Вопросы конференции
Кардинальных изменений по перечню льгот и налоговых вычетов по подоходному налогу на 2019 год не планируется.
В то же время определенные новации предусмотрены. Отмечу наиболее существенные из них. В частности, предлагается снять ограничение на предоставление социального налогового вычета по суммам страховых взносов, уплаченным физическими лицами страховым организациям Республики Беларусь по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов. В текущем году граждане имеют право применить социальный налоговый вычет по страховым взносам, уплаченным по вышеперечисленным договорам страхования, только в размере, не превышающем Br3 164.
Размеры стандартных налоговых вычетов предлагается проиндексировать, как это производилось и в предыдущих налоговых периодах.
В целях дополнительной социальной поддержки родителей, супруга (супруги), опекуна или попечителя, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет, предлагается включить в перечень иждивенцев, установленный для предоставления стандартного налогового вычета по подоходному налогу, инвалидов I и II групп старше 18 лет.
Да, в настоящее время ведется работа над изменением порядка уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. В том числе рассматривается уплата ее помесячно или поквартально по выбору плательщика, а за более длительный период - с применением понижающего коэффициента. Также предлагается отвязать уплату этого платежа от прохождения техосмотра, а контроль за его уплатой осуществлять с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.
С учетом предлагаемого порядка уплаты государственной пошлины, расширение льгот не планируется.
В настоящее время проект соответствующего законодательного акта разработан, но окончательное решение еще не принято.
В соответствии с положениями статьи 2 закона "О бухгалтерском учете и отчетности" он не распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей.
Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями ведется по простой системе без составления бухгалтерских проводок в книгах учета по формам согласно приложениям 2-10 к Инструкции № 42.
Необходимо отметить, что в соответствии с Инструкцией № 42 индивидуальные предприниматели обязаны вести книгу учета доходов и расходов, обязанность ведения иных книг определяется индивидуальными предпринимателями самостоятельно, исходя из специфики осуществляемой ими деятельности.
При необходимости индивидуальные предприниматели вправе разработать иную форму книги учета доходов и расходов с сохранением в ней показателей, необходимых для исчисления налоговой базы, и (или) предусмотрев в ней показатели, отражающие учет ТМЦ (имущества) и их реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой ими деятельности.
Полагаю, что в вопросе речь идет о сложности ведения учета товаров индивидуальными предпринимателями – плательщиками подоходного налога, осуществляющими оптовую торговлю широким ассортиментом товаров.
С 18 февраля 2018 года (дата вступления в силу изменений) в целях упрощения ведения индивидуальными предпринимателями учета товаров в розничной торговле данной категории плательщиков предоставлено право осуществлять учет товаров в суммовом выражении, в разрезе каждого товарно-сопроводительного документа, подтверждающего приобретение (поступление) товаров. В связи с этим Инструкция № 42 дополнена отдельным приложением "Книга суммового учета товаров", а также отдельной главой "Учет поступления и реализации товаров в суммовом выражении".
Это изменение упрощает ведение учета индивидуальными предпринимателями, реализующими широкий ассортимент товаров (швейная и мебельная фурнитура, канцелярские товары, запчасти к автомототранспортным средствам и т.п.), в связи с отсутствием необходимости количественного учета товара с указанием наименования (сорта, артикула), а также отсутствием необходимости ведения раздельного учета товаров по поставщикам.
Данные изменения поддержаны индивидуальными предпринимателями, и в настоящее время поступают предложения от них распространить "суммовой учет" в 2019 году на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую торговлю.
Поэтому планируется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс и в Инструкцию № 42 и не планируется распространять действие закона "О бухгалтерском учете и отчетности". на индивидуальных предпринимателей.
Указом №322 "О предоставлении безналичных жилищных субсидий" с целью расширения категорий граждан, имеющих право на получение безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу, Министерству по налогам и сборам поручено создать информационную базу данных о доходах граждан. В настоящее время она введена в опытную эксплуатацию и производится ее тестирование.
Для обеспечения формирования базы данных о доходах граждан предлагается установить обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей ежеквартально предоставлять сведения о доходах граждан в налоговые органы в электронном виде, начиная с 1 января 2019 года. Напомню, такая же периодичность (раз в квартал) установлена для принятия решений о предоставлении гражданам безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу.
Созданная база данных имеет широкий спектр применения: она будет использоваться для предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу, комплексного анализа эффективности предоставляемых гражданам налоговых льгот, а также при выполнении налоговыми органами своих функций по контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.
Введение не облагаемого подоходным налогом минимума активно обсуждалось на заседаниях специальной межведомственной рабочей группы Министерстве финансов для комплексной корректировки Налогового кодекса. По результатам этих обсуждений было принято решение вернуться к данному вопросу после окончательного формирования базы данных о доходах граждан, детального ее изучения и анализа сведений о предоставляемых гражданам льготах.
В законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2019 год внесены предложения об индексации размеров стандартных налоговых вычетов.
В соответствии с нормами статей 178 и 180 Налогового кодекса Беларуси при получении физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь доходов от источников за пределами республики они обязаны не позднее 1 марта года, следующего за отчетным календарным годом, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет).
Таким образом, если вы являетесь резидентом Республики Беларусь и получаете доходы за пределами республики, то у вас имеются обязательства по представлению налоговой декларации не позднее 1 марта.
Статьей 182 Налогового кодекса установлено право плательщика на зачет фактически уплаченных (удержанных) им в соответствии с законодательством иностранного государства сумм налогов с доходов, полученных в этом иностранном государстве, при уплате подоходного налога в Беларуси. Зачет производится на основании документов о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства.
Если физическое лицо, представляющее налоговую декларацию, не может одновременно с декларацией представить документы, заверенные налоговым или иным компетентным органом иностранного государства, то зачет производится на основании заявления о проведении зачета или документа о полученном доходе и уплаченном налоге в иностранном государстве. Причем таким документом может быть не только справка формы 2-НДФЛ, но и любой иной документ, содержащий сведения о суммах полученного дохода и удержанного налога в иностранном государстве, в том числе SWIFT(при наличии в нем такой информации). В таком случае зачет налога производится на основании заявления физического лица, а срок представления документов, заверенных налоговым органом иностранного государства, составляют один год с даты представления физическим лицом заявления о зачете.
В случае непредставления физическим лицом по истечении года заверенных налоговым органом иностранного государства документов суммы дохода, полученного за пределами Беларуси, подлежат налогообложению в порядке, установленном законодательством.
(Вопрос не относится к теме онлайн-конференции. Ответ предоставлен специалистами Министерства по налогам и сборам). Одним из условий для предоставления льготы, установленной подпунктом 1.25 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса, является срок размещения денежных средств на счете банковского вклада (депозита) в белорусских рублях не менее одного года, а в иностранной валюте - не менее двух лет. Изъятие денежных средств со счета банковского вклада (депозита) при бесспорном взыскании приравнивается к любому изъятию. Следовательно, если фактический срок размещения денежных средств на банковском вкладе (депозите) в белорусских рублях составляет менее одного года, а в иностранной валюте - менее двух лет (независимо от причины изъятия), то проценты по таким вкладам (депозитам) подлежат налогообложению подоходным налогом.