ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +5°C
Все новости
Все новости

Как понять, что разговариваешь с мошенником? Несколько простых способов раскрыть обман

Опубликовано:

Логотип БелТА
Технологии
10 сентября 2025, 16:45

Как понять, что разговариваешь с мошенником? Несколько простых способов раскрыть обман

Чем опасны дистанционные хищения и как не попасться на фейковое объявление в интернете? Какие простые правила помогут определить преступника при разговоре? И как придумать надежный пароль для ваших аккаунтов в мессенджерах? На эти и другие вопросы проекта БЕЛТА и компании А1 "В теме. Технологии" отвечает заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД Александр Рингевич.

- По статистике, за этот и прошлый год число преступлений изменилось?

- С середины прошлого года и по настоящее время мы фиксируем определенную стабилизацию оперативной обстановки по данному направлению служебной деятельности. На текущий момент на территории нашей страны стало практически на 20% меньше преступлений, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Это касается как обычных преступлений, то есть меньших относительно масштаба причинения материального ущерба гражданам, так и тяжких и особо тяжких, где ущерб достаточно существенный. Стабилизация началась с середины 2024 года, когда в полной мере заработали законодательные инициативы, реализованные в Беларуси.
 
- Назовите основные виды преступлений, с которыми вы работаете.

- Тенденции последних нескольких лет сохранились. Вместе с тем есть некоторые изменения: наши граждане гораздо чаще становятся потерпевшими именно по фактам мошенничества. То есть это ситуации, когда люди в состоянии заблуждения самостоятельно передают деньги третьим лицам, перечисляют их на подставные счета. Сейчас порядка 60% всех преступлений - это мошеннические действия. Оставшаяся часть - это так называемые дистанционные хищения, когда наши граждане передают злоумышленникам сведения о своих аккаунтах, доступ к интернет-банкингу, а те уже сами похищают деньги.

В части мошенничества у нас преобладает приобретение несуществующих товаров через социальные сети и доски объявлений. Злоумышленники размещают объявления о продаже чего угодно - от туристических услуг до предметов интерьера и сезонных вещей, которые актуальны в преддверии праздников и иных мероприятий. Граждане перечисляют предоплату либо полную стоимость товара, а покупку, конечно же, не получают. Аналогично злоумышленники размещают объявления о продаже автотранспорта, бытовой техники и так далее и предлагают передать предоплату. Естественно, такого товара либо нет, либо он ненадлежащего качества. Условно, хотели новый телефон, а получили нерабочий, другой марки и не соответствующий требованиям.

Порядка 10% преступлений, связанных с мошенничеством, - это так называемое инвестирование, когда люди пытаются вложить свои деньги в какие-либо проекты. Часто так делают граждане, которые не владеют тонкостями в области финансовой грамотности и не знают, как такая деятельность должна осуществляться, на что стоит обращать внимание. Их привлекает красивая реклама, возможно, созданная с использованием искусственного интеллекта, - в ней могут показывать известных людей, бренды и так далее. Граждане самостоятельно, и порой на протяжении длительного времени, перечисляют деньги на разные счета, зачастую за пределы нашей страны, полагая, что это обычная легальная деятельность. "Работая" со злоумышленниками, они видят, что каждый день "зарабатывают" - но это просто виртуальные цифры, к которым стоит относиться очень критично. Но критичный взгляд появляется гораздо позже, и только после обнаружения обмана люди обращаются в правоохранительные органы.

Если мы говорим о хищениях, часто это звонки как будто бы от правоохранительных органов, банковских учреждений или иных организаций (в зависимости от сценария, который злоумышленники подготовили под конкретную схему). Сам принцип таких звонков сформировался достаточно давно. Но минимальные изменения, которые преступники вносят в свои схемы буквально каждые 3-4 месяца, для многих становятся ключевыми. Граждане теряются и думают, что раз номер карты никто не спросил, только содержание СМС, то они разговаривают с тем, кто действительно хочет помочь. Повторюсь: основные способы сложились достаточно давно, уже устоялись, но злоумышленники в эти схемы вносят некоторые изменения, которые сбивают с толку.
- А новые схемы есть или только чуть доработанные старые?

- Прямо уникальных мы сейчас не фиксируем. Но вместе с тем схемы стали гораздо сложнее. Если речь идет про инвестирование, тогда это уже не просто звонок и предложение вложиться и на пустом месте заработать денег. Нет, это уже разработка рекламы с использованием технологий ИИ, продвижение ее в разных соцсетях, создание ресурсов, на которых люди могут "отслеживать" котировки, "заработок" и так далее. Если это звонки, то задействуют несколько "должностных лиц": то набирает "сотрудник банка", то перезванивают из "правоохранительных органов". Могут выйти на видеосвязь, если оборудовали для этого уголок своего кол-центра: создали антураж кабинета правоохранительного органа, человек может в какой-то форме сидеть.

Фишинг ранее был нацелен на введение в заблуждение людей, предоставление им поддельных ссылок на службы доставки или доски объявлений. А сейчас это зачастую поддельные интернет-ресурсы банков или других организаций, где граждане не глядя могут ввести чувствительную для них информацию.

Стоит отметить, что с появлением технологий ИИ и их большей доступностью, когда не нужно обладать специальными познаниям, достаточно минимального набора, мы стали фиксировать определенного рода преступления, которые таким образом совершаются. Если у человека банально взломали мессенджер и в нем были голосовые сообщения, злоумышленники могут попытаться создать новые сообщения, используя ИИ и образец голоса, который они из этой переписки получили.

- Можно ли вообще понять, что это мошенник, если он представится сотрудником правоохранительных органов? Как это сделать? Или вообще не стоит ввязываться в такой разговор?

- В профилактической работе мы стараемся все сводить к очень простым и понятным правилам. Если вам звонят с неизвестного номера, положите трубку. Если вам звонит "сотрудник банка", всегда отвечайте что-то вроде: "Блокируйте мою карту. Я лично приду в банк и там разберусь". Если это "правоохранительные органы", ответ может быть таким: "К кому обратиться? Куда мне подойти?" Только личное общение, никакого дистанционного решения вопросов и предоставления информации быть не должно. Если человек по своим моральным качествам не может просто положить трубку, а хочет вникнуть, мы всегда говорим: выслушайте, кто к вам обратился и с какой целью, что за должностное лицо. После все-таки положите трубку, перезвоните в названный государственный орган и сообщите, что вам звонил такой-то человек, представился так-то и сообщил о такой-то проблеме. Действительно ли все так, куда нужно подойти и с кем это обсудить?

То, что в век цифровых технологий у каждого есть возможность достаточно быстро связаться с другим человеком и обсудить что-то, еще не значит, что все решается дистанционно. Подавляющее большинство сложных вопросов решается в ходе личного общения. 

Не стоит пытаться в разговоре уточнить, действительно ли это сотрудник правоохранительных органов. Человеку, который не владеет тонкостями работы в правоохранительных органах, разобраться в этом будет достаточно сложно. Если опираться на сведения из открытых источников - кто руководитель, где находится, - то любая поисковая система ответит на эти вопросы как вам, так и злоумышленнику. Поэтому не стоит заниматься изысканиями, следует настаивать на личной встрече.
- Что делать гражданам, которые попались на уловку мошенника? А также тем, кто все-таки положил трубку?

- Тем, кто уже стал жертвой киберпреступников, мы в любом случае рекомендуем обратиться как в банковское учреждение, так и в правоохранительные органы. Первое нужно для того, чтобы вы сами смогли через свой интернет-банкинг, если у вас есть доступ к нему, заблокировать ваши приложения, банковские платежные карты - все финансовые инструменты, информацию о которых вы уже предоставили. Злоумышленники понимают, что все, что у них есть, нужно использовать в максимально короткие сроки. Поэтому чем быстрее вы обратитесь, тем лучше.

Если вы уже передали доступ к интернет-банкингу, а злоумышленники его заблокировали, нужно лично прийти в соответствующее учреждение либо позвонить в него. Для этого достаточно взять свою банковскую карточку и перевернуть ее, на обратной стороне есть информация о круглосуточной службе поддержки. Позвоните и сообщите, кто вы и что у вас произошло. Банковское учреждение примет эту информацию и попытается приостановить совершение операций с использованием скомпрометированных счетов.

После этого обязательно нужно обратиться в правоохранительные органы. С 1 марта 2024 года на территории Беларуси эффективно заработали меры, предусмотренные указом главы государства, в части противодействия несанкционированным платежным операциям. Мы очень плотно работаем с банковскими учреждениями, соответствующими департаментами безопасности. Там круглосуточно находятся люди, которые готовы реагировать на инциденты и несанкционированные операции, которые происходят на территории нашей страны. То есть даже если человек из каких-то отдаленных уголков Беларуси обратится в правоохранительные органы по выстроенным каналам и передаст информацию, мы ее перепроверим и в течение нескольких минут предоставим банковским учреждениям, чтобы притормозить совершение расходных операций с похищенными денежными средствами. То есть минимизировать причиненный ущерб. Чтобы дальше, в рамках расследования и уголовного дела, иметь возможность и эти деньги вернуть.

Ну и, конечно, мы достаточно оперативно получаем информацию о лицах, которые так или иначе задействованы в несанкционированных операциях. У нас есть возможность их выявлять, работать с ними. Часть наших граждан вовлекается в такие преступления, можно сказать, опосредованно, не осознавая. Их тоже обманывают, под видом трудоустройства предлагают зарегистрировать какие-то банковские платежные карты, инструменты. Или "поймать злоумышленников", для чего нужно сходить к кому-то, что-то забрать и куда-то принести. Так наши граждане выступают в роли курьеров, даже не понимая, в какую деятельность их втягивают. Но есть и люди, с которыми надо оперативно поработать, чтобы доказать их осведомленную причастность к совершению таких действий и привлечь их к ответственности.

Если гражданин не потерпел, то мы все равно рекомендуем обращаться в правоохранительные органы, чтобы мы могли зафиксировать цифровые следы злоумышленников. Это сведения о счетах, на которые предлагали перечислить деньги, информация об интернет-ресурсах, которые были задействованы для совершения преступлений. Благодаря этим данным можно принять превентивные меры, чтобы другие не пострадали от противоправной деятельности с их использованием.
- Что вы можете посоветовать людям, чтобы они не попадались на уловки мошенников? Назовите базовые правила безопасности.

- Будьте бдительны. Возможности цифровых технологий развиваются куда быстрее, чем наши знания. Если вы о каких-то способах мошенничества не слышали, это не значит, что их не существует. Поэтому все подвергайте определенной доле критики. Если вам звонит какой-то сотрудник, не важно, что он вам говорит, и не важно, что происходит. Нужно понимать: если банк видит, что с вашим счетом происходит что-то не то, там самостоятельно примут решение о приостановке расходных операций по нему и пригласят вас в банковское учреждение. Все остальное - это мошеннические действия. С правоохранительными органами то же самое. Они сами могут предпринимать необходимые меры, у них в полной мере есть соответствующие полномочия. Мы не привлекаем граждан через мобильную связь или интернет для участия в специальных операциях или иных действиях. Сейчас часто предлагают людям совершать те или иные действия под видом декларирования денежных средств или продления договоров. Это тоже так не работает. У нас на законодательном уровне определен способ.

Поэтому очень спокойно слушайте, не реагируйте на то, что вам предлагают, и настаивайте на личной встрече.

Если вам "знакомый" позвонил или прислал какое-то сообщение (что бывает гораздо чаще), также подвергайте это определенной доле сомнений. Перепроверьте информацию другим способом. Сообщение пришло в одном мессенджере - напишите в другом, а лучше позвоните. Если на часах три ночи, и вам неловко, надо понимать: человек написал в такое позднее время, значит, он и на телефонный звонок ответит.

Стоит подумать о повышении своей цифровой грамотности и понимать, что наша безопасность начинается с нас самих. Например, с паролей. Не нужно говорить: "У меня один пароль на все случаи жизни уже 10 лет". Прививайте себе привычку их периодически менять, совершенствовать. Не использовать имя, фамилию, дату рождения - то, что очень близко связано с вами. Получив доступ к вашей электронной почте, преступники могут добраться до социальных сетей, выдать себя за вас и использовать вашу "цифровую личность" для обмана других. Используйте двухфакторную аутентификацию на электронной почте, в социальных сетях и мессенджерах. Такой способ сохранить безопасность в цифровом пространстве во многом является преградой для злоумышленников, чтобы они не совершили преступления против вас или других лиц.

Обращайте внимание на приложения, которые устанавливаете на мобильный телефон. Если это приложение, которое вам предоставил злоумышленник, замаскированный под сотрудника правоохранительных органов, мобильного оператора или еще кого-то, подвергайте его сомнению. Устанавливая такие приложения, вы сами передаете свой мобильный на откуп преступнику вместе со всем, что в нем есть или придет. Уже не нужно спрашивать у вас какие-то пароли, они их сами увидят. На такие вещи тоже стоит обращать внимание.
- И прежде чем совершить какое-то действие, #Подумайте5секунд.

- Именно так. Развивайте привычку критически относиться ко всему происходящему и перепроверять информацию в дополнительных источниках. Можно банально почитать отзыв, если вам дали ссылку на приложение. К счастью, наши граждане очень активно пишут отзывы. Часто случалось, что люди уже после того, как преступление было совершено, обнаруживали массу негативных отзывов о мошеннических действиях.

Стоит очень внимательно относиться к тому, что говорят вам должностные лица при личном общении. Граждане часто обращаются за получением кредитов по указке злоумышленников. При этом специалисты банковской сферы пытаются рассказать, каким образом совершаются противоправные деяния. Но люди не реагируют - верят тому, что слышат в телефоне, а не сотруднику, которого видят перед собой.

Критичность мышления - это, наверное, самое главное из того, что мы пытаемся развить в наших гражданах.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.

Читайте также:
Облачные технологии: как сохранить свои данные в безопасности? Основные правила
"Угроза приватности - сам человек!" Какие данные нельзя хранить в мессенджерах?
Что будет, если использовать ИИ постоянно? Эксперт рассказал о возможностях и рисках
Топ-новости
Свежие новости Беларуси