ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье -2°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Прилепо К.
Ведет ли Беларусь переговоры с международными организациями о привлечении внешних заимствований и грантов на новые природоохранные проекты? По каким направлениям?
Минприроды уделяет значительное внимание вопросам привлечения внешней финансовой помощи для решения проблем в области охраны окружающей среды. Проводятся переговоры с ПРООН, ГЭФ, Европейской комиссией, Всемирным банком, ЦЕИ и другими возможными донорами для привлечения средств на реализацию проектов международной технической помощи.

Так, 27 июня нынешнего года прошли переговоры с представителями Еврокомиссии по новой Национальной программе действий для Беларуси на 2012 год с объемом выделяемого для ее реализации финансирования в размере 10-15 млн. евро. В настоящее время идет формирование основных приоритетов, целей и направлений сотрудничества в рамках данной программы. В качестве основных направлений сотрудничества определены вопросы сближения национального законодательства с нормами ЕС, развитие основных направлений "зеленой экономики" и разработка нормативной правовой базы в данной сфере. Рассматривается возможность реализации пилотных проектов в таких областях, как изменение климата и адаптация к нему, управление водными ресурсами и их охрана, обращение с отходами, сохранение биоразнообразия, мониторинг окружающей среды, обучение специалистов и передача опыта, а также региональное и местное развитие.



Кроме того, в ГЭФ были поданы заявки на финансирование в рамках 5-го цикла проектов в области изменения климата ($9,5 млн.), развития ветроэнергетики ($3,9 млн.), энергосбережения ($3,2 млн.), управления торфяными болотами ($3,1 млн.), программы малых грантов ($2,2 млн.), подготовки национальной отчетности по международным договорам ($500 тыс.), а также белорусско-украинский проект по охране подземных вод ($2,5 млн.). Вышеуказанные проекты находятся на рассмотрении в  Секретариате ГЭФ, которым в 2011-2012 годах будут приняты соответствующие решения о финансировании этих проектов.

Успешно завершены переговоры с секретариатом водной конвенции и инициативой "Окружающая среда и безопасность" (ENVSEC), которыми был одобрен проект "Управление водными ресурсами бассейна реки Неман с учетом адаптации к изменению климата" и выделено финансирование на его реализацию в размере $170 тыс. В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры по его одобрению.
Кривенко П.
Недавно в Беларуси утверждена новая госпрограмма по проведению антарктических исследований на пятилетку. Каким будет присутствие нашей страны в Антарктиде? Состоится ли белорусская экспедиция в Антарктиду в нынешнем году?
Беларусь в 2011-2015 годах будет продолжать на постоянной основе в южной полярной области Земли согласованную научную и логистическую деятельность путем ежегодной отправки научных экспедиций. Результаты ее выполнения призваны обеспечивать научные, экономические и геополитические интересы государства в высокоширотных районах Земли.

Вопросы организации и дальнейшего поддержания национальной инфраструктуры Беларуси в Антарктиде должны рассматриваться  в порядке приоритета. Мы планируем использовать универсальный подход к организации белорусской антарктической инфраструктуры. Он будет предусматривать создание на ранее обследованной горной террасе, расположенной в непосредственной близости от полевой базы российской антарктической экспедиции "Гора "Вечерняя",  собственной сезонной станции, включающей комплекс всех необходимых производственно-технологических и служебно-жилых малогабаритных сооружений модульного типа. В 2013-2014 годах может быть изготовлен первый лабораторно – жилой модуль для белорусской антарктической базы. С учетом ранее развернутых в Антарктиде систем жизнеобеспечения, а также имеющихся там средств связи и транспорта, доставка в Антарктиду в район "Горы "Вечерняя" указанного модуля уже в ближайшие годы позволит заявить о создании сезонной белорусской станции в Антарктиде.

С учетом усиления геополитического интереса многих стран мира к южной полярной области планеты и проводимых ими активных мероприятий по укреплению своего присутствия в Антарктике, оправданным и целесообразным представляется в текущей пятилетке активное участие и Беларуси в процессах исследования и освоения Антарктики для решения внешнеполитических задач, стоящих перед страной, в первую очередь, получения статуса консультативной стороны Договора об Антарктике. С достижением такого статуса наша страна получит возможность полноправного участия в решении вопросов дальнейшей судьбы Антарктики, в том числе использования ее ресурсного потенциала.

