде.
Обмен электронными накладными будет осуществляться в рамках единого торгового информационного пространства (ЕТИП), которое предполагает осуществление всего комплекса бизнес-операций между поставщиком и покупателем, включая обмен не только электронными ТТН-1 и ТН-2, но и электронными предложениями, заказами, электронными счетами-фактурами, отчетами, актами сверки расчетов и актами выполненных работ, иными сообщениями, обеспечивающими взаимодействие организаций-поставщиков и организаций-покупателей. При этом при использовании электронных накладных должен соблюдаться принцип добровольности.
Для закрепления правового статуса электронных накладных в качестве документов, принимаемых к учету при исчислении НДС, налога на прибыль и иных налогов, НК предоставляет Совету Министров Республики Беларусь полномочия на установление Порядка создания, передачи, получения, обработки и хранения первичных учетных документов в электронном виде, а также предоставления информации о них.
Вычет НДС по товарам (работам, услугам), при реализации которых обложение налогом производится по ставке в размере 0%, с 2013 года производится в полном объеме при наличии у плательщика документов, подтверждающих применение нулевой ставки, то есть независимо от поступления оплаты за товары (работ, услуги). Если товар был отгружен на экспорт в 2012 году и оборот по реализации также был отражен в 2012 году с нулевой ставки, но, так как не было оплаты, образовался остаток вычетов. Можно ли вычеты, приходящиеся на не оплаченный в прошлом налоговом периоде оборот со ставкой НДС в размере 0%, принять в полном объеме в январе 2013 года, не дожидаясь поступления оплаты за отгруженные на экспорт товары?
Нет, невозможно. С 2013 года из подпункта 23.1 пункта 23 статьи 107 НК исключено условие о поступлении выручки (о закрытии расчетов иными способами) за реализованные на экспорт товары (работы, услуги) в целях осуществления в полном объеме налоговых вычетов, приходящихся на обороты, облагаемые НДС по нулевой ставке.
Новый порядок распределения налоговых вычетов подлежит применению в отношении налоговых вычетов, приходящихся на обороты, облагаемые НДС по нулевой ставке и отраженные в налоговой декларации (расчете) по НДС за отчетные периоды 2013 года.
Поскольку статьей 102 НК определен порядок отражения в налоговой декларации (расчете) по НДС оборотов по реализации экспортируемых товаров и работ, в отношении которых установлен 180-дневный срок для сбора документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, то возможно, что новый порядок распределения налоговых вычетов может быть применен и в отношении налоговых вычетов по товарам, отгруженным на экспорт до 1 января 2013 года, но оборот по реализации которых с применением нулевой ставки НДС отражен в налоговой декларации (расчете) по НДС за отчетные периоды 2013 года.
Если же обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС, отражены в установленном порядке в налоговой декларации (расчете) по НДС за отчетные периоды 2012 года, то налоговые вычеты, приходящиеся на указанные обороты 2012 года и не зачтенные на 1 января 2013 года (в том числе и по причине непоступления выручки), подлежат распределению в порядке, установленном частью 4 пункта 24 статьи 107 Налогового кодекса, как налоговые вычеты прошлого налогового периода.
Новый порядок распределения налоговых вычетов подлежит применению в отношении налоговых вычетов, приходящихся на обороты, облагаемые НДС по нулевой ставке и отраженные в налоговой декларации (расчете) по НДС за отчетные периоды 2013 года.
Поскольку статьей 102 НК определен порядок отражения в налоговой декларации (расчете) по НДС оборотов по реализации экспортируемых товаров и работ, в отношении которых установлен 180-дневный срок для сбора документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, то возможно, что новый порядок распределения налоговых вычетов может быть применен и в отношении налоговых вычетов по товарам, отгруженным на экспорт до 1 января 2013 года, но оборот по реализации которых с применением нулевой ставки НДС отражен в налоговой декларации (расчете) по НДС за отчетные периоды 2013 года.
Если же обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС, отражены в установленном порядке в налоговой декларации (расчете) по НДС за отчетные периоды 2012 года, то налоговые вычеты, приходящиеся на указанные обороты 2012 года и не зачтенные на 1 января 2013 года (в том числе и по причине непоступления выручки), подлежат распределению в порядке, установленном частью 4 пункта 24 статьи 107 Налогового кодекса, как налоговые вычеты прошлого налогового периода.
С 2013 года для принятия к вычету сумм НДС в полном объеме по товарам (работам, услугам), при реализации которых используется нулевая ставка НДС, а также по товарам, реализуемым иностранным покупателям на территории иностранных государств с мест хранения, с выставок-ярмарок, не требуется поступления оплаты за товары. Распространяется ли данный порядок на обороты по реализации товаров, которые были отгружены в 2012 году, оплата за которые в 2013 году еще не поступила?
Вопрос на ту же тематику. Да, новый порядок распределения налоговых вычетов может быть применен в отношении оборотов по реализации указанных товаров, при условии, что они отражены в установленном порядке в налоговой декларации (расчете) по НДС за отчетные периоды 2013 года.
Из НК исключена норма, в соответствии с которой суммы "входного" НДС, приходящиеся на обороты по реализации работ (услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, должны были относиться на затраты (часть 2 пунктов 2 и 3 статьи 106 НК). Будут ли в 2013 году операции по реализации работ (услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, отражаться в налоговой декларации (расчете) по НДС и включаться в общую сумму оборота при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов?
Данный вопрос регламентирован Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам от 15 ноября 2010 года №82.
В соответствии с подпунктом 10.12 пункта 10 Инструкции №82 в разделе I налоговой декларации по НДС отражаются операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС и включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов в соответствии с частью третьей пункта 24 статьи 107 Налогового кодекса. Таким образом, отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС оборотов по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, зависит от порядка распределения налоговых вычетов по НДС.
До 2013 года белорусские плательщики, не состоящие на учете в налоговом органе иностранного государства, отражали в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты, не признаваемые объектом обложения НДС, только с одной целью - распределить общую сумму налоговых вычетов и определить ту ее часть, которая подлежала отнесению на затраты в соответствии со статьей 106 НК. Соответственно, ими затрачивалось время на администрирование указанных оборотов (по обороту, не признаваемому объектом обложения НДС, следовало определить размер налоговой базы, момент фактической реализации и др.), а также на администрирование налоговых вычетов, приходящихся на эти обороты.
С 2013 года сняты ограничения на вычет сумм "входного" НДС, приходящихся на обороты по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (соответствующие изменения внесены в статью 106 НК). Такие обороты с 2013 года не включаются в общую сумму оборота для целей распределения налоговых вычетов по НДС (соответствующие изменения внесены в часть третью пункта 24 статьи 107 НК), а следовательно, и не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС.
В соответствии с подпунктом 10.12 пункта 10 Инструкции №82 в разделе I налоговой декларации по НДС отражаются операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС и включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов в соответствии с частью третьей пункта 24 статьи 107 Налогового кодекса. Таким образом, отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС оборотов по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, зависит от порядка распределения налоговых вычетов по НДС.
До 2013 года белорусские плательщики, не состоящие на учете в налоговом органе иностранного государства, отражали в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты, не признаваемые объектом обложения НДС, только с одной целью - распределить общую сумму налоговых вычетов и определить ту ее часть, которая подлежала отнесению на затраты в соответствии со статьей 106 НК. Соответственно, ими затрачивалось время на администрирование указанных оборотов (по обороту, не признаваемому объектом обложения НДС, следовало определить размер налоговой базы, момент фактической реализации и др.), а также на администрирование налоговых вычетов, приходящихся на эти обороты.
С 2013 года сняты ограничения на вычет сумм "входного" НДС, приходящихся на обороты по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (соответствующие изменения внесены в статью 106 НК). Такие обороты с 2013 года не включаются в общую сумму оборота для целей распределения налоговых вычетов по НДС (соответствующие изменения внесены в часть третью пункта 24 статьи 107 НК), а следовательно, и не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС.
До 2013 года при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база по НДС уменьшалась на сумму налога, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам в бюджеты иностранных государств плательщиком или покупателем, выступающими в качестве налогового агента в иностранных государствах. По какой причине данная норма упразднена в 2013 году?
Таких причин несколько. Во-первых, это неотражение с 2013 года в налоговой декларации (расчете) по НДС самой налоговой базы по оборотам по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь. А если налоговая база не декларируется, то нечего и уменьшать.
Вторая причина – неактуальность самой нормы. По общему правилу налогообложение работ (услуг) поставлено в зависимость от определения места их реализации. Такой принцип в Беларуси применяется только с 2007 года и отвечает общепринятой международной практике: взимание НДС при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг). Если местом реализации работ (услуг) не признается территория Беларуси, то работы (услуги) не являются объектом обложения НДС в Беларуси (сумма НДС не исчисляется), а облагаются в иностранном государстве, например через принцип налогового агента.
До 2007 года работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по договорам с нерезидентами, согласно действовавшему в то время Закону Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" подпадали под налогообложение НДС в Беларуси, как оборот по реализации "за пределы" с применением общеустановленной ставки НДС, что противоречило общепринятой международной практике. Норма о корректировке (уменьшении) налоговой базы по НДС позволяла в какой-то мере исключить двойное налогообложение выполненных белорусских работ и услуг (когда они облагались НДС в Беларуси и в иностранном государстве, где работает принцип налогового агента), предоставляя плательщикам возможность уменьшить налоговую базу с исчисленной суммой НДС на сумму НДС, удержанную покупателем-нерезидентом.
С 2007 года, когда в Беларуси налогообложение работ (услуг), реализуемых для нерезидентов, стало осуществляться в зависимости от места их реализации, норма о корректировке (уменьшении) налоговой базы по НДС в какой-то степени оказывала влияние на определение размера удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Ведь до 2013 года налоговые вычеты по НДС, приходящиеся на операции, местом реализации которых не признается территория Беларуси, подлежали отнесению на затраты.
И по совокупности, учитывая, что с 2013 года обороты не отражаются в декларации по НДС, и налоговые вычеты осуществляются в общеустановленном порядке (не подлежат отнесению на затраты), отпала необходимость в существовании нормы пункта 19 ст. 98 НК. В связи с чем она и исключена с 2013 года.
Вторая причина – неактуальность самой нормы. По общему правилу налогообложение работ (услуг) поставлено в зависимость от определения места их реализации. Такой принцип в Беларуси применяется только с 2007 года и отвечает общепринятой международной практике: взимание НДС при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг). Если местом реализации работ (услуг) не признается территория Беларуси, то работы (услуги) не являются объектом обложения НДС в Беларуси (сумма НДС не исчисляется), а облагаются в иностранном государстве, например через принцип налогового агента.
До 2007 года работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по договорам с нерезидентами, согласно действовавшему в то время Закону Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" подпадали под налогообложение НДС в Беларуси, как оборот по реализации "за пределы" с применением общеустановленной ставки НДС, что противоречило общепринятой международной практике. Норма о корректировке (уменьшении) налоговой базы по НДС позволяла в какой-то мере исключить двойное налогообложение выполненных белорусских работ и услуг (когда они облагались НДС в Беларуси и в иностранном государстве, где работает принцип налогового агента), предоставляя плательщикам возможность уменьшить налоговую базу с исчисленной суммой НДС на сумму НДС, удержанную покупателем-нерезидентом.
С 2007 года, когда в Беларуси налогообложение работ (услуг), реализуемых для нерезидентов, стало осуществляться в зависимости от места их реализации, норма о корректировке (уменьшении) налоговой базы по НДС в какой-то степени оказывала влияние на определение размера удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. Ведь до 2013 года налоговые вычеты по НДС, приходящиеся на операции, местом реализации которых не признается территория Беларуси, подлежали отнесению на затраты.
И по совокупности, учитывая, что с 2013 года обороты не отражаются в декларации по НДС, и налоговые вычеты осуществляются в общеустановленном порядке (не подлежат отнесению на затраты), отпала необходимость в существовании нормы пункта 19 ст. 98 НК. В связи с чем она и исключена с 2013 года.
С 2013 года в Беларуси вводится механизм возврата НДС по системе Tax Free в отношении товаров, приобретенных иностранными гражданами на территории Республики Беларусь и вывезенных ими за рубеж. Смогут ли граждане России и Казахстана, купив товары на территории Беларуси, вернуть сумму НДС по таким товарам при их ввозе на территорию своих стран?
Нет, не смогут, поскольку возврат НДС по системе Tax Free возможен только тем иностранным гражданам, которые не имеют постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза, что четко указано в п. 1.1.1 ст. 102 НК. Аналогичный принцип работает и внутри Евросоюза.
Предприятие розничной торговли. В 2012 г. мы работали по оплате. В январе 2013 г. весь НДС нам брать в зачет, который до 31.12.2012 г. был не оплачен?
Нет. Новый порядок осуществления налоговых вычетов применяется в отношении покупок 2013 года. Плательщики, применявшие в 2012 году момент фактической реализации по НДС «по оплате», в отношении товаров, приобретенных в 2012 году и оплаченных белорусским поставщикам в 2013 году, суммы «входного» НДС принимают к вычету в 2013 году только после закрытия расчетов с поставщиками.
Резидент Республики Беларусь оказывает рекламные услуги нерезидентам (Российской Федерации, Республики Польша, Австрийской Республики и т.д.). Так как местом реализации услуг не является территория Республики Беларусь, оборот не облагается НДС, а в договорах НДС не указывается, резидентом Республики Беларусь не исчисляется и не уплачивается. Правомерно ли требование работников ИМНС, чтобы резидент Республики Беларусь, оказывающий рекламные услуги, предоставлял документы, подтверждающие уплату НДС нерезидентом у себя в стране? Если да, то каким нормативным правовым актом установлена такая обязанность? Спасибо!
Представление таких документов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС не требуется. К сожалению, в вопросе не указано, в связи с какими обстоятельствами связаны такие действия работников ИМНС.