ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье -2°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Александра Жильцова
Что получат от строительства белорусской АЭС рядовые белорусы? Например, насколько снизятся для них тарифы на электроэнергию?
Расчеты, выполненные учеными НАН Беларуси, показали, что с пуском АЭС себестоимость электроэнергии в целом по энергосистеме снизится примерно на 20%, при этом в расчетах не принималось повышение цен на газ.
Котова Мария
По какой схеме будут осуществляться поставки ядерного топлива и утилизация радиоактивных отходов?
У нас 15 марта подписано межправительственное соглашение о строительстве атомной станции в Беларуси. И одна из статей - обеспечение поставок светлого топлива в течение всего срока эксплуатации. То есть этот вопрос уже решен. Здесь никаких непредвиденных обстоятельств быть не может. В этом же соглашении рассмотрен вопрос и возврата отработанного топлива. Беларусь в обязательном порядке будет возвращать отработанное топливо российского происхождения на территорию Российской Федерации для переработки и долговременного технологического хранения.
Надежда Леонидовна
Как продвигаются переговоры с российской стороной по финансированию инфраструктуры АЭС?
У нас есть договоренности о том, что кредитование российской стороной будет производиться не только непосредственно на сооружение самой атомной станции, но и на необходимую для ее строительства инфраструктуру. В настоящее время этот вопрос прорабатывают министерства финансов Беларуси и России. По завершению будут определены условия предоставления кредитных ресурсов.
Иван Щербацевич
Слышал, что в этом году к будущей АЭС протянут автомобильную и железную дороги. Они уже строятся? За какие средства ведется строительство? Расскажите об этом подробнее.
Да, к станции подтянут автомобильную и железную дороги. Атомная станция переехала в Островец - мы видим, как ведется строительство. Действительно, все по последнему слову техники. Создается современная инфраструктура. Дороги - часть этой инфраструктуры - инженерной, жилищной и т.д. Параллельно идет создание производственной базы для будущего строительства. Финансирование сейчас идет из бюджета Беларуси, как и планировалось. А какую составляющую займет в кредите России финансирование инфраструктуры - на эту тему идут переговоры. Считаю, что переговоры идут неплохо.
Новиков А.Н.
Подскажите, пожалуйста, в какие сроки планируется утвердить ОВОС, а также принять решение Президента по площадке? Сообщите также о предварительной сметной стоимости АЭС по обоснованию инвестирования.
Что касается ОВОС, то необходимые слушания прошли и в Беларуси, и в пограничных государствах. Это были как слушания, так и общественные консультации со специалистами. По результатам этих слушаний внесены изменения, дополнения. Но они носят непринципиальный характер, была необходимость дополнить или что-то расширить по интересующим вопросам граждан сопредельных государств. ОВОС уже прошел экспертизу Минприроды Беларуси. И уже поставлены сроки окончательного утверждения ОВОС, наверное, это будет середина 2011 года, примерно в июле. После завершения всех работ по ОВОС будут приняты все другие необходимые документы, в том числе и решение Президента.

Что касается предварительной сметной стоимости по АЭС, то она, безусловно, имеется, но я бы сейчас не хотел называть цифру, поскольку белорусские специалисты, разработчики обоснования инвестирования сначала ориентировались на стоимость блока прототипа Ленинградской АЭС-2. А потом нам подсказали другой прототип, подсказала именно российская сторона, когда мы уже однозначно определились, что нашим генподрядчиком будет российский поставщик - "Атомстройэкспорт". Нас переориентировали и предложили подсчитать стоимость блока белорусской АЭС на основе Балтийской (Калининградской) АЭС. Поэтому сейчас идет пересчет, корректируется эта цифра. Если вы зададите этот вопрос через полтора-два месяца, мы можем назвать конкретную цифру.

Николай Груша: Я могу добавить, что есть договоренности о том, что стоимость строительства белорусской АЭС должна быть сравнима со стоимостью атомной станции, сооружаемой на территории Российской Федерации. Это очень существенно. А что касается того, почему произошла смена проекта, то здесь дело в том, что Ленинградская АЭС-2 сооружается на уже готовой площадке с соответствующей структурой. А Балтийская АЭС - это аналог белорусской, в чистом в поле. Поэтому, естественно, стоимость сооружения белорусской АЭС будет гораздо ближе к стоимости сооружения Балтийской, поскольку условия строительных работ, создание необходимой инфраструктуры будут как раз сопоставимы.
Бенедиктов В.А.
Какие мировые технологии будут использованы при строительстве станции в Беларуси?
Будут использованы самые современные мировые технологии. Проект самый современный и называется "Энергоблок повышенной безопасности". При проектировании использовались самые современные проектные методы - электронные программы в трехмерном пространстве.

Аналогично это коснется технологии ведения стройки. Очень современная технология будет использоваться при возведении так называемой защитной оболочки, внутри которой будет находиться все оборудование реакторной установки. Будет проходить укрупнение строительных конструкций, в цехах.

директор департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Николай Груша

Вопрос применения технологий сооружения АЭС должен решиться в самое ближайшее время. На прошлой неделе белорусские специалисты были и наблюдали за сооружением атомной станции в одном из российских регионов, сегодня вернулись из Санкт-Петербурга, где должна определиться технология сооружения белорусской атомной станции. От этого зависит и состав необходимой производственной базы. Это будет укрупненное строительство (цеха, на которых будут создаваться элементы укрупненных конструкций) или это будет непрерывное литье (когда устанавливается арматура и производится непрерывная заливка бетона). Укрупненная сборка всегда позволяет выиграть во времени. Срок строительства может быть сокращен до года.
Андрей Семов
Литва, как писали местные СМИ, может разработать план эвакуации на случай экстренных ситуаций на белорусской АЭС. Намерена ли разработать такой же план Беларусь?
В Законе Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» определено, что деятельность по использованию атомной энергии основывается на принципе приоритета защиты жизни и здоровья настоящего и будущих поколений граждан, охраны окружающей среды перед всеми иными аспектами деятельности по использованию атомной энергии. Названным Законом предусмотрена разработка так называемого «внешнего аварийного плана», направленного на защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды в случае радиационной аварии.
Виктор Валентинович
Какие системы безопасности будут действовать на белорусской АЭС? Насколько будущая электростанция будет надежней той же "Фукусима-1"?
Проект АЭС-2006, который будет реализован в Беларуси, соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ, отличается повышенными характеристиками безопасности и технико-экономическими показателями. Основными преимуществами данного проекта являются высокая степень защиты, обеспеченная за счет использования независимых каналов активных и пассивных систем безопасности. Уроки последних событий на японской АЭС безусловно печальны, и их следует учесть, однако не для того, чтобы закрыть строительство АЭС и развитие ядерной энергетики в Беларуси, без которой невозможно решить вопросы повышения энергетической безопасности страны.
Александр Павлов
После событий на японской АЭС "Фукусима-1" многих волнует вопрос, кто и как будет заниматься прогнозированием возможных событий на будущей АЭС?
Уже сейчас ведется тщательный анализ произошедшего на японской АЭС "Фукусима". Как я уже не раз говорил, мы проецируем те события, которые произошли в Японии, на энергоблок белорусской АЭС. Должен отметить, что это анализируют ученые и эксплуатационщики как в Беларуси, так и в России. Системы в условиях нормальной эксплуатации, в первую очередь системы безопасности, традиционные и классические, которые имелись изначально на атомных станциях, а также последние системы так называемого пассивного обслуживания тепла, дополняющие систему безопасности, полностью справились бы с той ситуаций, которая возникла в Японии. Поработав на унифицированных блоках, где тоже неплохое сочетание и соотношение активных и пассивных систем безопасности, мне казалось, что современные блоки, которыми являются блоки повышенной безопасности проекта АЭС-2006, выданного для белорусской АЭС, перенасыщены системами безопасности. Здесь используется даже не мажоритарный принцип, когда в основу положено три системы безопасности и срабатывание обязательно для двух из трех, а четыре системы безопасности. Основная проблема на "Фукусиме" касается того, что, к сожалению, вышли из строя резервные дизельгенераторы, они были смыты цунами. Будь они выше расположены, даже проект 60-х годов справился бы с этой ситуацией. На нашей АЭС их будет четыре и пятый общеблочный дизельгенератор. Поэтому на данном этапе явных однозначных доработок наш проект не требует. Безусловно, ведется скрупулезный анализ. Возможно, он и внесет какие-то изменения в наш проект. Помимо прочего на нашей АЭС будет двойная защитная оболочка от внешних и внутренних аварий. Причем толщина внешней оболочки - примерно 1,5 м, расстояние между внешней и внутренней - 1,8 м, толщина внутренней оболочки - около метра. Можете представить себе, какое там будет мощнейшее сооружение! А если еще добавить, что сам реактор расположен на очень укрепленной фундаментной плите, под которой находится устройство под названием "ловушка расплава радиоактивной зоны", то выход радиоактивности, который произошел на "Фукусиме" после природных катаклизмов, здесь невозможен. Проект действительно повышенной безопасности.  

