Дмитрий Харитончик
Генеральный директор ЗАО "Атлант" - директор Минского завода холодильников
Сегодня в Минпроме состоялось заседание рабочей группы по промышленному туризму, на котором подведены итоги работы в данном направлении в прошлом году. О результатах развития такого вида туризма на предприятиях отрасли рассказал руководитель рабочей группы, заместитель министра промышленности Дмитрий Харитончик, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Министерство спорта и туризма в августе 2023 года установило перечень видов туризма, их определения и классификационные признаки, а также форму единой классификации видов туризма в Беларуси. В перечень включен промышленный туризм. Рабочая группа по промышленному туризму входит в состав Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров.
По его словам, в минувшем году в отрасли сложился устойчивый тренд на развитие услуг среди потребителей внутреннего туризма. Основные усилия были направлены на увеличение количества предприятий, практикующих промтуризм, - их количество выросло вдвое. И в настоящее время услуги промышленного туризма в той или иной мере оказывают 12 холдинговых структур Минпрома.
Кроме того, увеличению количества туристов также способствовали широкая информационная работа (размещение информации на официальных сайтах предприятий, в официальных аккаунтах соцсетей, публикации в СМИ), а также наращивание туристической инфраструктуры, повышение качества сервиса, участие в различных выставках, форумах и иных выставочных мероприятиях, которые позволяют активно продвигать бренд, демонстрировать продукцию.
Что предлагают промпредприятия туристам
Замминистра рассказал о наиболее значимых достижениях предприятий. В частности, на БЕЛАЗе расширен штат сотрудников отдела промышленного туризма, позволяющий проводить до 10 экскурсий в день. Внедрено интерактивное голосовое меню в целях информирования и удержания абонента на линии. Включен в перечень оказываемых услуг динамический тренажер вождения карьерного самосвала, на котором турист может почувствовать себя настоящим водителем-испытателем. Внедрены тематические фотозоны на протяжении всего туристического маршрута. Организована площадка выставочных образцов в рамках открытой экспозиции карьерной техники.
В ЗАО "Атлант" привлекаются к проведению экскурсий и диалогу руководящие сотрудники предприятия с целью проведения профориентационной работы и поддержания положительного имиджа.
На заводе "БКМ Холдинг" проводятся Дни открытых дверей с организацией развлекательной программы. "Также установлен тачскрин панели с приложением, в котором можно рассмотреть в 3D-формате интерьер и экстерьер актуальной техники, производимой предприятием", - добавил заместитель руководителя ведомства.
На "Гомсельмаше" в 2023 году начаты работы по реконструкции музейного пространства с последующим созданием 3D-туров, для посещения цехов закуплены радиогиды. "На постоянно действующей выставке установлен действующий макет кабины комбайна КВК-8060, а также приобретен программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности, который позволяет погрузиться в анимированный процесс сборки комбайна и процесс работы комбайна. Ресторан "Чаровница" разработал специальное детское меню, в фойе заведения можно приобрести сувенирную продукцию", - рассказал Дмитрий Харитончик.
Барановичский автоагрегатный завод (входит в холдинг МАЗ) организовывает викторины и конкурсы по сборке узлов, выпускаемых предприятием, с вручением призов победителям.
Брестский электроламповый завод (входит в холдинг "Горизонт") рассматривает вопрос о создании музея электроламповой продукции и истории завода.
"Могилевлифтмаш" разрабатывает проект ввода в эксплуатацию новой интерактивной музейной экспозиции.
"Лидерами данного направления по итогам года стали холдинги: БЕЛАЗ - 51,5 тыс. туристов (темп роста к 2022 году 158%), МТЗ - 19,2 тыс. туристов (115%), а также МАЗ - 6886 туристов (129%). Хорошая динамика у "Гомсельмаша", БАТЭ, БМЗ, "Могилевлифтмаша", "Бобруйскагромаша", - отметил замминистра.
В целом, по его словам, на всех предприятиях системы Минпрома в прошлом году зафиксирован рост оказания туруслуг. При этом на некоторых предприятиях зафиксирован кратный рост количества посетителей.
Работа с молодежью
Качественно новые результаты получены и в работе с молодежью. Предприятия отрасли наряду с промышленным активно развивали и профориентационный туризм.
