Вопросы конференции
Согласно п.4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в бюджетных организациях Республики Беларусь; в получающих субсидии организациях Республики Беларусь, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Данные периоды засчитываются независимо от отраслевой принадлежности указанных организаций и занимаемых работниками должностей служащих и профессий рабочих.
Периоды работы в коммерческих организациях, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации, в стаж работы в бюджетной организации не может быть засчитан.
При этом возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) может быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.
В соответствии с п.12 указа №27 снижение размеров начисленной зарплаты работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.
На водителей бюджетных организаций распространяются выплаты, устанавливаемые законодательством в централизованных размерах для работников бюджетных организаций. Так, указом №27 определены надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, премирование, материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление; постановлениями Совета Министров - например, доплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни; Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты №13, - например, доплата за каждый час работы в ночное время, доплаты за совмещение профессий рабочих, расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Также для работников, в том числе для водителей, бюджетных организаций, подчиненных (входящих в состав) или относящихся к сфере (области деятельности) государственных органов, эти госорганы устанавливают перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления этих выплат при необходимости их единого регулирования.
Тарифные разряды, перечень стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, с 1 января 2020 года определены постановлением Министерства образования от 3 июня 2019 года №71. Порядок определения часовых окладов педагогических работников также относится к компетенции Министерства образования.
Обязательства, возникающие на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (в том числе гражданско-правовых договоров), не регулируются нормами трудового законодательства.
С учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии рабочего "водитель автомобиля", содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты от 25 ноября 2003 года №147, водителям автомобилей следует присвоить в установленном порядке необходимые разряды в соответствии с выполняемой работой (в зависимости от того, к какой категории относится управляемое ими механическое транспортное средство).
С 1 января 2020 года водителям автомобилей устанавливается кратный размер базовой ставки по таблице 3 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13 в зависимости от разряда, соответствующего выполняемой работе, согласно характеристике работ по данной профессии.
В соответствии с пунктом 12 указа №27 при совершенствовании системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.
В дальнейшем размеры стимулирующих выплат определяются в соответствии с положением, утвержденным руководителем организации.
В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.
При установлении порядка и условий предоставления дополнительного отпуска за стаж работы в отрасли полагаем целесообразным в локальном правовом акте организации определить конкретный порядок исчисления указанного стажа (какие периоды и в каких организациях учитываются).
Указом №27 определено, что размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций. При этом установлено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания оказания материальной помощи.
Указом №27 установлен конкретный размер средств, которые ежегодно можно направлять на оказание материальной помощи - 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, независимо от источников их финансирования. То есть увеличивать установленный указом размер средств, направляемых на материальную помощь, нельзя. При этом на материальную помощь работников, содержащихся за счет бюджета, направляются средства бюджета в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников, а на материальную помощь работников, содержащихся за счет внебюджета, направляются внебюджетные средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников.
Руководитель бюджетной организации, подчиненной и (или) входящей в состав (систему) соответствующих государственных органов, а также бюджетной организации, подчиненной местным исполнительным и распорядительным органам, относящейся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов, не может определять стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены вышестоящим государственным органом.
Пунктом 10 указа №27 установлено, что руководители таких бюджетных организаций определяют только размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам этих бюджетных организаций, если указанные размеры и порядок не определены государственными органами, в подчинении которых они находятся (или относятся к их сфере (области) деятельности).
Да. Согласно нормам главы 32 Трудового кодекса совместительство - это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
Следовательно, период работы по совместительству в бюджетной организации относится к периоду работы в бюджетной организации и работающему на условиях совместительства устанавливается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. При этом надбавка за стаж работы в бюджетных организациях будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.
Частью 2 пункта 5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 2 января 2012 года №1, определено, что наименование производной должности "старший" предусматривается для должностей специалистов (код категории - 2), по которым не установлено квалификационное категорирование. Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности служащего "кассир" (код категории - 3). Следовательно, применение производной "старший" для должности "кассир" не допускается.
Другим служащим, должности которых являются общими для всех видов экономической деятельности, в том числе кассиру, с 1 января 2020 года устанавливается 2-й тарифный разряд.
Постановлением Минтруда и соцзащиты №13 утверждена Инструкция о размерах и порядке стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров, которой определен порядок исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях. Пунктом 8 этого документа предусмотрен порядок получения сведений о статусе организаций для зачета (незачета) периодов работы конкретным работникам в стаж работы в бюджетных организациях. При возникновении споров, связанных с определением стажа работы в бюджетных организациях, они рассматриваются в судебном порядке (пункт 11 инструкции).
Минтруда и соцзащиты не уполномочено и не обладает информацией для отнесения организаций к бюджетным. Такую информацию могут иметь государственные органы, в подчинении которых находятся или находились организации, местные исполнительные и распорядительные органы по месту расположения организаций. В Минтруда и соцзащиты могут направляться запросы по статусу организаций, находящихся в подчинении только этого министерства.