Вопросы конференции
Мы с мужем и ребенком состоим в ЖСПК с марта 2011 года. Есть решение о включении в списки на льготный кредит, но нет договора с банком. По новому указу нам льготный кредит не полагается. Кто мне возместит те потери, которые я понесу при выходе из ЖСПК (уплата членских взносов, проценты по кредиту, который брали дополнительно для оплаты платежей, и ту разницу, которую мы потеряли в результате девальвации)? Или, может, те, кто начал строиться, закончат на старых условиях?
Мы уже отвечали на это вопрос. Нет смысла, наверное, повторяться. А что касается возврата средств, то есть постановление правительства №1207, которое определяет механизм возврата средств тем, кто выходит из любых форм строительства. Да, потери при этом, конечно, неизбежны, но тем не менее основные финансовые затраты будут восстановлены при выходе из строительства.
Как, по вашему мнению, указ №13 отразится на рынке жилой недвижимости Беларуси в 2012 году? Будет ли министерство и дальше продолжать сдерживать рост стоимости строительства жилья?
Что касается стоимости, на рынок это, конечно, повлияет, поскольку значительная категория граждан, потеряв господдержку, наверняка обратится на рынок коммерческого жилья, на коммерческий рынок, и поэтому какие-то подвижки в этой сфере произойдут - здесь пускай специалисты вторичного рынка дают свои оценки. Что относится к компетенции министерства в части регулирования стоимости строительства жилья - да, эта практика будет продолжаться, как и в предыдущие периоды, потому что эта задача остается актуальной, и мы за счет сдерживания рентабельности, прибыльности строительных организаций, как подрядных, так и организаций, производящих строительные материалы, сдерживаем эту стоимость. Ограничения накладываются на строительство жилья в подрядных организациях. Есть и другие экономические механизмы, которые позволяют такое регулирование производить. Оно будет актуально и в дальнейшем, несмотря на то что это создает большие экономические трудности для самой строительной отрасли - в ней работают сотни тысяч людей, которым также нужно платить зарплату.
Вопросы от портала infobank: на каком этапе сейчас находится процесс кредитования на 2012 год? Приведите, пожалуйста, информацию о том, насколько уменьшится количество льготников по селу и малым городам? Если да, то за счет каких категорий в основном? Спасибо.
По селу и малым городам ситуация самая благополучная, учитывая, что жители этих населенных пунктов остаются в льготных категориях. Поэтому сказать, за счет кого там уменьшится, даже сложно - они все по определению льготники как проживающие в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. и в размере 10% ставки рефинансирования будут получать кредиты. В крупных же городах начинают работать категории, о которых я уже говорил. Если гражданин, проживающий в населенном пункте более 20 тыс. жителей, относится к одной из этих категорий, он получает определенный льготный кредит. Что касается молодых семей, то в целом по республике в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 42% молодых семей из 850 тыс. таких семей, состоящих сегодня на учете. В последние годы основная масса строящегося жилья тоже попадала на категорию молодых семей, поскольку чуть ли не половина в очереди состоит. Если говорить об изменениях, которые произойдут в связи с изменением критериев кредитования, изменением категорий, то примерно 35-40% от состоящих на учете сохранят возможность получения льготных кредитов по указу №13. Остальная часть очередников будут заниматься улучшением жилищных условий за свой счет. Кроме того, для молодых семей при рождении детей предусмотрена еще помощь государства в виде погашения задолженности по кредиту, если, конечно, льготный кредит уже получен: за первого ребенка - 10% от суммы задолженности, за второго - 20%, если двое - по второму ребенку уже идут 3-летние каникулы кредитные, трое - 75% задолженности по кредиту гасится за счет государства, четверо - 100%. Демографическая линия, конечно, в указе прослеживается, но я бы не хотел говорить: рожайте детей, чтобы получать эти льготы. Детей нужно в семье заводить для себя, по любви, а не в зависимости от того, сколько льгот предусмотрено.
Кто считается малоимущим для получения льготного кредитования? Изменятся или нет условия и порядок отнесения граждан к категории малообеспеченных граждан для предоставления льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства жилья?
В настоящее время к категории малоимущих граждан при определении права
на получение льготного кредита относятся те семьи, в которых доход на
одного члена семьи не превышает трех минимальных потребительских
бюджетов. На сегодняшний день это почти Br2 млн. 660 тыс.
