ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Анна З.
Расскажите, пожалуйста, насколько востребованы в наше время учреждения дополнительного образования? Какие возможности они предоставляют?

С 1 сентября 2011 года в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании учреждения внешкольного воспитания и обучения переименованы в учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Дворцы и Дома пионеров и школьников, центры художественного и технического творчества, туризма и краеведения, эколого-биологической работы, по физической культуре и спорту, а ныне – учреждения дополнительного образования детей и молодежи всегда востребованы. Они дают учащимся реальную возможность занятий в свободное время по различным направлениям творческой деятельности, профессиональной ориентации, формировании здорового образа жизни.


 

Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи предоставляют огромный спектр образовательных услуг, реализуемых в объединениях по интересам различных профилей. Это подтверждает статистика. Сегодня практически каждый третий школьник страны посещает учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
На базе таких учреждений реализуются социально значимые, культурно-досуговые, спортивно-массовые мероприятия, детские инициативы, экологические и экономические проекты, информационно-пропагандистские акции, работают детские площадки и профильные лагеря.
Занимающиеся в них дети активное участвуют в республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», мероприятиях Союзного государства (туристский слет учащихся Союзного государства, слет «Экология без границ», конкурс научно-технического творчества учащихся «Таланты ХХI века»), а также в различных республиканских и международных мероприятиях.

Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи функционируют как открытые образовательные системы в социокультурных пространствах своих регионов и широко взаимодействуют с учреждениями культуры, спорта, другими учреждениями образования, родителями и общественностью.

Жукова Марина
Сколько и каких учреждений дополнительного образования в республике, сколько детей в них занимается? Какие новые формы внешкольной работы применяются? Насколько широк выбор занятий по интересам у сельской молодежи?
В 2012 году в стране насчитывается 353 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, организована работа 31694 объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимаются более 404,7 тыс. детей и молодежи. В частности, действует 36 многопрофильных учреждений дополнительного образования; 59 центров (Дворцов) художественного профиля; 69 центров туристско-краеведческой работы; 29 центров физкультурно-спортивного профиля; 27 центров технического профиля; 25 центров экологического профиля; 8 других учреждений, таких как Оршанский авиатехнический центр, Гомельский центр моряков и другие.

В 2006-2010 годах в рамках реализации Государственной программы ”Молодые таланты Беларуси“ получила существенное развитие система дополнительного образования детей и молодежи в сельских населенных пунктах (агрогородках) – там открыты филиалы районных (городских) учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в том числе на базе учреждений общего среднего образования. На сегодня в агрогородках работают более 100 таких филиалов, что значительно расширило пространство возможности сельской молодежи по развитию своих творческих и интеллектуальных способностей.
Крук Светлана
Куда обращаться, чтобы выбрать для своего ребенка кружок, секцию? Где получить информацию?

Информацию об учреждениях дополнительного образования детей и молодежи можно получить как в самих учреждениях, которые открыты во всех районах нашей страны, так и в учреждениях общего среднего образования, а также на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь, сайтах управлений (отделов) образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи республиканского, областного и районного подчинения.

Пользуясь предоставленной возможностью, хочу напомнить, что с 3 по 9 сентября 2012 года в нашей стране проходит республиканская Неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи, которая традиционно (с 2005 года) проводится во вторую неделю сентября.

Цель этих мероприятий  – широкое привлечение детей и подростков страны к занятиям в кружках, студиях и других объединениях по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, формирование положительного общественного мнения о роли и значимости учреждений дополнительного образования детей и молодежи национальной системы образования.

В эти дни проводятся дни открытых дверей, познавательно-развлекательные программы, мастер-классы ведущих педагогов дополнительного образования, выставки творческих работ учащихся, экскурсии, благотворительные акции. Активно внедряются различные инновационные формы работы по организации культурно-досуговой деятельности учащихся.

Приглашаем всех желающих посетить мероприятия Недели в районах и выбрать себе занятия по душе.

Степан Т.
Есть ли сравнительные данные, как изменилось количество и процент детей, которые занимаются в кружках и секциях, за последние 10-20 лет?

В 2011/2012 учебном году в 353 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционировало около 31,7 тыс. объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимались более 404 тыс. детей и молодежи (в 2010/2011 году соответственно 383 учреждений, 31 965 объединений по интересам, 415 тыс. учащихся; в 2009/2010 году - 389 учреждений, 31 247 объединений по интересам, 416 431 участник, в 2008/2009 году - 386 учреждений, 30 897 объединений и 400 338 учащихся).

А 10 лет назад - в 2002 году - в нашей стране работало 359 учреждений внешкольного воспитания и обучения, в которых занималось около 350 тыс. детей.


 

За последний год в ходе оптимизации сети учреждений дополнительного образования детей и молодежи их количество ненамного сократилось ( с 384 в 2008 году до 353 в 2011-м. Однако число учащихся, посещающих такие учреждения, выросло и составляет 44,2% (в 2010-2011 г. - 44%) от общего количества учащихся учреждений общего среднего образования.
Часть учреждений утратила статус дополнительного образования, а часть – закрылась в связи с невостребованностью услуг, которые в них предлагались.

Татьяна Ивановна
В каком направлении будет развиваться белорусская система внешкольной работы? От чего, возможно, стоит отказаться, и что будет нового?

Дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь является важным сегментом системы образования, благодаря которому учащимся обеспечивается возможность занятий в свободное время различными направлениями творческой деятельности. Реализация программ дополнительного образования детей и молодежи позволяет оперативно реагировать на образовательные запросы личности, содействуя ее разностороннему развитию, приращению интеллектуального, физического и нравственного потенциала.

В настоящее время разработана Концепция развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы, на основе которой будет разработана Государственная программа развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы. Этот документ определит перспективы и пути развития системы. Он предполагает существенное расширение спектра предлагаемых образовательных услуг учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, удовлетворяющих запросы детей и молодежи в образовательной и социокультурной деятельности; обеспечение качества научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, развитие материально-технической базы. Будет вестись работа по повышению профессионального уровня педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Качественные изменения должны произойти в подготовке и аттестации кадров.
В соответствии с этими задачами определены пути качественных, структурных и содержательных преобразований в системе дополнительного образования, а также их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение.

Рожкова Наталья
Берут ли в кружки и секции детей с особенностями психофизического развития?

Конечно, для них также открываются кружки. В учреждениях дополнительного образования созданы все условия для получения дополнительного образования детьми с особенностями психофизического развития. Дети могут заниматься в объединениях по интересам, рядом со своими сверстниками, а также по индивидуальной программе на дому.

Хотелось бы подчеркнуть, что такие занятия дают не только новые знания, но и являются формой реабилитации для таких детей.

Зубкова Мария Александровна
Здравствуйте! Одни родители говорят: ребенок должен быть загружен так, чтобы у него не было времени шататься по улицам. Другие убеждены, что когда ребенок строго привязан к схеме "школа - спортивная секция - музшкола - изостудия - танцы", у него отнимают детство. Какого мнения придерживаетесь вы, как родителям найти золотую середину? Как правильно распределить нагрузку ребенка, учитывая, что секций и кружков много и нужно еще оставить время для домашних заданий, прогулок, сна. Сколько часов в день/неделю можно уделять внешкольной работе без ущерба для здоровья и успеваемости в школе? Спасибо.
 

 На этот вопрос лучше всего ответит сам ребенок и его родители. Тем не менее практика подсказывает, что досуговая деятельность дисциплинирует и развивает школьников. Отсутствие занятости после занятий, наоборот, порой приводит к возникновению асоциальных явлений. Норма нагрузки каждого ребенка зависит в немалой степени от количества времени, необходимого для подготовки домашнего задания. Если после занятий у школьников появляется желание посещать кружки и секции, то запрещать ему это, естественно, нельзя. В то же время существует временная норма при посещении кружков. Так, дети до 6 лет должны заниматься не более 2 часов в неделю, от 6 до 10 лет - 4 часа в неделю, 11-13 лет - 6 часов в неделю. Превышение этого времени определяют интересы ребенка и мнение родителей на этот счет.
Иванькова Наталья
Расскажите, пожалуйста, о тенденциях последнего времени - куда идут дети, чем хотят заниматься, какие направления самые востребованные?
Каждый год мы наблюдем рост востребованности учреждений дополнительного образования. Если 10 лет назад около 350 тыс. школьников занимались в кружках по интересам, то сегодня - более 404 тыс.

Хочу напомнить, что со вступлением в силу Кодекса об образовании учреждения внешкольного воспитания и обучения получили названия учреждений дополнительного образования. Это нормативно закрепило те тенденции, которые проявились в последние 10-летия. В кружках ребенок получает те умения и навыки, которые пригодятся в жизни. Для кого-то они станут полезным хобби, а для кого-то и будущей профессией.


Основные направления работы учреждений дополнительного образования остались традиционными - художественно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное. Среди многообразия новых направлений выделю три. Первое - это возможность дополнительного образования детей и молодежи в дистанционной форме. В последнее время она стала очень активно реализовываться. Второе - предпринимательская деятельность. Особенно большой интерес к получению экономических знаний, к предпринимательству проявляют дети и молодежь Минской области. Сегодня в учреждениях дополнительного образования этой области созданы бизнес-школьные компании, бизнес-инкубаторы. Учитывая опыт Минской области, мы будем распространять такую практику.

Третий блок - это учреждения технического профиля, связанные с IT, радиотехникой, электроникой, автоматикой. Техническое творчество характеризуется тем, что такие кружки - это реальная профориентация. Их часто посещают будущие абитуриенты технических вузов и ссузов.

Вместе с тем не ослабевает интерес к художественному творчеству, популярны среди детей и клубы интеллектуальных игр.
Михаил Ж.
Есть ли кадровые проблемы в системе дополнительного образования?
Глобальных кадровых проблем мы не испытываем. К нам приходят молодые специалисты. Конечно, всегда жалко, когда из отрасли уходят профессионалы, проработавшие в ней 10-15 лет. Уходят в другую сферу, потому что их позвали, заметили, увидев, что они чего-то достигли в своем деле.

Что касается небольших населенных пунктов, где из учреждения образования имеется только школа, именно она становится центром досуговой работы. На ее базе организуются кружки по интересам. Кроме того, за последние пять лет мы открыли более 50 филиалов учреждений дополнительного образования в сельской местности.

Надежда Васильченко:

Мы стараемся поддержать таких педагогов, обеспечиваем их методологической документацией. Они получают методические материалы на электронных носителях, для них имеются записи мастер-классов выдающихся педагогов. Также для учителей у нас работают стажерские площадки.
Галина П.
Есть ли еще бесплатные спортивные и другие секции? Где о них можно узнать? И сохранятся ли они в будущем?
Большинство учреждений допобразования Беларуси предоставляют свои услуги бесплатно - уникальное на постсоветском пространстве явление. Посещение многих спортивные секций, находящихся в ведении Министерства образования, а также кружков физкультурно-спортивного профиля в настоящее время является бесплатным.

Существует мнение, что введение оплаты за допобразование приведет к отсутствию формального отношения со стороны педагогов к проведению занятий в кружках и секциях. Однако значительного увеличения платных услуг в учреждениях допобразования в текущем учебном году не предвидится.
Максим П.
Существует много конструкторских кружков, кружков моделирования. Принимают ли участие наши крупные предприятия в финансировании, в какой-то помощи при работе этих кружков?
В последние годы было проведено несколько совместных конкурсов. Например, к участию в конкурсе "Техноинтеллект", который проходит под эгидой Республиканского центра технического творчества детей и молодежи, были привлечены предприятия и ведущие технические вузы, но то, что проект удачно распространился на регионы, - сказать не могу.

Мне кажется, что наши предприятия недооценивают роль учреждений дополнительного образования, а последние в свою очередь не очень активно налаживают связи с предприятиями. Им нужно показать, что сегодня эти дети, молодежь - не только воспитанники центра, но и потенциальные работники. В этом направлении нужно более активно работать.
Любовь Андреевна
Часто ли встречаются дети-«летуны», которые не задерживаются надолго ни в одной секции?
На самом деле я не вижу здесь никакой проблемы. Я считаю, что это даже хорошо, если ребенок имеет возможность попробовать себя в разных видах творчества и в конечном итоге - выбрать то, что ему действительно нравится.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси