Вопросы конференции
Отличаются ли национальные и зарубежные критерии
"вредности" и "опасности" рабочих мест?
Термин "Опасность" в национальном законодательстве содержится в ст.1
Закона Республики Беларусь "Об охране труда", согласно которому опасность -
источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью
работающего, аналогичное значение этот термин имеет в СТБ 18001 - 2009
"Системы управления охраной труда.Требования". Значение термина "опасность"
в законодательстве РБ полностью соответсвует зарубежному (OHSAS 18001:2007).
Термин "вредность" в законодательстве нашей страны не применяется, вместо
него используется термин "вредный производственный фактор" (ст.1 Закона РБ
"Об охране труда" и пункт 242 положения о страховой деятельности в
Республике Беларусь, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от
25 августа 2006г. № 530).
Добрый день! Спасибо за ответ! Скажите,пожалуйста, можно ли в организации на основе Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.04.2005 N 41 (ред. от 25.02.2008) разработать и утвердить свое Положение о СУОТ. Заранее благодарна.
При разработке СУОТ в организации можно руководствоваться указанным постановлением. Кроме того при разработке СУОТ можно также использовать национальный стандарт СТБ 18001 - 2009, международные стандарты (OHSAS и др.).
Прослеживается ли взаимосвязь между введением профессионального пенсионного страхования и уменьшением количества ЧП на производстве, случаев профзаболеваний? Какие предприятия и отрасли платят наибольший объем взносов за своих работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда?
Работодатель, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование за своих работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и подлежащих этому страхованию, безусловно заинтересован в улучшении условий труда в организации в целях сокращения числа рабочих мест с особыми условиями труда и, соответственно уменьшения расходов на профессиональное пенсионное страхование. Вместе с тем, постепенное улучшение условий труда в различных сферах производства происходило и до введения профессионального пенсионного страхования, и будет происходить в дальнейшем. Поэтому принятие таких мер способствует общему снижению производственного травматизма, сокращению числа случаев профессиональных заболеваний.
Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование установлены Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 с учетом степени неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье работников. Так, наибольшие размеры тарифа взносов установлены, например, для лиц, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, некоторых категорий работников авиации, профессиональных спортсменов.
Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование установлены Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 с учетом степени неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье работников. Так, наибольшие размеры тарифа взносов установлены, например, для лиц, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, некоторых категорий работников авиации, профессиональных спортсменов.
1. Станут ли системы управления охраной труда обязательными для всех (в том числе бюджетных) организаций? 2. Просчитывался ли экономический эффект от введения таких систем? 3. Планируется ли изменение тарифов страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний?
1. В законодательстве ряда стран в зависимости от численности работающих в организации наличие СУОТ в ней является обязательным. Согласно ст. 13 Закона РБ "Об охране труда" работодатель обязан внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению этих рисков, что фактически и является основными элементами СУОТ . Вместе с тем установление в законодательстве РБ обязанности внедрения в организации СУОТ в настоящее время не планируется.
2. Подсчет экономического эффекта от внедрения СУОТ затруднен отсутствием в мировой практике четкой системы оценки экономического ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости. Однако следует подчеркнуть, что основная цель внедрения СУОТ - не достижение экономического эффекта, а сбережение здоровья и жизни людей, что невозможно измерить в денежном выражении.
3. Вопрос установления размеров тарифов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится к компетенции Министерства финансов.
2. Подсчет экономического эффекта от внедрения СУОТ затруднен отсутствием в мировой практике четкой системы оценки экономического ущерба от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости. Однако следует подчеркнуть, что основная цель внедрения СУОТ - не достижение экономического эффекта, а сбережение здоровья и жизни людей, что невозможно измерить в денежном выражении.
3. Вопрос установления размеров тарифов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится к компетенции Министерства финансов.
Сколько в Беларуси насчитывается рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда? Какова динамика последних лет? Каковы планы по снижению их числа в 2012 году и на дальнейшую перспективу?
Согласно данным нецентральзованной статистической отчётности 4 - т (охрана
труда) на 1.01.2011 года по результатам аттестации рабочих мест по
условиям труда в организациях республики насситывалось 719467 рабочих мест
с вредными условиями труда (29% от их общего числа). Насколько сократится
их количество за 2011 год, зависит от эффективности запланированных
оганизациями мероприятий по улучшению условий труда. По итогам аналогичной
работы в 2010 году приведено в соответсвие с требованиями
санитарно-гигиенических нормативов 42931 рабочее место. Республиканской
целевой программой по улучшению условий и охраны труда на 2011 - 2015 годы
за счёт приведения рабочих мест в соответсвие с требованиями
санитарно-гигиенических нормативов планируется сократить уровень
профессиональной заболеваемости на 5 процентов.