Налажено взаимодействие с ведущими столичными и региональными учреждениями образования республики. Предприятия Минпрома на постоянной основе посещают организованные группы учащихся школ из различных регионов, из профильных классов.
"Экскурсии дают ребятам возможность посмотреть на производство и производственные процессы, стать для них ценным образовательным опытом, который впоследствии может повлиять на выбор профессии. Такая практика способствует эффективной профориентации, привлечению в отрасль мотивированной молодежи, реализации перспективной молодежной кадровой политики", - подчеркнул Дмитрий Харитончик.
По его словам, учащиеся узнают о возможностях будущего профессионального выбора, условиях работы на предприятиях.
"Наиболее значительных результатов в данном направлении достигли холдинги: БАТЭ - 2,6 тыс. человек (темп роста к 2022 году 268%), БМЗ - 1,3 тыс. (243,6%), "Атлант" - 945 (196%), "Могилевлифтмаш" - 625 (124%), МЭТЗ им. В.И.Козлова - 487 (171,5%), - сообщил заместитель министра.
Положительная динамика
Всего в сфере промышленного туризма (с учетом предприятий Минпрома, концернов "Белгоспищепром", "Беллегпром", Минстройархитектуры) в 2023 году экскурсии были организованы почти для 190 тыс. человек. "Предприятия Минпрома посетили 93,5 тыс. туристов, "Беллегпрома" - 11,7 тыс., "Белгоспищепрома" - порядка 40 тыс., предприятия Минстройархитектуры - около 44,5 тыс. человек", - добавил он.
"Таким образом, можно констатировать, что промышленный туризм стал узнаваемым брендом Республики Беларусь, действенным механизмом популяризации отрасли и ее потенциала. Для обеспечения дальнейшего роста данного направления необходимо продолжить развитие туристической инфраструктуры, внедрение новых видов услуг, повышение информированности о существующих турпродуктах, совершенствование качества обслуживания туристов. Особое внимание следует уделить активизации взаимодействия предприятий с туристическими организациями, обмену опытом и лучшими практиками организации промышленного туризма", - резюмировал Дмитрий Харитончик.
В заседании также приняли участие представители концернов "Беллегпром" и "Белгоспищепром", Минспорта. Они также информировали об итогах проводимой работы по промтуризму.
БЕЛТА.-0-
Министерство спорта и туризма в августе 2023 года установило перечень видов туризма, их определения и классификационные признаки, а также форму единой классификации видов туризма в Беларуси. В перечень включен промышленный туризм. Рабочая группа по промышленному туризму входит в состав Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров.
"В прошлом году услуги промышленного туризма (промышленного и профориентационного) оказывали 12 холдингов и самостоятельных организаций системы Министерства промышленности. За данный период, согласно представленным данным, предприятия отрасли посетили 93,5 тыс. человек, что на треть больше по сравнению с 2022 годом", - сказал Дмитрий Харитончик.
По его словам, в минувшем году в отрасли сложился устойчивый тренд на развитие услуг среди потребителей внутреннего туризма. Основные усилия были направлены на увеличение количества предприятий, практикующих промтуризм, - их количество выросло вдвое. И в настоящее время услуги промышленного туризма в той или иной мере оказывают 12 холдинговых структур Минпрома.
Кроме того, увеличению количества туристов также способствовали широкая информационная работа (размещение информации на официальных сайтах предприятий, в официальных аккаунтах соцсетей, публикации в СМИ), а также наращивание туристической инфраструктуры, повышение качества сервиса, участие в различных выставках, форумах и иных выставочных мероприятиях, которые позволяют активно продвигать бренд, демонстрировать продукцию.
Что предлагают промпредприятия туристам
Замминистра рассказал о наиболее значимых достижениях предприятий. В частности, на БЕЛАЗе расширен штат сотрудников отдела промышленного туризма, позволяющий проводить до 10 экскурсий в день. Внедрено интерактивное голосовое меню в целях информирования и удержания абонента на линии. Включен в перечень оказываемых услуг динамический тренажер вождения карьерного самосвала, на котором турист может почувствовать себя настоящим водителем-испытателем. Внедрены тематические фотозоны на протяжении всего туристического маршрута. Организована площадка выставочных образцов в рамках открытой экспозиции карьерной техники.
В ЗАО "Атлант" привлекаются к проведению экскурсий и диалогу руководящие сотрудники предприятия с целью проведения профориентационной работы и поддержания положительного имиджа.
На заводе "БКМ Холдинг" проводятся Дни открытых дверей с организацией развлекательной программы. "Также установлен тачскрин панели с приложением, в котором можно рассмотреть в 3D-формате интерьер и экстерьер актуальной техники, производимой предприятием", - добавил заместитель руководителя ведомства.
На "Гомсельмаше" в 2023 году начаты работы по реконструкции музейного пространства с последующим созданием 3D-туров, для посещения цехов закуплены радиогиды. "На постоянно действующей выставке установлен действующий макет кабины комбайна КВК-8060, а также приобретен программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности, который позволяет погрузиться в анимированный процесс сборки комбайна и процесс работы комбайна. Ресторан "Чаровница" разработал специальное детское меню, в фойе заведения можно приобрести сувенирную продукцию", - рассказал Дмитрий Харитончик.
Барановичский автоагрегатный завод (входит в холдинг МАЗ) организовывает викторины и конкурсы по сборке узлов, выпускаемых предприятием, с вручением призов победителям.
Брестский электроламповый завод (входит в холдинг "Горизонт") рассматривает вопрос о создании музея электроламповой продукции и истории завода.
"Могилевлифтмаш" разрабатывает проект ввода в эксплуатацию новой интерактивной музейной экспозиции.
"Лидерами данного направления по итогам года стали холдинги: БЕЛАЗ - 51,5 тыс. туристов (темп роста к 2022 году 158%), МТЗ - 19,2 тыс. туристов (115%), а также МАЗ - 6886 туристов (129%). Хорошая динамика у "Гомсельмаша", БАТЭ, БМЗ, "Могилевлифтмаша", "Бобруйскагромаша", - отметил замминистра.
В целом, по его словам, на всех предприятиях системы Минпрома в прошлом году зафиксирован рост оказания туруслуг. При этом на некоторых предприятиях зафиксирован кратный рост количества посетителей.
Работа с молодежью
Качественно новые результаты получены и в работе с молодежью. Предприятия отрасли наряду с промышленным активно развивали и профориентационный туризм.
Налажено взаимодействие с ведущими столичными и региональными учреждениями образования республики. Предприятия Минпрома на постоянной основе посещают организованные группы учащихся школ из различных регионов, из профильных классов.
"Экскурсии дают ребятам возможность посмотреть на производство и производственные процессы, стать для них ценным образовательным опытом, который впоследствии может повлиять на выбор профессии. Такая практика способствует эффективной профориентации, привлечению в отрасль мотивированной молодежи, реализации перспективной молодежной кадровой политики", - подчеркнул Дмитрий Харитончик.
По его словам, учащиеся узнают о возможностях будущего профессионального выбора, условиях работы на предприятиях.
"Наиболее значительных результатов в данном направлении достигли холдинги: БАТЭ - 2,6 тыс. человек (темп роста к 2022 году 268%), БМЗ - 1,3 тыс. (243,6%), "Атлант" - 945 (196%), "Могилевлифтмаш" - 625 (124%), МЭТЗ им. В.И.Козлова - 487 (171,5%), - сообщил заместитель министра.
Положительная динамика
Всего в сфере промышленного туризма (с учетом предприятий Минпрома, концернов "Белгоспищепром", "Беллегпром", Минстройархитектуры) в 2023 году экскурсии были организованы почти для 190 тыс. человек. "Предприятия Минпрома посетили 93,5 тыс. туристов, "Беллегпрома" - 11,7 тыс., "Белгоспищепрома" - порядка 40 тыс., предприятия Минстройархитектуры - около 44,5 тыс. человек", - добавил он.
"Таким образом, можно констатировать, что промышленный туризм стал узнаваемым брендом Республики Беларусь, действенным механизмом популяризации отрасли и ее потенциала. Для обеспечения дальнейшего роста данного направления необходимо продолжить развитие туристической инфраструктуры, внедрение новых видов услуг, повышение информированности о существующих турпродуктах, совершенствование качества обслуживания туристов. Особое внимание следует уделить активизации взаимодействия предприятий с туристическими организациями, обмену опытом и лучшими практиками организации промышленного туризма", - резюмировал Дмитрий Харитончик.
В заседании также приняли участие представители концернов "Беллегпром" и "Белгоспищепром", Минспорта. Они также информировали об итогах проводимой работы по промтуризму.
БЕЛТА.-0-