Николай Груша: Существуют такие принципы, как принцип независимости системы. Это значит, если есть четыре канала систем безопасности, то все они должны работать на разнородных принципах. Т.е. не должно быть так, чтобы уязвимость одной системы повлияла на вторую, третью и четвертую. Они основаны на разных принципах действия. И еще одно - принцип физического разделения, т.е. повреждение одной системы не должно одновременно повлиять на работоспособность другой. Классический пример: всегда на пульте управления существует два щита управления - основной и резервный. Т.е. повреждение одного никогда не приведет к повреждению другого. Таким образом, можно обеспечить управление энергоблоков с другого пульта, который находится за сотни метров от основного щита. А что касается избыточности систем безопасности, то действительно российских проектировщиков в свое время упрекали за избыточность пассивных систем. Их можно сравнить с подушками безопасности в современном автомобиле. Автомобиль может эксплуатироваться 10, 15, 20 лет, и никогда не будет необходимости их приведения в действие. Но, тем не менее, они существуют и в случае необходимости сработают и защитят водителя и пассажиров. Точно на таком же принципе основано построение систем безопасности на атомных станциях. Несмотря на то, что стоимость пассивных систем безопасности составляет существенную долю стоимости самой АЭС, оценивается порядка 40%, российские проектировщики после аварий на АЭС, особенно на четвертом блоке Чернобыльской АЭС, пошли на то, чтобы обеспечить будущие проекты АЭС такими системами, которые не позволят повторения событий предыдущих аварий. Сегодня это особенно актуально в свете аварии на АЭС "Фукусима".
Дарюс Мицкус
Почему площадкой для строительства АЭС не была выбрана Кукшиновская площадка, которая вроде была самой лучшей для строительства? Почему строите АЭС рядом с Вильнюсом, а не рядом с Минском, хотя уже пытались один раз строить АЭС в 30 км от Минска?
Николай Груша: Действительно, АЭС строится не рядом с Минском, хотя такие попытки ранее были. В 1983 году было начато строительство Минской атомной теплоэлектроцентрали мощностью 2 млн.кВт. Планировалось, что она будет на расстоянии 40 км от города Минска. Но затем произошла чернобыльская катастрофа.

Тогда в Советском Союзе были пересмотрены нормативы размещения атомных станций. У нас начали создавать необходимую нормативно-правовую и нормативно-техническую базы, были разработаны требования к размещению атомных станций, которые не имеют аналогов в международной практике. У нас, например, дистанция атомной станции от крупных городов с населением более 1 млн. должна составлять 50 км в радиусе, в поперечнике - 100 км. Это касается всех областных и крупных промышленных центров. Поэтому мы не могли воспользоваться, скажем так, результатами изысканий по площадкам, которые велись в 70-е годы.

Если бы этими нормами пользовались страны Европы или, допустим, Япония, то у них вообще не было бы возможности разместить атомную станцию из-за того, что плотность населения в этих странах в разы превышает плотность населения в Беларуси. А что касается размещения АЭС в разных странах мира, то, мы, например, несколько лет посещали французскую компанию Relay: нас возили на атомную станцию, которая размещена непосредственно в самом Париже, более того, она находится в красивом природном заповедном регионе. И это нормальная практика. Изначально речь шла о выборе между угольной и атомной станциями, и один из аргументов в пользу АЭС касался того, что она не только могла обеспечить Париж необходимой энергией, но и гарантировала экологическую чистоту региона. Как правило, дирекция атомной станции всегда заботится о том, чтобы обеспечить экологическую чистоту региона не только во время срока ее эксплуатации, но и на весь срок службы.

Анатолий Бондарь: Понятно, что при выборе площадки проводилась масса инженерных изысканий и исследований и, безусловно, по всем требованиям нормативной документации необходимы альтернативные площадки. Их было несколько. Площадки рассматривались, и было принято решение, что Островецкая не имеет никаких запрещающих и ограничивающих факторов, которые были у Кукшиновской и Краснополянской площадок. Там есть моменты, которые надо обследовать. Но сам факт наличия этих ограничивающих факторов даже по инженерным критериям склонил нас к Островецкой площадке.

