На театральной сцене и в кино Хельга Филиппова талантливо проживает жизни своих героинь. Ее амплуа - сильные женщины, талантливые руководители и организаторы. Всего в творческой копилке известной актрисы свыше 130 ролей. Какая же она в реальной жизни, корреспондент "7 дней" узнала во время личной беседы.
"Наверное, актерство все же не для меня"
- В детстве и даже в юности вы не грезили об актерской профессии. Как же так получилось?
- Помню, маме как-то сказала в детстве: хочу стать актрисой. Она мне ответила, мол, это очень опасная и тяжелая профессия. И привела в пример актрису Елену Драпеко из фильма "А зори здесь тихие". Когда снимали эпизод в болоте, то она ведь и правду чуть не утонула там во время съемок. Тогда я подумала: наверное, актерство все же не для меня.
Окончила Ленинградский институт культуры по специальности "организация и методика культпросветработы". На выходе это директора дворцов, домов культуры. Когда же получила диплом, решила, что ни дня в этой профессии работать не смогу. Но трудиться все же надо было, устроилась в областное Министерство культуры. Случайно мне в руки попал клочок газеты с объявлением о наборе в студию Национального финского театра, который находился в Петрозаводске. Мне показалось, что речь идет о художественной студии самодеятельности. Решила: почему бы не попробовать? Позвонила и сказала, что хочу прийти на собеседование. На другом конце провода сразу была очень длинная пауза, а после мужчина удивленно сказал: ну, приходите. Я еще тогда подумала, что объявления дают в газету, а сами как-то странно отвечают. В итоге пришла, прочла стихотворение, басню, спела, станцевала. Вдруг поняла, что мне попалась на глаза старая газета, курс уже набран и учится целый месяц, пройдя перед этим три этапа испытаний. Правда, меня попросили вечером того же дня всю свою программу повторить перед дирекцией театра. И приняли безо всяких отборочных туров. Мужчина, который меня слушал, оказался Львом Борисовичем Эренбургом, лучшим учеником Товстоногова и Кацмана. За неделю я поняла, что это однозначно мое, и уволилась из Минкульта, чтобы учиться актерскому мастерству.
Правда, по окончании курса решила, что работать в театре не буду, и устроилась в магазин авторской одежды. Еще через полгода поняла - надо учиться дальше. Так я попала в Санкт-Петербург на курс Михаила Александровича Хусида. Причем пришла так уверенно и заявила, что хочу у него учиться режиссерскому мастерству. И снова мне повезло: приняли сразу на второй курс.
- Вы - актриса театра и кино, а где больше магии: на сцене или на съемочной площадке?
- Это совершенно разные вещи, хотя и то, и другое я безумно люблю. В театре все происходит здесь и сейчас, рождается прямо на ваших глазах. Зритель имеет уникальную возможность увидеть живые чувства, эмоции, а актер - каждый раз сыграть по-другому. Это здорово! Представляете, я много лет играю спектакли, и каждый раз по-новому. Ведь меняются наши обстоятельства жизни, размышления, техника игры… Есть превосходная возможность экспериментировать и пробовать нечто новое.
В кино же все совершенно по-другому. Тебе нужно быстро ориентироваться в пространстве, в котором оказываешься. Когда учишь текст, едешь на съемочную площадку, можешь даже не догадываться, какие там будут объекты, с кем придется играть. За очень короткое время нужно освоить место, где находишься, актера, который будет в кадре. Выдать результат, который останется на века, - исправить его не получится.
Любимыми магазинами всегда были строительный и хозяйственный
- Видим, как с годами меняется кинематограф. А театр?
- Когда я училась у Хусида, у нас была мастерская театра синтеза и анимации. По тем временам было новаторством сочетать разные виды искусства в одном: драмтеатр с живой музыкой, видеоинсталляцией... Сейчас же очень много новых направлений, люди не боятся экспериментировать с приемами из совершенно разных жанров.
- А зритель?
- Если говорить о зрителе, который любит театр, то он не изменился. "Небольшой драматический театр Льва Эренбурга", в котором я служу уже много лет, ставит спектакли как для взрослых, так и детей. Мы видим разные поколения зрителей: от малышей и подростков до взрослых и пожилых. Скажу, что у нас прекрасное молодое поколение, которое всем интересуется и умеет рассуждать, и, конечно же, замечательные, очень чуткие и внимательные дети.
- Вы еще создаете потрясающий реквизит к спектаклям. Откуда это мастерство?
- В молодости всегда приходилось где-то подрабатывать. Да и театр никогда не приносил деньги, поэтому параллельно были какие-то подработки. Я активно использовала свое режиссерское образование: писала сценарии, а к ним нужны были и декорации. Так что достаточно быстро набила руку в этом деле. Моими любимыми магазинами всегда были строительный и хозяйственный. Еще я прекрасно вяжу крючком. Даже есть авторские работы, в том числе свадебное платье.
"Играю не себя, а от себя"
- Хельга Станиславовна, ваши роли в кино совпадают с тем, какая вы в жизни?
- На самом деле это распространенное зрительское заблуждение: думать, что актер играет в кино самого себя. Я никогда так не делаю - играю не себя, а от себя! Предполагаю, как бы мой персонаж действовал, переживал в конкретных обстоятельствах, предлагаемых сценарием, что бы он чувствовал. Понятно, что в кино очень часто используются типажи. Мне же как раз больше нравится, когда мы ломаем стереотипы. Согласитесь, куда интереснее, когда в кадре сидит дедуля, похожий на Деда Мороза, а через время мы вдруг понимаем, что он злодей.
У меня же достаточно строгая внешность, и зачастую предлагают роли следователей, прокуроров. В молодости играла бизнесвумен, этаких железных леди. Правда, когда с годами внешность изменилась, то появилось множество интересных, острохарактерных ролей. К примеру, фильм "Неопалимая купина", который, кстати, снимался в Беларуси. Там я играю девушку Любу - это одна из моих любимых ролей, где образ идет вразрез с внешностью.
"Вообще ничего не планирую"
- Как же все успеваете: день планируете с вечера или сразу всю неделю?
- Вообще ничего не планирую. Вот прилетела я, значит, с фестиваля, и в пять утра мне уже нужно быть на съемочной площадке, а вечером в театре на спектакле. Мне кажется, чем больше ты занят, тем больше успеваешь. Главное - желание.
- Как предпочитаете отдыхать?
- Очень люблю готовить и, как все говорят, делаю это превосходно. Частенько экспериментирую с разными рецептами. Люблю кормить людей и в этот момент сама отдыхаю (улыбается). Когда есть возможность, обязательно еду на дачу. Правда, там у меня активный отдых: посадки, прополки, пересадки…
- Поделитесь личным рецептом счастья?
- Мне кажется, нужно быть отзывчивым к этой жизни. Она предлагает очень много удивительных вещей, главное - их разглядеть. Не менее важно научиться расширять свои границы. Я - актриса и владею своей профессией, вдруг мне предложили снять рекламный ролик. Этим никогда не занималась, потому безумно интересно. Конечно, я согласилась и сделала хорошо эту работу. Еще один пример: на одном из фестивалей мне нужно было спеть. Не представляете, я боялась, ведь всегда себя считала человеком не поющим. Но вышла и как запела… В этом году было уже два фестиваля, где я не только читала стихи, но и пела. Нужно не бояться пробовать, экспериментировать и не останавливаться на достигнутом.
Гастроли запланированы на двадцатые числа сентября
- В сентябре у вас планируются гастроли в нашу страну. Что интересного театр покажет белорусским зрителям?
- Гастроли запланированы на двадцатые числа сентября. Приглашаем зрителей на несколько постановок сразу в двух белорусских городах: Минске и Могилеве. Мы привезем наши самые интересные спектакли "Господа проклятые", "Ю", а также "Волшебник страны Оз", в которых, кроме меня, принимают участие известные артисты нашего театра: Татьяна Колганова, Сергей Уманов, Евгений Карпов и другие. Приходите, обещаем подарить массу эмоций и хорошее настроение!
| Марина ВАЛАХ, газета "7 дней", фото из Instagram Хельги Филипповой.
Читайте также:
"Я бы им памятник поставил!". Рыков из "Скорой помощи" о реальных врачах и съемках
"Тот самый парень из TikTok". Рэпер Dibur рассказал о новом сезоне "МС в такси"
Актерский мир жесток? Поговорили с Наденькой Тельниковой из "Тоталитарного романа"