ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 3 ноября 2024
Минск-Уручье Малооблачно +1°C
Все новости
Все новости
В мире
02 ноября 2023, 18:28

Разногласия на границе. Почему польские перевозчики грозят заблокировать границу с Украиной

Фото из архива
Фото из архива

2 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Украинско-польская граница будет заблокирована 3 ноября польскими перевозчиками, которые заявили о проведении забастовки. Об этом пишет издание "Страна".

В материале отмечается, что завтра бастовать будут сотни водителей, прибыв к границе на фурах. Польские активисты обвиняют украинских транспортников в демпинге, утверждая, что они ломают не только польский, но и европейский рынок перевозок.

Где и как долго будут бастовать

Госпогранслужба Украины распространила предупреждение для водителей большегрузов о том, что с 3 ноября из-за забастовки возможны осложнения при пересечении границы с Польшей. В частности, протестующие "могут блокировать движение грузового транспорта в направлении пунктов пропуска "Ягодин-Дорогуск", "Рава-Русская-Хребенне" и "Краковец-Корчова". Осложнение движения может быть и на выезд и на въезд.

Предварительно сообщается, что акции будут однодневными и предупредительными, "чтобы привлечь внимание к ситуации в сфере транспортных перевозок Польши". Изначально польские перевозчики планировали куда более продолжительные акции. Например, в Раве-Русской на два месяца, Ягодине - на месяц. Но так как уже начались консультации по урегулированию конфликта на уровне профильных министерств двух стран, статус забастовок пока решили изменить на предупредительный, накал страстей немного снизился. Однако заявляется, что если забастовщики не увидят прогресса в переговорах, акции протеста продолжатся.

Почему польские перевозчики выходят на протесты и чем это грозит

Польские перевозчики выдвинули целый список требований: от возврата к системе выдачи украинским перевозчикам разрешений для работы в ЕС (их отменили еще в начале конфликта, а окончательно льготу закрепили после принятия "транспортного безвиза") до специальных очередей для фур с европейскими номерами и доступа к украинской системе "Шлях". В Украине уже назвали большинство этих требований невыполнимыми.

"Переговоры пройдут, но не вижу особых возможностей для компромиссов. Как вы себе представляете отдельные очереди на границе для украинских и польских перевозчиков, причем, чтобы наши стояли сутками, а поляки проезжали за несколько часов? Или возврат разрешений для наших перевозчиков на поездки по ЕС? Это что, мы сами должны отказаться от "транспортного безвиза", которого так долго добивались? По "Шляху" это вообще бред. Это внутренняя система", - сказал "Стране" источник в Кабмине Украины.

Он также отметил, что нужно быть готовым к "дополнительным сложностям по поставкам", причем не только из Польши, но и из Германии, Франции, Прибалтики, откуда грузы также идут через Польшу. Могут сильно замедлиться как импорт (тут самым уязвимым является автомобильное топливо), так и экспорт (в частности, зерна).

Источник "Страны" в украинском Кабмине отметил, что большинство требований польских перевозчиков явно завышены и достичь компромисса по ним в ближайшее время вряд ли удастся. Поэтому, по его словам, стоит готовиться к сложностям с экспортом и импортом через польскую границу. "Мы от этого маршрута очень сильно зависим, это ворота не только в Польшу, но и Германию, и Францию. С учетом перебоев в работе зернового коридора через одесские порты по территории Польши идет большой транзит зерна... Поляки это понимают, поэтому поднимают ставки до небес. Не исключено, что нам придется пускать часть грузов в обход через Венгрию и Словакию, хотя это и большой крюк, который сильно удорожает логистику. Зерно можем перенаправить на румынскую Констанцу, но там могут быть проблемы с транзитом через Молдову, где ограничена пропускная способность автомобильного транспорта. Кроме того, объезжать Польшу нашим перевозчикам будет нелегко, так как придется ехать через Закарпатскую область и пересекать Карпаты. Большая доля трафика переместится на три трассы: Львов-Мукачево-Чоп, Львов-Ужгород и Львов-Ивано-Франковск-Рахов-Мукачево. Они и так довольно загружены, а дополнительные потоки могут спровоцировать огромные пробки", - сказал он.

Как развивался конфликт перевозчиков и кому направлено послание поляков

Забастовка 3 ноября - это не первая акция польских перевозчиков на границе с Украиной. В мае этого года был масштабный протест возле пункта пропуска "Дорогуск". Поляки требовали вернуть разрешения на въезд в Польшу для украинских компаний. Тогда украинским властям пришлось пойти на уступки: в качестве компромисса они согласились отменить разрешения на въезд в Украину для всех польских перевозчиков, с какой бы страны ЕС они не везли грузы. После этого конфликт был исчерпан, но, как оказалось, ненадолго. Через полгода польские перевозчики снова выставили список требований к Украине, который стал намного шире, чем в мае.

Поляки жалуются, что украинские компании предлагают более низкие тарифы, чем польские. Поэтому их услугами активно пользуются не только польский и украинский бизнес, но и компании из других стран ЕС. Ранее европейский транспортный рынок считался едва ли не вотчиной поляков. За последние годы они сумели увеличить свою долю в общеевропейских перевозках почти до 50%. Но с тех пор, как для украинских транспортников отменили разрешения на въезд в ЕС, ситуация резко изменилась. Например, в 2022 году, пока еще действовала разрешительная система, украинские перевозчики получили только около тысячи разовых разрешений, а в этом году совершили уже несколько тысяч рейсов, то есть объемы перевозок выросли в разы.

Фото из архива
Фото из архива

Как пояснил "Стране" вице-президент АСМАП Владимир Балин, украинские транспортники действительно делают потенциальным заказчикам более выгодные предложения. В итоге снижать тарифы приходится и полякам. Так, если раньше транспортировка товара одной фурой по маршруту Киев-Варшава стоила около 4 тыс. евро, то сейчас - 1 тыс., то есть за год ценник упал в четыре раза.

Источник "Страны" в украинском Кабмине признал, что проблема есть, и она не только в ценах. С начала конфликта резко выросли объемы грузов, которые идут через автомобильные пограничные переходы. Это в первую очередь экспорт зерна, импорт топлива, продуктов питания, ввоз гуманитарки и др. И основную массу заказов получают украинские перевозчики. "Если бы сохранилась разрешительная система, поляки могли бы перехватывать основные потоки и зарабатывали на нашем рынке огромные деньги", - выразил мнение он.

В то же время, по его словам, забастовки польских перевозчиков - это послание не только украинским властям, но и польским. "В Польше после выборов происходит транзит власти, управляемость на многих уровнях снизилась. Кроме того, партия "Право и справедливость", которая долгое время имела безоговорочное большинство, сейчас будет вынуждена договариваться с оппозицией и напоследок пытается оставить проблему перевозчиков новому правительству", - отмечает источник.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси