Рушники на Красной площади, бумага и галстуки Шамякина: маршрут по Гомельской области

2024-10-25 17:05
Сколько бы ни говорили, что у нас много однотипной и серой архитектуры, в каждом городе, городке и даже деревне можно найти что-то удивительное. Дворец, усадьба, дом или что-то иное - но непременно уникальное. Чтобы убедиться в этом, предлагаем вам путешествие по Гомельской области.
Дворец в ХальчеНачнем с деревни Хальч Ветковского района, впервые упомянутой в XIV веке. В первой половине XV столетия Свидригайло Ольгердович подарил деревню потомку Халецких Павлу Мишковичу. С тех пор Хальч стал резиденцией рода. Позже, с XIX века и до 1917 года деревней владели Войнич-Сеножецкие.В начале XIX столетия Халецкие отстроили в Хальче дворец-усадьбу, хозяйственные постройки и разбили пейзажный парк. К сожалению, автор проекта не известен. Но сохранились зарисовки авторства Наполеона Орды, сделанные им во время путешествия по Гомельщине. На них - дворец оригинальной архитектуры в стиле позднего классицизма. Среди памятников усадебного зодчества той поры ему не было аналогов на территории Беларуси, Украины и Литвы. Внутри - большой бальный зал, салон, библиотека, архив, спальни, гостевые комнаты, меблированные старинными гарнитурами красного дерева, украшенные коллекциями ковров, серебра, фарфора и живописи.В состав комплекса входили основное здание, два флигеля, хозяйственные постройки и конюшни. До наших дней дошел лишь дворец. Перед главным фасадом - двор с круглым газоном и фонтаном, вокруг раскинулся пейзажный парк.
В советское время здесь поочередно находились приют для беспризорников, тюрьма, клуб и контора колхоза. Сейчас в усадьбе проводится реставрация.
Красная площадь, ветковские староверы, рушники и иконыДальше направляемся в районный центр - Ветку. История местечка началась после Никоновской реформы XVII века. Не принявшие ее результаты старообрядцы искали место для поселения. Нашли недалеко от Гомеля. Интересно, что в течение нескольких первых лет в новом городе поселились больше 40 тысяч последователей старой традиции - и это при том, что в Москве в тот момент жили около 100 тысяч человек.Вместе с тем жители продолжали поддерживать связь с Москвой и центральную площадь назвали Красной. А сам Петр I "Ветку повелел не трогать", хоть и не жаловал старообрядцев. Но в XVIII столетии отношение изменилось, и город дважды сжигали царские войска. С тех пор Ветку часто называют "огнепальной". Этот образ нашел воплощение в уникальных иконах.Еще при постройке города в него шли многие великолепные мастера, иконописцы, книжники, предприимчивые купцы и другой искусный люд. Поэтому уже в XVIII-XIX веках местечко стало не только приютом для старообрядцев, но и крупным центром торговли и ремесел.В том числе благодаря этому в конце XIX века один из самых уважаемых купцов города Тимофей Грошиков отстроил в центре особняк - роскошное по тем временам здание в готическом стиле со стрельчатыми окнами и четырьмя залами. Сейчас оно отреставрировано. Внутри находится одна из главных достопримечательностей райцентра - Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова.В музее можно узнать об истории города и легендах его создания, о ветковской ковке, традиционных костюмах и украшениях, книжной культуре. Основу фондов составляет коллекция самого Шклярова, местного уроженца и выходца из старообрядческой семьи, художника, мастера резьбы по дереву и собирателя ценностей. Постоянная экспозиция открылась в конце 80-х годов прошлого века.Отдельное место в музее занимают поистине уникальные иконы. Существует даже понятие "ветковская школа иконописи". Узнать такую работу можно по особой манере изображения ликов святых, примечательным растительным орнаментам, великолепному украшению окладов.Еще в музее хранится самая большая в Беларуси (а может, и в мире) коллекция рушников. Говорят, их около 3,5 тысячи. Основная часть создана руками многих поколений женщин из Неглюбки. Ткачество этих мастериц по праву считается особым достоянием белорусского народа.Старообрядцы Ветки говорили: "Мой дом - мой храм". И храмы эти они украшали не только внутри, но и снаружи: декоративная резьба вилась по окнам, крышам, воротам. Отголоски былого мастерства можно увидеть и сегодня. Правда, изукрашенных лиштв, фронтонов, ворот и заборов остается все меньше и меньше.Прогулку по городу можно завершить возле дома, где жил Федор Шкляров. Кстати, это тоже музей.Фарфор и бумага Добруша, галстуки ШамякинаСледующая точка нашего маршрута - город Добруш, известный уже с XIV века. В XVIII столетии императрица Екатерина II подарила местечко фельдмаршалу Румянцеву, а в первой трети XIX века оно перешло во владение семейства Паскевичей.Те к уже имеющимся полотняно-парусиновой, чугунолитейной и мукомольной мануфактурам добавили медеплавильный завод, бумажную фабрику и первую в Беларуси промышленную электростанцию. В конце XIX века между Гомелем и Добрушем появилась телефонная связь, а на реке Ипуть при бумажной фабрике заработала первая на территории страны гидроэлектростанция.Интересно, что основанная Федором Паскевичем (генерал-лейтенант, генерал-адъютант, граф Эриванский, князь Варшавский) Добрушская писчебумажная фабрика была первой в своем роде в империи. Она дважды удостаивалась высшей награды на Российских промышленных выставках, что давало право помещать на своих изделиях герб державы. В беспокойные первые годы XX века фабрика пришла в упадок, к 1919 году работала лишь одна бумагоделательная машина. Производство стали восстанавливать только после Великой Отечественной войны, к середине века оно вышло на довоенный уровень.Сегодня посмотреть на здание фабрики и производство бумаги можно во время экскурсии. Говорят, что одна бумагоделательная машина тут работает со времен Паскевичей. Так это или нет, узнаете на месте.Но не бумагой единой. В конце 80-х годов прошлого века в Добруше выпустили первую продукцию фарфорового завода, который работает по сей день. И на него тоже можно попасть с экскурсией. А узнать об истории города и района можно в местном краеведческом музее, который открыт в здании бывшей школы, работавшей при бумажной фабрике. Тут есть интересная экспозиция, посвященная знаменитому белорусскому писателю Ивану Шамякину, и не менее интересная коллекция его галстуков.Осмотрев все это, направляемся в местный районный исполнительный комитет, чтобы получить разрешение на посещение зоны отселения, и едем в Демьянки.Зона отселения и призрак в ДемьянкахПрихватив с собой сотрудника исполкома, направляемся в зону отселения. А точнее, в усадьбу Герардов в Демьянках.Согласно письменным источникам, деревня известна с XVI века. В XIX столетии она перешла во владение генерал-губернатора Финляндии Николая Герарда. Именно он в конце века построил здесь двухэтажный роскошный особняк в ретроспективно-русском стиле, с кованой лестницей и множеством дорогих элементов. После революции Герарда раскулачили, а поместье изъяли. После этого в доме устроили школу-интернат, позже - пионерский лагерь. После аварии на Чернобыльской АЭС местность попала в зону отселения.Сейчас усадьба законсервирована и ждет лучших времен.Поговаривают, что и без того редких путешественников в парке поджидает призрак девушки. По легенде, это дочь Николая Герарда. Когда во время Первой мировой войны в имении остановился полк русского войска, она полюбила молодого офицера. Военные отбыли, а девица тайком отправилась вслед за возлюбленным. Герард, узнав об этом, велел вернуть дочь. Это удалось сделать, но девушка застрелилась из отцовского пистолета у реки. С тех пор она ходит по парку и пугает всех, кто нарушает ее покой.Посетить это место стоит не только ради красивой усадьбы, но и для того, чтобы прочувствовать атмосферу зоны отселения, беды и людского горя. И поразмыслить, насколько тонка грань между до и после, жизнью и смертью.| Ксения Дмитриева. Фото автора.
Читайте также:
Полесский Версаль, чудо-плитка и родина Наполеона Орды. Путешествуем по БрестчинеЗабытая усадьба, церкви и руины. Путешествуем по Кореличскому районуОб этих местах мало кто знает: маршрут по старинным усадьбам Минской области