Вопросы конференции
Минфином подготовлен проект указа, предусматривающий поэтапную отмену механизма ограничения налоговых вычетов по НДС при импорте товаров, что позволит избежать существенных единовременных потерь доходов бюджета и одновременно пополнит оборотные средства предприятий.
В 2019 году предусматривается сохранение действующего механизма ограничения налоговых вычетов по НДС при импорте товаров, при этом срок ограничения предлагается сократить с 60 до 30 дней. Это означает, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Беларуси после 1 января 2019 года, будут подлежать вычету по истечении 30 дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
С одной стороны, это позволит плательщикам за счет сокращения периода ограничения принять в первом квартале 2019 года к вычету НДС в сумме около Br91,3 млн, а с другой – будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости доходной части бюджета за счет предотвращения одномоментного возврата из бюджета аналогичной суммы накопленного ввозного НДС.
Проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусматривает, что с 2019 года индивидуальным предпринимателям - плательщикам НДС будет предоставлено право самостоятельно определять момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав - "по отгрузке" или "по оплате".
Это предложение исходило от самих плательщиков и обусловлено следующими причинами. В настоящее время все индивидуальные предприниматели - плательщики НДС определяют момент фактической реализации исключительно "по оплате". А большинство организаций-плательщиков НДС определяют момент фактической реализации "по отгрузке".
Получается, что индивидуальный предприниматель - продавец может выставить электронный счет-фактуру организации-покупателю только после получения от нее оплаты, а в случае отсутствия оплаты - по истечении 60 дней с момента отгрузки.
Поскольку в договорных отношениях между субъектами хозяйствования в настоящее время распространены отсрочки по расчетам за полученные товары, выполненные работы и оказанные услуги, то нередко складывается ситуация, когда индивидуальный предприниматель - продавец не вправе выставить электронный счет-фактуру, не дожидаясь получения оплаты. Это не устраивает организацию-покупателя, и она просто отказывается работать с индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, в случае получения частичной оплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги у ИП возникали затруднения с правильным определением налоговой базы по НДС, что приводило к непреднамеренным ошибкам в исчислении этого налога.
Поэтому МНС сочло возможным поддержать инициативу плательщиков и предоставить индивидуальным предпринимателям право самим выбирать
способ уплаты налогов "по оплате" или "по отгрузке".
С 1 января 2018 года Республика Беларусь установила для иностранных организаций, реализующих физическим лицам услуги в электронной форме, обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость.
Ввиду отсутствия представителей нерезидента на территории Беларуси постановка на учет, представление налоговой отчетности и последующее взаимодействие с налоговыми органами происходит только в электронном виде.
В целях создания понятных условий для постановки на учет в налоговом органе и уплаты НДС по услугам в электронной форме разработан электронный сервис "е-НДС", ссылка на который размещена на сайте МНС. Сервис реализован по принципу одного окна, что позволяет плательщикам совершать все необходимые действия для исполнения возложенных на них обязанностей - от постановки на учет в налоговых органах до подписания налоговой декларации.
Декларация подписывается "облачной" электронной цифровой подписью (ЭЦП). Механизм "облачной" ЭЦП был разработан специально для этой категории плательщиков, поскольку это зарубежные компании, физически находящиеся в другой стране. Такая подпись получается дистанционно и имеет юридическую силу, не требуя установки специального программного обеспечения и при этом обеспечивая целостность и подлинность подписываемых документов.
По данным за 9 месяцев 2018 года, на учете в налоговых органах состоят 53 иностранные организации, которые оказывают электронные услуги физлицам и уплачивают НДС в белорусский бюджет. Среди них - Google, Microsoft, Netflix, Amazon, Wargaming, Apple, Valve, Airbnb, Booking.com, Uber и другие. Эти компании являются резидентами Кипра, Германии, Ирландии, Польши, Израиля, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Великобритании, США. По структуре оказываемых услуг преобладает предоставление прав на использование цифрового контента (игр, электронных книг, музыки, видео). Сумма поступившего в бюджет Беларуси "налога на Google" за январь-сентябрь составила Br10,7 млн.
Днем оказания услуг является дата оформления акта – 24 октября.
Днем выполнения работ (оказания услуг), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признается последний день месяца выполнения таких работ (оказания таких услуг), если в документах, оформленных до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем их выполнения, содержится указание на месяц, в котором выполнены данные работы или оказаны услуги (ч. 4 п. 1 ст. 100 НК).
Для целей статей 100 и 107 НК работами (услугами), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признаются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основе долгосрочного договора (контракта), заключаемого на срок более трех месяцев, при условии, что заказчик работ (услуг) может использовать их результаты в своей деятельности в том месяце, в котором выполнены работы (оказаны услуги) (ч. 5 п. 1 ст. 100 НК).
Плательщики, осуществляющие розничную торговлю, могут производить исчисление НДС по товарам, исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в их стоимости (с учетом всех налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров, включая товары, освобожденные от НДС). Это предусмотрено пунктом 9 статьи 103 НК.
При этом для таких плательщиков, получающих доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок по товарам, реализуемым по розничным ценам, налоговой базой является стоимость реализованных товаров (с учетом всех налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров).
Для применения указанной особенности исчисления НДС необходимо организовать отдельный учет сумм НДС, включенных в цену товара. При отсутствии такого учета, а также отдельного учета оборотов по реализации товаров, облагаемых по различным налоговым ставкам, исчисление НДС при реализации товаров по розничным ценам производится по ставке 20% (ч. 2 п. 9 ст. 103 НК).
Расчет НДС, исходя из налоговой базы и доли суммы НДС при реализации товаров по розничным ценам, производится по форме согласно приложению 34 к постановлению МНС от 24 декабря 2014 года № 42. Графы расчета расчетной ставки содержат сведения о данных бухгалтерского учета плательщика: сальдо по счету 42 (НДС), НДС по поступившим товарам (оборот по кредиту счета 42 НДС), остаток товара на конец месяца.
При ведении организацией учета в Книге учета доходов и расходов учет товаров по розничным ценам и отдельный учет НДС, включенного в розничную цену, остаток товара на конец месяца не ведется. Соответственно, из данных Книги учета доходов и расходов показатели для заполнения расчета определены быть не могут.
Вместе с тем по усмотрению плательщика в форму Книги учета доходов и расходов при необходимости детализации учета могут вводиться дополнительные графы (ч. 2 подп. 2.1-1 Постановления МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, Минстата от 19.04.2007 №55/60/59/38).
Однако полагаю, что без соответствующего бухгалтерского учета определение показателей, требуемых для расчетной ставки НДС, является трудоемким и непростым. В связи с этим такой организации рекомендуется организовать и вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке в соответствии с законом "О бухгалтерском учете и отчетности".
НДС можно принять к вычету за октябрь и тогда не сторнировать исчисленный НДС за сентябрь.
Да, принимается к вычету.
Исходя из общего правила, содержащегося в статье 130 НК, основными критериями для включения расходов в состав учитываемых при налогообложении затрат является объективная необходимость и обоснованность таких расходов в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Следовательно, расходы организации общепита на оплату услуг интернет-провайдера по предоставлению в пользование сети WI-FI могут быть включены в состав учитываемых при налогообложении затрат при условии их обоснованной связи с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Обоснованием такой связи может являться, например, доступность сервисов, обеспечивающих высокий уровень клиентского обслуживания, организация современных и комфортных зон ожидания. Для этих целей использование беспроводного доступа к сети Интернет по технологии WI-FI может быть ориентировано на улучшение имиджа организации, повышение удовлетворенности клиентов и, как следствие, репутации организации.
При подключении к сети Интернет абонент может после получения SMS– сообщения с кодом доступа переадресовываться автоматически на сайт организации, ознакомиться с меню и другой информацией.
Поскольку услуги интернет-провайдера по предоставлению в пользование сети WI-FI могут относиться организацией общепита на затраты для целей налогообложения, то полагаю, что при предоставлении посетителям кафе такого доступа оборота по реализации не возникает.
По курсу Нацбанка, установленному на дату передачи предмета лизинга, то есть на 7 сентября.
Как определено в части 3 пункта 2 статьи 97 НК, при реализации предметов лизинга за иностранную валюту по договорам финансового лизинга, предусматривающим исполнение денежных обязательств в иностранной валюте или в белорусских рублях в суммах, эквивалентных определенным суммам в иностранной валюте, и наступлении момента фактической реализации налоговая база в части контрактной стоимости предмета лизинга определяется в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату передачи предмета лизинга, и рассчитывается от соответствующей суммы денежных обязательств в иностранной валюте или эквивалента в иностранной валюте.
Согласно пункту 11 статьи 100 НК моментом передачи предмета в финансовую аренду (лизинг) признается последний день установленного договором каждого периода, к которому относится лизинговый платеж по такой передаче, но не ранее даты фактической передачи предмета лизинга лизингополучателю.
Лизингодатели, исчисляющие НДС "по отгрузке", руководствуются данной нормой при определении момента фактической реализации в отношении лизинговых платежей.
Норма пункта 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов является аналогом нормы пункта 11 статьи 100 НК.
Протокол является международным договором, в котором закреплены единые для всех государств – членов ЕАЭС правила налогообложения по договорам лизинга, предусматривающим выкуп предмета лизинга. А именно: лизингодатель определяет налоговую базу не одномоментно - как стоимость вывезенного предмета лизинга, а исходя из частей предмета лизинга, приходящихся на каждый лизинговый платеж, срок уплаты которых предусмотрен договором (контрактом) лизинга.
И еще можно отметить, что такой термин, как "момент фактической реализации", используется для целей НДС только в национальном законодательстве Республики Беларусь. Например, в Российской Федерации используется термин "момент определения налоговой базы" (ст. 167 НК РФ), в Республике Казахстан - "дата совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг" (ст. 379 НК Республики Казахстан).
Налоговая база НДС в части контрактной стоимости предмета лизинга определяется по курсу Нацбанка, установленному на дату передачи предмета лизинга. Постановлением Правления Нацбанка от 18 августа 2014 года №526 утверждены Правила осуществления лизинговой деятельности (Правила N 526)
Пунктом 13 Правил №526 предусмотрено, что если договором лизинга предусмотрена обязанность лизингополучателя по выплате аванса в счет возмещения части стоимости предмета лизинга или лизинговых платежей, то при выполнении лизингополучателем данной обязанности суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя и (или) инвестиционных расходов лизингодателя, возмещаемые в причитающихся к уплате лизинговых платежах, рассчитываются исходя из стоимости предмета лизинга, уменьшенной на сумму уплаченного аванса, если иное не предусмотрено договором лизинга.
При реализации предметов лизинга за иностранную валюту по договорам финансового лизинга, предусматривающим исполнение денежных обязательств в иностранной валюте или в белорусских рублях в суммах, эквивалентных определенным суммам в иностранной валюте, и наступлении момента фактической реализации налоговая база НДС в части контрактной стоимости предмета лизинга определяется в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату передачи предмета лизинга, и рассчитывается от соответствующей суммы денежных обязательств в иностранной валюте или эквивалента в иностранной валюте (ч. 3 п. 2 ст. 97 НК).
В данной ситуации подрядчик должен выставить исходный ЭСЧФ в отношении оборота по реализации услуг по перевозке, выполненных собственными силами.
Нет, не планируется.