Николай Груша: Безопасность - превыше всего. И Кукшиновская, и Краснополянская площадки пригодны для сооружения атомной станции при условии минимизации этих ограничивающих факторов. Для этого требуется решение многих инженерных проблем, которые приведут к значительному удорожанию атомной станции. А по характеристикам грунтов, естественно, Островецкая площадка находится в наилучшем положении.
Иванов Николай Александрович
В Беларуси специалистов по АЭС не было. А откуда их возьмут? Контролировать их работу будут подготовленные специалисты? Я слышал, что контролировать будет МЧС, а в этом министерстве одни пожарные. А они что-нибудь про АЭС знают?
Безопасность работы и надежность эксплуатации будущей АЭС для любого государства - это актуальная проблема. И она состоит из выбора абсолютно надежного и безопасного месторазмещения - это первое. Второе - выбор надежного и безопасного, удовлетворяющего всем современным требованиям проекта АЭС. Это у нас уже сделано. Третий момент - подготовка персонала. И не только персонала атомной станции, но и тех министерств и ведомств, которые будут или уже вовлечены в процесс реализации проекта строительства. Это подготовка специалистов, например, для департамента по ядерной и радиационной безопасности, подготовка специалистов для министерств природы, здравоохранения и, естественно, подготовка научных кадров. И для того, чтобы обеспечить все это, с 2008 года в стране реализуется утвержденная постановлением Совета Министров государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики. Она рассчитана на 2008-2020 годы. Естественно, это направление будет развиваться и после 2020 года. Согласно программе в четырех ведущих университетах страны начата подготовка студентов по шести новым специальностям. В 2008 году набрано около 150 человек, и каждый год набор студентов будет вестись.

Нельзя сказать, что в республике вообще нет специалистов в области атомной энергетики. У нас еще в 60-е годы в Институте ядерной энергетики были собраны лучшие специалисты со всего СССР. Велась подготовка спецов в области ядерных энергетических установок в Белорусском государственном университете. И как раз мы с Анатолием Михайловичем (главный инженер ГУ "Дирекция строительства АЭС" Анатолий Бондарь. - Прим. БЕЛТА) окончили физический факультет, кафедру ядерных энергетических установок.

Кроме того, чтобы обеспечить страну кадрами, которые уже имеют опыт строительства, ввода в эксплуатацию атомных энергоблоков, в республике реализуется политика привлечения иностранных специалистов. И сегодня в Дирекции строительства АЭС работают семь человек, которые приглашены специально.

У нас в стране принят указ, согласно которому регулируется зарплата специалистов, вовлеченных в процесс реализации ядерной программы. Он позволяет увеличивать зарплату иностранных специалистов с коэффициентом 4, белорусских - 2,5. Специалисты примерно равных квалификаций на тепловых и атомных станциях будут иметь различия в зарплате в пользу тех, кто работает на АЭС. И это мировая практика, потому что ответственность сотрудников атомных станций гораздо выше.

Есть департамент по ядерной и радиационной безопасности в структуре МЧС. В его составе сегодня работает примерно 40 человек, которые имеют опыт надзорной деятельности за объектами ядерной энергетики. Почему такой опыт существует? Потому что у нас в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований "Сосны" есть ряд ядерных установок, есть хранилище свежего и отработавшего топлива. Кроме того, ряд радиационно опасных установок существует в системе здравоохранения, в промышленности и т.д. Поэтому соответствующие специалисты имеются. По мере подготовки и выпуска студентов по новым специальностям вот этот департамент, как и другие министерства и ведомства, будет пополняться уже подготовленными кадрами.
Виктор Валентинович
Какие системы безопасности будут действовать на белорусской АЭС? Насколько будущая электростанция будет надежней той же "Фукусима-1"?
Проект АЭС-2006, который будет реализован в Беларуси, соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ, отличается повышенными характеристиками безопасности и технико-экономическими показателями. Основными преимуществами данного проекта являются высокая степень защиты, обеспеченная за счет использования независимых каналов активных и пассивных систем безопасности. Уроки последних событий на японской АЭС, безусловно, печальны, и их следует учесть, однако не для того, чтобы закрыть строительство АЭС и развитие ядерной энергетики в Беларуси, без которой невозможно решить вопросы повышения энергетической безопасности страны.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси