Средняя школа №1 имени С.И. Грицевца - самая большая в Барановичах. Там учатся 1896 детей, и во время каникул жизнь не замирает. Большинство ребят проводят время в школе, посещая дневной лагерь, кружки, секции и другие занятия. На их выбор есть 72 объединения по интересам. Многие готовы часы напролет заниматься в детском технопарке. Побывав в его лабораториях, корреспонденты БЕЛТА поняли причину тяги к науке.
Жизнь в школе отнюдь не замирает во время весенних каникул. Чтобы дети отдохнули от уроков и интересно провели время, педагоги заранее позаботились о программе. "Стараемся на какое-то время отвлечь детей от гаджетов, чтобы они не были предоставлены сами себе. Ищем возможности для совмещения развлечений с познавательной деятельностью, воспитательными мероприятиями. На каникулах работает пришкольный лагерь. Ребята занимаются творчеством, посещают кинотеатр, выставочный зал, музеи. Возможности технопарка позволяют детям заниматься интеллектуальной и даже (на начальном этапе) исследовательской деятельностью", - вводит в курс дела заместитель директора школы по воспитательной работе Олег Савось.Технопарк открыли менее месяца назад, и он большая гордость первой школы. На четвертом этаже обустроили восемь лабораторий (робототехники, 3D-моделирования и прототипирования, мехатроники и радиоэлектроники, виртуальной и дополненной реальности, инженерной экологии и альтернативной энергетики, технологии беспилотных летательных аппаратов, практического проектирования), а также центр ранней профессиональной подготовки. На словах звучит очень серьезно, но, открывая дверь уже в первую лабораторию, понимаешь, каким магнитом сюда тянет детей.
В лаборатории робототехники занимаются самые младшие школьники. Сначала осваивают обычные конструкторы, а потом переходят на программируемые. В 9-10 лет они уже сами могут создавать простейшие программы. Учитель начальных классов Татьяна Гребенько предложила на каникулах совместить приятное с полезным. Ее ученики работают с дидактическими панелями, на которых изображены достопримечательности Барановичей и всей Беларуси. Педагог загадывает место, а дети строят для робота маршрут до точки назначения. "Сейчас у нас тема про Барановичи. Программирую маршрут к памятнику паровозу у железнодорожного музея", - рассказал третьеклассник Назар Зайко. В том числе благодаря таким занятиям мальчик стал лучше ориентироваться в родном городе.
Мы не хотим отвлекать ребят от увлекательного процесса и переходим в лабораторию инженерной экологии и альтернативной энергетики. Три десятиклассницы под руководством учителя физики поглощены работой над проектом солнечной батареи. Делают расчеты, в каком месте ее лучше разместить и стоит ли установку делать подвижной. Татьяна Дрозд считала физику скучной, но с открытием технопарка ее мнение изменилось. "Раньше к физике относилась как к обычному предмету. Когда меня пригласили сюда, конечно, стало очень интересно. Теперь вошла во вкус, загорелась, все хочется самой попробовать", - призналась девушка.
У Миланы Пименовой и Ольги Полойко роман с физикой длится более года, поэтому они чувствуют себя увереннее. "Потихоньку разрабатываем поворотный механизм. Также будем рассматривать возможность внедрения навигационной системы, чтобы работать со спутником. Будем отслеживать погодные условия, чтобы наша батарея получала максимальное количество солнечной энергии", - пояснила Милана. Проведенное в лаборатории время проходит для девушек незаметно, настолько им интересно. Ольга считает, что нашла свое призвание. "Планирую поступать на ядерную физику. Этот научный проект помогает развивать свои возможности в физике все дальше и дальше", - заверила она.
По соседству за рабочим столом расположилась восьмиклассница Полина Карчик. Она тоже работает над актуальным проектом - выращивает микрозелень на гидропонике. "Мне биология нравится. Пока не знаю, но, может, свяжу профессию с этой сферой. Сейчас же мне просто интересно, я прямо загорелась. В технопарке куча возможностей, хочется приходить даже во время каникул", - заметила школьница. Сейчас бизнес на выращивании микрозелени набирает обороты. Возможно, и Полине пригодятся знания и опыт, которые она получает в подростковом возрасте.
Учебное занятие Валерии Дмитриевой тоже в будущем может приносить доход. "В десятом классе изучаем замкнутые экосистемы. Уже сделали тропическую. Сейчас решили сделать замкнутую экосистему пустынного вида. Очень нравится узнавать, как между собой взаимодействуют растения, какие из них более конкурентоспособны, быстрее растут, размножаются", - перечислила девушка. Она пока только учится создавать флорариумы и не задумывается о перспективах этого хобби. Однако первый клиент у нее точно есть - маме Валерии очень захотелось, чтобы у них дома появился флорариум.
Не во всех лабораториях кипит исследовательская деятельность. У центра ранней профессиональной подготовки предназначение иное, но не менее важное. В этот раз там собрались ученики восьмого и девятого классов. Просто и доступно юношам и девушкам рассказали, что профессию нужно выбирать, не только опираясь на интерес, но и на особенности темперамента.
Мы же продолжаем свое знакомство с технопарком. В его арсенале, в частности, есть наборы беспилотников. Осваивать нюансы пилотирования и программирования получили возможность не только ученики первой школы, но и других учреждений образования Барановичей. Там проводит некоторые занятия объединение "Технологии беспилотных летательных аппаратов" Дворца детского творчества. Сейчас мальчики готовятся к областному этапу республиканского конкурса Hi-Tech.
В лаборатории мехатроники и радиоэлектроники застаем Даниила Зыбайло. Среди станков, лазеров и другой техники юноша чувствует себя как рыба в воде. С физикой 11-классник на ты. Своему увлечению посвящает по несколько часов в день и кажется невероятно счастливым. Тут нужно сделать ремарку. Потенциал в парне раскрыли именно в школе №1. До перехода сюда у него по физике была не самая высока отметка, а совсем недавно на конференции в Москве его работа (левитрон) заняла первое место в секции "Физико-экспериментальные методы исследования".
"Мне многое интересно. Здесь достаточно оборудования для работы. Можно полноценно проводить какие-то исследования, производить продукты при помощи 3D-принтеров - это очень вовлекает в науку. В идеале мне хотелось бы быть ученым", - честно признался молодой человек. Нынешним летом он нацелен поступить на физический факультет Белорусского государственного университета.
Кстати, любовью к физике Даниил заразил Артема Каща. "Вместе обычно сидим в лабораториях, разбираемся с программным обеспечением станков. Вообще, мне интересно в разных лабораториях. В кабинете мехатроники запрограммировал руку, научился пользоваться 3D-сканером. Очень много планов намечено, надо их реализовывать. Обещают, что у нас появится еще оборудование", - не скрывает своего восхищения десятиклассник.
В лабораториях можно изучать химию, биологию, физику, информатику, географию и даже историю и искусство. Руководство первой школы нацелено продолжить работу по оснащению технопарка. "Наши ученики - наглядный пример того, какой импульс получила школьная наука. У нас много оборудования в единственном экземпляре, будем масштабировать. Брестский научно-технологический парк обещал помогать. Рассчитываем на предприятия Барановичей. Ведь это и в их интересах, чтобы дети умели работать с передовыми технологиями", - подчеркнул заместитель директора школы по учебной работе Андрей Любас.
Ожидается, что с лета в детском технопарке смогут заниматься и ребята из других школ Барановичей.
Фото Вадима ЯКУБЕНКА,
БЕЛТА.-0-