День машиностроителя - праздник, который символизирует силу
человеческого разума, искусства и труда, воплощенных в металле и
механизмах. Это отрасль, где инновации становятся движущей силой
прогресса, а технологии открывают новые горизонты для развития экономики
и общества. В преддверии этого важного события поговорили с Тарасом
Мурогом, генеральным директором предприятия, которое уверенно задает
направление в машиностроительной отрасли, - "БКМ Холдинг".
О новинках техники
За
последние два года "БКМ Холдинг" выпустил пять новых единиц техники.
"Если мы говорим про 2023 год, это была постановка в серию полностью
низкопольного трамвая Т811, который мы видим в Минске. Жаль, конечно,
что в Минск он пошел не первым. Изначально он пошел в российские
регионы, но потом получилось и с Минском заключить контракт. Думаю,
жители столицы по достоинству оценили комфорт низкого пола, потому что
не надо залазить в трамвай по крутым ступенькам. Кроме того, особенность
этого продукта состоит в том, что он полностью состоит из компонентов
Союзного государства - степень локализации в нем 93%", - рассказал Тарас
Мурог.
"БКМ Холдинг" разработал рельсовую тележку, которая и
позволяет сделать пол на 100% низким. "Весь талант наших конструкторов,
технологов, производственников сконцентрирован в этом инновационном
продукте", - подчеркнул гендиректор.
В классе особо больших машин
"БКМ Холдинг" изготовил 18-метровый электробус для Санкт-Петербурга с
240 км пробега и ночной зарядкой. "Мы были первые, кто изготовил такую
машину, и сейчас она успешно эксплуатируется в Санкт-Петербурге", -
отметил Тарас Мурог.
Уже в этом году холдинг презентовал
трехсекционный трамвай модели Т856. "В первом полугодии мы
сертифицировали и поставили на производство. Он прошел все виды
сертификации и уже начались поставки в Нижний Новгород. Уже поставлены
три единицы. Трехсекционный трамвай - это машина повышенной вместимости,
она перевозит огромное количество пассажиров. Очень надеемся, что город
Минск тоже рассмотрит вопрос использования таких трамваев для
транспортировки пассажиров в "Северный берег" - достаточно удаленный
район. Ведем переговоры об этом. Туда строится дорога, и мы хотели бы,
чтобы там были трамвайные пути. Наш опыт и аналитика показывают, что
трамваи лучше с точки зрения оперативности и подвоза пассажиров вне
зависимости от пробок. В обычный трамвай влезает пассажиров практически в
два раза больше, чем в электробус. Это очень серьезное преимущество", -
обратил внимание Тарас Мурог.
Сейчас "БКМ Холдинг" ведет
разработку и к концу года поставит на Белорусскую атомную станцию четыре
пригородных электробуса. "Это тоже абсолютно новый продукт. На нашем и
на союзном рынке такого продукта нет. Мы разрабатываем его с
перспективой быть представленными, в том числе в Российской Федерации. В
ближайшем будущем в планах сделать трамвай с увеличенным автономным
ходом, чтобы сократить затраты муниципальных бюджетов. Этот вопрос также
активно прорабатываем с Казахстаном", - рассказал гендиректор
предприятия.
Контактная сеть - достаточно затратная вещь. Из-за
этого некоторые города отказываются от троллейбусов, потому что
содержать, эксплуатировать провода, подстанции и так далее - это
практически то же самое, что иметь полноценное энергохозяйство. "И мы
сделаем трамвай, который, как и троллейбус, сможет, опустив пантограф,
проехать порядка 20 км на батареях. Этот трамвай будем уже делать в
следующем году", - отметил руководитель.
Кроме того, "БКМ
Холдинг" активно занимается совместно с российскими коллегами внедрением
беспилотности. "Трамвай - идеальный продукт, на котором это можно
внедрять, эти технологии, здесь и сейчас. Первые шаги по системе
активной помощи водителю уже сделаны в городе Минске на 20 трамваях.
Стоит первый уровень системы ADAS, то есть распознавание предметов,
людей, красного света, ограничения скоростей. Мы работаем над тем, чтобы
добиться полной беспилотности и запустить в итоге беспилотный трамвай",
- поделился планами Тарас Мурог.
Он отметил, что для проведения
испытаний и экспериментов пока рассматривают Мозырь, потому что именно
там можно реализовать эту идею быстрее всего. "Сегодня любое
диспетчерское депо по желанию может в режиме удаленно, через Wi-Fi,
считывать любую информацию, которая потребуется и будет оговорена
техническим заданием. Напряжение батареи, картинки с камер - все-все.
Вопросы внедрения искусственного интеллекта, как во всех остальных
сферах, - это вопрос больше юридический, чем технический. На сегодняшний
день компетенции у нас уже есть. Техника не оснащена искусственным
интеллектом, но она технически подготовлена к его внедрению", -
подчеркнул гендиректор.
Какие рынки открывает "БКМ Холдинг"
В
2023-2024 годах была задана очень высокая планка по экономическим
показателям. "В 2023 году мы работали 100% на экспорт. У нас только один
троллейбус был собран для внутреннего рынка. В 2024 году тоже
преимущественно работали на экспорт, в Российскую Федерацию. В 2025 году
нет такого наполнения финансами на российском рынке. У нас есть
заключенные контракты, которые пока, к сожалению, стоят на паузе из-за
отсутствия финансирования. Но мы переориентировались и активно работаем
на наши областные города. Законтрактованы мы с Витебском, Могилевом,
Гродно, Гомелем. То есть в четыре области будем поставлять. Планируем
закончить год не хуже, чем в предыдущие", - отметил Тарас Мурог.
Кроме
России, "БКМ Холдинг" работает с Казахстаном. В этом году удалось
осуществить поставку трамвайного вагона для модернизации Т701. "Это один
из продуктов, который появился и стал в серию в 2024 году. Это новый
кузов от трамвая Т811, который можно использовать как капитальный ремонт
тележки от других трамваев. Достаточно интересная история с точки
зрения бюджета, потому что получается, ты имеешь два новых трамвая по
цене одного низкопольного. Три пробных трамвая получили достаточно
высокую оценку. Ведем переговоры о модернизации еще 17 трамваев. И
сейчас участвуем в тендере на поставку в Павлодар 22 низкопольных
трамваев. Очень сложно конкурировать на этом рынке, но мы зашли на
него", - сказал гендиректор.
БЕЛТА.-0-
Экономика
28 сентября 2025, 15:36
Беспилотные трамваи? Гендиректор "БКМ Холдинг" о перспективах развития
Главное
Топ-новости
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.