Вопросы конференции
Петр Петрович, как вы думаете, сколько жителей Беларуси читали Конституцию?
Важно не чтение Конституции, а ее исполнение. На основании Конституции - Основного закона нашей страны - живет наше государство, общество и граждане. В ней закреплены основные права и свободы гражданина и человека, на ее основании сформированы и функционируют органы власти. Подчеркну еще раз, что важно отслеживать не то, сколько граждан ее прочитали, а сколько граждан исполняют конституционные положения, реализуют свои конституционные права и свободы.
Добавлю также, что в школах есть предмет "Обществоведение", в рамках которого как раз изучаются и вопросы государственного устройства, наш Основной закон. Другой вопрос - на каком качественном уровне это осуществляется. Это вопрос уже Министерства образования, учебных заведений. Нужно, чтобы наши граждане, когда вступают в самостоятельную жизнь, знали, что у нас есть Основной закон, по которому надо жить. И сегодня есть даже такая хорошая традиция, когда в День Конституции молодым гражданам вручать паспорта.
Добавлю также, что в школах есть предмет "Обществоведение", в рамках которого как раз изучаются и вопросы государственного устройства, наш Основной закон. Другой вопрос - на каком качественном уровне это осуществляется. Это вопрос уже Министерства образования, учебных заведений. Нужно, чтобы наши граждане, когда вступают в самостоятельную жизнь, знали, что у нас есть Основной закон, по которому надо жить. И сегодня есть даже такая хорошая традиция, когда в День Конституции молодым гражданам вручать паспорта.
Закон о вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении запрещает проводить экстракорпоральное оплодотворение женщинам старше 45 лет. Не является ли это нарушением права женщины на материнство?
Конституция, наряду с предоставлением прав и свобод, предусматривает также возможность ограничения прав и свобод гражданина и человека. В частности, ст.23 предусматривает, что в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны нравственности и здоровья, защиты прав других граждан допустимы определенные ограничения на уровне закона. В прошлом году был принят соответствующий закон, в котором предусмотрено такое ограничение в интересах здоровья и защиты материнства и отцовства. В порядке предварительного конституционного контроля мы этот закон рассматривали и сформулировали соответствующую правовую позицию, в которой признали, что такое ограничение допустимо, оно не противоречит конституционным положениям.
Сейчас в международных отношениях давление оказывается, в том числе, через экономические и политические санкции. Насколько это соответствует общепринятым нормам международного права?
Татьяна Петровна, Калинковичи: В международных отношениях право все чаще становится инструментом давления и санкций, используется не для налаживания диалога, а, напротив, для обострения ситуации. Зачастую к этому приводит и разная трактовка правовых норм конвенций, соглашений и договоров. Понятно, что экономисты и политики будут трактовать их в свою пользу, но юристы должны следовать букве закона? Каким может быть решение этой проблемы?
Татьяна Петровна, Калинковичи: В международных отношениях право все чаще становится инструментом давления и санкций, используется не для налаживания диалога, а, напротив, для обострения ситуации. Зачастую к этому приводит и разная трактовка правовых норм конвенций, соглашений и договоров. Понятно, что экономисты и политики будут трактовать их в свою пользу, но юристы должны следовать букве закона? Каким может быть решение этой проблемы?
Конституцией закреплен приоритет принципов международного права, и все законодательство нашей страны приводится в соответствие с принципами международного права. Недавний анализ показал, что в Европе мы относимся к тому числу государств, где этот принцип закреплен на конституционном уровне. Конечно, я представляю не международный суд, а конституционный, и наша задача - чтобы законодательство соответствовало Конституции и основным принципам международного права. Исходя из этого мы как раз осуществляем свою деятельность.
Что касается различных санкций, то на международном уровне действует ООН, соответствующие органы, которые принимают необходимые меры, чтобы возникающие споры и конфликты перевести в правовое русло и найти приемлемое решение.
Что касается различных санкций, то на международном уровне действует ООН, соответствующие органы, которые принимают необходимые меры, чтобы возникающие споры и конфликты перевести в правовое русло и найти приемлемое решение.
Какова позиция Конституционного суда по поводу смертной казни?
Свою официальную позицию по смертной казни Конституционный суд высказал в своем решении в 2004 году. Суд сформировал две правовые позиции. Во-первых, в соответствии со ст.24 Конституции у нас предусмотрено, что смертная казнь как исключительная мера наказания может применяться вплоть до ее отмены. То есть, закреплен временный характер ее применения. Это конституционное положение не было закреплено в соответствующих нормах Уголовного кодекса, на что обратил внимание Конституционный суд в своем решении. И в этой части как раз решение было исполнено: положения УК были приведены в соответствие с Конституцией.
