Созданий этих никто никогда не видел, но почти все народы планеты уверены: есть огромные ящеры, живущие в морях или пещерах и плюющиеся огнем. Белорусы не стали исключением, хотя у нас нет ни морей, ни пещер. Поэтому и дракон у нас особенный, имя ему - Цмок. Узнали у фольклориста, как выглядит белорусский "огнедышащий" и чем он отличается от иноземных собратьев.
Соавтор серии книг "Традиционная картина мира белорусов", старший научный сотрудник Института философии НАН Ирина Дубянецкая утверждает: в Беларуси было много типов цмоков - может, дюжина, а то и больше.
- Мы единственная страна в мире, где так много разных историй о них. И все персонажи отличаются друг от друга внешним видом и поведением, - отмечает Ирина Михайловна.
По ее словам, чаще всего у народов есть одна базовая легенда о драконе, имеющая несколько ответвлений. В Беларуси все иначе: у нас подобных сказаний множество - как отдельных маленьких, так и общих для страны, которые в каждой местности рассказывают по-своему.
Разнообразие цмоков связано с традиционными белорусскими представлениями об окружающем мире, где человек находится у основания Дерева жизни. В ветвях летают птицы, а между корней копошатся подземные создания, в том числе змеи и цмоки. К троичной вертикали добавляем четыре стороны света по горизонтали, а также четыре стихии - воду, огонь, землю и воздух - и получаем 12 измерений, в каждом из которых обитает свой дракон-цмок. Эта сложнейшая система общая для индоевропейской и ближневосточной традиций.
- В белорусской космогонии каждая из стихий может быть космической и хтонической, давать жизнь и нести смерть, - продолжает Ирина Дубянецкая. - Например, вода может быть небесной - это дождь, земной - из реки, подземной - проступать из-под земли, создавая болота. Цмоки связаны с каждой из них. При этом все они воспринимаются как хтонические монстры.
- Один из самых распространенных мифов связан с цмоками-помощниками, - рассказывает Ирина Дубянецкая. - Они жили у огромных камней, шили одежду и обувь, но только на свое усмотрение. Попросишь сделать абы-как - пошьет аккуратно, стежок к стежку, а если закажешь такой наряд, чтоб "и в церковь не стыдно было пойти", - получишь с одним рукавом на подоле, с другим - на воротнике.
Обычно в историях нет описаний цмоков - только рассказы о том, как они помогают людям. Отдельные легенды связаны с драконьей любовью к красавицам. Так, однажды девушка и влюбленный в нее цмок пошли в поле. Ухажер утомился и, положив голову на ее колени, попросил разбудить, если появится туча. Но девушка не выполнила просьбу - из тучи ударила молния и убила цмока. За миг до смерти он успел дать пощечину возлюбленной, и на всю жизнь на ее лице остался след пятерни.
- Если цмок ухаживает за девушкой, значит, он предстает в человеческом обличье, - делает неожиданный вывод Ирина Дубянецкая. - Есть даже истории о цмоке-любовнике. Он красавец, с достоинством ухаживает за девушками и молодыми вдовами. Единственное, что выдает цмока, - горб, потому что под одеждой спрятаны крылья. Но сказания умалчивают, что случается, если цмоку отвечают взаимностью.
- Еще одна история о цмоке записана в конце XIX века фольклористом Николаем Никифоровским на Витебщине, - продолжает рассказ Ирина Дубянецкая. - Звери и люди в ней обижаются на цмока, потому что он очень ленивый и не торопится на помощь. Получается, что одна из задач цмока - помогать!
А вот в историях, записанных фольклористом Михаилом Федоровским в начале ХХ века, люди с ужасом рассказывали, какой цмок страшный. У летающей рептилии было то ли три, то ли девять огромных голов, когти - как серпы, а крылья - широкие, острые. Однако никаких упоминаний о том, что цмок приносил вред, нет. Зато говорится, что он большой чистюля и каждый день ходит мыться в баню.
Еще один интересный тип цмока - хут. Такие жили в хатах и помогали хозяевам в меру сил. Чаще всего приносили в дом что-нибудь полезное - зерно или деньги. Где хуты их брали, никто не знает. Такого помощника полагалось кормить яичницей и всячески заботиться о нем. Фактически хут становился своеобразным домовым, который тянул хозяину все ценное, что мог найти. Единственное, что категорически не рекомендовалось в обращении с хутами, - обижать их. В противном случае мигом испепелит все хозяйство и уйдет в другой дом.
- Ян Барщевский в книге "Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях" советует: если кто-то хочет завести цмока (а кто из белорусов не хотел его завести?), нужно взять яйцо черного петуха (в преданиях - петушьего) и носить его под мышкой семь недель, - рассказывает Ирина Дубянецкая. - Из него и вылупится цмок. Кстати, в европейских историях из яйца черного петуха появлялся василиск, страшнейшее чудовище! А у нас - домашний цмок.
Цмок - популярная фигура в белорусском эпосе разных регионов. Часто можно обнаружить смешение образов дракона и домовика, лесовика, змея…
Самый страшный тип цмока упоминается в лирных балладах, которые пели бродячие музыканты.
- "Даўней жылi людзi, не верылi Богу, а верылi цмоку, аддавалi цмоку ў дзень па чалавеку, па малым дзiцёнку..." - цитирует Ирина Дубянецкая. - Для чего отдавали, не сказано. Обычно все продолжалось до тех пор, пока не доходила очередь до дочки князя, короля или царя.
Дальше - по классике. Царскую дочь одевали как невесту и привязывали к скале около большой воды. Цмок выныривал из волн - из его глаз вырывались искры, из ноздрей - пламя, из ушей - дым. И тут появлялся Святой Юрий-Георгий (Егорий), который топтал зверя копытами коня и протыкал его грудь копьем. Однако лирные баллады - исключение из правил, в них мы находим отголоски западноевропейской традиции, где дракон был демонизирован.
- Но и в балладах встречаются варианты, когда девушка сама связывает цмока пояском и ведет на поле, где люди убивают чудище, - говорит Ирина Дубянецкая. - Фактически цмок служил необходимой жертвой. Зачем его убивали? Потому что драконья доля такая. Космический герой убивает монстра и из его тела создает мир. Сказочный персонаж должен пройти ряд испытаний, и одно из них - победа над цмоком или похожим на него чудищем.
Между тем есть в белорусском фольклоре и совсем простенькие истории о цмоках. Одна из них - "свиньи рыли-рыли и дорылись до подземных цмоков". Или история про болотного цмока Гоца. Когда он попался, люди сковали чудище кандалами и повели по гати. Пока тот шел, цепи клацали по дереву гоц-гоц. В итоге гать развалилась и все утонули.
Еще один белорусский цмок - радуга. Во многих регионах радугу называли цмоком, потому что считалось, что она пьет ("цмокча") воду после дождя. Есть даже страшные истории о том, что радуга засасывала детей. Их души потом летали по округе, их называли планетниками. В белорусском языке можно встретить названия "цмок", "смок", "чмок" - все это звукоподражательные слова, означающие пьющего воду.
А был ли Горыныч?
- Змей Горыныч - не белорусский персонаж, - объясняет Ирина Дубянецкая. - Это отдельная ветвь развития космогонического сюжета, где он всегда антигерой, ворующий женщин. Белорусский же цмок ухаживает за женщинами, гуляет с девушками, и это уже они его иногда обвязывают пояском и ведут на смерть к людям. Но практически нигде он не является однозначным злодеем, даже в лирных балладах.
| Алексей ГОРБУНОВ, газета "7 дней", фото БЕЛТА
Хтонические монстры
Соавтор серии книг "Традиционная картина мира белорусов", старший научный сотрудник Института философии НАН Ирина Дубянецкая утверждает: в Беларуси было много типов цмоков - может, дюжина, а то и больше.
- Мы единственная страна в мире, где так много разных историй о них. И все персонажи отличаются друг от друга внешним видом и поведением, - отмечает Ирина Михайловна.
По ее словам, чаще всего у народов есть одна базовая легенда о драконе, имеющая несколько ответвлений. В Беларуси все иначе: у нас подобных сказаний множество - как отдельных маленьких, так и общих для страны, которые в каждой местности рассказывают по-своему.
Разнообразие цмоков связано с традиционными белорусскими представлениями об окружающем мире, где человек находится у основания Дерева жизни. В ветвях летают птицы, а между корней копошатся подземные создания, в том числе змеи и цмоки. К троичной вертикали добавляем четыре стороны света по горизонтали, а также четыре стихии - воду, огонь, землю и воздух - и получаем 12 измерений, в каждом из которых обитает свой дракон-цмок. Эта сложнейшая система общая для индоевропейской и ближневосточной традиций.
- В белорусской космогонии каждая из стихий может быть космической и хтонической, давать жизнь и нести смерть, - продолжает Ирина Дубянецкая. - Например, вода может быть небесной - это дождь, земной - из реки, подземной - проступать из-под земли, создавая болота. Цмоки связаны с каждой из них. При этом все они воспринимаются как хтонические монстры.
Рукав на воротнике и бедный Вяль
История о цмоке Вяле записана в деревне Волейкишки Островецкого района. Вяль не был плохим или хорошим. Он просто любил играть с огромным валуном. Идет кто-нибудь с детишками по грибы, а рядом многотонный камешек приземляется. Поэтому местные Вяля недолюбливали. Пока один человек не решил проблему: освежевал барана, начинил его горячей смолой и серой да и подкинул цмоку. Вяль проглотил угощение - горячая смола протекла в драконье горло. Перед кончиной Вяль заревел так, что его услышал цмок Крок, живший под Краковом. Тот от испуга тоже умер.- Один из самых распространенных мифов связан с цмоками-помощниками, - рассказывает Ирина Дубянецкая. - Они жили у огромных камней, шили одежду и обувь, но только на свое усмотрение. Попросишь сделать абы-как - пошьет аккуратно, стежок к стежку, а если закажешь такой наряд, чтоб "и в церковь не стыдно было пойти", - получишь с одним рукавом на подоле, с другим - на воротнике.
Обычно в историях нет описаний цмоков - только рассказы о том, как они помогают людям. Отдельные легенды связаны с драконьей любовью к красавицам. Так, однажды девушка и влюбленный в нее цмок пошли в поле. Ухажер утомился и, положив голову на ее колени, попросил разбудить, если появится туча. Но девушка не выполнила просьбу - из тучи ударила молния и убила цмока. За миг до смерти он успел дать пощечину возлюбленной, и на всю жизнь на ее лице остался след пятерни.
- Если цмок ухаживает за девушкой, значит, он предстает в человеческом обличье, - делает неожиданный вывод Ирина Дубянецкая. - Есть даже истории о цмоке-любовнике. Он красавец, с достоинством ухаживает за девушками и молодыми вдовами. Единственное, что выдает цмока, - горб, потому что под одеждой спрятаны крылья. Но сказания умалчивают, что случается, если цмоку отвечают взаимностью.
Цмок - уважаемый персонаж. Его изображения часто встречались в орнаментах и как элемент украшения предметов интерьера. А еще цмок как существо, связанное с глубинами воды и недрами земли, у наших предков ассоциировался с мудростью и богатством.
Ленивый, страшный и чистоплотный
- Еще одна история о цмоке записана в конце XIX века фольклористом Николаем Никифоровским на Витебщине, - продолжает рассказ Ирина Дубянецкая. - Звери и люди в ней обижаются на цмока, потому что он очень ленивый и не торопится на помощь. Получается, что одна из задач цмока - помогать!
А вот в историях, записанных фольклористом Михаилом Федоровским в начале ХХ века, люди с ужасом рассказывали, какой цмок страшный. У летающей рептилии было то ли три, то ли девять огромных голов, когти - как серпы, а крылья - широкие, острые. Однако никаких упоминаний о том, что цмок приносил вред, нет. Зато говорится, что он большой чистюля и каждый день ходит мыться в баню.
Еще один интересный тип цмока - хут. Такие жили в хатах и помогали хозяевам в меру сил. Чаще всего приносили в дом что-нибудь полезное - зерно или деньги. Где хуты их брали, никто не знает. Такого помощника полагалось кормить яичницей и всячески заботиться о нем. Фактически хут становился своеобразным домовым, который тянул хозяину все ценное, что мог найти. Единственное, что категорически не рекомендовалось в обращении с хутами, - обижать их. В противном случае мигом испепелит все хозяйство и уйдет в другой дом.
- Ян Барщевский в книге "Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях" советует: если кто-то хочет завести цмока (а кто из белорусов не хотел его завести?), нужно взять яйцо черного петуха (в преданиях - петушьего) и носить его под мышкой семь недель, - рассказывает Ирина Дубянецкая. - Из него и вылупится цмок. Кстати, в европейских историях из яйца черного петуха появлялся василиск, страшнейшее чудовище! А у нас - домашний цмок.
Цмок - популярная фигура в белорусском эпосе разных регионов. Часто можно обнаружить смешение образов дракона и домовика, лесовика, змея…
Немного жути
Самый страшный тип цмока упоминается в лирных балладах, которые пели бродячие музыканты.
- "Даўней жылi людзi, не верылi Богу, а верылi цмоку, аддавалi цмоку ў дзень па чалавеку, па малым дзiцёнку..." - цитирует Ирина Дубянецкая. - Для чего отдавали, не сказано. Обычно все продолжалось до тех пор, пока не доходила очередь до дочки князя, короля или царя.
Дальше - по классике. Царскую дочь одевали как невесту и привязывали к скале около большой воды. Цмок выныривал из волн - из его глаз вырывались искры, из ноздрей - пламя, из ушей - дым. И тут появлялся Святой Юрий-Георгий (Егорий), который топтал зверя копытами коня и протыкал его грудь копьем. Однако лирные баллады - исключение из правил, в них мы находим отголоски западноевропейской традиции, где дракон был демонизирован.
- Но и в балладах встречаются варианты, когда девушка сама связывает цмока пояском и ведет на поле, где люди убивают чудище, - говорит Ирина Дубянецкая. - Фактически цмок служил необходимой жертвой. Зачем его убивали? Потому что драконья доля такая. Космический герой убивает монстра и из его тела создает мир. Сказочный персонаж должен пройти ряд испытаний, и одно из них - победа над цмоком или похожим на него чудищем.
Между тем есть в белорусском фольклоре и совсем простенькие истории о цмоках. Одна из них - "свиньи рыли-рыли и дорылись до подземных цмоков". Или история про болотного цмока Гоца. Когда он попался, люди сковали чудище кандалами и повели по гати. Пока тот шел, цепи клацали по дереву гоц-гоц. В итоге гать развалилась и все утонули.
Еще один белорусский цмок - радуга. Во многих регионах радугу называли цмоком, потому что считалось, что она пьет ("цмокча") воду после дождя. Есть даже страшные истории о том, что радуга засасывала детей. Их души потом летали по округе, их называли планетниками. В белорусском языке можно встретить названия "цмок", "смок", "чмок" - все это звукоподражательные слова, означающие пьющего воду.
А был ли Горыныч?
- Змей Горыныч - не белорусский персонаж, - объясняет Ирина Дубянецкая. - Это отдельная ветвь развития космогонического сюжета, где он всегда антигерой, ворующий женщин. Белорусский же цмок ухаживает за женщинами, гуляет с девушками, и это уже они его иногда обвязывают пояском и ведут на смерть к людям. Но практически нигде он не является однозначным злодеем, даже в лирных балладах.
| Алексей ГОРБУНОВ, газета "7 дней", фото БЕЛТА