Вопросы конференции
Пока сложно сказать, но в любом случае это будут экономически обоснованные затраты.
Я думаю, что к концу марта при хороших прогнозах мы ее завершим. Как только новые подходы будут приняты, они сразу начнут действовать.
Декретом №7 "О развитии предпринимательства" не установлены иные требования для асфальтобетонных заводов, топливосжигающих печей, котельных установок и др. Так как нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с этим документом действуют в части, ему не противоречащей, при установлении нормативов допустимых выбросов следует руководствоваться положениями декрета №3.
Да, необходимо. В соответствии с законом "Об охране атмосферного воздуха" для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются в составе проектной документации.
Ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается при наличии установленных в соответствии законом нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эти нормативы устанавливаются территориальными органами Минприроды в соответствующих разрешениях, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых в соответствии с законодательством.
В этом вопросе исходим из количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Если их валовое количество не превышает 3 т в год, загрязняющих веществ первого класса опасности - 10 кг, то им (субъектам хозяйствования. - Прим. БЕЛТА.) не нужно будет получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и составлять иные документы. Повлечет ли это увеличение выбросов загрязняющих веществ? Суммарно определены достаточно большие показатели, поэтому мы не прогнозируем такого негативного эффекта на атмосферный воздух. Учитывая, что сейчас будем строить работу, основываясь на минимизации вмешательства в бизнес, мы должны исходить из принципа добросовестности бизнеса и рассчитываем на высокую степень его ответственности.
В этом вопросе государственная экологическая экспертиза становится прежде всего предупредительным элементом, и независимо от того, необходимо будет получать разрешительную документацию либо нет, на стадии государственной экологической экспертизы будет проведена оценка возможности размещения объекта и возможности выбросов соответствующего объема загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Новая редакция закона "О государственной экологической экспертизе" и те подзаконные акты, которые были разработаны и уже действуют больше года, в некоторой степени готовили субъектов хозяйствования к упрощению некоторых процедур. Первый момент - в законодательство введена обязательная оценка соответствия наилучшим доступным техническим методам. Это вводилось для того, чтобы в дальнейшем все субъекты хозяйствования ориентировались, насколько их деятельность соответствует наилучшим методам, которые используются во всех странах мира, и чтобы в дальнейшем субъекты хозяйствования вводили соответствующую общую сертификацию.
С одной стороны, это сертификация постоянного внутреннего контроля, который осуществляет сам субъект хозяйствования, с другой - возможность выхода на европейские рынки. Наличие соответствующих сертификатов в области охраны окружающей среды является элементом некоторого приоритетного доступа на любые рынки, поскольку вопросы охраны окружающей среды для всего мирового сообщества оцениваются как одни из главных.
Сертификационные механизмы на сегодняшний день реализуют принципы самоконтроля и минимального вмешательства государства. И они будут совершенствоваться.
При реализации закона "О государственной экологической экспертизе" Министерством природных ресурсов при создании Республиканского центра государственной экспертизы и повышения квалификации ставились две задачи: обеспечения механизма проведения государственной экологической экспертизы как предупредительного элемента и повышения квалификации, уровня знаний субъектов хозяйствования. То есть повышение экологической культуры - один из главных приоритетов. Когда человек будет знать свою ответственность, тогда он по-другому будет относиться к своей деятельности и ставить экономические и экологические приоритеты на один уровень.
Нужно понимать, что уменьшение количества контролирующих мероприятий, послабления в какой-то части этого самого контроля никоим образом не освобождают субъектов хозяйствования от обязанностей, которые определены законодательством. C принятием декрета №7 субъекты должны понимать свою высокую роль и значимость в регулировании этих процессов и ответственность за проводимые мероприятия, в том числе в области охраны окружающей среды.
Декретом №7 утверждены общие требования в области охраны окружающей среды, которые являются обязательными для соблюдения всеми субъектами хозяйствования. Это и нормативы качества окружающей среды, и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов, и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, и иные. Эту обязанность с бизнеса никто не снимал.
В 2018 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды начата работа по переводу в электронный формат административных процедур. Это, безусловно, позволит сократить издержки на их осуществление, в том числе временные. Имеется определенный план работы в данном направлении.
Что касается главного вопроса - государственной экологической экспертизы, уже в 2018 году эта процедура будет осуществляться посредством информационных технологий.
В настоящее время Республиканским центром государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется две административные процедуры - по выдаче заключений о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности, а также по выдаче заключений государственной экологической экспертизы. В настоящее время уже предоставлена возможность выдачи заключений о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности в электронном формате. В ближайшее время в тестовом режиме мы запускаем процедуру по выдаче заключений государственной экологической экспертизы в таком формате. Поэтому призываем природопользователей высказывать свои мнения об улучшении такой работы. У нас одно видение этой деятельности, возможно, у природопользователей будут конструктивные предложения в части ее усовершенствования.
У нас также планируется переход на осуществление административных процедур в электронном виде - выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов, согласований инструкций и т.д. У нас такие же тенденции, как и в целом по Минприроды. Конкретные процедуры для перевода в электронный вид пока не определены, это в стадии проработки.
В области обращения с отходами хотела бы обратить внимание на несколько моментов, связанных с тем, что индивидуальные предприниматели в настоящее время освобождены от разработки некоторой документации - в том числе от разработки инструкции по обращению с отходами производства, нормативов образования отходов производства, а также требований по организации учета, проведению инвентаризации отходов, назначения должностных лиц, ответственных за обращение с отходами. В связи с тем очень часто возникают вопросы касательно перечня документов, которые должны предоставляться при осуществлении той или иной административной процедуры. В этой части хотелось бы отметить, что нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с декретом №7 "О развитии предпринимательской деятельности" действуют в части, ему не противоречащей. Например, выдача разрешений на хранение и захоронение отходов - от этой процедуры индивидуальные предприниматели, микроорганизации не освобождены, но при этом возникает вопрос, требуется ли предоставлять документы, которые предусмотрены административной процедурой, но в соответствии с декретом №7 разработка этих документов не требуется. Хотелось бы отметить, что предоставляются только те документы, от разработки которых ИП и микроорганизации не освобождены в соответствии с декретом. Так, например, при выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства не предоставляется инструкция (ее копия) по обращению с отходами производства, акт инвентаризации, так как декретом ИП и микроорганизации освобождены от разработки этих документов. Предоставляется только заявка на хранение и захоронение отходов производства и расчет годового количества.
Как уже отмечалось ранее, несмотря на то, что сделаны определенные послабления, никто не освобождал ИП и микроорганизации от обязанности по обеспечению обезвреживания, захоронения отходов в соответствии с требованиями законодательства. Сохраняются требования касательно планирования и выполнения мероприятий по минимизации объемов образования отходов. Таким образом, мы полагаем, что данные послабления для бизнеса не оказывают негативного влияния на окружающую вреду.
Почва и плодородный слой почвы в соответствии со статьей 1 закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" отнесены к компонентам природной среды. Все, что связано с воздействием на компоненты природной среды, будет отнесено к объектам государственной экологической экспертизы.
Все объекты, отнесенные к экологически опасной деятельности, в соответствии со статьей 7 закона Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" также отнесены к объектам оценки воздействия на окружающую среду. Поэтому для таких объектов необходимо представлять проектную документацию на государственную экологическую экспертизу и, соответственно, на государственную экспертизу (уполномоченный орган - РУП "Главгосстройэкспертиза" с ее дочерними учреждениями), если они относятся к объектам данной экспертизы.