Что касается вопроса об организации белорусской антарктической экспедиции в нынешнем году, то по полученным нами сведениям ученым советом Института Арктики и Антарктики России совместно с Российской антарктической экспедицией подтверждено согласие на участие белорусских специалистов в составе 57-й российской антарктической экспедиции. С декабря 2011 года по апрель 2012 года в составе этой экспедиции смогут принять участие от одного до трех белорусских специалистов.
Филипчук С.
Реальны ли шансы Беларуси воспользоваться механизмами продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году? Сколько стран на сегодняшний день ратифицировало белорусскую поправку к протоколу, и какой будет позиция Беларуси в рамках нового посткиотского соглашения?
Доступ Беларуси к механизмам Киотского протокола - проектам совместного осуществления и международной продаже квот на выбросы парниковых газов - возможен только при условии ратификации трети четвертых сторон Киотского протокола поправки к приложению "В" Киотского протокола, устанавливающей количество разрешенных выбросов для страны на период с 2008-го по 2012 годы. Несмотря на усилия, предпринимаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством иностранных дел, к настоящему времени мы имеем только 24 ратификации из 143, необходимых для вступления белорусской поправки в силу.

Необходимо также учесть, что даже при условии ратификации нашей поправки в 2011-м или 2012 году, расчет установленного количества выбросов парниковых газов Беларуси и проверка этих данных международными экспертами может занять до 12 месяцев. Таким образом, участие страны в международной торговле квотами на выбросы парниковых газов до 2012 года маловероятно.

Вместе с тем, анализ прогнозируемого роста ВВП и промышленного производства, а также дальнейшее вовлечение в топливно-энергетический баланс менее экологичных видов топлива, продиктованное необходимостью повышения энергетической безопасности страны и снижения импорта дорогостоящих энергоносителей, позволяет сделать вывод о том, что в будущем может наблюдаться тенденция увеличения выбросов парниковых газов. В таких условиях необходимо тщательно подходить к решению вопроса о возможной продаже части квоты на выбросы парниковых газов. По мнению отдельных ученых, в том числе академика Владимира Логинова, до конца первого периода обязательств по Киотскому протоколу (2012 год) такая продажа нецелесообразна ввиду вышеприведенных причин, а также необходимости сохранения квоты на выбросы как долгосрочного актива страны, ценность которого в рамках нового международного климатического соглашения только возрастет.

Переговоры по новому международному климатическому соглашению проходят в напряженной обстановке, так как все страны понимают, что новый режим ответственности предполагает более жесткие обязательства по снижению выбросов парниковых газов, требования к национальной отчетности и мерам, реализуемым для предотвращения необратимых последствий изменения климата и адаптации наиболее уязвимых секторов экономики и экосистем.

В отношении количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов на период до 2020 года Беларусь заявила о готовности достичь показателя минус 5-10% к уровню выбросов 1990 года при условии доступа к финансовым механизмам в рамках нового климатического соглашения.

Учитывая, что Беларусь обладает значительными водно-болотными ресурсами и играет важную роль в их сохранении на европейском уровне, в том числе предпринимая ряд шагов по восстановлению нарушенных торфяников, отстаивается позиция по учету особой роли торфяников, водно-болотных и лесных экосистем в поглощении углерода с целью использования этих данных для выполнения обязательств или продажи сокращений выбросов, полученных в результате реализации проектов в этой области, после 2012 года.
Стромская Н.
Сможет ли Беларусь получить дополнительное финансирование со стороны иностранных компаний за счет выхода на добровольный рынок сокращений парниковых газов?
Большая часть добровольных проектов реализуется в странах, не включенных в приложение I к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, или странах, не удовлетворяющих требованиям ни одного типа торговли выбросами согласно Киотскому протоколу, например, в Турции, США, Индии, Бразилии, Таиланде, Китае, Боливии.

