Вопросы конференции
Недавно ООН рекомендовала Украине постепенно повышать пенсионный возраст для женщин до 60 лет - на шесть месяцев ежегодно. В Беларуси наблюдаются те же демографические процессы старения общества, что и в Украине. Большая часть промышленно развитых государств уже установила единые пенсионные правила для мужчин и женщин, многие страны увеличили пенсионный возраст.
Валентина Викентьевна, как Вы считаете, целесообразно ли Беларуси идти по этому пути?
Уважаемая Эвелина, как я уже отмечала в ответе на один из вопросов, поступивших в ходе он-лайн конференции, женщины и мужчины в Беларуси должны иметь равные права во всех сферах жизнедеятельности.
Имею 20 лет непрерывного стажа дояркой в одном хозяйстве – колхозе «Володарского» Краснопольского района. 7 февраля колхоз был преобразован в СПК «Наримановский», где по настоящий момент я и работаю. Имею ли я право на льготную пенсию по выслуге лет? Почему мне отказывают в ее назначении?
Женщины, работающие доярками (операторами машинного доения) в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства, имеют право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания (документальное подтверждение выполнения установленных норм обслуживания требуется начиная с 1991 г.).
В случае, если в представлении к назначению пенсии Вам отказывает работодатель, то Вы вправе самостоятельно обратиться с заявлением о назначении пенсии в органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Если же в назначении пенсии Вам отказано комиссией по назначению пенсий, то в мотивировочной части отказного протокола содержится информация о причинах отказа и о порядке обжалования принятого решения.
Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, не согласно с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке.
В случае, если в представлении к назначению пенсии Вам отказывает работодатель, то Вы вправе самостоятельно обратиться с заявлением о назначении пенсии в органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Если же в назначении пенсии Вам отказано комиссией по назначению пенсий, то в мотивировочной части отказного протокола содержится информация о причинах отказа и о порядке обжалования принятого решения.
Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, не согласно с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке.
Недавно у меня родился пятый ребенок. Расскажите, пожалуйста, могут ли многодетные матери выходить досрочно на пенсию?
Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет.
Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.
Нахожусь на пенсии за работу в особо вредных условиях труда. В настоящее время являюсь государственным служащим. Будет ли произведен перерасчет пенсии при выработке стажа работы государственным служащим 20 лет и достижении возраста 65 лет (при выходе на пенсию по возрасту)?
Пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон). Статьей 54 Закона предусмотрено назначение государственным служащим пенсии за выслугу лет при достижении возраста мужчинами 55/60 лет, женщинами – 50/55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 г.). При соблюдении всех перечисленных требований по возрасту и стажу государственной службы Вы можете обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с заявлением о переводе на пенсию за выслугу лет как государственному служащему. Согласно статье 82 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» перевод с одной пенсии на другую производится со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле).
Одновременно обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 62 Закона время работы на государственной службе после достижения общеустановленного пенсионного возраста засчитывается в стаж работы для назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет при условии неполучения пенсии (независимо от ее вида) за этот период. Исключение составляет государственная служба, имевшая место до вступления в силу Закона (до 26 июля 2003 г.): она засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, независимо от получения пенсии в период этой работы.
Что касается пенсии по возрасту, то ее перерасчет с учетом периода работы после ее назначения производится при условии неполучения пенсии за этот период.
Одновременно обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 62 Закона время работы на государственной службе после достижения общеустановленного пенсионного возраста засчитывается в стаж работы для назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет при условии неполучения пенсии (независимо от ее вида) за этот период. Исключение составляет государственная служба, имевшая место до вступления в силу Закона (до 26 июля 2003 г.): она засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, независимо от получения пенсии в период этой работы.
Что касается пенсии по возрасту, то ее перерасчет с учетом периода работы после ее назначения производится при условии неполучения пенсии за этот период.
Несколько тысяч пенсионеров системы МВД после достижения 45-50 лет - предельного возраста состояния на службе в органах внутренних дел продолжают трудиться в иных организациях на вольнонаемных должностях. При достижении 55- 60 лет им нужно предоставить из районного отдела ФЗСН в пенсионный отдел УВД справку о перечисленных суммах, для перерасчета пенсии. Однако почему-то в данном случае принцип одного окна не действует. В частности, во Фрунзенском отделе ФЗСН ответили, что они реагируют только на запросы аналогичных структур своего министерства, а запросы пенсионных отделов других ведомств остаются без ответов. Такая практика, на мой взгляд, противоречит Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2. Почему Министерство труда вынуждает ветеранов тратить время на поездки и получение необходимой справки. страдать от того, что ФЗСН не нашел консенсус, приемлемое решение с оплатой услуг за доступ к своим базам данных? Что намерено предпринять Министерство труда и социальной защиты для выполнения Директивы №2, в частности, реализации принципа одного окна в предоставлении справок по запросам пенсионных отделов системы МВД?
Вопросы пенсионного обеспечения граждан по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» к компетенции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь не относятся. Методическое сопровождение этого Закона осуществляет Министерство обороны Республики Беларусь.
Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» на отношения, связанные с назначением пенсий, действие законодательства об административных процедурах не распространяется.
Сколько в Беларуси человек получают пенсию "За особые заслуги"? Не планируется ли поднять им надбавки с учетом того, что эти люди внесли огромный вклад в развитие государства и общества? Тем более, что никаким льготами по своему статусу они не пользуются...
Согласно статистическим данным пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь получают 4,9 тыс. граждан. Средний размер этой пенсии составляет 889359 руб. (для сравнения: средний размер пенсии по возрасту - 612717 руб.).
Вопрос об увеличении размеров пенсий за особые заслуги периодически поднимается их получателями. Решение пока не принято.
Моя тетя в 1962 г. родилась в Речице. В 24 года переехала в Азербайджан. Стаж работы – 30 лет. Все места работы зафиксированы в трудовой книжке. В 1992 г. вернулась в Речицу, до 1995 работала продавцом здесь. При начислении пенсии в 1995 г. у моей тети не было справок о заработной плате на территории Азербайджана. Поэтому был учтен стаж 33 года и заработная плата в Речице. Тетя писала в Сумгаит, чтобы оттуда прислали справки, но ей ответили, чтобы она сама приезжала. Знаю, что по закону пенсия назначается за труд на территории своей страны. Но ведь тогда был СССР, и тетя трудилась на территории своего государства. Можно ли восстановить необходимые справки без поездки в Азербайджан и добиться пересмотра размера пенсии. Куда для этого надо обратиться?
В случае возникновения трудностей по истребованию документов о заработной плате и стаже работы, в том числе за периоды работы в Азербайджанской Республике, можно обратиться в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите за оказанием содействия в их получении.
Я родилась в Беларуси, но практически всю жизнь прожила в Украине.
Там же вышла на пенсию в 84-м. Недавно снова переехала в Беларусь. Что мне нужно, чтобы оформить здесь пенсию?
Для получения консультации по вопросу оформления пенсии в Республике Беларусь рекомендуем Вам обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Каким образом будет зачтен в общий стаж для назначения пенсии по возрасту гражданину, обучавшемуся в ВУЗе, проходившему срочную военную службу в вооруженных силах СССР и работавшему на территории Латвии в период до 1985, согласно международного договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой «О сотрудничестве в области социального обеспечения».
На основании статьи 8 Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 г. за страховой (трудовой) стаж, накопленный на территории Латвии, пенсию исчисляет и выплачивает Латвийская Республика.
Согласно Инструкции о порядке применения Списков, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ 14 июля 2005 г. N 86, профессиональное пенсионное страхование работников осуществляется в периоды их непосредственной занятости полный рабочий день выполнением работ, предусмотренных Списком N 1 и Списком N 2, и трудового отпуска. На каком основании отпуск, исчисленный за ранее отработанный период включается, либо не включается в профессиональный стаж работника в зависимости от занятости в день, предшествующий периоду отпуска.
Указанная Вами Инструкция не регулирует вопросы исчисления профессионального стажа.
Профессиональный стаж исчисляется в соответствии со статьёй 13 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» на основании сведений специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица путем сложения периодов, за которые уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование, с учетом условий, предусмотренных этим Законом. При этом положения Закона не предусматривают включение в профессиональный стаж иных периодов (дней), кроме периодов (дней) работы застрахованного лица в особых условиях труда с уплатой взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Дни трудового отпуска, когда работник не подвергается воздействию неблагоприятных производственных факторов, включаются в период, когда работник подлежал профессиональному пенсионному страхованию, при условии, если эти дни следовали непосредственно за периодом (днем), в котором работник выполнял работу в течение полного рабочего дня в особых условиях труда. Это закреплено в пункте 29 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 декабря 2009 г. № 159.
Учет сведений о застрахованных лицах и пенсионных сбережениях осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, осуществляющим деятельность по профессиональному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
Профессиональный стаж исчисляется в соответствии со статьёй 13 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» на основании сведений специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица путем сложения периодов, за которые уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование, с учетом условий, предусмотренных этим Законом. При этом положения Закона не предусматривают включение в профессиональный стаж иных периодов (дней), кроме периодов (дней) работы застрахованного лица в особых условиях труда с уплатой взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Дни трудового отпуска, когда работник не подвергается воздействию неблагоприятных производственных факторов, включаются в период, когда работник подлежал профессиональному пенсионному страхованию, при условии, если эти дни следовали непосредственно за периодом (днем), в котором работник выполнял работу в течение полного рабочего дня в особых условиях труда. Это закреплено в пункте 29 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 декабря 2009 г. № 159.
Учет сведений о застрахованных лицах и пенсионных сбережениях осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, осуществляющим деятельность по профессиональному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
Мы с мужем граждане России, живем в Республике Беларусь. В 2009 году оформили пенсию по принципу гражданства (в соответствии с Соглашением). Выбрали пенсию РФ. Здесь оказалась масса проблем, Россия не выплачивает мне за 20 лет стажа в Беларуси и вместо 26 лет платит за 6, у мужа тоже свои нюансы, ведем долгую сложную переписку, но не буду вдаваться в подробности. Сегодня меня волнует вот что: 15 марта был Союзный совет министров , где состоялось подписание соглашения о применении Договора между Республикой Беларусь и Россией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Мы с мужем очень обеспокоены, будут ли действовать предыдущие Соглашения. Мы выбирали пенсию по принципу гражданства, а теперь, говорят, что будет действовать принцип по месту жительства. Теперь мне вообще ничего не понятно. Что будет с нашими пенсиями, как будет производиться, как считаться, как получать и когда начинают действовать те договоренности, о которых шла речь на Союзном совете министров в плане пенсионного обеспечения.
Подписанное 15 марта 2011 г. административное Соглашение о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. является техническим документом, закрепляющим порядок взаимодействия между компетентными органами Беларуси и России по реализации положений указанного Договора (в частности, по назначению и осуществлению соответствующих выплат, перечислению (переводу) для этого денежных средств и т.д.). Таким образом, с подписанием указанного Соглашения положения данного Договора остаются действовать. Выплата Вам пенсии будет осуществляться в таком же порядке, как и производилась ранее.
При стаже 32 года мне начислена пенсия в сумме 335.860 белорусских рублей (чуть больше 0,5 кг « вареной» колбасы за каждый год работы). Заработок в бюджетной организации, в которой я работаю последние 11 лет, не учитывался, т.к. коэффициент соотношения зарплаты к средней по стране очень низок (ниже, чем 3 года по уходу за ребёнком по достижению ребёнком 3 года (1990-1993 гг.). В другой организации, где я работала с 1983 по 1994 гг., произошёл пожар в 2006 г. и все документы сгорели (есть партбилет с суммами заработка, с которых взимались членские взносы). В райсобесе порекомендовали обратиться в суд. В суде по месту жительства документы не приняли, перенаправив меня в суд того района где находился офис организации (теперь это на другом конце города). Собрать нужно большое количество справок. Есть ли альтернативные способы решения вопроса без рассмотрения в суде? Будет ли изменён порядок исчисления пенсии ?
Размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и величины заработка, из которого уплачивались страховые взносы. Исходя из приведенной Вами информации, размер Вашей пенсии обусловлен невысокой заработной платой в прошлом (более чем в 2 раза ниже средней заработной платы работников в республике).
Что касается вопроса несохранности документов о фактическом заработке по причине пожара (чрезвычайной ситуации), то для таких случаев пенсионным законодательством установлен особый порядок определения и подтверждения заработка: границы периодов, в рамках которых определяется заработок для исчисления пенсии, могут быть «раздвинуты», (2) если документы сохранились за меньший период, чем это требуется по закону, заработок за каждый месяц недостающего периода «восстанавливается» в размере среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации.
В индивидуальном порядке возможно решение данного вопроса путем установления фактически получавшего работником заработка в судебном порядке. Решение суда по данному факту принимается для назначения (перерасчета) пенсии данному гражданину.
Учитывая, что в конечном итоге речь идет о денежных выплатах за счет государственных средств, порядок определения таких выплат может пересматриваться только в сторону ужесточения правил.
Что касается вопроса несохранности документов о фактическом заработке по причине пожара (чрезвычайной ситуации), то для таких случаев пенсионным законодательством установлен особый порядок определения и подтверждения заработка: границы периодов, в рамках которых определяется заработок для исчисления пенсии, могут быть «раздвинуты», (2) если документы сохранились за меньший период, чем это требуется по закону, заработок за каждый месяц недостающего периода «восстанавливается» в размере среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации.
В индивидуальном порядке возможно решение данного вопроса путем установления фактически получавшего работником заработка в судебном порядке. Решение суда по данному факту принимается для назначения (перерасчета) пенсии данному гражданину.
Учитывая, что в конечном итоге речь идет о денежных выплатах за счет государственных средств, порядок определения таких выплат может пересматриваться только в сторону ужесточения правил.