Вопросы конференции
Учебная программа по предмету "Физическая культура и здоровье" предполагает и теоретический материал, выполнение домашних заданий. Поэтому сегодня, связываясь со своими учащимися, учитель может задавать домашнее задание. Например, изучить информацию об олимпийских чемпионах, получить другие знания.
Если речь идет о какой-то маленькой удаленной сельской школе, возможно, она будет учиться за партами, и для них это не будет актуально. Если ребенок не выйдет на связь и такая связь не будет организована, ребенок будет оценен по итогам трех четвертей.
Каждый учитель, чтобы организовать самостоятельное изучение учебного материала, должен задействовать все имеющиеся ресурсы. Хорошо, если получается информационно-коммуникационные. Если нет, значит, никто не отменял школьные учебники и другие компоненты УМК. Учителю необходимо определить только механизм взаимодействия с этим учеником - как передать ему задание и получить выполненную работу.
При необходимости можно решать любую задачу. Но главное, чтобы в решении этой задачи был здравый смысл, целесообразность и объективная необходимость. Мы прекрасно понимаем, что дистанционная работа в общем среднем образовании не является полноценной заменой существующей формы обучения, потому у нее несколько иные задачи. Образование - это воспитание, развитие и обучение. Наличие этих трех компонентов является обязательным условием полноценного образования. Конечно, должна быть техническая готовность учреждений образования, готовность на местах в домашних условиях, если есть такая необходимость, высокая степень самоорганизации и мотивация, создание системы консультативной помощи. То есть это ряд вопросов, которые должны быть решены. Поэтому если возникает такая необходимость, то вопрос может решаться точечно.
По поводу консультативной помощи. Ни для кого не секрет, что сегодня педагоги активно используют социальные сети, Viber, чтобы общаться с родителями учеников по разным вопросам. Необходимо целенаправленно использовать эти ресурсы, в том числе для организации самостоятельного изучения учебного материала, для связи с педагогами. Я думаю, что педагоги с этим справятся.
Есть принцип - "равный обучает равного". Думаю, эти дополнительные каникулы в каждом учреждении республики использовали практико-ориентированно. Наши педагоги уделили большое внимание методической работе, темам самообразования и самое главное - использованию ИКТ в образовательном процессе. В нашей школе и каждом учреждении, я уверена, есть те педагоги, которых мы называем новаторы. Они делятся опытом со своими коллегами. На сегодня даже у педагогов, у которых были определенные проблемы с использованием ИКТ (например, они только первый год в нашем учреждении работают), эти вопросы решены.
Например, наше учреждение имеет семилетний опыт с электронными дневниками и журналами. И этот сервис всегда позволял нашим учителям не просто задавать домашние задания в традиционном понимании (сделать упражнение или прорешать примеры). Педагоги всегда старались прикрепить определенные файлы для учащихся, которые пропустили занятия по уважительной причине. Это могли быть тесты, видеофайлы, презентации. Кроме того, разработчики сейчас предложили и обратную связь. Дополнительно многие учителя ведут свои блоги, они начали делать это не сегодня. Это планомерная целенаправленная работа, которая ведется на протяжении многих лет.
Используются две платформы. Есть требования Министерства образования, чтобы физическое размещение сервисов было в Беларуси. Что касается в принципе использования в учреждениях образования электронных дневников и электронных журналов, то каждое учреждение совместно с родительским сообществом определяют эту необходимость. Мы понимаем, что часть этих сервисом являются условно платными, поэтому это должно быть такое совместное решение.
У нас в школе это реализуется по заявительному принципу. Из 1323 учащихся 1322 пользуются электронными дневниками и журналами. То есть мы говорим, что 99,9%. И это происходит уже на протяжении 5 лет. Это действительно совместное решение администрации школы и родителей.
Сейчас Министерство образования как раз занимается вопросом создания бесплатной платформы. И вот тогда возможны какие-то иные решения.
Кодексом об образовании предусмотрено, что программы дополнительного образования детей и молодежи могут быть организованы в очной и заочной форме. Приказом руководителя учреждения образования должно быть определено, что данное объединение по интересам переводится на организацию образовательного процесса с учетом дистанционной формы получения образования. При этом учебно-программная документация, которая предусмотрена для данного объединения по интересам как в очной, так и дистанционной форме обязательно должна выполняться в полном объеме.
Эта работа будет проведена. Учебные пособия будут размещены.
Дело в том, что использование ИКТ для спецобразования - это отдельный, достаточно объемный вопрос. Потому что это возможно в случае, если есть консультант, который находится рядом, который оказывает помощь, и в этом случае использование такого формата будет эффективным.
В данном случае в качестве консультанта будут выступать родители.
Это похвально, что родитель берет на себя такую ответственную миссию, которая требует и времени, и сил. Поэтому такое тоже возможно.
То, что они не будут подвергнуты увольнению - это однозначно. Потому что сопровождение таких детей - это не просто работа с ребенком, это работа с документацией, адаптация ребенка в социуме. На данном этапе учитель может готовить материалы для дальнейшей работы с семьей, выполнять какую-то другую работу, которую ему поручает руководитель учреждения образования. Но он может также, используя информационные технологии, находиться на связи с семьей, отслеживать состояние ребенка, давать рекомендации родителям по работе с ребенком в сложившейся ситуации.
Мы говорим о том, что обучение по индивидуальному учебному плану родилось не сегодня, и не вчера. Дети, которые переведены на индивидуальный план, числятся в классе и никоим образом не может выставляться "н" в журнале. Потому что они не отсутствуют, а занимаются удаленно. В журнале выставляется та отметка, которую он получил во взаимодействии с учителем с помощью ИКТ. Но в то же время учитель-предметник должен держать полную связь с родителями (законными представителями). И если по каким-то причинам ребенок не выходит на связь с учителем, не выполняет те задания, которые ему выдаются, нужно об этом в первую очередь проинформировать классного руководителя, администрацию учреждения образования для того, чтобы выяснить причину. Может быть, ребенок заболел, а может, необходимо связаться с родителями и уточнить, что произошло. То есть не только контроль за результатами учебной деятельности учащихся, но и за тем, работает ли ребенок, и по какой причине он не выходит на связь.
На уровне среднего специального и профессионально-технического образования, при необходимости возможна реализация обучения по индивидуальным планам с использование ИКТ. При этом руководителям рекомендовано проведение информационно-разъяснительной работы с обучающимися, о том, что переход на индивидуальное обучение с применением ИКТ не освобождает обучающегося от необходимости регулярной учебной деятельности и от контроля результатов учебной деятельности, прохождения текущей и итоговой аттестации.
Мы уже отметили, что 99% учреждений образования имеют доступ в интернет. Что касается инфраструктуры и оснащения, то этот вопрос находится на постоянном контроле.
Нагрузка на преподавателей в любом случае возрастает. Но наши педагоги справляются с ней. Достаточно и профессионализма, и готовности к этой работе, если возникнет такая потребность. Конечно, сложившаяся ситуация для системы образования - возможность еще раз проанализировать наши ресурсы, сделать шаг вперед по реализации таких перспективных технологий.