Вопросы конференции
Приобретение товаров. Во-первых, товар должен быть приобретен в организации торговли, которая работает по системе Tax Free, то есть которая заключила соответствующий договор с белорусской организацией-оператором, имеющей право осуществлять возврат НДС. Любой магазин, заключивший такой договор, может стать работающим по системе Tax Free. Но он должен выполнить самое главное условие - наличие кассовых суммирующих аппаратов, позволяющих выдавать кассовый чек с указанием наименования товара, суммы покупки и суммы НДС.
Во-вторых, возврат НДС не будет осуществляться по товарам, освобождаемым от НДС (то есть, в цене которых НДС отсутствует), по товарам, облагаемым НДС по ставке 10% (детские товары и продукты питания), и по подакцизным товарам (алкогольная и табачная продукция).
В-третьих, стоимость покупки с НДС должна превышать в течение одного дня Br800 тыс. (то есть около $100). При покупке товара магазин оформляет чек на возврат НДС с обязательными реквизитами, установленными кодексом.
Подтверждение вывоза. При прохождении таможенного контроля в связи с выездом из Республики Беларусь товар предъявляется сотрудникам таможенных органов, которые проставляют отметку о вывозе товара на экземпляре чека на возврат НДС. Возврат суммы НДС иностранному гражданину осуществляется белорусской организацией-оператором. После получения от иностранного гражданина чека на возврат НДС с отметкой таможни и его проверки оператор осуществляет возврат денежных средств за минусом своего вознаграждения. Способы возврата НДС могут быть различными. Либо на границе возвращаются наличные деньги, либо по возвращению домой иностранный гражданин получает их на расчетный или карт-счет.
Возврат суммы НДС магазину. После того как организация-оператор произведет расчеты с иностранным гражданином соответствующая информация в виде акта на возмещение сумм НДС с оригиналами чеков на возврат НДС, содержащих отметку таможни о вывозе товара, направляется магазину, в котором была совершена покупка. После подписания такого акта магазин имеет право заявить ставку НДС 0% по реализованному товару (сделать корректировку в декларации). На основании подписанного акта магазин перечисляет организации-оператору денежные средства в размере суммы НДС, полученной им ранее в составе выручки от реализации товаров по системе Tax Free.
Эта положительная динамика по текущему году обусловлена, на наш взгляд, улучшением финансовых результатов работы наших плательщиков.
Если говорить о стоимости ключа - порядка Br450 тыс., то хочу обозначить, что эта стоимость у нас для индивидуальных предпринимателей рассчитана на два года. В течение этого времени можно свободно работать с налоговым органом, отправлять туда любой запрос в электронном виде, получать любую информацию. Ко всему с 1 января 2013 года мы расширяем для таких субъектов свои электронные сервисы. Их будет гораздо больше.
Если же организация будет арендовать недвижимое имущество у иностранного юридического лица, то будет сохраняться действующее положение, то есть будет платить налог непосредственно белорусская организация-арендатор. И если будет объект недвижимости арендоваться у физического лица, то также налог будет платить организация-арендатор.
Что касается земельного налога, то кардинальных изменений не произошло. Мы четко закрепили, что если кадастровая оценка земли определена в долларах, то она будет определяться в белорусских рублях, исходя из курса доллара, который устанавливается на 1 января текущего финансового года.
Что для нас было неожиданным в этой оценке? Случилось несколько вещей, на которые мы не рассчитывали. По такому индикатору как количество платежей относятся отчисления по страхованию от несчастных случаев. Мы рассчитывали, что и здесь выйдем на единицу, поскольку эти отчеты по отчислениям плательщики могли представлять отчеты в электронном виде. Если отчеты представляются в электронном виде, следовательно, эксперты Всемирного банка выставляют единицу за количество платежей, а нам поставили четыре. Будем продолжать работу с экспертами Всемирного банка и доказывать, что у нас могла осуществляться подача отчетов в электронном виде, и, соответственно, цифры, которые нам выставили, несколько некорректны, они должны быть меньше.
Второй неожиданностью для нас стала ситуация по такому индикатору, как время, затраченное на исчисление налогов по платежам в фонд социальной защиты, которое также относится к налоговым платежам согласно рейтинга. Количество часов нам было выставлено 93. Для оценки много это или мало, скажу, что по исчислению налога на добавленную стоимость количество часов нам поставили 76. Думаю, что налог на добавленную стоимость исчисляется гораздо сложнее. В данном случае нам нужно рассчитать налоговые вычеты, в том числе по различным ставкам и по удельным весам, просмотреть все льготы. По фонду социальной защиты берется сумма фонда оплаты труда и применяется ставка. На наш взгляд, это гораздо проще, но почему-то соотношение этих часов было не в пользу отчислений в Фонд. Не могу сказать, что это какая-то ошибка допущена экспертами Всемирного банка. Боюсь, что те аудиторские организации, которые как раз исследовали законодательство и то, как уплачивались и представлялись отчеты по таким платежам, может быть, здесь ошибку и допустили. Будем дополнительно разбираться, выяснять, что можно сделать для того, чтобы количество платежей по таким отчислениям, как отчисления в фонд социальной защиты, значительно уменьшить.
Последней неожиданностью для нас стала оценка Российской Федерации по показателю «Налогообложении». Они поднялись вверх до 64-й позиции, а были на 105-м месте. Хотя в прошлом году у них такого скачка не было. У нас же скачки произошли в прошлом году на 27 позиций и в этом году также на 27 позиций, что говорит о том, что реформы идут системно, а налоговая система реформируется радикально. Почему так говорю, потому что в этом году мы съездили в Российскую Федерацию, в центральный аппарат их налоговой службы. Изучили их законодательство, изучили, как работает их налоговая система. По результатам этой встречи мы увидели, что исчисление налога на прибыль и налога на добавленную стоимость у них нисколько не проще и не легче по сравнению с нами. Но по оценке они вышли намного вперед. У нас есть повод, чтобы подумать над тем, какие еще реформы нам нужно провести, чтобы выйти на более высокий уровень.
Если говорить о наших ожиданиях 2014 года, то мы поставили цель - попасть в сотню стран по показателю «Налогообложение». Этот вывод нами делается исходя из тех реформ, которые проведены уже по налоговому законодательству и вступили в силу с 1 января текущего года и применяются на практике. В дополнение к этому мы планируем провести анкетирование плательщиков. Мы эту работу будем проводить не самостоятельно, а с привлечением Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси. Он проведет опрос плательщиков и выяснит у них, какие временные затраты они несут на исчисление и уплату налогов, как они оценивают законодательство, а также поинтересуются, насколько устраивает качество услуг, которые оказывают налоговые органы плательщикам по разъяснению законодательства, по выполнению контрольных функций. Результаты этого анкетирования дадут нам возможность выработать дополнительные мероприятия по совершенствованию налогового администрирования с той целью, чтобы и в рейтинге Всемирного банка по показателю «Налогообложение» нам подняться на более высокие ступени.
И еще одно направление, чтобы достичь этой цели: Министерство по налогам и сборам наряду с теми аудиторскими организациями, которые оценивают количество времени, затрачиваемое на исчисление налогов, может выступить экспертом самостоятельно. Такие переговоры мы провели с Всемирным банком, и они предварительно инициативу одобрили. Мы как министерство будем выступать экспертом и также будем выполнять их задания и заполнять матрицы, которые они раздают для оценки. Таким образом, она будет более объективна.
Если сравнивать нашу структуру с Российской Федерацией, то можно сказать, что у нас количество платежей меньше. У них эта цифра составляет 13. Если брать Казахстан, то там и того больше. У них существует более 20 видов налоговых платежей.
Говоря о ставках, тоже нужно отметить, что наши ставки достаточно конкурентоспособны в странах Таможенного союза. Это может быть видно на примере конкретных налогов. Ставка налога на прибыль у нас составляет 18%, в России и Казахстане - 20%. Подоходный налог у нас - 12%, к примеру, в России - 13%. Это тоже достаточно привлекательно.
Акцент, конечно, делается на налог на добавленную стоимость. У нас ставка 20%, в России и Казахстане он ниже. Конечно же, предложения вносятся, чтобы мы пошли по пути снижения ставки НДС. Но прежде чем говорить о снижении ставки, надо все-таки призадуматься, исходя из каких доходов формируется бюджет в России, Казахстане и у нас. В Беларуси выплаты налога на добавленную стоимость являются основным источником дохода бюджета. Доля этих выплат составляет сегодня в бюджете около 27-28%. Если взять Россию и Казахстан, то у них этот уровень гораздо ниже. У них основной доход бюджета - налог на добычу ресурсов, в России он составляет 21%, в Казахстане - 15%. У нас же нет и 2%. То есть те сырьевые страны, которые формируют свои доходы из иных источников, могут позволить себе более низкие ставки по НДС. Мы же можем идти по снижению этой ставки, если это позволит доходная часть бюджета, то, как он пополняется и если будут другие неналоговые источники его пополнения. Я думаю, снижение ставки - это дело будущего, и, конечно, с учетом перечисленных критериев этот вопрос рассматриваться будет.
Если говорить о странах Европейского союза, я снова вернусь к налогу на добавленную стоимость, то можно сказать, что Европа идет, наоборот, по пути поднятия ставки НДС. В среднем, она составляет 21%. К примеру, Великобритания за последние два года увеличила ставку НДС с 17,5% до 20%, Франция с 19 до 21%, Италия - с 21 до 23%, Венгрия - с 25 до 27%, Испания - с 16 до 18%.
Мы не можем позволить себе понижение ставки налога на добавленную стоимость до того уровня, который есть в странах Таможенного союза. Однако мы пытаемся создать для наших плательщиков такие условия администрирования этого налога, чтобы они могли возвращать отчисления, уплаченные при приобретении и ввозе товаров, в более быстрые сроки. На конкретном примере объясню. У нас сегодня для экспортеров возвращается налог, который подлежит вычету, в 35 дней. Они могут получить его из бюджета. Если брать Россию, то у них этот возврат может быть осуществлен только лишь по результатам проверки и только лишь по истечении трех месяцев. В Казахстане и того более: там этот механизм действует на протяжении полугода. И то, деньги нельзя получить на счет плательщика. Можно произвести лишь зачет этого налога в счет уплаты других налогов. Живыми деньгами вернуть сумму на счет нельзя. Мы же принимаем все меры для того, чтобы нашим экспортерам в более короткие сроки возвращать суммы налога на добавленную стоимость, чтобы у них были свободные оборотные средства для их деятельности.
По информации бизнеса, поступления от субъектов, которые будут применять упрощенную систему налогообложения в следующем году увеличатся на Br1,5 млрд.
И, кроме того, с 1 января 2013 года для организаций изменяется порядок формирования инновационных фондов. Это позволит оставить плательщикам в своем распоряжении порядка Br3 трлн. В следующем году плательщики будут платить налог на прибыль. И от этих сумм 10% будет отщепляться в инновационный фонд, который будет идти на поддержку Государственной инновационной программы и отдельных предприятий. Если говорить о налоговой нагрузке, то в данном случае прогнозируется на 2013 год налоговая нагрузка в размере 27,6% ВВП. Чтобы было понятно много или это мало, давайте сравним с показателями 2008 года. В 2008 году налоговая нагрузка составляла 36,1%. То есть снижение налоговой нагрузки за пять лет произошло на 8,5 процентных пункта. На мой взгляд, это существенно для плательщиков.