Беларусь, которая не имеет доступа к экономическим механизмам Киотского протокола до установления квоты на выбросы парниковых газов на период 2008-2012 годы, заинтересована в выходе на добровольный рынок сокращений выбросов парниковых газов. Перспективные проекты могут быть реализованы в сфере возобновляемой энергетики, энергосбережения, повышения энергоэффективности, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорта, обращения с отходами, лесном хозяйстве.

В период с 2007 по 2011 годы 27 проектных предложений, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, получили письма о поддержке со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, из них 2 проекта по строительству биогазовых комплексов, на которые разработана полная проектная документация, получили также письма одобрения. К настоящему времени профинансировано и реализовано 13 проектов (из них 6 энергетических), оставшиеся 14 предложений находятся на стадии проектной идеи и нуждаются в инвестициях.



Реализация проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов не предполагает привлечения масштабных инвестиций, однако позволяет получить опыт подготовки и реализации международных проектов по сокращению выбросов парниковых газов, который будет особенно востребован после 2012 года в рамках нового климатического соглашения. Подобные проекты помогают увеличивать внешнее финансирование для внедрения энергосберегающих и более чистых технологий, что соответствует приоритетам социально-экономической политики нашего государства.

Интерес к проектам по добровольному сокращению выбросов парниковых газов проявляют, в основном, европейские компании, которые заботятся об экологической и социальной ответственности бизнеса. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в частности, ведет переговоры с одной из немецких компаний о возможности партнерства. Совместный проект предполагает проведение заболачивания деградированных торфяных месторождений для получения и последующей продажи единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов, а также продажу сокращений выбросов с уже заболоченных территорий.
Петришенко Б
Как вы оцениваете перспективы развития в Беларуси солнечной и ветроэнергетики? В Беларуси запланировано строительство сразу нескольких ветропарков, однако их создание идет крайне медленно, а ведь такие источники энергии могут успешно замещать дорогостоящие газ и нефть… Ведутся ли переговоры с инвесторами о совместных проектах в солнечной энергетике, которая у нас практически не развита?
Использование энергии ветра и солнца - как возобновляемых и альтернативных основным видам топлива источников энергии - в Беларуси находится в начальной стадии. В соответствии с Национальной программой развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы в нашей стране предусматривается строительство ветроэнергетических установок и ветропарков суммарной установленной мощностью 440-460 МВт. Планируется возведение от 199 до 224 ветроэнергетических установок различной мощности в Витебской, Минской и Могилевской областях.

По метеорологическим показателям на территории Беларуси есть достаточно площадок для потенциального размещения ветроэнергетических установок и ветропарков: если у поверхности земли средние годовые скорости ветра в перспективных районах составляют 3,5 - 4 м/с, то на высоте, например, 100 м от поверхности земли по расчетам они составят свыше 6 - 6,5 м/с.

Ветроэнергетика требует значительных капиталовложений, и государству такие затраты не под силу. Выход - привлечение средств инвесторов, в том числе иностранных. Таким примером является взаимодействие с немецкой компанией "Энертраг", планирующей возведение ветроэнергетических установок и ветропарков в Минской области. В Новогрудском районе Гродненской области уже запущена ветроэнергетическая установка китайской фирмы HEAG, установленной мощностью 1,5 МВт. Продолжается эксплуатация двух ветроэнергетических установок возле д. Занарочь Мядельского района Минской области.

Если говорить о перспективах развития солнечной энергии, то здесь, как и в других государствах, все в значительной степени зависит от технического уровня развития преобразователей энергии, в частности, от их коэффициента полезного действия, который для климатических условий нашей стране недостаточен.  

Тем не менее, специалисты Научно-практического центра по материаловедению Национальной академии наук Беларуси принимают участие в крупном международном проекте в области солнечной энергетики. Во взаимодействии с российскими и немецкими коллегами белорусские физики разрабатывают новые материалы для солнечных элементов и преобразователей солнечной энергии. Так, в партнерстве с экспертами из Института минералогии, кристаллографии и материаловедения Университета Лейпцига при финансовой поддержке Германского авиационно-космического центра отечественные ученые еще в прошлом году разработали уникальный наноструктурированный материал, который открывает новые возможности в сфере производства элементов для солнечной энергетики.
Царик Т.
Сегодня много говорят о преимуществах Таможенного союза. Выиграет ли от объединения экология? Какие плюсы в едином экологическом пространстве Беларуси, России и Казахстана?
Здесь можно остановиться на сразу нескольких аспектах. Возьмем, к примеру, обращение с отходами. Глубокая интеграция с Россией и Казахстаном позволит нам перенимать положительной опыт в разработке законодательных актов в части обращения с отходами и в реализации их на практике. Также интеграция снимает барьеры для миграции технологий, а формирование ЕЭП создает благоприятные условия для появления в Беларуси инвестиционных проектов, направленных на организацию производств по переработке отходов.

И это далеко не все плюсы. Упростится, к примеру, система распределения автомобилей по экологическим классам. Принятие единых или гармонизированных стандартов и технических регламентов по нормам выбросов загрязняющих веществ в зависимости от экологического класса позволит установить дифференцированные нормы выбросов и обеспечить единые требования по контролю и регулировке содержания загрязняющих веществ при предпродажной подготовке, проведении технического обслуживания, технического осмотра и других видах деятельности и оказания услуг в этом секторе.

Введенная в действие система лицензирования перемещения озоноразрушающих веществ по границе таможенного союза и регистрации перемещения этих веществ внутри стран - участниц позволит минимизировать возможные случаи неконтролируемого ввоза и перемещения озоноразрушающих веществ, обеспечить прозрачность выполнения принятых странами обязательств в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Иско Т.
Какой будет политика Беларуси в области поиска и разработки залежей нефти на ближайшую пятилетку? Запасы углеводородов в стране на уже разведанных месторождениях истощаются, в связи с этим изменится ли география поиска нефти в Беларуси и технологии ее добычи?
В Беларуси разведано 75 месторождений нефти, наиболее крупные из которых расположены в Северной части Припятского прогиба. В настоящее время разрабатывается 61 месторождение нефти. Обеспеченность добычи нефти на уровне 2010 года промышленными запасами составляет около 33 лет.

Для замедления темпов естественного снижения объемов добычи нефти в связи с истощением активных и ростом трудноизвлекаемых запасов  планируется ускорить завершение разведочных работ на выявленных месторождениях нефти, расширить  географию поисков и продолжить изучение недостаточно исследованных районов и комплексов. Планируется также продолжить работы по вводу в эксплуатацию ранее законсервированных скважин и месторождений, применять современные методы интенсификации добычи нефти.

Кроме Припятской нефтегазоносной области, на территории Беларуси специалистами и учеными выделены две возможно нефтеперспективные области в Оршанской и Подлясско-Брестской впадинах. Они характеризуются недостаточной изученностью и небольшой мощностью осадочного чехла. Начато региональное изучение этих территорий. По его результатам будут определены направления дальнейших геологоразведочных работ по нефти.
Кисель Т.
Принес ли первые результаты один из наиболее интересных проектов в области геологоразведки, о котором недавно заявили в департаменте по геологии – по поиску в районе Бреста сланцевого газа? Насколько реально его обнаружение в недрах нашей страны?
Поиски сланцевого газа находятся в стадии теоретической подготовки перспективных площадок. Хочу подчеркнуть, поиски сланцевого газа - это довольно продолжительный - 5 и более лет - и дорогостоящий проект. Сегодня мы проводим технологические консультации с компаниями Польши, Литвы, США и других стран, имеющих уже опыт в поисках сланцевого газа. Что касается участка под Брестом, то нами подготовлены предложения по передаче его в концессию для осуществления поиска сланцевого газа.
Корнева Е.
Каковы планы по привлечению инвестиций в создание в Беларуси новых производств по розливу питьевой воды? Будут ли строиться новые заводы, с инвесторами из каких стран ведутся переговоры? Беларусь ежегодно потребляет лишь малую часть пресных подземных и минеральных вод, большой потенциал в этой области по-прежнему остается незадействованным…
Беларусь обладает большими ресурсами пресных подземных вод, разведанные эксплуатационные запасы которых составляют 6,4 млн.м.куб/сут. Одна из первоочередных задач геологической службы страны заключается в том, чтобы в ближайшие 10 - 15 лет подготовить к промышленному освоению запасы пресных подземных вод для полного перевода централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземные источники, исключив использование поверхностных вод.

Если говорить о белорусских минеральных водах, то по своему качеству и бальнеологическим свойствам они не уступают минеральным водам Западной Европы и Кавказа. Среди них наиболее распространены хлоридные, сульфатные, сульфатно-хлоридные, хлоридно-сульфатные, а также сероводородные, железистые и радоновые минеральные воды. На их основе функционируют многие здравницы, санатории и профилактории, работают предприятия и цеха по разливу лечебных питьевых и лечебно-столовых минеральных вод. Однако этот вид минеральных ресурсов в настоящее время, к сожалению, не используется как источник экспортного сырья и не приносит валютных поступлений в бюджет страны.

Потенциальным сырьем для налаживания в Беларуси собственного производства йода, брома и других ценных элементов являются высокоминерализованные подземные рассолы хлоридного типа, выявленные в пределах Припятского прогиба. Пока на данном этапе заинтересованность инвестировать в создание производств по розливу питьевых вод в нашей стране проявили иранская и китайские компании.
И.Горский
Владимир Григорьевич, в марте Беларусь объявила конкурсы по поиску инвесторов для разработки крупных месторождений полезных ископаемых. Подведены ли предварительные итоги? Компании каких стран проявили наибольшую активность и кого мы можем рассматривать в качестве основных партнеров по объявленным проектам? Будут ли либерализированы подходы в работе с инвесторами?
Впервые вопрос о конкурсе был поставлен для министерства на IV Всебелорусском собрании. Тогда Президент Беларуси обратил внимание в своем докладе, что у нас есть недра, которые необходимо разрабатывать и предлагать инвесторам. В связи с этим мы подготовили и предложили на конкурс 5 бизнес-проектов. Интерес к ним проявлен очень большой. В течение первых двух недель после объявления конкурса поступали десятки звонков от различных фирм из Америки, Канады, Китая, европейских стран и других. Этот интерес продолжается и сегодня. Мы уже подвели предварительные итоги по Ситницкому месторождению. По нему был объявлен тендер, и там уже есть явные инвесторы. Не буду пока называть их, отмечу только, что в основном это зарубежные компании. По остальным ведутся переговоры. Могут быть различные варианты, уже есть несколько предложений. Но поскольку это касается в основном стратегического сырья, то, по нашему законодательству, решение по ним будет принимать Президент. По одному из них подписан указ главой государства. Ведутся переговоры еще по двум месторождениям. Работа идет, и я предполагаю, ближе к осени мы уже на что-то выйдем.

Ольга Бай
Слышала, что в Беларуси собираются создавать новое предприятие "Зарубежгеология". По-вашему, реально ли оно поможет в привлечении зарубежных компаний в геологоразведку Беларуси? Расскажите, это будет белорусское предприятие или СП?
Когда мы этот вопрос рассмотрели на коллегии министерства, мы проанализировали предложения по работе, которые нам предлагают за рубежом, и пришли к выводу, что сегодня в рамках существующей системы не в силах увеличить объемы геологоразведки в Беларуси и выехать за пределы. Поэтому было принято решение создать "Зарубежгеологию". Недавно подписали приказ. И мы полагаем, что без этой структуры мы не сможем обойтись. Как и с кем работать - ведутся переговоры. Есть предложения создать совместную компанию, где внесут деньги, или на основе существующей базы. В течение месяца мы придем к какой-то схеме. Я считаю, это принесет свои положительные плоды Беларуси, и мы начнем зарабатывать валютные средства. В этом году создадим предприятие. Много предложений сегодня из Африки, из Азии и других. Нам предлагают совместное предприятие создать также некоторые компании Беларуси.
Анна Воробей
Как вы можете прокомментировать сообщения о том, что белорусская АЭС будет расположена на тектоническом разломе?
Это не так. Висагинская АЭС вообще будет строиться на плохой территории. Что касается Островецкой площадки, то она подходит по всем параметрам. К тому же белорусская АЭС будет иметь четырехуровневую систему безопасности, и если что-то и произойдет, то за пределы здания реактора ничего не выйдет. Если японские АЭС имеют два уровня безопасности, то белорусская будет иметь четыре.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси