ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 16 мая 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +8°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
25 апреля 2025, 20:15

"Мозырские овраги" и поездка на трамвае: вот что стоит попробовать в городе экотуристу

"Да тут не Полесье, а Грузия!" - воскликнул водитель, который привез нас в этот город на семи холмах. Кто-то еще сравнивает Мозырь с Черногорией или со Швейцарией, когда видит, как необычно "рассажены" дома на контрастном рельефе - будто на ступенях разных этажей. Прогулялись по одному из древнейших белорусских городов и сделали вывод, что здесь есть как минимум два очень красивых и интересных объекта, которые стоит лично "протестировать" экотуристу.

Объект 1. Овраги

Если в целом Белорусское Полесье - это равнина, то возвышенности Мозырской гряды достигают отметки 220,7 метра. Крутизна склонов может доходить до 30°. Примечательно, что и улицы города пролегают прямо в глубоких ярах. Чтобы сохранить эту уникальную экосистему, создан заказник "Мозырские овраги", он имеет статус республиканского. Две ветки экотроп - в три и шесть километров - предназначены для велосипедных и пеших прогулок и стартуют на окраине города со стороны деревни Бобренята.

Но намотать пресловутые 10 тысяч шагов на свежем воздухе местным любителям ходьбы можно и в самом городе - на заасфальтированной "Тропе здоровья", которая тоже тянется в глубоком овраге. Попасть туда я решила со стороны гостиницы "Припять". И это, как оказалось, не лучший вариант для тех, кто боится собак. Потому что прежде чем выйти на тропу, придется повилять по улочкам частного сектора, изобилующим грозными табличками: "Осторожно: злая собака!". Примерно в каждом втором случае в подтверждение раздавался лай. Чтобы не делать поспешных выводов о том, что Мозырь - город агрессивных псов, поинтересовалась у нескольких хозяев, соответствуют ли их четвероногие друзья заданной характеристике. В ответ услышала смущенные объяснения: собаки на самом деле "хорошие", а злыми их называют с целью банальной предосторожности - прохожие, особенно приезжие, должны быть начеку, что псы охраняют свою территорию. Поскольку до тропы здоровья добралась без каких-либо последствий, я в это поверила.

Знаете, что дает прогулка по оврагу? В первую очередь ощущение защищенности. Ведь идти приходится, считай, под живым шатром из больших деревьев. К слову, клены, сосны, липы, березы в мозырских оврагах специально высаживали на склонах, чтобы избежать оползней. А в оврагах, которые находятся за чертой города, можно заметить бук, лиственницу, пихту и даже реликтовый клопогон европейский. Это растение, занесенное в Красную книгу. Его в нашей стране можно увидеть только в двух местах - здесь и в Беловежской пуще.

Ходьба по тропе пользуется популярностью среди мозырян. Вечером в будний день довелось наблюдать и влюбленные пары, и семьи с детьми, и спортсменов-атлетов, и пенсионеров. Что ни говори, городские власти создали хорошие условия для здорового отдыха.

Объект 2. Трамвай

Мозырь - единственный в Беларуси районный центр, где курсирует трамвай, и один из четырех городов страны, где этот экологичный вид общественного транспорта есть в принципе (наряду с Минском, Новополоцком и Витебском). Маршрут здесь один-единственный - стартует от депо, заканчивается на нефтеперерабатывающем заводе. Расположение предприятия в пригороде диктует еще одну интересную особенность. Основная часть пути - а это 16 километров - пролегает в пригороде. Поэтому хоть маршрут предназначен для доставки работников на производство (даже расписание и количество остановок составлено с учетом сменного графика), любой желающий может воспользоваться этим транспортом. Любят трамвайчик жители населенных пунктов, расположенных по ходу движения. Названия у них, к слову, просто умилительные - Пеньки, Дружба, Бибики, Криничный.

Стоимость талончика на проезд зависит от участка пути. Едешь по городу - заплатишь 80 копеек, до точки в пригороде - 1,2 рубля, а если в промзону - то 2,20 рубля. Весь маршрут - а это линия чуть более 20 километров - займет около 40 минут.

Курсируют по линии две модели трамвая - старая и новая. До прошлого года мозырян перевозили только в вагонах 1988 года выпуска. Несмотря на почтенный возраст машин, выглядят советские сцепки достойно. А с прошлого года парк техники серьезно обновили. На вооружение транспортников поступили десять вагонов марки Т811, восемь уже в строю. Как прокомментировал заместитель начальника трамвайного управления ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" Игорь Шенец, их разработали на предприятии "Белкоммунмаш" специально по техническим условиям мозырян. Вагон - максимально возможной комфортабельности, что немного повлияло на его вместимость. В нем 159 мест, включая 47 сидячих (в старом для сравнения - 211, включая 35 сидячих). Входы в трамвай низкопольные. Сиденья - мягкие, стекла - тонированные, на окнах - уютные шторки, как в маршрутках. В салоне есть кондиционер и видеонаблюдение. Имеются даже USB-порты для зарядки телефонов. В общем, комфорт и красота. Хотя, по отзывам пассажиров, определенной части мозырян по-прежнему по душе старые модели - есть в них особый колорит. А возможно, это просто привычка или ностальгия по советскому времени.

| Елена КОЗЛОВСКАЯ, газета "7 дней". Фото автора и из открытых интернет-источников.

Читайте также:
Замок трех правителей и церкви-зернохранилища: путешествуем по Витебской области
Где в Беларуси можно кататься на аттракционах круглый год?
В этом театре часто говорят: "Мы даже не знали, что такое есть!" А затем приходят снова
Топ-новости
Свежие новости Беларуси