ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Андрей Кузнецов
Как развивается сотрудничество Беларуси с МАГАТЭ? Какие проекты сегодня реализуются, что запланировано в дальнейшем?
Ключевыми сферами практического взаимодействия Республики Беларусь и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) являются развитие ядерной энергетической инфраструктуры в целях подготовки к строительству Белорусской АЭС, укрепление ядерной и радиационной безопасности.

Министерство энергетики Беларуси осуществляет сотрудничество с МАГАТЭ в рамках реализации проектов международной технической помощи. Основными формами взаимодействия являются проведение экспертных миссий МАГАТЭ в Беларусь, организация национальных и региональных семинаров и тренингов в Беларуси с участием экспертов МАГАТЭ, участие белорусских экспертов в конференциях, семинарах и учебных курсах агентства.

В рамках названного проекта в июне 2012 года в Республике Беларусь работала миссия МАГАТЭ по комплексной оценке инфраструктуры ядерной энергетики (миссия ИНИР). По результатам этой миссии эксперты МАГАТЭ представили белорусской стороне рекомендации, а также высказали предложения по дальнейшему развитию инфраструктуры, совершенствованию законодательства в области ядерной энергетики, усилению роли регулирующей организации и организации технической поддержки. По итогам работы миссия ИНИР подчеркнула значительный прогресс Беларуси в создании инфраструктуры ядерной энергетики, необходимой для строительства АЭС, и готовность к началу строительства АЭС.
Александр Малинович
Расскажите, пожалуйста, как и где будут готовиться кадры для будущей станции?
В соответствии с генеральным контрактом на строительство АЭС в Республике Беларусь подготовка эксплуатационного персонала Белорусской АЭС будет осуществляться российской стороной и проводиться как в Беларуси, так и на строящихся и действующих АЭС в Российской Федерации.
Эта работа предусматривает несколько этапов.

В течение первого этапа - двух лет после подписания контракта - будут разработаны укрупненный график комплектования персонала АЭС на основании графика строительства. Затем будут разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие требования к эксплуатационному персоналу АЭС, осуществлен подбор и комплектование эксплуатационным персоналом АЭС.

Второй этап, до пуска первого энергоблока, предусматривает введение в эксплуатацию учебно-тренировочного центра и комплектование его инструкторским персоналом, а также комплектование АЭС персоналом в соответствии со штатным расписанием для первого блока АЭС.

И третий этап, до пуска второго энергоблока АЭС, включает подготовку эксплуатационного персонала для этого энергоблока и разработку дальнейшей стратегии управления людскими ресурсами с учетом дальнейшего развития ядерной энергетики.

Кроме того, в республике проводится работа по формированию национальной системы подготовки кадров, необходимых для обеспечения эксплуатации будущей АЭС. С 2008 года реализуется Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы. В рамках этой программы в БГУ, БНТУ, БГУИР и МГЭУ им. А.Д. Сахарова осуществляется подготовка студентов по новым специальностям в области ядерной энергетики, организована стажировка педагогов и научных работников высших учебных заведений за рубежом и производственная практика студентов в странах с развитой ядерной энергетикой (Россия, Украина).
Алексей
В сентябре в Беларуси начнет работу общественный информационный центр по вопросам обеспечения экологической безопасности при строительстве и эксплуатации АЭС. Как вы оцениваете эту инициативу, получит ли она поддержку Министерства энергетики?
Положительно. Как показывает мировой опыт, осведомленность населения о вопросах, связанных с реализацией ядерных программ и строительством, а затем эксплуатацией АЭС, является положительным фактором и помогает взвешенно оценить все преимущества, связанные с развитием ядерной энергетики. Например, во Франции, занимающей первое местом в Европе по количеству ядерных реакторов, такая работа ведется уже много лет, и общественное мнение в этой стране положительно относится к развитию атомной энергетики.

С нашей стороны обещаем всемерную поддержку созданному центру и готовы обеспечивать его полной и объективной информацией о строительстве Белорусской АЭС.
Олег Мартынович
Развитие каких сфер повлечет за собой строительство АЭС в Беларуси? Какие научные разработки, в том числе международные, сегодня реализуются в сфере атомной энергетики в Беларуси? Как продвигается создание совместной с Россией передвижной АЭС?
Строительство атомной электростанции будет способствовать экономическому и социальному развитию региона ее размещения (повысится уровень жизни населения, улучшится демографический состав, образовательный и культурный уровень жителей, медицинское обслуживание). Выполнение заказов для АЭС позволит поднять технический, технологический уровень промышленных предприятий республики и повысить квалификацию кадров, то есть повысить культуру производства. Опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики как в республике, так и за рубежом.

В настоящее время в республике ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" выполняет 4 международных проекта в области атомной энергетики, также имеется ряд разработок в этой сфере, например подкритический стенд "Ялiна" – уникальная физическая установка, предназначенная для проведения фундаментальных и прикладных исследований по физике подкритических систем, критический стенд "Гиацинт" – предназначен для проведения фундаментальных исследований  по физике ядерных реакторов и радиационной защите, прикладным исследованиям в обосновании разработки нового поколения ядерных реакторов различного назначения.

Что касается создания ядерной энергетической установки малой мощности (ЯЭУ ММ), в настоящее время проводятся подготовительные работы, которые выполняет ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" с российскими коллегами - ведущими организациями "Росатома".
Татьяничева
Доброго всем дня! Интересуемся судьбой выпускников МГЭК 2013 года. Ребят при поступлении спланировали на работу на АЭС, которая не построена. Что же с ними будет? Неужели, как комментируют в колледже, цитирую: "В ЖЭСах для всех работы хватит лазать по подвалам"?!
Я бы хотел сказать, что Минский государственный энергетический колледж входит в систему Минэнерго и там готовят для среднего звена управления очень высококвалифицированные кадры. Так что пусть они не волнуются, мы всех заберем на работу в энергосистему, а затем, когда это будет востребовано, например, когда пойдет монтаж оборудования, все, кто пожелает, будут переведены на АЭС. Сегодня очень много достойных рабочих мест в энергосистеме, где их опыт и знания, которые они закрепили в колледже, будут востребованы. У нас только одно пожелание, чтобы они, как многие, не уходили в коммерческие структуры, пусть приходят в энергосистему, мы их всех трудоустроим.
Анна
Рассматривается ли вопрос о повышении тарифов на электроэнергию до конца года?
Конечно, какие-то подвижки будут. Растут доходы населения, соответственно не может стоять цена там, где идет даже недоплата до себестоимости. Подвижки будут. А в каком объеме? Это решение принимает правительство. Делается расчет, оценка, анализ доходов населения. Все это сопоставляется.
Мирослав Зенькевич
Каждый год в Беларуси осуществляется целый комплекс мероприятий для подготовки энергосистемы к зиме. Насколько эффективны эти мероприятия, удается ли благодаря ним реально предотвратить или снизить количество сбоев в энергосистеме во время отопительного сезона? Меняется ли что-то в комплексе этих мероприятий от года к году? На каком этапе находится сегодня подготовка белорусской энергосистемы к отопительному сезону 2012/13?
Каждый год правительство издает постановление о подготовке к следующему отопительному сезону. В постановлении обозначены мероприятия, касающиеся не только Министерства энергетики, но и всех отраслей народного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других ведомств. В Минэнерго также каждый год издается соответствующий приказ, где определены задачи, касающиеся создания необходимых запасов топлива, задачи по реконструкции и проведению ремонта технологического оборудования, по подготовке электрических тепловых сетей. Практически каждый год мы меняем более 100 км тепловых магистральных сетей, и это дает хороший эффект: отмечается снижение аварийности и повреждаемости сетей. Ремонт тепловых сетей стараемся проводить в летний период. При строительстве новых сетей применяем только современные технологии.

В Министерстве энергетики есть специально созданная комиссия по подготовке энергосистемы к зиме. С учетом предыдущего опыта каждый год в мероприятия для подготовки энергосистемы к зиме вносятся коррективы.

Мы отрабатываем в настоящее время взаимодействие с другими ведомствами - МЧС, жилищно-коммунальными службами. Ежегодно проводятся совместные тренировки персонала перед зимним периодом, где мы обмениваемся информацией, обсуждаем планы взаимодействия.

В межотопительный период проходят системные тренировки с участием специалистов из соседних стран. Подписаны договоры по оказанию аварийной помощи между Беларусью и Литвой, Россией, Украиной.
Юрий
В последнее время на самом высоком уровне звучат заявления о планах по строительству в Беларуси второй АЭС. Насколько целесообразным может быть ее возведение? Ранее говорилось также о возможности строительства двух дополнительных энергоблоков на первой белорусской АЭС. Значит ли это, что от их строительства отказались в пользу второй, отдельной АЭС?
Конкретных планов по строительству второй станции сегодня пока нет, но этот вопрос нельзя снимать с повестки дня, потому что органическое топливо дорожает, его запасы в мире истощаются. Сегодня ведутся разработки новых технологий в области атомной энергии, в мире прорабатываются станции четвертого поколения, поэтому этот вопрос нельзя снимать с повестки дня, при том что, как я уже сказал, мировые запасы истощаются и нам надо сегодня думать о будущем. Построим эту станцию, и к этому моменту надо тщательно проработать данный вопрос с точки зрения экономической ситуации, которая сложится у нас к тому времени, с точки зрения перспектив и поставок энергоносителей в Беларусь, их стоимости. К этой теме нужно готовиться, и она требует тщательной проработки, мы будем этим заниматься вместе с Национальной академией наук Беларуси и другими органами. Вот если бы после того, что произошло в Чернобыле, НАН Беларуси и наше министерство не возобновили в 90-е года вопрос проработки площадок и других тем, то сегодня мы бы так быстро не подошли к строительству этой станции. Обычно подготовительный этап занимает 10-12 лет, у нас он занял 4 года, потому что мы не прекратили проводить определенные работы в том числе в этом направлении. Сейчас в мире строится более 100 блоков. И я хочу сказать, что не многие страны отказались от своих ядерно-энергетических программ после "Фукусимы". Если взять Германию, то они по большему счету отказались под давлением "зеленых". Но я думаю, что через несколько лет придет время, когда они "отрезвеют", об этом говорят и многие зарубежные специалисты. Вот, к примеру, наша соседка Литва закрыла АЭС и получила рост тарифов для населения и для реального сектора экономики и вернулась к теме атомных станций. Да, нужно все просматривать, сегодня сделаны стресс-тесты по всем атомным станциям, некоторые нужно постепенно выводить из эксплуатации, но жизнь все равно заставит строить новые атомные станции по современным технологиям, от этого никуда не деться. Этого не избежать, ведь сегодня кроме использования органического топлива, ядерной энергетики и возобновляемых источников, которые ни в одной стране мира не закроют потребности и являются истощаемыми ресурсами, другого пути нет.
Наталья Анатольевна
Последние несколько лет Беларусь активно развивает возобновляемую энергетику и использование местных видов топлива. Можно ли уже сделать предварительные выводы, насколько успешным оказалось принятое когда-то решение об этом? Какими проектами в этой области вы гордитесь, какие важные проекты будут реализованы в будущем?
Наряду со строительством АЭС у нас никогда не забывались вопросы повышения эффективности существующей энергетики и вовлечения возобновляемых источников и местных видов топлива. Ранее принятая госпрограмма комплексной модернизации основных фондов белорусской энергосистемы, энергосбережения и вовлечения в топливный баланс местных видов топлива была рассчитана на три года. Нам многое удалось сделать на этапе модернизации - 450 МВт высокоэффективных мощностей. Построено много мини-ТЭЦ на местных видах топлива. Снизились удельные расходы топлива.

В целом по стране за 2006-2010 годы сэкономлено более 7 млн.т условного топлива. По местным видам топлива на конец 2010 года вышли на уровень 20,5%. На предстоящую пятилетку принят также ряд государственных программ. Мы поставили себе амбициозную задачу сэкономить 25-30 г топлива на выработку одного кВт.ч. Главная цель - именно повышение эффективности энергетического производства. Нужно сэкономить топливную составляющую, потому что она сегодня под 70% себестоимости производства. Приняты и другие программы по энергосбережению, строительству гидроэлектростанций и источников на местных видах топлива. К 2015 году планируется построить 60 источников на местных видах, что позволит заместить 450 тыс.т условного импортируемого топлива в год. Стоит также задача к концу 2015 года выйти на долю местных видов топлива и возобновляемых в котельно-печном балансе на уровень 28-30%. По 2011 году мы имеем 23%. К 2020 году ставится задача выйти на 34%.

По республиканской программе энергосбережения планируется экономия энергетических ресурсов на уровне 7,1-8,9 млн.т условного топлива. И есть программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы. Предусматривается ввод энергоисточников на древесном и торфяном топливе, внедрение биогазовых установок. Это на отходах животноводческих комплексов и на свалках. На выезде из Минска на Тростенце такая установка уже работает.

Планируется строительство гидроэлектростанций и реконструкция действующих. Мы должны построить их на 102 МВт. В предстоящую пятницу мы подписываем акт госкомиссии о вводе в эксплуатацию Гродненской ГЭС. Сегодня она уже работает. Буквально на днях последняя машина отработала положенных 72 часа. Это будет первая крупная ГЭС в республике. Наряду с этим активно строим Полоцкую ГЭС. Также заключены два контракта с турецкой компанией на строительство по прямым инвестициям Бешенковичской и Верхнедвинской гидроэлектростанций. Сегодня изучаем предложения прямых инвесторов по строительству еще одной ГЭС. Кроме того, ведется программа восстановления малых ГЭС.

Предполагается строительство ветроэнергетических установок. В прошлом году запустили с одной из китайских компаний установку в Грабниках. Она оказалась очень эффективной - за год вышли на использование 31% полной мощности установки. В мире проект считается в среднем удачным, если это 24-25%. Прорабатывается строительство еще двух ветропарков.

Есть у нас и программа, связанная с использованием тепловых насосов, геотермальной энергии. Прорабатывается внедрение установок замедленного коксования нефтяных остатков и другие направления.

Ни в одной стране мира, особенно где холодные зимы, вот эти направления большую энергетику еще не закрыли. Но к этому надо идти, учитывая, что органическое топливо истощается.
Алексей
Михаил Иванович, здравствуйте! Президент во время поездки на стройплощадку АЭС потребовал удешевить строительство АЭС. Вопрос касается задействования резервов и использования на полную потенциала отечественных производителей строительных материалов. На какие предприятия промышленности стройматериалов ляжет основная нагрузка? Кто будет лить бетон, изготавливать ЖБИ, перекрытия, поставлять металл, стекло? Спасибо.
Все сертифицированные материалы белорусского производства будут использоваться. Например, общестроительные материалы все будут белорусские. Сегодня для нас является важной задачей построить станцию и дешево, и сердито, но без ущерба безопасности и качеству. Достичь этого можно при использовании местных материалов. Мы отслеживаем представленные российской стороной сметы на выполнение отдельных видов работ, анализируем их. Мы будем применять так называемые понижающие коэффициенты при объявлении конкурсов, но постараемся, чтобы и наши организации не остались в убытке.

В целом определенные резервы для снижения стоимости за счет привлечения белорусских организаций, строительных материалов, оборудования есть. Мы очень тщательно следим, чтобы в проектной документации не было излишеств. Имеется ввиду не технологическая часть, а лишние дороги, здания, где можно использовать более простые инженерные решения. Достигнута принципиальная договоренность, что стоимость Белорусской АЭС не должна превышать стоимости Балтийской АЭС (объекта-аналога) в сопоставимых условиях. В ценообразовании станции заложены те же принципы, что и при строительстве атомных станций в Российской Федерации.
Ольга Петровна
Стратегией развития энергетического потенциала Беларуси предусмотрено коренное реформирование белорусской энергосистемы до 2015 года с внедрением рыночных механизмов. На каком этапе находится в настоящее время эта работа, есть ли уже ощутимые результаты? Что еще предстоит сделать? Когда, например, появится возможность акционирования белорусских электростанций?
Когда мы сделали первую программу модернизации белорусской энергосистемы (2006-2010 годы) и когда глава государства подписал концепцию энергетической безопасности, износ основных фондов белорусской энергосистемы составлял более 60%. Мы вышли из первой программы с износом 48%. То есть перешли критический порог и вошли в нормальное состояние. Основную задачу решили наряду с повышением эффективности энергетического производства. Мы ввели в эксплуатацию более 450 МВт новых высокоэффективных мощностей. Сегодняшняя задача программы, которая разработана и утверждена правительством до 2016 года, - повышение эффективности энергетического производства. С ее реализацией, а я не сомневаюсь, что мы ее реализуем, мы должны снизить расход удельного топлива на 25-30 г. Это то, что практически не было снижено за последние 30 лет. То есть то, что было сделано по энергоэффективности за 30 лет, мы должны сделать за предстоящую пятилетку. Износ еще снизится где-то до 40%, а может и ниже. То есть мы и обновим основные фонды. Но самая главная задача, которую мы решим, - это повышение эффективности энергетического производства, что позволит сдержать рост тарифов для экономики, потому что главные затраты в производстве электрической и тепловой энергии - это топливо. Мы должны ввести более 2 тыс. МВт высокоэффективных мощностей. Недавно мы ввели Минскую ТЭЦ-5 (блок 400 МВт), вместе с китайскими специалистами - Минскую ТЭЦ-2 (65 МВт). Сегодня активно модернизируем Березовскую ГЭС и Лукомльскую ГЭС - это основные наши станции. Строим на этих станциях по новому современному блоку мощностью 400 МВт. Для примера, немодернизированный блок на Березовской ГЭС потребляет 375 г условного топлива на производство 1 кВт.ч. Новый блок, который мы строим, будет потреблять где-то 215-220 г. Есть эффект?

Модернизуем также действующие станции. На Гродненской ТЭЦ-2 вместе с одной из индийских компаний сегодня ставим высокоэффективную парогазовую установку. К концу года мы должны ввести 121 МВт новых высокоэффективных мощностей, что значительно улучшит экономические показатели станции. В наших планах также модернизация многих станций белорусской энергосистемы, которые строились в 60-70-е годы, с наращиванием их парогазовой установки. Наряду с этим - мини-ТЭЦ на местных видах топлива, ГЭС. К тому же будем выводить неэффективные мощности. Вот такая амбициозная задача есть. Она поставлена правительством, главой государства, и мы должны ее реализовать.

Также сегодня мы работаем над законом об электроэнергетике. В соответствии со стратегией мы внесли предложение в правительство, оно, в свою очередь, - в администрацию Президента концепцию закона об электроэнергетике. В этой концепции мы предполагаем для себя соответствующее реформирование электроэнергетических комплексов по видам деятельности. Стратегическая задача - создать в республике оптовый и розничный лимит электроэнергии. Чтобы постепенно, с учетом складывающихся экономических условий в стране, внедрять рыночные механизмы и производить под них соответствующую структуру управления энергетическим корпусом.

При подготовке концепции мы тщательно изучили весь мировой опыт по линии технической помощи. К этой работе была подключена и Еврокомиссия, мы привлекали также зарубежных специалистов. Жизнь не стоит на месте, и мы должны и будем идти к внедрению рыночных отношений в электроэнергетическом комплексе.

Еще одно направление - это то, что мы должны предлагать потребителю электроэнергии более гибкие тарифные системы, стимулировать ее потребление, экономию. Это тоже прописано в концепции закона, и мы будем прописывать это в закон.
Зинаида Шмак
Как осуществляется контроль строительства атомной станции в Беларуси, и какие международные организации осуществляют мониторинг и взаимодействие с белорусской стороной?
Это важная тема, мы неоднократно ее обсуждали и в правительстве, и в министерстве совместно со всеми министерствами и ведомствами, которые сегодня осуществляют контрольную деятельность в области строительства и не только. Во-первых, у нас есть регулятор - это департамент по энергобезопасноти Министерства МЧС, который осуществляет общий контроль за тем, чтобы заложенные технологии и прочее обеспечивали ядерную безопасность. Есть так называемая программа обеспечения качества. Она разработана дирекцией и реализуется. Такая же программа реализована и генподрядчиком. Это касается вопросов контроля изготовления оборудования, хранения перед монтажом, монтажа, строительных работ и пр. Все надзорные органы республики задействованы в этом процессе. Кроме того, если брать с международной точки зрения, то мы тесно сотрудничаем с МАГАТЭ, и, конечно же, МАГАТЭ будет осуществлять в период строительства станции специальные миссии. Мы от них не отказываемся, а наоборот приглашаем, чтобы они нам помогали, подсказывали.

Недавно у нас была миссия МАГАТЭ, которая смотрела готовность республики по строительству атомной станции. Они проверяли нас по всем 19 направлениям в соответствии с руководящими документами МАГАТЭ. В том числе они побывали на площадке, и были крайне удивлены высокой готовностью Беларуси. Миссия довольно высоко оценила готовность республики, а также дала некоторые соответствующие рекомендации. По их мнению, опыт Беларуси по десяти пунктам можно тиражировать для всех стран мира, начинающих строить атомные станции.

Возвращаясь к вопросу контроля строительства станции - распоряжением премьер-министра республики создана специальная межведомственная комиссия по контролю за качеством производства работ и осуществления надзора за строительством станции. Цели и задачи этой межведомственной комиссии (кроме заслушивания тех органов, которые участвуют в контроле) - принимать оперативные решения и при возникновении межведомственных неувязок согласовывать их. Это очень эффективно будет помогать.

К тому же по этим вопросам ежемесячно проводятся заседания межведомственной комиссии, которая осуществляет контроль и реализацию комплексного плана. Эти вопросы заслушиваются и детально рассматриваются.

В целом я считаю, что мы выстроили строгую систему контроля. Вместе с тем мы изучаем международный опыт. Эта работа у нас находится на постоянном контроле.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси