Вопросы конференции
Республиканскому педсовету предшествовала большая работа на местах в конкретных учреждениях образования, регионах. Это не только поездки туда министра образования, но и участие в итоговых коллегиях в соответствующих органах управления образованием на местах, встречи с общественными формированиями, например, с Советом ректоров, Советом директоров профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, директорами школ, гимназий.
Почему мы вообще вышли на педсовет с таким документом, как концептуальные подходы к развитию системы образования? Потому что нужна была своеобразная дорожная карта или план действий по совершенствованию системы образования. Понятно, что система сложилась, она устоялась, проверена временем. Но как и любая система, она должна развиваться с учетом тех изменений, которые происходят вокруг нас.
Концептуальные подходы обсуждались с профессионалами. Обсуждались, кстати, и с общественным советом по вопросам образования в Беларуси. В этих концептуальных подходах прописано, что мы будем делать до 2020 года, а также обозначены перспективные стратегические направления до 2030 года. Этот документ направлен во все регионы.
Что касается обязательного общего среднего образования. Здесь не надо задавать вопрос, когда мы к этому перейдем, потому что де-факто мы уже в этой системе. Уже сегодня практически нет выпускников учреждений образования, которые бы не имели общего среднего образования. Даже те, кто после 9-го класса, после базового образования идут в систему профтехобразования или среднего специального образования на ряд специальностей, еще ко всему осваивают программу общего среднего образования. То есть фактически мы эту норму должны закрепить. Законодательно в новую редакцию Кодекса об образовании мы ее заложили.
У нас есть система экстерната, то есть возможность сдачи экзамена за курс общей средней школы для тех, кто хочет его экстерном сдать. Есть обучение по программе общего среднего образования в системе ПТУ и ССУ. Фактически мы сегодня готовы к тому, чтобы не просто заявить, а уже де-юре закрепить позицию перехода на всеобщее среднее образование.
Кстати, не каждая страна может себе это позволить. В Советском Союзе в свое время эта норма была закреплена. Мы в суверенной Беларуси закрепили норму обязательного базового образования, то есть 9 классов. Сейчас фактически готовы к тому, чтобы юридически закрепить норму о переходе к всеобщему среднему образованию.
Система прогнозирования кадровых потребностей экономики постоянно совершенствуется. С учетом вступления в силу постановления правительства "О некоторых вопросах прогнозирования потребности экономики в кадрах" координацию деятельности по формированию потребности экономики в кадрах на пятилетний период по профессионально-квалификационным группам будут осуществлять Министерство труда и социальной защиты совместно и Министерство экономики. Минэкономики будет ежегодно разрабатывать демографический прогноз на пятилетний период по республике, областям и городу Минску, а Минтруда и соцзащиты – прогноз баланса трудовых ресурсов. На основе этих данных Минтруда и соцзащиты сформирует потребность экономики в кадрах на пять лет и предоставит Министерству образования, иным учредителям учреждений образования эту информацию для использования при формировании контрольных цифр приема в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.
В соответствии с Концептуальными подходами к развитию системы образования, принятыми по итогам последнего республиканского педагогического совета, Министерство образования работает над упорядочением образовательной деятельности сети учреждений высшего образования. Речь идет о сокращении количества специальностей, направлений специальностей, которые не соответствуют основному направлению деятельности конкретного вуза, исключении дублирования подготовки по одним и тем же специальностям в разных вузах, оптимизации филиалов вузов и сокращении подготовки в заочной форме получения образования. В то же время уменьшать количество вузов в ближайшее время не планируется.
Что касается совпадения наименований отдельных специальностей в учреждениях высшего и среднего специального образования, то нужно понимать, что при завершении обучения выпускники вузов и ссузов получают разную квалификацию. Например, обучаясь по специальности "технология машиностроения", выпускник вуза получает квалификацию "инженер", а ссуза – "техник". При этом в вузах повсеместно вводится сокращенная форма получения высшего образования, которая сокращает срок подготовки после окончания ссуза.
Проходные баллы определяются особенностью каждой вступительной кампании. Это зависит от того, сколько человек участвовало в конкурсе, подало документов, сколько запланировано мест. Могу сказать, что по медицинскому профилю цифры практически не сокращались. Они остаются на прежнем уровне, а по некоторым специальностям слегка повысились.
Такие предложения звучали. Но в этом году цифра приема у нас спланирована на заочные отделения по всем специальностям как в бюджетной, так и во внебюджетной форме. Соответственно, мы отталкиваемся от того, что получение образования осуществляется на конкурсной основе. Возможно, будут расширяться цифры приема на платной основе. Вместе с тем возможность обучаться в заочной форме за счет средств республиканского бюджета для отдельных категорий граждан будет сохранена.
Тем более мы здесь учитываем следующий фактор: порой на заочное отделение поступают люди, которые идут на сокращенный срок обучения. К примеру, человек экономист, а ему требуется юридическое образование. Он поступает, идет на сокращенный срок обучения заочно, продолжает работать и получает профессию. И здесь тоже есть возможности участвовать в конкурсе как на платной, так и на бюджетной основе, а также за счет средств той организации, которая направляет данного специалиста на учебу. Все это предусмотрено действующей редакцией Кодекса об образовании. Соответствующий договор абитуриент может заключить при оформлении документов в вуз.
Что касается стоимости обучения на платной основе в заочной форме, то ее формирование и изменение осуществляется в соответствии с законодательством на основании заключенных с гражданами договоров о подготовке специалиста с высшим образованием на платной основе. Формирование стоимости обучения в государственных учреждениях высшего образования на платной основе осуществляется в соответствии с указом от 28.02.2006 года № 126, постановлением Министерства образования от 29.07.2011 года № 210 в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалиста по конкретной специальности в данном вузе. Снижение размера оплаты за обучение в ближайшее время не планируется.
В новой редакции правил приема, которые должны быть утверждены указом Президента, мы закладываем норму преимущественного права на зачисление при равной общей сумме балов для инвалидов I и II групп и детей до 18 лет. Но здесь надо учитывать и такой момент, как медицинские противопоказания по тем или иным специальностям. Т.е. не каждый человек с ограниченными возможностями может поступать на определенную специальность. Мы такую норму предусматриваем.
Что касается квот, то эта тема требует специальной дополнительной проработки. Пока сегодня говорить об этом рано, но вместе с тем, понимая, что есть большой перечень вопросов от наших граждан, думаю, что дадим соответствующее поручение проработать эту тему в рамках работы над правилами приема. Хочу подчеркнуть, что над ними мы работаем ежегодно. Государственная комиссия, которая контролирует ход вступительной кампании, дает оценку и свои рекомендации по совершенствованию правил приема. Министерство образования также мониторит ее ход, и по результатам кампании этого года мы рассмотрим вопрос квотирования мест для детей-инвалидов и инвалидов.
Во-первых, сначала нужно поступить в аспирантуру, а уже потом разговаривать про стажировку. Потому что стажировка - это часть научно ориентированного образовательного процесса, который осуществляется в аспирантуре. Это предполагает освоение предусмотренного блока дисциплин, а также сдачу кандидатских экзаменов и задел на написание кандидатской диссертации. План диссертации утверждается кафедрой и ученым советом университета. Каждый аспирант отчитывается о выполнении своего индивидуального плана прохождения обучения в аспирантуре, в том числе стажировки. Если для этого будет необходимость, то ректорат вправе решить вопрос о направлении данного аспиранта на стажировку. Независимо от того, как вы говорите, что в этом вузе нет таких стажировок. Может быть, не было потребности в таком специалисте и, соответственно, в такой стажировке. Поэтому в каждом случае нужно на месте определяться со своим научным руководителем соответствующей кафедры и в конкретном вузе.
Комплексный общеобразовательный тест - условное понятие. В чем вопрос? В том, что сегодня форма аттестации за курс средней школы не соответствует форме аттестации при поступлении в высшие учебные заведения. Раньше, если мы писали в школе сочинение, то четко знали, что при поступлении в вуз тоже будем писать сочинение. А сейчас получается так: я пишу изложение, пишу контрольную работу по математике в школе, а приходя поступать в вуз, сдаю тесты - совершенно другая форма аттестации. Поэтому для нас очевидно, что форма выпускного экзамена за курс средней школы должна соответствовать форме поступления в высшее учебное заведение. Поэтому мы ведем разговор, назовем его условно, об общеобразовательном тесте. Может, это будут два теста. Сейчас эти вопросы отрабатываются нашими специалистами института развития образования, Национального института образования и академии последипломного образования вместе с педагогической общественностью. Это может появиться к 2020 году.
Это неправильная трактовка. Кстати, на республиканском педсовете как раз речь шла о том, что нужно создать равные условия, чтобы и в школах дети могли изучать дисциплины на повышенном уровне.
Сегодня в гимназиях и средних школах используются одинаковые учебные программы по всем учебным предметам. В 10-11-х классах и в гимназиях, и в средних школах предусмотрена возможность изучать учебные предметы на базовом и повышенном уровнях. Отличительной особенностью учебного плана гимназий от школы является большее количество часов на изучение иностранного языка (на 2 часа) в 5-9-х классах. И никто не планирует исключать эти дополнительные 2 часа из учебного плана гимназий.
Более того, для создания равных условий получения общего среднего образования мы планируем средним школам также предоставить возможность отводить 5 часов на изучение иностранного языка в 5-7-х классах. Кроме этого, мы расширяем возможности использования этих 5 часов для школ и гимназий: с 8-го класса они могут использоваться не только на иностранный язык, но и для изучения других учебных предметов на повышенном уровне.
Для развития способностей детей учебным планом во всех классах предусмотрены часы на проведение факультативных занятий, а также возможны занятия в объединениях по интересам (кружковая работа).
Вопросы деления на группы и их наполняемости должны решать непосредственно учреждения образования вместе с органами управления в соответствии с имеющейся нормативной базой.
Вместе с тем нужно понимать, что наполняемость подгрупп - не главное условие качества обучения иностранному языку. Могу об этом говорить профессионально, так как по второй специальности являюсь учителем иностранного языка. В некоторых школах при небольшой наполняемости подгрупп качество усвоения языка оставляет желать лучшего. В первую очередь нужно совершенствовать методику преподавания иностранного языка, применять современные коммуникативные методики.
Поэтому мы на эту проблему смотрим комплексно, а не только с точки зрения деления на подгруппы и их наполняемости. И никаких революционных действий в этом направлении не будет.
Профильному обучению предшествует допрофильная подготовка учащихся на второй ступени общего среднего образования. Начиная с 5 класса учащимся предлагается системное изучение факультативных занятий по учебным предметам, к которым учащиеся проявляют интерес. Это позволяет более полно учитывать познавательные интересы, способности учащихся и способствует мотивированному выбору профиля обучения.
В дальнейшем допрофильная подготовка помогает профессиональному самоопределению учащихся, выбору ими дальнейшего образовательного пути - продолжить учебу в 10-11 классах среднеобразовательной школы либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.
Кроме того, с 2018/2019 учебного года будет предусмотрена возможность изучения учебных предметов на повышенном уровне как в школах, так и в гимназиях на второй ступени общего среднего образования.
Мы проводим целенаправленную работу по упорядочению образовательной деятельности учреждений высшего образования, сокращению количества специальностей и направлений специальностей, которые не соответствуют основному направлению деятельности конкретного вуза. В феврале текущего года с государственными органами, имеющими в подчинении учреждения высшего образования, проведены рабочие совещания по вопросам профилизации вузов и сокращения непрофильной подготовки.
При планировании приема в вузы в 2018 году учитывается заказ на подготовку специалистов, выполнение контрольных цифр приема в 2017 году, демографическая ситуация, а также результаты трудоустройства выпускников.
На основании этих данных в 2018 году планируется сократить прием по экономическим и юридическим специальностям примерно на 10% по отношению к фактическому приему в 2017 году.
В то же время в новом учебном году вузы расширят палитру специальностей. Например, Белорусский национальный технический университет откроет двери для желающих получить образование по специальностям "эксплуатация интеллектуальных транспортных систем на автомобильном и городском транспорте" и "разработка месторождений полезных ископаемых", в Брестском государственном техническом университете открывается прием по специальности "экономика электронного бизнеса", в БГЭУ - "рекламная деятельность". Это, конечно, далеко не полный перечень новых специальностей. Полную информацию можно найти на официальных сайтах вузов.
Естественно, мы перераспределяем цифры приема в пользу тех специальностей, которые более востребованы экономикой. После подписания главой государства соответствующих документов о развитии IT-страны, IT-экономики, естественно, система образования не может находиться в стороне. Мы отслеживаем потребность рынка труда, работаем во взаимодействии с Министерством экономики, Министерством труда и социальной защиты. Понятно, что цифры на IT-специальности в определенных учебных заведениях будут увеличены - как на бюджетную, так и на платную форму обучения.
Вместе с тем мы хотели бы эту тему более серьезно обсудить. В ближайшее время, где-то в начале апреля проведем совместную коллегию Министерства образования и Министерства связи и информатизации с приглашением руководства Парка высоких технологий, ректоров соответствующих вузов, директоров средних специальных учебных заведений, где открыты IT-специальности. Цель этого - обсудить не только цифры приема, не только подходы к формированию потребности в таких кадрах, но и посмотреть на содержание этого образования. Причем не только высшего и среднего специального, но и содержание общего среднего образования.
Например, у нас есть курс информатики. Уже сегодня мы не успеваем за тем, чтобы готовить учебник в печатном виде. Частично перешли на использование его электронной версии. Да, какие-то сигнальные варианты должны быть в школе и в печатном виде. Вместе с тем, мне кажется, надо содержательно посмотреть, что в целом мы даем в курсе информатики. Может быть, надо сформировать перечень каких-то компетенций, которыми должен владеть учащийся, окончив этот курс в средней школе. А какие источники, какие дополнительные пособия использовать, чтобы сформировать компетенции, - это отдать на откуп конкретным учителям в конкретных учреждениях образования. И через их методические объединения поддерживать содержательное качество такого образования. Мы эти вопросы, конечно же, обсудим.
Цифры приема будут доведены до общественности до 1 апреля текущего года. На каждом сайте высшего учебного заведения, учреждения среднего специального образования вы сможете увидеть цифры приема на все специальности - не только в сфере IT. Это касается как бюджетной формы обучения, так и платной.