Пока этот критерий не изменяется. Он сохраняется на том же уровне. Он будет использоваться при предоставлении льготных кредитов, если данная семья будет подпадать под льготные категории, предусмотренные указом №13.
Гражданин обязательно должен относиться к одной из категорий, которые перечислены в указе. Просто малоимущий - это не является поводом для получения льготного кредита.
Указ разрабатывался для того, чтобы усилить адресность поддержки, перейти на конкретные категории граждан и уйти от общего подхода. Потому что он себя в последнее время не совсем оправдывал, и льготные кредиты порой получали те семьи, которые, скажем, не очень были нуждающимися в улучшении жилищных условий. С другой стороны, сами экономические условия подталкивают к тому, что государственные деньги необходимо считать более точно и распределять более конкретно.
То есть для получения льготного кредита сначала определяется, подпадает ли гражданин под одну из категорий, перечисленных в указе, а затем то, является ли этот граждан малоимущим. Эти две категории должны сойтись при определении права на предоставление льготного кредита.
На сегодняшний день для очередников, кто не имеет права на льготный кредит, выдаются кредиты под 31%. "Беларусбанк" держит за счет внутренних ресурсов эту ставку, хотя у нас ставка рефинансирования 45%. Исходя из прогнозов социально-экономического развития республики, ставка рефинансирования, возможно, снизится в течение этого года. Тогда будут какие-то подвижки и в этой ставке для нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих условиях.
Из числа малоимущих также можно формировать списки на арендное жилье. На сегодняшний день есть указ Президента, который регулирует распределение государственного жилищного фонда, к которому будет относиться арендное жилье. И там порядок определен, как это делается. Оно будет распределяться в первую очередь для очередников.
Впервые в 2012 году постановлением правительства по объемам строительства жилья на текущий год определено, что целевым образом будут строиться арендные дома - 46 тыс.кв.м расписано на год, для того, чтобы сделать первый шаг к созданию арендного жилого фонда.
Это не будет бесплатным и даже коммунальным жильем. Будет установлена арендная плата, которая должна обеспечивать содержание этого жилья, его восстановление и т.д. Задача стоит, чтобы платежи за арендное жилье были ниже рыночной платы за аренду, чтобы в том числе сбить цены.
Пока этот критерий не изменяется. Он сохраняется на том же уровне. Он будет использоваться при предоставлении льготных кредитов, если данная семья будет подпадать под льготные категории, предусмотренные указом №13.
Гражданин обязательно должен относиться к одной из категорий, которые перечислены в указе. Просто малоимущий - это не является поводом для получения льготного кредита.
Указ разрабатывался для того, чтобы усилить адресность поддержки, перейти на конкретные категории граждан и уйти от общего подхода. Потому что он себя в последнее время не совсем оправдывал, и льготные кредиты порой получали те семьи, которые, скажем, не очень были нуждающимися в улучшении жилищных условий. С другой стороны, сами экономические условия подталкивают к тому, что государственные деньги необходимо считать более точно и распределять более конкретно.
То есть для получения льготного кредита сначала определяется, подпадает ли гражданин под одну из категорий, перечисленных в указе, а затем то, является ли этот граждан малоимущим. Эти две категории должны сойтись при определении права на предоставление льготного кредита.
На сегодняшний день для очередников, кто не имеет права на льготный кредит, выдаются кредиты под 31%. "Беларусбанк" держит за счет внутренних ресурсов эту ставку, хотя у нас ставка рефинансирования 45%. Исходя из прогнозов социально-экономического развития республики, ставка рефинансирования, возможно, снизится в течение этого года. Тогда будут какие-то подвижки и в этой ставке для нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих условиях.
Из числа малоимущих также можно формировать списки на арендное жилье. На сегодняшний день есть указ Президента, который регулирует распределение государственного жилищного фонда, к которому будет относиться арендное жилье. И там порядок определен, как это делается. Оно будет распределяться в первую очередь для очередников.
Впервые в 2012 году постановлением правительства по объемам строительства жилья на текущий год определено, что целевым образом будут строиться арендные дома - 46 тыс.кв.м расписано на год, для того, чтобы сделать первый шаг к созданию арендного жилого фонда.
Это не будет бесплатным и даже коммунальным жильем. Будет установлена арендная плата, которая должна обеспечивать содержание этого жилья, его восстановление и т.д. Задача стоит, чтобы платежи за арендное жилье были ниже рыночной платы за аренду, чтобы в том числе сбить цены.
Согласно указу №13 могу ли я написать обязательство по продаже имеющейся доли в собственности жилого помещения после ввода в эксплуатацию жилого дома (квартиры), построенного (реконструированного) с использованием льготного кредита?
Да, такие проблемы существуют. Допустим, люди покупали однокомнатную
квартиру в ожидании новой, более улучшенной, рассчитывая, что ее
продадут и внесут таким образом свою долю в строительство нового жилья,
при этом они гарантировали, что обязательно продадут прежнее жилье.
Вопрос такой действительно есть. Он и раньше решался сложно, потому что
эти обязательства по обязательной продаже прежнего жилья по каким-то
причинам не исполнялись. А прямого механизма, чтобы можно было изъять и
продать эту квартиру, не существовало.
В настоящее время остался прежний принцип, но он требует урегулирования, исходя из различных точек зрения. Представьте себе, что в этой квартире, которую обещали продать, уже появились дети, появился еще кто-то, возникают другие отношения к собственности, при которых органы опеки начинают участвовать в этом деле. Возникают различные юридические коллизии, которые составляют проблему для банков в первую очередь, потому что они были "завязаны" на эту обязательную продажу. Поэтому данный вопрос требует дополнительного урегулирования, и каждую индивидуальную ситуацию нужно рассматривать отдельно. Огульного ответа типа "только так и больше никак" в этом вопросе просто не может быть.
Отвечая на ваш вопрос, можете ли вы использовать свое жилье в качестве первоначального взноса на новую квартиру, могу сказать следующее. Такое решение еще не принято, оно находится в стадии согласования. Хотя мы видим в этом решении как один из инструментов, который бы позволил в отсутствии свободных финансовых средств семье переходить от меньшего жилья к большему по квадратной площади. И этот механизм, на наш взгляд, должен позволить включить в оборот не только деньги при строительстве жилья, но и собственную недвижимость, которая имеется в семьях. Ведь из однокомнатной квартиры легче перейти в двухкомнатную, если учесть стоимость однокомнатной квартиры, чем просто искать деньги на двухкомнатную.
Но я бы хотел обратить внимание на психологическое настроение людей, которое сложилось в результате огромного наличия льготных кредитных ресурсов и нарастающего объема строительства, когда подавляющее количество семей старалось и нынешнее жилье сохранить и новое получить, не потеряв и то, старое. Раньше это было возможно в ряде случаев. В настоящее время это стало гораздо сложнее, поскольку более жесткими и конкретными стали нормы при постановке на учет и строительстве. Только норма учета жилья по всей республике имеет огромное значение. У многих из нас имеется где-то в районе и в другой области родительская квартира, даже тот же отчий домик в деревне, о которых мы даже забыли, но при постановке на учет на квартиру в городе это тоже учитывается.
Надо понять и уяснить одно: государство должно помочь человеку, если у него нет вообще жилья. Любое жилое помещение, которое признано пригодным для проживания, уже решает вопрос обеспечения жильем. А если человек хочет иметь жилье в различных регионах, пусть решает эти вопросы самостоятельно, не прибегая к мерам государственной поддержки. Почему государство должно распылять средства в такой ситуации?
В настоящее время остался прежний принцип, но он требует урегулирования, исходя из различных точек зрения. Представьте себе, что в этой квартире, которую обещали продать, уже появились дети, появился еще кто-то, возникают другие отношения к собственности, при которых органы опеки начинают участвовать в этом деле. Возникают различные юридические коллизии, которые составляют проблему для банков в первую очередь, потому что они были "завязаны" на эту обязательную продажу. Поэтому данный вопрос требует дополнительного урегулирования, и каждую индивидуальную ситуацию нужно рассматривать отдельно. Огульного ответа типа "только так и больше никак" в этом вопросе просто не может быть.
Отвечая на ваш вопрос, можете ли вы использовать свое жилье в качестве первоначального взноса на новую квартиру, могу сказать следующее. Такое решение еще не принято, оно находится в стадии согласования. Хотя мы видим в этом решении как один из инструментов, который бы позволил в отсутствии свободных финансовых средств семье переходить от меньшего жилья к большему по квадратной площади. И этот механизм, на наш взгляд, должен позволить включить в оборот не только деньги при строительстве жилья, но и собственную недвижимость, которая имеется в семьях. Ведь из однокомнатной квартиры легче перейти в двухкомнатную, если учесть стоимость однокомнатной квартиры, чем просто искать деньги на двухкомнатную.
Но я бы хотел обратить внимание на психологическое настроение людей, которое сложилось в результате огромного наличия льготных кредитных ресурсов и нарастающего объема строительства, когда подавляющее количество семей старалось и нынешнее жилье сохранить и новое получить, не потеряв и то, старое. Раньше это было возможно в ряде случаев. В настоящее время это стало гораздо сложнее, поскольку более жесткими и конкретными стали нормы при постановке на учет и строительстве. Только норма учета жилья по всей республике имеет огромное значение. У многих из нас имеется где-то в районе и в другой области родительская квартира, даже тот же отчий домик в деревне, о которых мы даже забыли, но при постановке на учет на квартиру в городе это тоже учитывается.
Надо понять и уяснить одно: государство должно помочь человеку, если у него нет вообще жилья. Любое жилое помещение, которое признано пригодным для проживания, уже решает вопрос обеспечения жильем. А если человек хочет иметь жилье в различных регионах, пусть решает эти вопросы самостоятельно, не прибегая к мерам государственной поддержки. Почему государство должно распылять средства в такой ситуации?
Каков в настоящее время предельный норматив стоимости 1 кв.м в Минске?
Он различный, потому что предельный норматив стоимости 1 кв.м определяется по типам жилых домов, но примерно в пределах Br3 млн. Он регулируется в соответствии с нормативной документацией, которая разрабатывается. Постановлением Министерства архитектуры и строительства №28 утвержден механизм определения текущей стоимости жилья, исходя из базисных цен 2006 года.
Будут ли как-то корректироваться объемы квартир в связи с тем, что льготируемый размер площади уменьшился с 20 кв.м до 15 кв.м?
Эта тема стала важной не только сейчас, сиюминутно в связи с уменьшением норматива льготного кредитования по площади. Она и раньше вставала во весь рост, особенно перед теми гражданами, у которых даже с кредитом не было возможности улучшать свои жилищные условия, поскольку "лишние", не льготируемые метры необходимо оплачивать за собственный счет. Не всем легко удавалось выплачивать даже льготный кредит. Поэтому данный процесс (корректировки объемов квартир. - Прим. БЕЛТА) начался. И в первую очередь к этому повернулись организации, которые являются заказчиками. Как это проявлялось? Начали перерабатывать проекты тех жилых домов, которые раньше строились. Если говорить о государственном секторе, то модернизация наших заводов КПД была произведена в том числе с учетом возможностей различной планировки квартир. Так называемая свободная планировка позволяет сделать любой набор квартир, в том числе меньшей пощади и с меньшим количеством комнат. Коммерческие организации, которые строят в основном по индивидуальным проектам, также пошли на корректировку проектной документации, создав сектор жилья с небольшой площадью, но со всеми элементами обустройства и, конечно, в рамках санитарно-технических норм, которые при этом должны соблюдаться. Таким образом, сдвижка в строительстве в сторону уменьшения площади квартир еще раньше начала происходить. Наряду с этим остался сектор и среднего уровня, и элитного. Достаточно сказать, что в Минске есть жилье, которое строится с огромными площадями, стоимость 1 кв.м там - $3,5 тыс. Как говорится, на рынке должно быть все: и самое дешевое компактное жилье, и самое большое.
Для того чтобы осветить эту тему более полно, следует сказать, что в таком направлении жилья, как арендное, есть специфика самого жилого помещения - ячейки. Если это жилье для временного проживания, значит, оно должно быть более компактным, с меньшим обустройством. И проектные организации работают в том числе в этом направлении. Есть также дома - уже строятся, - в которых есть квартиры-студии для молодой семьи, студентов, пожилых людей. То есть предложения, так скажем, по ассортименту этого жилья все время наращиваются.
Для того чтобы осветить эту тему более полно, следует сказать, что в таком направлении жилья, как арендное, есть специфика самого жилого помещения - ячейки. Если это жилье для временного проживания, значит, оно должно быть более компактным, с меньшим обустройством. И проектные организации работают в том числе в этом направлении. Есть также дома - уже строятся, - в которых есть квартиры-студии для молодой семьи, студентов, пожилых людей. То есть предложения, так скажем, по ассортименту этого жилья все время наращиваются.