Что же касается другой правовой позиции, то Конституционный суд отметил, что Президент Беларуси, парламент, при наличии необходимых условий, могут принять решение о введении моратория или отмене смертной казни, поскольку конституционные положения позволяют сделать это.
Что же касается другой правовой позиции, то Конституционный суд отметил, что Президент Беларуси, парламент, при наличии необходимых условий, могут принять решение о введении моратория или отмене смертной казни, поскольку конституционные положения позволяют сделать это.
При нынешнем порядке направления обращений и их рассмотрения способен ли Конституционный суд оперативно вмешаться в ситуацию, реагировать на злободневные проблемы жизни государства и общества? Есть ли перспектива, что гражданин сможет самостоятельно обращаться в Конституционный суд?
Что касается возможности непосредственного обращения граждан в Конституционный суд, то в Беларуси граждане не обладают таким правом, равно как и ставить вопросы о проверке конституционности тех или иных нормативно-правовых актов. В ряде государств Европы и на постсоветском пространстве граждане имеют такую возможность.
Вместе с тем существует косвенная возможность доступа, когда гражданин через уполномоченных субъектов вправе обратиться в Конституционный суд. Такой механизм определен у нас, и граждане обращаются к соответствующим уполномоченным субъектам, для того чтобы они инициировали рассмотрение того или иного вопроса непосредственно в Конституционном суде.
По своей юридической природе Конституционный суд является пассивным органом. По собственной инициативе он не может принять к рассмотрению тот или иной вопрос и дать ему правовую оценку. Да, действительно, был определенный период становления Конституционного суда Беларуси с 1994 по 1996 год, когда Конституционный суд был наделен правом по собственной инициативе принимать к рассмотрению те или иные вопросы. В конечном итоге в 1996 году, когда вносились изменения и дополнения в Конституцию, это полномочие из компетенции Конституционного суда было исключено как не свойственное конституционному правосудию.
Что касается перспективы введения прямой конституционной жалобы в нашей стране, то мы не исключаем в среднесрочной перспективе такой возможности. Что касается оперативного реагирования на определенные происходящие в стране события, то мы можем высказать свою правовую позицию только тогда, когда в установленном порядке Конституционному суду поступит предложение от уполномоченных субъектов.
Вместе с тем существует косвенная возможность доступа, когда гражданин через уполномоченных субъектов вправе обратиться в Конституционный суд. Такой механизм определен у нас, и граждане обращаются к соответствующим уполномоченным субъектам, для того чтобы они инициировали рассмотрение того или иного вопроса непосредственно в Конституционном суде.
По своей юридической природе Конституционный суд является пассивным органом. По собственной инициативе он не может принять к рассмотрению тот или иной вопрос и дать ему правовую оценку. Да, действительно, был определенный период становления Конституционного суда Беларуси с 1994 по 1996 год, когда Конституционный суд был наделен правом по собственной инициативе принимать к рассмотрению те или иные вопросы. В конечном итоге в 1996 году, когда вносились изменения и дополнения в Конституцию, это полномочие из компетенции Конституционного суда было исключено как не свойственное конституционному правосудию.
Что касается перспективы введения прямой конституционной жалобы в нашей стране, то мы не исключаем в среднесрочной перспективе такой возможности. Что касается оперативного реагирования на определенные происходящие в стране события, то мы можем высказать свою правовую позицию только тогда, когда в установленном порядке Конституционному суду поступит предложение от уполномоченных субъектов.
Петр Петрович, как вы расцениваете создание Следственного комитета, приведет ли его образование к повышению объективности расследования, большей защите прав граждан? Каким вопросам должна уделять больше внимания Генпрокуратура, которая лишилась многих функций?
В основе создания Следственного комитета лежит идея о том, чтобы все следственные органы представляли единый орган. Это позволит уйти от ведомственного влияния и обеспечить объективное оперативное расследование дел в целях защиты законных интересов, прав и свобод граждан.
С созданием Следственного комитета функции прокуратуры, закрепленные в ст.125 Конституции, не утратят свою значимость. Она по-прежнему осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов и иных нормативных правовых актов государства, за законностью расследования дел, поддерживает государственное обвинение в судах. Сократится лишь объем расследуемых дел.
С созданием Следственного комитета функции прокуратуры, закрепленные в ст.125 Конституции, не утратят свою значимость. Она по-прежнему осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов и иных нормативных правовых актов государства, за законностью расследования дел, поддерживает государственное обвинение в судах. Сократится лишь объем расследуемых дел.
По мнению Президента Александра Лукашенко, роль Конституционного суда необходимо повышать. Какие вы видите способы расширения влияния суда на жизнь государства и общества?
Конституционный суд Республики Беларусь обладает девятью полномочиями. По европейским меркам, такой объем полномочий считается средним. Но подчеркну: важно, чтобы Конституционный суд не только на законодательном уровне был наделен определенными полномочиями, а чтобы эти полномочия реализовывались на практике.
