ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 8 декабря 2025
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости

Известный польский экономист опубликовал статью в China Daily о блокировке границы. К каким выводам он пришел?

Опубликовано:

Логотип БелТА
В мире
17 октября 2025, 17:36

Известный польский экономист опубликовал статью в China Daily о блокировке границы. К каким выводам он пришел?

Фото из архива
Фото из архива
Фото из архива
17 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. В китайском издании China Daily 17 октября опубликована статья бывшего министра финансов Польши, а ныне директора Центра экономических исследований TIGER (Transformation Integration and Globalization Economic Research) Гжегожа Колодко под названием "Взаимовыгодная глобализация требует открытых границ". Автор анализирует причины и последствия блокировки белорусско-польской границы в сентябре.
По решению польских властей в прошлом месяце почти две недели граница между Польшей и Беларусью оставалась на замке. Это напрямую отразилось на железнодорожном сообщении между Китаем и Европой и нанесло ущерб китайскому и европейскому бизнесу.

"Нельзя исключать, что решение было принято поспешно, без комплексного анализа его экономических последствий как для Польши, так и для других стран Европейского союза, куда по железной дороге поступает значительный объем импортируемых из Китая товаров, а также для Китая, который их экспортирует на эти рынки", - отмечает Колодко.

По мнению профессора, забота о безопасности Польши, безусловно, важна. В том числе в условиях миграционного кризиса. Однако нынешний поток мигрантов через границу не настолько интенсивный, чтобы прибегать к таким мерам, как полное закрытие сухопутной границы или блокирование всех автомобильных и железнодорожных переходов.

"Даже если это решение было импульсивным, его принятие, безусловно, привело к качественно новой ситуации, - считает Колодко. - Политические аргументы явно преобладают над экономическими как в Польше, так и во всем ЕС... Это также отражено в заявлении министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского после встречи с его китайским коллегой, в котором говорится, что "безопасность имеет свою цену". Предположение о том, что закрытие этого участка восточной границы Польши повысит безопасность, если не сомнительно, то как минимум весьма спорно", - говорится в статье.

Польский экономист также считает, что в ситуации с блокировкой границы значительную роль играет политическое давление, оказываемое США на страны ЕС, включая Польшу. "Даже если закрытие границы не было предварительно согласовано с Вашингтоном, нет сомнений, что власти США приветствовали его постфактум, поскольку это ослабляет экономическое сотрудничество между Китаем и ЕС и еще больше осложняет политические отношения между Пекином и Брюсселем", - полагает Колодко.

Для Китая крайне важно, чтобы в регионах, где он ведет свою экономическую деятельность, сохранялась благоприятная геополитическая ситуация. Это касается и Восточной Европы. Однако на этом регионе завязаны экономические интересы не только китайских экспортеров, но и европейского бизнеса.

"Объем торговли товарами между ЕС и Китаем превышает 740 млрд евро ($859 млрд) в год. В 2024 году Китай был третьим по величине партнером ЕС по экспорту товаров (8,3%) и крупнейшим партнером ЕС по импорту товаров (21,3%)", - приводит данные Колодко. 

Он отмечает, что приостановка китайского железнодорожного экспорта в Европу через белорусско-польскую границу стала болезненной для производителей и получателей определенной продукции и, конечно, для самих железнодорожных компаний.

"Закрытие белорусско-польской границы также повлекло за собой экономические потери для польских предприятий, которые не смогли вовремя получать заказанные в Китае товары, перевозимые по железной дороге и автомобильным дорогам, проходящим транзитом через Беларусь. Из-за блокировки границы лишь незначительная часть этих поставок достигла получателей по альтернативным маршрутам, идущим из Беларуси через Литву в Польшу", - говорится в статье.

Польша заинтересована в том, чтобы оставаться воротами Китая в Евросоюз. Но разве это возможно, если польские власти блокируют границу? Размышляя над этим вопросом, польский экономист обращает внимание, что у Китая есть альтернативные маршруты для транзита своих товаров в Европу.

"Если бы блокада границы продлилась дольше, все большая доля товаров, произведенных в Китае и предназначенных для Европы, могла бы перевозиться по южному железнодорожному маршруту через Турцию или по северному маршруту морским путем через Арктику, которая становится все более судоходной из-за глобального потепления. В обоих случаях это приведет к увеличению времени транспортировки и повышению ее стоимости. Такая переориентация отчасти уже происходит", - констатирует Колодко.

Если одна страна закрывает границу с другой, это имеет не только геополитические причины, но и большие последствия. "И пусть эта граница пролегает в тысячах километров от Китая, для Поднебесной она имеет экономическое и политическое значение", - заключает автор.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси