Вопросы конференции
Не опасаетесь, что деятельность третейских судов приведет к увеличению количества заявлений в суды на обжалование решений третейских судов?
Нет, не опасаюсь. Во-первых, давайте исходить из того, если бы этих судов не было, в любом случае спор возникает объективно, и он может решаться сторонами самостоятельно, либо же они идут в суд, чтобы третья сторона разрешила спор в пользу одной или другой стороны. Введение института третейских судов, его расширение направлено как раз на то, чтобы максимально использовать несудебную форму урегулирования споров и конфликтов. Безусловно, чтобы говорить, что во всех 100% случаев эти споры будут разрешены третейскими судами, нужно быть большим оптимистом. Но в то же время мы надеемся, что этот институт себя зарекомендует, станет интересным для всех субъектов, которые могут быть потенциально сторонами такого спора. И даже в том случае, если решение третейского суда не будет удовлетворять обе стороны либо одну из сторон и впоследствии будет иметь судебную перспективу, увеличение количества обращений в суды введение третейских судов никак не может повлечь, поскольку, как я уже говорил, какая-то часть споров в любом случае будет разрешена на таком уровне.
Сегодня в реестр третейских судей включены сведения о 63 третейских судьях, существует 10 постоянно действующих третейских судов. То есть, процесс создания системы третейских судов постепенно идет. Говорить о результатах работы пока преждевременно, нужно, чтобы прошел какой-то период времени для того, чтобы можно было проанализировать и собрать статистику.
Сегодня в реестр третейских судей включены сведения о 63 третейских судьях, существует 10 постоянно действующих третейских судов. То есть, процесс создания системы третейских судов постепенно идет. Говорить о результатах работы пока преждевременно, нужно, чтобы прошел какой-то период времени для того, чтобы можно было проанализировать и собрать статистику.
В 2011 году Польша отменила соглашение с Беларусью о правовой помощи. Как сейчас происходит сотрудничество в правовой сфере с Польшей?
Существующие межгосударственные договоры сейчас действуют между нашими сторонами, поступающие запросы в рамках этих договоров выполняются в двустороннем порядке, никаких проблем нет.
Олег Леонидович, здравствуйте! Подскажите, как вы собираетесь решать проблему сильной ротации кадров в районных судах г.Минска. Средний срок работы секретаря - полгода. Зарплаты - ниже уровня понимания, чуть больше Br1 млн. Уборщица в гипермаркете получает в три раза больше. Спасибо за ответ.
Текучка кадров имеет свои объективные предпосылки и в той или иной степени присутствует везде. В последнее время принимались меры по повышению статуса как секретаря судебного заседания. В частности им повышена заработная плата. Что касается других работников судов, сегодня прорабатывается вопрос, чтобы стимулировать людей к дальнейшей работе, к развитию своего профессионального уровня. Для этого в первую очередь необходимо повышать их материальную обеспеченность и создание социальных условий для того, чтобы они могли работать, не оглядываясь на бытовые проблемы.
Как обстоят дела в Беларуси с доступом граждан к информации о деятельности судов, в частности приговоров, решений, определений и т. д.? Будут ли судебные акты размещать в сети Интернет? Развивается ли в Беларуси электронное правосудие? Как мне кажется, общие суды в этом плане существенно отстают от хозяйственных.
В настоящее время доступом к такой информации о деятельности судов, как приговоры, решения, определения граждане не обладают. Вместе с тем прорабатывается вопрос о внедрении в перспективе типового Web-сайта районных (городских), областных, военных судов, а также "интернет-приемной" с применением средств идентификации – аутентификации как юридического лица, так и физического, предусматривающих в том числе предоставление доступа всем заинтересованным к централизованному банку данных судебных решений и к обобщенной судебной практике электронную подачу заявлений вместо традиционных бумажных, получение информации по выбранному делу на свой электронный почтовый адрес и т.п. Однако пока - это вопрос на перспективу, он еще только изучается. Также прорабатывается вариант создания соответствующей корпоративной сети в судах для того, чтобы обеспечить максимальный доступ судам, судьям, судебным исполнителям к тем базам данных, которые позволят максимально быстро рассматривать дела, выносить решения и приводить их в исполнение, получив оперативную информацию из того или иного государственного органа.
Что делать, если во время судебного заседания судья все время хамит одной из сторон, комментируя личные качества, уровень образования, семейное положение, употребляя уничижительные формы, повышает голос?
Безусловно, если такое поведение имеет место, оно недопустимо. Мне даже трудно представить, что такое возможно. Однако если это так, то в первую очередь нужно обратиться к председателю суда, поскольку именно он - непосредственный руководитель, организатор работы в суде, который может отреагировать и повлиять на ситуацию. Если же проблемы продолжатся, нужно сообщить в Главное управление юстиции, либо в Министерство юстиции. Подобные жалобы к нам уже поступали, но специфика рассмотрения судами дел подразумевает вынесение решения в пользу одной из сторон. То есть, как правило, есть сторона, которая не довольна и не согласна с вынесенным решением. И те обращения, которые к нам поступают, в большинстве случаев поступают не по адресу, так как судебное решение может быть пересмотрено только вышестоящим судом, либо быть направлено в органы прокуратуры. Министерство юстиции не обладает полномочиями по вмешательству в деятельность отправления правосудия. В большинстве своем те обращения, которые к нам поступают, как раз связаны с недовольством вынесенным решением, мы же постоянно объясняем гражданам порядок обращений в таких случаях. Но тогда, когда в жалобе указывалось на недостойное поведение судей, при проведении проверок эти факты чаще всего не подтверждались и являлись скорее неким аргументом, попыткой доказать свою правоту на эмоциях, с использованием любых методов давления.
Скажите, какова судьба заключения Министерства юстиции в отношении поступившего 28 мая 2012 года в ЦИК Беларуси заявления о регистрации инициативной группы граждан по реализации права законодательной инициативы и проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов"? ЦИК ранее направил эти документы в Минюст, который должен дать им правовую оценку.
Соответствующие документы изучаются Министерством юстиции. Заключение будет подготовлено нами в течение недели. Оно будет направлено в Центральную избирательную комиссию, которая и будет принимать соответствующее решение.
Правда ли, что нотариусы забрали на себя значительную часть судебных дел, и теперь можно будет обращаться за взысканием долгов по кредиту к нотариусу?
Действительно в последнее время были изменения в законодательстве. Часть функций по рассмотрению дел бесспорного порядка была передана от судов нотариату. Это касается и взыскания долгов по кредитам, и по некоторым договорам, связанным с предоставлением услуг связи, и по жилищно-коммунальным услугам. По тем делам, которые в приказном порядке рассматривал суд, сегодня может учинять соответствующую надпись нотариус. Эта надпись является исполнительным документом, и на ее основании взыскивается долг с соответствующего должника.
Насколько эффективен сегодня институт судебного исполнителя и от чего может зависеть срок возврата долгов?
На сегодняшний день эффективность исполнения решений в Беларуси, если сравнивать с Российской Федерацией, выше. Но, безусловно, всегда есть желание и стремление к тому, чтобы эту эффективность вывести на абсолютный уровень. Хотя мы понимаем, что на практике это сделать нереально. Быстрота и результативность исполнения судебных решений зависит от разных факторов, в первую очередь от имущественного положения должника. Если должник имеет у себя за душой какое-то имущество, если он работает, то взыскание соответствующего долга не представляет особых затруднений, конечно же, если этот долг не заоблачный. Если должник отказывается от уплаты долга в добровольном порядке, то обращается взыскание на его имущество. Налагается арест на автомобиль, на недвижимость, если он имеет несколько объектов недвижимости, и на другое имущество, которое у него есть. И в случае неуплаты долга это имущество реализуется, а средства передаются взыскателю. Если человек работает, то обращение также может направляться на заработную плату, где ежемесячно определенный процент из заработной платы будет удерживаться и направляться взыскателю.