Вот только расставляя силки для других, польские власти сами же в них и угодили. Своих целей Варшава так и не достигла, зато одним махом ударила и по туристической отрасли страны, и по транзитной. А бремя безрассудных решений, как всегда, ляжет на плечи простых поляков. Но им не привыкать.
С 13 июня на польской стороне границы с Беларусью действует так называемая буферная зона. Речь идет об участке вдоль границы протяженностью свыше 60 км - в районах ответственности пограничных постов в Наревке, Беловеже, Дубиче-Церкевне и Черемхе. Территорию буферной зоны запрещено посещать посторонним лицам. Запрет действует в течение 90 дней.
- Минобороны рассказало о целях внезапных проверок боевой готовности
- Муравейко: вблизи белорусских границ блок НАТО и США проводят четыре операции
- Муравейко: армия обучилась обращаться с ядерным оружием и применит его при угрозе независимости страны
"У меня с десяток домов в буферной зоне недалеко от границы с Беларусью. Их забронировали на отдых, а теперь, после введения буферной зоны, все туристы отказались от аренды. Это огромный финансовый удар", - рассказал изданию Polonia Christiana владелец одного из агротуристических комплексов.
Ситуацию в туристической индустрии Polonia Christiana называет катастрофической. Наибольший ущерб нанесен Подлясью. Здесь наблюдается значительное сокращение турпотока. Однако из-за введения буферной зоны также страдают регионы, расположенные в десятках километров от границы. Например, Люблинское воеводство, территория которого не входит в буферную зону.
Для Люблинского воеводства туристическая отрасль играет огромное значение. Только в прошлом году воеводство посетили около 3,7 млн человек. Среди них иностранные туристы, в основном из Германии, Израиля, Италии, Испании и Великобритании.
Владелец одной из компаний по прокату лодок, расположенной недалеко от польского города Супрасля (примерно в 80 км от буферной зоны), рассказал, что многие иностранные туристы, ранее заказавшие каяки для сплава по реке, начали отказываться от аренды.
"Туристы говорят: "Ваша страна является зоной боевых действий, поэтому здесь опасно". На мой взгляд, такое заблуждение является результатом нагнетания страха в СМИ", - поясняет предприниматель.
"Внимание! Запрещено пребывание на польской территории вблизи границы с Беларусью. Несанкционированный переход запрещен. Солдаты могут применять оружие. Немедленно поворачивайте назад!" - такого содержания СМС-сообщение получила журналист из Лондона, посетившая Подляское воеводство вместе с туристами из Германии, пишет издание Money.pl. Стоит ли удивляться, что у иностранных гостей из Германии или Великобритании появляется желание как можно быстрее покинуть польскую территорию?
Еще в июне около 60 предпринимателей из Подляского воеводства направили коллективное письмо в адрес местных властей. Они просили как можно быстрее принять меры и оказать помощь отелям, гостевым домам, агротуристическим объектам, туристическим агентствам, предприятиям общественного питания, а также людям, занимающимся индивидуальным бизнесом, связанным с туризмом.
На прошлой неделе стало известно, что правительство Польши все же выделило средства на развитие туризма в Подляском воеводстве. По словам министра спорта и туризма Польши Славомира Нитраса, деньги пойдут на рекламную деятельность, проводимую местными органами власти, туристическими организациями, а также на кампанию в национальных СМИ. Министр также надеется, что поляки проявят патриотизм и посетят Подляское воеводство, чтобы поддерживать туротрасль и местных предпринимателей.
Поможет ли реклама спасти туристическую отрасль региона, вопрос спорный. Сомнительно, что у иностранцев сохранится желание путешествовать по Польше после получения СМС с угрозой расстрела. В польской туриндустрии это понимают, поэтому требуют от властей освобождения от налогов или компенсации убытков. Но дальше рекламы в СМИ правительство страны идти не готово.
Предприниматель Эвелина Григатович-Шумовская из польского объединения предпринимателей "Объединенный восток" сомневается, что у правительства Польши есть какая-либо стратегия в решении миграционного кризиса. "У меня такое впечатление, что все действия совершаются хаотично и не до конца продуманы. Я не знаю, проводились ли какие-то консультации и каковы будут последствия этих действий. Нынешняя власть - бывшая оппозиция - шла на выборы с красивыми лозунгами о том, что будет прислушиваться к обществу, но я не уверена, что сейчас так происходит", - заявила Григатович-Шумовская, комментируя введение буферной зоны.
Говоря о последствиях введения буферной зоны, стоило бы затронуть тему гуманного отношения к мигрантам, соблюдения прав человека или международных норм, регулирующих миграционную политику. Но об этом в Польше вспоминают лишь активисты и правозащитники.
В июне к польским властям обратился уполномоченный по правам человека в Польше Мартин Венцек. Он указал на риски усугубления гуманитарного кризиса на польско-белорусской границе в результате введения буферной зоны. Омбудсмен также указал на ущемление основных конституционных свобод поляков, таких как свобода передвижения по территории Польши, свобода выбора места жительства и пребывания, свобода собраний и свобода получения и распространения информации.