Большую активность Конституционный суд может проявлять, если в установленном порядке будут поступать предложения от уполномоченных субъектов. В настоящее время мы фактически осуществляем предварительный контроль конституционности законов, то есть абстрактный контроль, без практического применения. В большинстве судов Европы и на постсоветском пространстве с введением конституционной жалобы конституционные суды осуществляют конкретный конституционный контроль - по поводу правоприменения положений тех или иных норм закона.
Одна из важнейших задач для Конституционного суда Беларуси состоит в том, чтобы перейти от абстрактного к конкретному контролю. То есть когда разрешается спор в суде или в другом государственном органе и возникает вопрос: не искажается ли суть конституционных положений, конституционной нормы, не применяется ли неконституционное положение того или иного нормативного правового акта, - здесь как раз должен высказать свою позицию Конституционный суд, поскольку КС - единственный орган в государстве, который может признать любой нормативный правовой акт не соответствующим Конституции при наличии достаточных оснований.
Подготовлен ряд предложений по выработке действенного механизма повышения эффективности конституционного правосудия в нашей стране. В настоящее время завершается подготовка законопроекта о конституционном судопроизводстве, в котором будут более конкретно и четко регламентированы правовые процедуры, связанные с конституционным правосудием. Идет доработка отдельных положений этого законопроекта. Разработчиками документа выступают Национальный центр законодательства и правовых исследований и Конституционный суд. В соответствии с планом законопроектной деятельности ожидается, что законопроект будет внесен на рассмотрение в парламент в этом году. Но поскольку предстоящая весенняя сессия парламента, которая откроется 2 апреля, будет завершающей для нынешнего созыва, то, скорее всего, законопроект будет рассматривать и принимать новый созыв парламента.
Большую активность Конституционный суд может проявлять, если в установленном порядке будут поступать предложения от уполномоченных субъектов. В настоящее время мы фактически осуществляем предварительный контроль конституционности законов, то есть абстрактный контроль, без практического применения. В большинстве судов Европы и на постсоветском пространстве с введением конституционной жалобы конституционные суды осуществляют конкретный конституционный контроль - по поводу правоприменения положений тех или иных норм закона.
Одна из важнейших задач для Конституционного суда Беларуси состоит в том, чтобы перейти от абстрактного к конкретному контролю. То есть когда разрешается спор в суде или в другом государственном органе и возникает вопрос: не искажается ли суть конституционных положений, конституционной нормы, не применяется ли неконституционное положение того или иного нормативного правового акта, - здесь как раз должен высказать свою позицию Конституционный суд, поскольку КС - единственный орган в государстве, который может признать любой нормативный правовой акт не соответствующим Конституции при наличии достаточных оснований.
Подготовлен ряд предложений по выработке действенного механизма повышения эффективности конституционного правосудия в нашей стране. В настоящее время завершается подготовка законопроекта о конституционном судопроизводстве, в котором будут более конкретно и четко регламентированы правовые процедуры, связанные с конституционным правосудием. Идет доработка отдельных положений этого законопроекта. Разработчиками документа выступают Национальный центр законодательства и правовых исследований и Конституционный суд. В соответствии с планом законопроектной деятельности ожидается, что законопроект будет внесен на рассмотрение в парламент в этом году. Но поскольку предстоящая весенняя сессия парламента, которая откроется 2 апреля, будет завершающей для нынешнего созыва, то, скорее всего, законопроект будет рассматривать и принимать новый созыв парламента.
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) в середине марта обсудила закон "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь" и признала его не соответствующим международным нормам. Конституционный суд проверял этот закон на соответствие Основному закону. Какое заключение вынес суд?
С 2008 года Конституционный суд наделен полномочием проверять законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики, до подписания их Президентом в порядке предварительного конституционного контроля. То есть все законы, принятые парламентом, до подписания их Президентом проверяются в Конституционном суде на соответствие их положений нормам и принципам Конституции. В том числе и закон "О массовых мероприятиях" проверялся в КС в порядке обязательного предварительного конституционного контроля.
В своем решении мы отметили, что этот закон соответствует Конституции, но вместе с тем высказали ряд правовых позиций, в которых обратили внимание законодателя на дальнейшее совершенствование отдельных положений этого закона, сформулировали правовые позиции, адресованные правоприменителям, чтобы не искажался конституционно-правовой смысл норм закона.
В оценке белорусского закона Венецианская комиссия использовала Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека. То есть давалась оценка исходя из этих международных актов применительно к конкретным правовым нормам.
Мы, проверяя закон "О массовых мероприятиях", также анализировали положения нашей Конституции и названых международных актов. Следует отметить, что в этих международных актах предусмотрена возможность ограничения прав и свобод, в том числе и при проведении различных массовых мероприятий. Но всегда возникает вопрос, насколько допустимы эти пределы. По нашему мнению, ограничения, предусмотренные при проведении массовых мероприятий в Беларуси, допустимы, поскольку у нас соблюдены два важнейших условия: ограничение сделано на уровне закона и мотивировано тем, чтобы был обеспечен общественный порядок, национальная безопасность и, безусловно, не нарушались границы прав и свобод других граждан. Статья 23 Конституции Беларуси допускает возможность ограничения прав и свобод граждан и в полной мере соответствует положениям международных актов.
В нашем законе, по оценкам Венецианской комиссии, есть излишние регламентации процедурных вопросов. Комиссия высказала рекомендации, чтобы на законодательном уровне в дальнейшем совершенствовались положения этого закона.
В своем решении мы отметили, что этот закон соответствует Конституции, но вместе с тем высказали ряд правовых позиций, в которых обратили внимание законодателя на дальнейшее совершенствование отдельных положений этого закона, сформулировали правовые позиции, адресованные правоприменителям, чтобы не искажался конституционно-правовой смысл норм закона.
В оценке белорусского закона Венецианская комиссия использовала Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека. То есть давалась оценка исходя из этих международных актов применительно к конкретным правовым нормам.
Мы, проверяя закон "О массовых мероприятиях", также анализировали положения нашей Конституции и названых международных актов. Следует отметить, что в этих международных актах предусмотрена возможность ограничения прав и свобод, в том числе и при проведении различных массовых мероприятий. Но всегда возникает вопрос, насколько допустимы эти пределы. По нашему мнению, ограничения, предусмотренные при проведении массовых мероприятий в Беларуси, допустимы, поскольку у нас соблюдены два важнейших условия: ограничение сделано на уровне закона и мотивировано тем, чтобы был обеспечен общественный порядок, национальная безопасность и, безусловно, не нарушались границы прав и свобод других граждан. Статья 23 Конституции Беларуси допускает возможность ограничения прав и свобод граждан и в полной мере соответствует положениям международных актов.
В нашем законе, по оценкам Венецианской комиссии, есть излишние регламентации процедурных вопросов. Комиссия высказала рекомендации, чтобы на законодательном уровне в дальнейшем совершенствовались положения этого закона.
Вправе ли Конституционный суд высказывать свою точку зрения относительно введенных странами ЕС санкций в отношении Беларуси и ее граждан?
В 2008 году на законодательном уровне Конституционному суду было предоставлено полномочие высказывать позицию по предложению уполномоченных органов о соответствии принципам и нормам международного права документов, принятых иностранными государствами, затрагивающими интересы Беларуси. Например, в прошлом году на основании обращения Палаты представителей мы рассмотрели польский закон о карте поляка и пришли к выводу, что ряд его положений не соответствует международным нормам и принципам международного права. На основании нашего решения были внесены изменения в белорусские законы о государственной службе и об общественных объединениях.
Что касается санкций ЕС и других его органов в отношении Беларуси... Если будет обращение уполномоченных субъектов, правовую позицию мы выскажем. Но я должен отметить, что Конституционный суд не является международным судом, и его юрисдикция распространяется только на территорию Беларуси.
Что касается санкций ЕС и других его органов в отношении Беларуси... Если будет обращение уполномоченных субъектов, правовую позицию мы выскажем. Но я должен отметить, что Конституционный суд не является международным судом, и его юрисдикция распространяется только на территорию Беларуси.
Какова роль Конституционного суда Беларуси в Таможенном союзе? Может ли он способствовать гармонизации национальных законодательств Беларуси, России и Казахстана?
В соответствии с Конституцией Беларуси страна может входить на добровольной основе в межгосударственные объединения. Реализуя эти конституционные положения, Беларусь действительно вступила в единый Таможенный союз трех государств: Беларуси, России и Казахстана. С 1 января 2012 года эта форма приняла более высокий уровень - было создано Единое экономическое пространство. На саммите глав государств ЕврАзЭС в Москве 19 марта решался вопрос о создании интеграционного объединения еще более высокого уровня - Евразийского экономического союза. Безусловно, в основе всех межгосударственных объединений лежит правовая основа. Был принят ряд межгосударственных соглашений, которые проходили проверку в Конституционном суде. Соответственно, мы проверяли, чтобы положения международных соглашений не вступали в противоречие с Конституцией. В Таможенном союзе действуют нормативные правовые акты, имеющие силу на территории трех государств, поэтому наша работа в этом направлении не будет прекращаться.
Формирование правовой базы интеграционных объединений приводит к необходимости проверять их на соответствие нашей Конституции.
Формирование правовой базы интеграционных объединений приводит к необходимости проверять их на соответствие нашей Конституции.