- Люди на грани разорения. Предприниматели Подляского воеводства требуют открыть пункты пропуска с Беларусью
- Люди живут в фурах. Водители большегрузов по семь суток стоят в очередях на белорусско-польской границе
- Колоссальные убытки и боязнь потери работы. Польский бизнес о простое в очередях на границе до 10 суток
"Нельзя исключать, что решение было принято поспешно, без комплексного анализа его экономических последствий как для Польши, так и для других стран Европейского союза, куда по железной дороге поступает значительный объем импортируемых из Китая товаров, а также для Китая, который их экспортирует на эти рынки", - отмечает Колодко.
По мнению профессора, забота о безопасности Польши, безусловно, важна. В том числе в условиях миграционного кризиса. Однако нынешний поток мигрантов через границу не настолько интенсивный, чтобы прибегать к таким мерам, как полное закрытие сухопутной границы или блокирование всех автомобильных и железнодорожных переходов.
"Даже если это решение было импульсивным, его принятие, безусловно, привело к качественно новой ситуации, - считает Колодко. - Политические аргументы явно преобладают над экономическими как в Польше, так и во всем ЕС... Это также отражено в заявлении министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского после встречи с его китайским коллегой, в котором говорится, что "безопасность имеет свою цену". Предположение о том, что закрытие этого участка восточной границы Польши повысит безопасность, если не сомнительно, то как минимум весьма спорно", - говорится в статье.
Польский экономист также считает, что в ситуации с блокировкой границы значительную роль играет политическое давление, оказываемое США на страны ЕС, включая Польшу. "Даже если закрытие границы не было предварительно согласовано с Вашингтоном, нет сомнений, что власти США приветствовали его постфактум, поскольку это ослабляет экономическое сотрудничество между Китаем и ЕС и еще больше осложняет политические отношения между Пекином и Брюсселем", - полагает Колодко.
Для Китая крайне важно, чтобы в регионах, где он ведет свою экономическую деятельность, сохранялась благоприятная геополитическая ситуация. Это касается и Восточной Европы. Однако на этом регионе завязаны экономические интересы не только китайских экспортеров, но и европейского бизнеса.
"Объем торговли товарами между ЕС и Китаем превышает 740 млрд евро ($859 млрд) в год. В 2024 году Китай был третьим по величине партнером ЕС по экспорту товаров (8,3%) и крупнейшим партнером ЕС по импорту товаров (21,3%)", - приводит данные Колодко.
Он отмечает, что приостановка китайского железнодорожного экспорта в Европу через белорусско-польскую границу стала болезненной для производителей и получателей определенной продукции и, конечно, для самих железнодорожных компаний.
"Закрытие белорусско-польской границы также повлекло за собой экономические потери для польских предприятий, которые не смогли вовремя получать заказанные в Китае товары, перевозимые по железной дороге и автомобильным дорогам, проходящим транзитом через Беларусь. Из-за блокировки границы лишь незначительная часть этих поставок достигла получателей по альтернативным маршрутам, идущим из Беларуси через Литву в Польшу", - говорится в статье.
Польша заинтересована в том, чтобы оставаться воротами Китая в Евросоюз. Но разве это возможно, если польские власти блокируют границу? Размышляя над этим вопросом, польский экономист обращает внимание, что у Китая есть альтернативные маршруты для транзита своих товаров в Европу.
"Если бы блокада границы продлилась дольше, все большая доля товаров, произведенных в Китае и предназначенных для Европы, могла бы перевозиться по южному железнодорожному маршруту через Турцию или по северному маршруту морским путем через Арктику, которая становится все более судоходной из-за глобального потепления. В обоих случаях это приведет к увеличению времени транспортировки и повышению ее стоимости. Такая переориентация отчасти уже происходит", - констатирует Колодко.
Если одна страна закрывает границу с другой, это имеет не только геополитические причины, но и большие последствия. "И пусть эта граница пролегает в тысячах километров от Китая, для Поднебесной она имеет экономическое и политическое значение", - заключает автор.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.