Венцек подчеркнул, что введение буферной зоны затруднит оказание гуманитарной, медицинской и юридической помощи иностранцам общественными организациями и волонтерами, действующими на польско-белорусской границе. Кроме этого, омбудсмен не согласен с тем, что запрет на пребывание в буферной зоне распространяется на журналистов. Тем самым польское общество лишается права на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти в приграничных районах.
В общественном движении Grupa Granica считают, что введение буферной зоны позволит польским властям безнаказанно вытеснять людей, прибегая к избиениям, пыткам и доводя мигрантов до смерти. "Введя режим чрезвычайного положения, а затем ограничив доступ к приграничным территориям, "Право и справедливость" хотела скрыть от мира масштабные нарушения закона и прав человека, а также массовое применение насилия в отношении людей, которые искали безопасность в Польше и Европе. Сегодня премьер-министр Дональд Туск хочет сделать то же самое… Власти закроют нам глаза, чтобы мы не смогли задокументировать акты насилия и нарушения прав человека", - говорится в заявлении Grupa Granica.
Однако у польских властей есть и сторонники. Это организации националистического толка, которые патрулируют приграничные леса в поисках мигрантов и "пытаются навести порядок своими силами". "К нам поступила информация через социальные сети, что здесь собираются люди из правых организаций. Мы встречали этих людей в лесу. Они прямо говорят, что приходят сюда наводить порядок", - рассказала в эфире радиостанции ТОК FM активистка Джоанна Сарнецкая из Grupa Granica.
По словам активистки, тот факт, что представители крайне правых организаций патрулируют территорию, вызывает сомнения и представляет серьезную угрозу. "Это заставляет нас задаться вопросом, существует ли еще государство и контролирует ли оно ситуацию", - сказала активистка.
Акт второй. Китайский вояж Дуды
Спустя неделю после введения буферной зоны на границе президент Польши Анджей Дуда направился с визитом в Китай. Накануне поездки польский лидер дал интервью местной радиостанции Radio Zet. Дуда заявил, что обсудит с лидером КНР Си Цзиньпином ситуацию на границе с Беларусью.
То, что Беларусь и Китай достигли уровня всестороннего сотрудничества, известный факт. Поэтому в Варшаве, видимо, предположили, что раз напрямую надавить на Минск не выходит, то можно попробовать это сделать через Пекин. Простыми словами: надавить на Китай, чтобы тот надавил на Минск. При этом польские власти полагали, что козырем в этом деле станет китайская инициатива "Пояс и путь", точнее, значимость Польши в реализации этого проекта.
"Конечно, у них (китайских властей. - Прим. БЕЛТА) есть свои возможности вести политические переговоры и оказывать политическое влияние. И об этом мы тоже обязательно поговорим. Потому что сегодня сухопутные маршруты, которые проходят через Польшу, имеют большое значение для Китая с точки зрения инициативы "Пояса и пути", великой экономической и торговой идеи. Один из маршрутов практически закрыт - тот, что проходит через Украину. И поэтому Польша имеет ключевое значение", - привел свои доводы Дуда.
Однако в Пекине аргументы польского лидера, судя по всему, не сработали. Президента Польши, конечно, встретили со всеми почестями, предоставили трибуну и микрофон. Китайские власти также согласились отменить краткосрочные визы для поляков и снять запрет на импорт польской птицы. И на этом, пожалуй, все.
Как бы ни пытался Дуда придать вес договоренностям в Китае, называя сделку по поставкам курятины "крупнейшей в истории", итоги визита польского лидера выглядят весьма скромными. "Как можно оценить "польский день" в Пекине? Решение по визам для поляков было ожидаемым. Если соглашения касаются только птицеводческой отрасли, то этого явно недостаточно", - заявил в беседе с изданием Fakt польский профессор-китаевед Богдан Горальчик.
Что касается ситуации на границе с Беларусью, то по итогам визита Дуде было сказать нечего. Однако премьер-министр Польши Дональд Туск оказался доволен даже тем фактом, что Беларусь в разговоре была упомянута. Он сообщил, что перед визитом правительство предоставило президенту рекомендации, в том числе в вопросе возможного влияния Китая на Беларусь.
"Я очень доволен действиями президента. Президент сделал все, чтобы китайские партнеры получили информацию о том, чего ожидает Польша, например относительно возможного влияния Китая на Беларусь", - приводит слова Туска издание Bankier.
Стоит заметить, что никакой конкретики со стороны Дуды или Туска по этому поводу не прозвучало. Лишь размытые фразы, в большей степени отражающие стремления, нежели результаты. Уже в тот момент было очевидно, что польские власти в своей затее с треском провалились. И дальнейшие действия Варшавы это лишь подтвердили.
Акт третий. Блокада Малашевичей
На минувшей неделе польские власти, похоже, перешли к третьему акту пьесы. 3 июля министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что не исключает вероятность закрытия границы с Беларусью для прохождения грузов. Одновременно польские СМИ сообщили, что Варшава устроила блокаду железнодорожного движения на терминале таможенного оформления в Малашевичах на границе с Беларусью.
Терминал в Малашевичах часто называют "сухим портом", или "китайскими воротами в Европу". Через него проходит до 90% товаров, поставляемых из Китая в ЕС.
"Это сильно ударит по полякам". Гайдукевич о заявлениях Польши полностью закрыть границу с Беларусью
В дипломатических кругах Польши журналистам RMF FM сообщили, что блокада Малашевичей имела определенную цель - показать, что польские власти могут заблокировать железнодорожный транзит с востока в Евросоюз.
"Мы рассчитываем на давление на Минск со стороны Китая, который может проиграть в случае блокировки терминала в Малашевичах. Именно здесь китайские товары попадают на Запад по суше", - сообщает RMF FM.
Чтобы придать своим требованиям убедительности, Варшава тогда пригрозила закрыть погранпереходы с Беларусью. Однако так и не решилась. Ведь блокировка границ нанесла бы серьезный удар по польской экономике, а также по польскому бизнесу, которому и так пришлось нелегко после введения антибелорусских санкций.
С резкой критикой инициатив Варшавы выступили польские эксперты. Так, главный экономист Польской торговой палаты (KIG) Петр Сорочинский отмечал, что в транзитном потенциале Беларуси заинтересованы и китайцы, и европейцы. "В такой ситуации Польша может столкнуться с давлением со стороны наших западных партнеров. Через Беларусь проходит новый Шелковый путь, благодаря которому товары из Китая достигают стран ЕС. Поэтому и Китай, и наши партнеры по ЕС зависят от транзита через Беларусь", - отмечал Сорочинский.
По его мнению, блокада железнодорожных путей, в частности терминала в Малашевичах, особенно ударит по западным странам. В то же время Пекин, чтобы сохранить транзит, будет использовать свое влияние на Берлин и Париж.
Аналогичного мнения придерживался и глава Польско-Белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский. "Я не понимаю, как закрытие Малашевичей повлияет на Беларусь. Это терминал, соединяющий Европу с Китаем. Закрытие грузового сообщения подорвет доверие к Польше со стороны всего Востока. Действительно ли мы готовы пойти на такие шаги, можем ли мы позволить себе такой жест?" - задавался вопросом эксперт.
Он также отмечал, что закрытие границ со стороны Европы приведет к тому, что Беларусь еще больше переориентирует свой экспорт на Восток. "Мы уже теряем рынок, а польских предпринимателей в Беларуси фактически заменяют компании из Турции, России или Казахстана", - подчеркивал Здуновский.
Для Беларуси закрытие границ с ЕС не станет катастрофой. Белорусская экономика будет и дальше работать, ориентируясь на Россию, Китай и другие страны Азии, резюмировал эксперт.
А что же в таком случае произойдет с польской экономикой? Об этом чиновники в Варшаве почему-то не говорят. Но получится ли и дальше замалчивать проблемы?
Символично, что 3 июля из Польши пришла еще одна новость. Крупнейший железнодорожный грузовой перевозчик в стране PKP Cargo готовится уволить до 30% своих сотрудников, а это 4142 работника. Но судя по тому, как польские власти убивают свою транзитную отрасль, остальным 8 тыс. сотрудников PKP Cargo также стоит задуматься о смене профессии. Как и работникам морского порта в Гданьске, в который поступают китайские грузы из Малашевичей.
Спектакль окончен?
Главным заблуждением польских властей является слепая вера в то, что у Варшавы имеются некие рычаги давления. На самом деле в действиях Варшавы ничего неожиданного нет - все та же тактика шантажа и угроз, в отношении которой у Беларуси уже выработался иммунитет.
2 июля глава государства Александр Лукашенко в очередной раз напомнил польским властям: использовать миграционный кризис против Беларуси не получится.
Кроме того, на движение мигрантов оказало влияние обострение конфликта в Украине. "Вот так и получилось, что по сухопутной границе все сошлось на Беларуси. И я прямо сказал: мы их ловить не будем. Наше дело - обеспечить безопасность нашего народа", - сказал белорусский лидер.
Несуразно выглядят и попытки Польши манипулировать Китаем - страной из совершенно другой весовой категории, которая к тому же имеет широкие возможности для маневра. Убедиться в этом поляки могли 3 июля, когда лидеры Китая и Казахстана запустили движение грузов в Европу по Транскаспийскому маршруту.
Здесь было бы впору нашим польским соседям задуматься о том, как сохранить в глазах Китая свою транзитную привлекательность, а не ставить палки в колеса.
Конечно, вероятность того, что польские власти все же решатся заблокировать границу с Беларусью, крайне мала. Даже в ситуации с блокировкой терминала в Малашевичах поляки действовали из-под полы, прикрываясь "плановыми работами". В то же время, находясь в Пекине, польский президент неоднократно подчеркивал, что инициатива "Пояса и пути", обеспечивающая доставку китайских товаров в Европу, а также экспорт из Европы в Китай открывает огромные возможности для экономического развития Польши.
Другое дело, как выглядят манипуляции и ультиматумы Варшавы в глазах Китая. И готов ли китайский бизнес рассматривать поляков в качестве серьезных и надежных партнеров. Ведь, как известно, репутация нарабатывается годами, а потерять лицо можно в один миг.
Вита ХАНАТАЕВА,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.