ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 14 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Культура
09 марта 2024, 10:43

Настоящая. Как в одной женщине сочетаются абсолютно разные образы - о жизни актрисы Татьяны Гончаровой

Мудрая, глубокая и бесконечно прекрасная - такая она в жизни и на сцене. В ее биографии - покорение неба в качестве стюардессы, работа на закрытом предприятии оборонного ведомства, большие надежды талантливой скрипачки, яркие роли и выступления в театрах практически по всему континенту, преподавание маленьким моделям и многие другие направления. Рожденная в казахском городе Жезказган, воспитанная в сибирском Иркутске, она нашла свою любовь, судьбу и признание на юго-востоке Беларуси. О жизненном пути, творчестве и прикосновении к миру моды актриса драмы Гомельского областного драматического театра Татьяна Гончарова рассказала в беседе с корреспондентом БЕЛТА.
                                   
Первая скрипка

С детства ей пророчили карьеру успешной скрипачки. Хрупкую синеглазую соседку, которая несколько раз в неделю с футляром ходила в музыкальную школу, во дворе защищали даже самые отъявленные хулиганы. А между тем за нежной внешностью скрывалось большое огненное сердце, жаждущее открыть для себя весь мир.

"Музыкой я занималась с шести лет. Мой отец был хороший музыкант. Все отмечали мой абсолютный слух, прекрасную музыкальную память. Но в какой-то момент мне немного поднадоели занятия, решила бросить, однако родители были против. Тогда пришла молодая учительница - она мне очень нравилась, и я не могла ее предать. Когда немного поленивалась, мне сказали, что так я не смогу поступить дальше. И это был вызов для меня. Проявила свой характер: по 10 часов занималась - и поступила в училище искусств города Иркутска", - улыбаясь, говорит она.
 
В руках талантливой девочки была особенная скрипка - инструмент 1829 года. Эту скрипку мы приобрели у учительницы, отец которой привез инструмент из Австрии. Во время Отечественной войны он вошел в разрушенный особняк, где был белый рояль и на нем эта скрипка в футляре. Обвалившиеся блоки немного повредили музыкальные инструменты. Скрипка сделана по образцу Антонио Страдивари. Она очень звучная", - с любовью говорит актриса о первом инструменте, который и сейчас бережно хранит в гомельской квартире. 
Спустя два года в ее жизни произошел резкий поворот, режиссером которого стала сама. "Ушел мой преподаватель - первая скрипка Иркутского симфонического оркестра. Меня передали другому учителю. И тут поняла, что настало мое время - я ушла", - делится Татьяна. В семье такое решение девушки не поняли, она в раз оборвала все связи с родными, ушла из дома в общежитие. Этот период быстро закончился. "Невзирая ни на что, моя мама очень переживала за меня и всегда была в курсе всех событий. Она приняла мое решение и всегда искренне гордилась мной и радовалась моим удачам. Моя мама - очень дорогой и важный человек в моей жизни", - подчеркивает актриса.

Покорение театрального

Театр в ее жизни начался с друзей - девчат из общежития, которые учились на актерском отделении. "Мы жили на одном этаже. И я поражалась их умению выходить на сцену и не бояться. Когда я играла на скрипке перед публикой, у меня руки просто неимоверно дрожали. А друзья уговаривали меня поступать на актерское. Я им прямо говорила, что никогда не мечтала об этом. Да и куда мне в театральное, ведь я вся такая зажатая. Общаясь с ними, все же решила преодолеть свой страх. Поступала в театральное дважды. Когда вышла на сцену в первый раз, при виде комиссии у меня просто перехватило дыхание, пересохло в горле - и я ничего не могла сказать. Что-то прошептала с перепуганными глазами - буквально полстрочки!", - не скрывая сложностей на пути, делится своей историей признанная актриса. Ведь ее пример - урок для тех, кто готов сдаться при первом же препятствии.

На следующий год серьезно подготовилась: от и до отрепетировала разнообразные сцены и отрывки. Затянула свои длинные волосы в тугой хвост, добавив выразительности лицу, нарядилась и пошла покорять комиссию. "Передо мной был такой симпатичный паренек, который ничего не мог сказать. Комиссия пыталась вытянуть из него хоть что-нибудь. А, надо сказать, конкурс на актерское был тогда просто космический, потому что Иркутское театральное училище имело свой авторитет. И вот этого парня просят: "Ну, прочтите Маяковского "Разворачивайтесь в марше!". Он же все тихонечко шепчет. А я шла следующая, как раз готовила Маяковского. А этот мальчишка так разозлил меня, что на сцене не сдерживала эмоций, как закричу: "Разворачивайтесь…". Комиссия как встрепенулась. Главный режиссер Борис Самойлович Райкин развернулся к парню и говорит: "Слышал, как надо?", - смеется, вспоминая этот момент, Татьяна.
 
Тогда ее зачислили одной из первых. И это были шаги к новой жизни, к обретению дела всей жизни. "Никогда не думала, что для меня это станет смыслом и образом жизни, мышлением", - признается она.
Именно театр стал призванием, хоть не раз поступали предложения от кинорежиссеров. В 1983 году Татьяна снялась в художественном фильме Е.Евтушенко "Детский сад" в роли невесты.

Пути актрисы неисповедимы

Когда молодой актрисой приехала в Гомель в 1987 году, думала на два-три года. Сибирячку всегда манила Беларусь. "По всему Союзу тогда звучала песня ансамбля "Сябры" "Живет в белорусском Полесье кудесница леса Олеся"… Этот край всегда меня привлекал, хотела почувствовать его, познакомиться ближе. А потом случилась трагедия на Чернобыльской АЭС, как я могла оставаться равнодушной. Мы были воспитаны в Советском Союзе - активные и патриотичные комсомольцы. Хотелось поехать и поддержать народ Беларуси - мы же все вместе", - подчеркивает актриса.  

В те времена московские биржи были центром притяжения актеров: не только возможность заявить о себе режиссерам, но и место встреч. На тот момент Татьяна два года отработала в театре в Караганде. "Нас же разбросало по разным уголкам Советского Союза, поэтому встречи всегда были очень теплыми. И повезла я туда свою подругу, а сама хотела прогуляться по Москве, встретиться с друзьями. Но так случилось, что подруга вернулась назад в Караганду, а я получила приглашения в несколько театров. Естественно, Гомель стал приоритетом", - нежно улыбается собеседница.
Первое впечатление о встрече с Беларусью Татьяны Гончаровой навсегда отпечаталось в ее сердце. "Во время студенчества я подрабатывала стюардессой, и мне даже предлагали остаться, обозначая все преференции профессии. Было много дальних перелетов, не раз приземлялись в новых странах. О Беларуси была наслышана, о трагедии Великой Отечественной войны - у нас патриотическое воспитание было на высоте, хоть эти события и не коснулись сибирского края. Так, спускаясь по трапу самолета в Гомеле, едва коснувшись ногой земли, у меня возникло ощущение, что эта земля до сих пор стонет - а это был 1987-й год. И это трепетное ощущение со мной на всю жизнь. Что-то похожее почувствовала в Ленинграде - именно этот город выстоял и победил. И даже в современном Санкт-Петербурге как будто ты присутствуешь в другой реальности. Это очень чувствуется", - откровенно говорит она.
 
Затем были непростые 1990-е годы. И все же актриса никогда не испытывала дефицита в предложениях. "Меня приглашал режиссер Отар Иванович Джангишерашвили вернуться ближе к родным местам, в Нижний Новгород. В Карагандинском русском драматическом театре служила около трех лет после окончания училища. У меня были небольшие роли - такая героиня лирико-драматического плана. А, оказывается, все это время он помнил меня. Позвонил и говорит: "Татьяна, вы нам нужны, - приезжайте!". Также он приглашал и в Волгоград, где открывал первый на советском пространстве коммерческий театр, который стал процветающим", - рассказывает Татьяна Гончарова.
Свое веское слово сказала режиссер Гомельского областного драмтеатра Лидия Алексеевна Монакова. Да и сильный сплоченный коллектив к тому времени проник глубоко в сердце молодой актрисы. Здесь она стала, как шутит сама, штатной Снегурочкой, исполняя из года в год роль внучки зимнего волшебника. Здесь вживалась в новые и новые роли. 
Белорусский - в сердце и дипломе

Как-то приятельница предложила за компанию поступать в Белорусский государственный университет культуры и искусств. "Говорит: "Давай подадим документы на специальность "Абрады i святы". Как же? Я ведь почти ничего не понимаю по-белорусски. Но она заверила, что будет мне помогать, и я согласилась. Но так получилось, что я поступила, а она нет. И я остаюсь на курсе "Абрады i святы", представляете?", - смеется Татьяна Гончарова, обозначая масштабы личной драмы в тот период. 
Да, в театре иногда приходилось играть роли на белорусском языке. "Все заучивала, как "Отче наш". И на сцене была убедительна. И режиссер ставил меня в пример. Знаете, за пять лет учебы даже мыслить стала на белорусском языке. Хотя сначала было непросто. Ребята могли легко импровизировать, а мне приходилось подключать все гамму эмоций. И получалось эмоционально все передавать", - говорит она.
Жить, а не играть

За годы службы в Гомельском драмтеатре Татьяна Гончарова сыграла (скорее прожила), более 100 ролей. "Некоторые из них оказали большое влияние. Они словно совершают какую-то внутреннюю революцию, переворот в тебе - и ты начинаешь иначе смотреть на мир. И совсем не важно - большая это роль или маленькая", - делится актриса.  

В свое время Татьяна очень хотела сыграть Офелию, но не была задействована в постановках У.Шекспира. "В студенчестве была занята в А.Чехове. Единожды играла в Ф.Достоевском - обожаю его. И один раз в М.Горьком, хоть это мой любимый автор. Играла очень много пьес А.Островского. Яркой страницей остается дебют "Звезды на утреннем небе" - спектакль, который сыграли много раз", - перечисляет она.
По словам актрисы, роль Марианны в "Сценах из семейной жизни" И.Бергмана оказала сильное влияние на ее жизнь. "Этот спектакль шел три часа, фактически все время на сцене - два человека. Это супружеская жизнь во всех ее ипостасях: с изменами, разводами и др. От этого спектакля пошел какой-то отсчет: когда в моей личной жизни что-то происходило, вспоминала эту постановку", - говорит собеседница.  

Очень полюбилась небольшая роль в постановке "Ромочка" по "Поединку" А. Куприна. "Совершенно случайно попала в него. И это была одна из первых моих острохарактерных ролей. Она так мне нравилась. Совершенно была влюблена в роль Анны Андреевны в "Ревизоре", который ставила режиссер Лидия Алексеевна Монакова. За нее получила одну из серьезных похвал от коллеги, что бывает не так часто. "Я видела много разных постановок, но ты меня смогла удивить", - сказали мне. Этот спектакль мы возили на "Белую вежу" и взяли премию нашим замечательным коллективом", - рассказывает Татьяна.
Есть и этапные роли. "Спектакль "Между небом и землей" ставил Сергей Павлюк. Для меня это сама по себе была очень яркая и неожиданная постановка, она как-то выбивалась из всех. Мой муж - культуролог, философ - считает, что роль Джулии Собертс - одна из самых лучших в моей театральной жизни. Как-то совпала со мной эта постановка. Она помогла мне открыть в себе самой то, чего раньше никогда не видела", - откровенно отмечает она.

Когда роль спасает

Есть в репертуаре актрисы роли исключительного значения. Таковой стала Фира в постановке "Женское счастье". "Всю жизнь боялась играть еврейскую женщину. Отчего-то было такое чувство, хотя для меня не существует каких-то национальностей. Для меня есть люди - хорошие или плохие. Но при всем этом я понимала, что предстоит создать на сцене представительницу особого народа - Богом избранного. Это особый характер, особый юмор, а с чувством юмора у меня туговато, всю жизнь пытаюсь развивать его", - улыбаясь, говорит Татьяна.
Во время постановки были напряженные отношения с режиссером. "Мы просто вусмерть ругались с Михаилом Мамедовым, который ставил этот спектакль, потому что рождалось что-то настоящее. Он человек с очень горячим нравом, взрывался. Ругались до того, что думала: либо я роль положу, либо он меня снимет. Спектакль получился удивительный. Наверное, ни над одной ролью в жизни я так не работала. Я жила с ней. А сроки постановки были очень короткие. Перечитала очень много литературы, слушала песни, а муж как раз занимался темой холокоста. И мы друг другу подбрасывали материал. Это была работа даже на 26 часов в сутки", - поясняет Татьяна.
 
Эта роль рождалась в творческих муках, конфликтах, слезах, жутком, болезненном состоянии. Отразилась и жизненная ситуация: в 2019 году были очень серьезные проблемы со здоровьем. И когда в Минске Татьяну везли на каталке по коридорам клиники на сложнейшую операцию, исход которой был непредсказуем, она мысленно рассуждала об этой своей героине, задавала себе вопросы, прорабатывала какие-то отрывки из пьесы. И потом, когда очнулась после наркоза в реанимации, продолжила работать над этой ролью дальше.
"Эта роль добавила мне мудрости, терпения, другого отношения к жизни. Я вновь начала ценить жизнь. Потому что, когда мы стремимся к чему-то, торопимся, бежим, то просто забываем жить. Теперь же, даже когда с утра за окном пасмурно, дождь, мерзко - думаю: "Какое счастье это видеть, ощущать, чувствовать. И это огромное счастье. Темп жизни постоянно увеличивается, а мы порой не ценим самых простых вещей", - обращает внимание Татьяна.

Преподаватель для юных моделей

"Совершенно случайно попала в эту модельную школу. Я никогда не думала, что буду с детьми работать, преподавать актерское мастерство", - признается актриса. Пришлось поуговаривать. Согласилась ненадолго. "И это ненадолго - уже почти 10 лет", - дополняет она.

К каждому занятию педагог готовит свой сценарий с учетом возраста и уровня ребят в группах. Перед этим перечитывает стопки книг - Станиславский, Гиппиус, Чехов, чтобы выбрать самое ценное, интересное и важное. "Они для меня - мои собственные дети. Они иногда доверяют мне те тайны, о которых не решаются сказать дома. Я искренне радуюсь за их успехи, журю, если это необходимо. Прекрасно понимаю: жизнь идет, дети уходят и продолжают свой путь, а мы для них определенный жизненный этап. И знаете, одна из выпускниц модельной школы подошла и поблагодарила меня. Она сказала очень важные слова: "Вы мне помогли поверить в себя и обрести себя". И это многого стоит", - говорит мастер сцены.
Главный посыл в работе с детьми - не навреди. "Очень радуют их успехи, даже если это полшага вперед. Со стороны замечаю все. Был период, когда занималась и с маленькими моделями с особенностями развития. И на подиум выходила с одной девочкой. Рада, что она прекрасно выступила на последнем показе к 8 Марта", - отмечает Татьяна.

За чем люди идут в театр

Новое время предъявляет и новые требования к театру. "И сейчас увеличилась скорость жизни, появился интернет, конкуренция неимоверная. И все же люди идут в театр за живыми эмоциями. Здесь можно увидеть, соприкоснуться, прочувствовать, услышать живое слово, а не экранное, не отредактированное", - считает Татьяна Гончарова. 

Ценна и для актеров реакция зала. "Просто уникальное актерское ощущение ловишь на сцене, когда происходит единение с залом и ты можешь им управлять. Когда все забывают про свои телефоны, словно вытягиваются навстречу, по-настоящему плачут или смеются... Это чувство сложно передать: зритель вошел в твое состояние, он сопереживает, чувствует. В такие моменты и происходит внутренний катарсис. Если искусство настоящее, оно очищает. Кому-то нужна классика, а кто-то ждет чего-то современного - каждый приходит в театр за своим. И если человек находит это и это его по-настоящему трогает - самое главное для нас", - подчеркивает актриса.
"Во все времена народу нужен мир, и он всегда будет ждать хлеба и зрелищ. Понятно, что большие средства государство вкладывает в мир, и экономика важна. По возможности хотелось бы чуть больше поддержки и театрам. Ведь зрелища нужны - не виртуальные. Культура помогает осознавать зрителю, это этот мир - наш мир, наша ценность", - акцентирует она.

Понять, как жить дальше…

На этот вопрос помогает найти ответ премьера "Летят журавли" к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Постановка посвящена Великой Отечественной войне, любви, человеку, который может и потерять себя, и обрести. "Моя дочь была на премьере. Честно говоря, думала, что она отнесется прохладно к этой постановке, а она сказала, что была тронута до слез. "А этот вопрос, который очень проникновенно звучит в финале: "А зачем я живу?" попадает в цель, заставляет задуматься. На мой взгляд, такой материал должен быть на афише. Хотелось бы, чтобы больше родителей приходили с детьми, а потом разговаривали о важном. Этот спектакль ставит много вопросов: "Для чего я живу? Все мы для чего живем?". Отвечая на них для самих себя же, мы сможем понять, как жить дальше", - уверена Татьяна Гончарова.

В чем же женское счастье

Татьяна играла значимую роль в современной постановке "Женское счастье", где раскрывается многогранность темы.

А для себя на этот глубокий вопрос актриса дает конкретный ответ. "Мир - это важнейшее женское счастье, семья, дети, любовь и, наверное, доброта. Как говорили наши предки - жить в ладу с Богом. А Божьи заповеди - это те самые человеческие заповеди. И мир действительно спасет доброта, любовь и честное отношение не только к окружающим, но и самим себе", - резюмирует Татьяна Гончарова. В этом посыле и есть она, как всегда и во всем - настоящая.
Фото из архива героини,

БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси