Вопросы конференции
Какова в среднем в месяц сумма индексации на работника? Какова динамика по сравнению с прошлым годом?
Сумма индексации (размер индексационной доплаты) зависит от ряда факторов:
- порядка индексации. Законодательно установлен только порядок индексации денежных доходов граждан, выплачиваемых из бюджетных источников. Порядок индексации заработной платы работников реального сектора экономики определяется локальными правовыми актами нанимателя и может отличаться от порядка, установленного для индексации денежных доходов граждан, выплачиваемых из бюджетных источников;
- индекса потребительских цен, применяемого для индексации (уровня инфляции);
- норматива индексации.
Таким образом определить размер индексационной доплаты в среднем на одного работника не представляется возможным.
В порядке информации сообщаем, что индексация заработной платы работникам бюджетных организаций в 2012 году не проводилась.
- порядка индексации. Законодательно установлен только порядок индексации денежных доходов граждан, выплачиваемых из бюджетных источников. Порядок индексации заработной платы работников реального сектора экономики определяется локальными правовыми актами нанимателя и может отличаться от порядка, установленного для индексации денежных доходов граждан, выплачиваемых из бюджетных источников;
- индекса потребительских цен, применяемого для индексации (уровня инфляции);
- норматива индексации.
Таким образом определить размер индексационной доплаты в среднем на одного работника не представляется возможным.
В порядке информации сообщаем, что индексация заработной платы работникам бюджетных организаций в 2012 году не проводилась.
Как, по Вашему мнению, идет выполнение прогнозного показателя по росту реальных доходов населения?
По данным Национально статистического комитета Республики Беларусь реальные располагаемые денежные доходы населения за январь 2012 года составили – 93,5 процента, январь-февраль – 97,6 процента, январь-март – 98,6 процента. По оценке, данный показатель, установленный на 2012 год (103-103,5 процента), будет выполнен.
Скажите, пожалуйста, как выглядит белорусский БПМ на фоне аналогичных социальных нормативов в других странах? Причем не только по сумме, но и по наполняемости?
Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Этот социальный норматив введен в действие в нашей республике Законом Республики Беларусь от 6 января 2002 года «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». Натурально-вещественная структура бюджета прожиточного минимума (прожиточный минимум) сформирована нормативным и статистическим методами, что соответствует международной практике разработки потребительских бюджетов.
Бюджеты включают основные статьи расходов, которые совершает человек или семья: это расходы на продукты питания, на приобретение одежды и обуви, хозяйственных товаров и мебели, лекарственных средств и предметов санитарии, оплату жилищно-коммунальных, транспортных и бытовых услуг. Конкретные же материальные блага и услуги, включаемые в прожиточный минимум, зависят от социально-экономических условий в стране, характеристики развития потребительского рынка, сформировавшихся устойчивых традиций населения к потреблению отдельных товаров и услуг и ряда других факторов. В связи с этим состав бюджетов прожиточного минимума варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны.
В большинстве стран постсоветского пространства (Россия, Молдова, Украина, Казахстан, Армения, Азербайджан) также разработаны подобные потребительские бюджеты. Несмотря на различия в наименовании, все они схожи по своему содержанию и назначению – определяют уровень малообеспеченности.
Отличия в стоимостной величине бюджетов обусловлены существующим в странах различным уровнем цен на те товары и услуги, которые включены в бюджеты прожиточного минимума.
Этот социальный норматив введен в действие в нашей республике Законом Республики Беларусь от 6 января 2002 года «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». Натурально-вещественная структура бюджета прожиточного минимума (прожиточный минимум) сформирована нормативным и статистическим методами, что соответствует международной практике разработки потребительских бюджетов.
Бюджеты включают основные статьи расходов, которые совершает человек или семья: это расходы на продукты питания, на приобретение одежды и обуви, хозяйственных товаров и мебели, лекарственных средств и предметов санитарии, оплату жилищно-коммунальных, транспортных и бытовых услуг. Конкретные же материальные блага и услуги, включаемые в прожиточный минимум, зависят от социально-экономических условий в стране, характеристики развития потребительского рынка, сформировавшихся устойчивых традиций населения к потреблению отдельных товаров и услуг и ряда других факторов. В связи с этим состав бюджетов прожиточного минимума варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны.
В большинстве стран постсоветского пространства (Россия, Молдова, Украина, Казахстан, Армения, Азербайджан) также разработаны подобные потребительские бюджеты. Несмотря на различия в наименовании, все они схожи по своему содержанию и назначению – определяют уровень малообеспеченности.
Отличия в стоимостной величине бюджетов обусловлены существующим в странах различным уровнем цен на те товары и услуги, которые включены в бюджеты прожиточного минимума.
Здравствуйте! В каких странах мира законодательством установлена индексация доходов населения в связи с инфляцией?
Официальная политика в области доходов в различных странах строиться на диаметрально противоположных подходах к осуществлению индексации. В зависимости от круга охватываемых индексацией работников выделяют четыре группы стран:
– страны, где практически все население, получающее заработную плату, охвачено индексацией (Бельгия, Дания, Голландия, Люксембург, Италия и др.). В этих странах широкое распространение индексации в значительной степени связано с существованием хорошо отлаженной системы коллективных договоров, которая находится под контролем профсоюзных объединений;
– страны, в которых индексация носит избирательный характер и применяется лишь по отношению к определенной части занятых (США, Канада, Швейцария, Франция и др.). В странах этой группы лишь часть коллективных трудовых договоров содержат разделы о порядке повышения заработной платы в случае роста цен. Характерный для этих стран децентрализованный способ заключения коллективных договоров приводит к значительной дифференциации применения механизмов индексирования не только внутри страны, но даже внутри одной отрасли;
– страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.). Подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов этих стран считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров. В связи с этим проблемы индексации оплаты труда решаются в этих странах либо на уровне отдельных отраслевых тарифных соглашений (ФРГ), либо коллективных договоров на предприятиях (Япония);
– страны, где курс на осуществление индексации подвергается значительным колебаниям в контексте общей политики доходов, направленной на борьбу с инфляцией (Нидерланды, Финляндия, Австралия, Великобритания и др.). К данной группе относятся государства, в которых осуществляются жесткие ограничительные меры по отношению к политике индексации, например, могут устанавливаться верхние пределы роста заработной платы, предельный коэффициент ее прироста и т.д. Правительства некоторых государств, предпринимая усилия по сдерживанию роста заработной платы в условиях роста цен, в отдельные годы ограничивали или вовсе отменяли индексацию (Финляндия, Норвегия).
– страны, где практически все население, получающее заработную плату, охвачено индексацией (Бельгия, Дания, Голландия, Люксембург, Италия и др.). В этих странах широкое распространение индексации в значительной степени связано с существованием хорошо отлаженной системы коллективных договоров, которая находится под контролем профсоюзных объединений;
– страны, в которых индексация носит избирательный характер и применяется лишь по отношению к определенной части занятых (США, Канада, Швейцария, Франция и др.). В странах этой группы лишь часть коллективных трудовых договоров содержат разделы о порядке повышения заработной платы в случае роста цен. Характерный для этих стран децентрализованный способ заключения коллективных договоров приводит к значительной дифференциации применения механизмов индексирования не только внутри страны, но даже внутри одной отрасли;
– страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.). Подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов этих стран считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров. В связи с этим проблемы индексации оплаты труда решаются в этих странах либо на уровне отдельных отраслевых тарифных соглашений (ФРГ), либо коллективных договоров на предприятиях (Япония);
– страны, где курс на осуществление индексации подвергается значительным колебаниям в контексте общей политики доходов, направленной на борьбу с инфляцией (Нидерланды, Финляндия, Австралия, Великобритания и др.). К данной группе относятся государства, в которых осуществляются жесткие ограничительные меры по отношению к политике индексации, например, могут устанавливаться верхние пределы роста заработной платы, предельный коэффициент ее прироста и т.д. Правительства некоторых государств, предпринимая усилия по сдерживанию роста заработной платы в условиях роста цен, в отдельные годы ограничивали или вовсе отменяли индексацию (Финляндия, Норвегия).
Будет ли совершенствоваться национальное законодательство в отношении порядка индексации? Какие изменения планируются?
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты ведется работа по совершенствованию норм Закона Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции». Подготовлен соответствующий проект Закона. В ближайшее время с ним можно будет ознакомиться на сайте Министерства труда и социальной защиты.
Существующий механизм индексации неэффективен (индексируется только часть зарплаты),планируется ли из менение законодательства?Ведь без этого невозможна компенсация потери дохода в результате инфляции!!!
Установленный законодательством Республики Беларусь механизм индексации предусматривает частичную компенсацию инфляционных потерь населению. Аналогичный подход, когда индексации подлежит только часть дохода, применяется в мировой практике.
Это обусловлено тем, что между индексацией и ростом цен не должно быть прямой пропорциональной зависимости, поскольку именно за счет того «зазора», который образуется между ростом цен и ростом доходов, и достигается сбалансированность рынка. И что, самое главное, в этом случае не провоцируется новый виток инфляции.
Это обусловлено тем, что между индексацией и ростом цен не должно быть прямой пропорциональной зависимости, поскольку именно за счет того «зазора», который образуется между ростом цен и ростом доходов, и достигается сбалансированность рынка. И что, самое главное, в этом случае не провоцируется новый виток инфляции.
Коллективным договором коммерческой организации предусмотрена индексация заработной платы работников в соответствии с законодательством РБ. Индекс потребительских цен за апрель 2012 превысил 5% порог к месяцу последнего пересмотра тарифной ставки первого разряда на предприятии. Вместе с тем с 1 апреля увеличены оклады работников предприятия (за интенсивность труда, характер и специфику выполняемых работ в соответствии с п.9.5. рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников и опорядке их повышения, утвержденных постановлением Министерства труда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 №67.В связи с этим просим разъяснить, имеет ли право руководитель предприятия проиндексировать заработную плату за апрель т.г.
В организациях, не являющихся бюджетными, индексация заработной платы осуществляется по основаниям, предусмотренным в коллективных договорах. Причем, в соответствии со статьей 365 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.
В коллективном договоре вашей организации предусмотрен порядок индексации, соответствующий установленному законодательством для индексации доходов из бюджетных источников. В связи с этим при ее осуществлении следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 57.
Согласно пункту 9 названной Инструкции индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). Единовременным пересмотром размеров оплаты труда следует считать повышение тарифных ставок (окладов) в целом по организации. Таким образом, индексация в вашей организации за апрель 2012 г. проведена виде единовременного пересмотра окладов работников. При этом в качестве базового месяца для дальнейшей индексации необходимо принимать апрель 2012 г.
В коллективном договоре вашей организации предусмотрен порядок индексации, соответствующий установленному законодательством для индексации доходов из бюджетных источников. В связи с этим при ее осуществлении следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 57.
Согласно пункту 9 названной Инструкции индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). Единовременным пересмотром размеров оплаты труда следует считать повышение тарифных ставок (окладов) в целом по организации. Таким образом, индексация в вашей организации за апрель 2012 г. проведена виде единовременного пересмотра окладов работников. При этом в качестве базового месяца для дальнейшей индексации необходимо принимать апрель 2012 г.
Добрый день! Скажите пожалуйста, возможно ли официальное оформление при занятости на двух работах ( если на второй работе занятость неполная)? Как будут урегулироваться вопросы, связанные с занятостью граждан на нескольких рабочих местах? Спасибо
Работа в свобоное от основной работы время по другому трудовому договору как у того же, так и у другого нанимателя является работой на условиях совместительства.
Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого у нанимателя для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111 - 114 ТК (ст. 345 ТК).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, регулирует Глава 32 ТК.
Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого у нанимателя для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111 - 114 ТК (ст. 345 ТК).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, регулирует Глава 32 ТК.
Здравствуйте! Может ли рассчитывать трудовой
коллектив организации, где нет коллективного договора, на индексацию?
В соответствии с Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных
доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате
заработной платы, пенсии, стипендий и пособий, утверждённой постановлением
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г.
? 57, возмещение потерь от инфляции работникам, получающим заработную плату
не из бюджетных источников, может осуществляться нанимателями в соответствии
с любым локальным нормативным правовым актом, в том числе положением об
оплате труда, приказом и другими.
Есть ли у Вас данные об удельном весе
организаций, где индексируются доходы?
Индексация денежных доходоов в соответствии с законодательством
осуществляется в обязательном порядке во всех бюджетных организациях.
В иных организациях решение об индексации нанимателями принимается самостоятельно.
Статистическая отчетность по указанным вопросам не предусмотрена. В связи с этим, Министерство труда и социальной защиты не располагает сведениями об организациях, в которых осуществляется индексация денежных доходов физических лиц.
В иных организациях решение об индексации нанимателями принимается самостоятельно.
Статистическая отчетность по указанным вопросам не предусмотрена. В связи с этим, Министерство труда и социальной защиты не располагает сведениями об организациях, в которых осуществляется индексация денежных доходов физических лиц.
У меня такой вопрос. Почему после повышения БВ
средний размер пособий по безработице в стране практически не изменился?
При определении размера пособия по безработице до повышения базовой величины
с 1 апреля 2012 г. (100000 рублей) применялась базовая величиная,
установленная с 1 декаря 2007 г. (35000 рублей) с учетом ее индексациии.
Проиндексированный размер базовой величины на март 2012 года был близок к
100000 рублей. Поэтому существленных изменений в размере пособия по
безработице с 1 апреля не произошло.
Скажите, пожалуйста, почему не происходит индексация в связи с ростом потребительских цен?
Индексация в связи с инфляцией производится при превышении индексом потребительских цен пятипроцентного порога к месяцу пересмотра размеров доходов.
В текущем году в бюджетных организациях в январе была повышена тарифная ставка первого разряда. В феврале, марте и в апреле индексом потребительских цен не был превышен пятипроцентный порог к январю. Очередное повышение тарифной ставки первого разряда произведено в мае. Таким образом, основания для выплаты средств в связи с инфляцией работникам бюджетных организаций не было.
В коммерческих организациях индексация доходов может осуществляться в ином порядке, предусморенном в коллективных договорах, других локальных норматиных правовых актах.
В текущем году в бюджетных организациях в январе была повышена тарифная ставка первого разряда. В феврале, марте и в апреле индексом потребительских цен не был превышен пятипроцентный порог к январю. Очередное повышение тарифной ставки первого разряда произведено в мае. Таким образом, основания для выплаты средств в связи с инфляцией работникам бюджетных организаций не было.
В коммерческих организациях индексация доходов может осуществляться в ином порядке, предусморенном в коллективных договорах, других локальных норматиных правовых актах.