Как мошенники подделывают голоса родственников, чтобы обмануть жертву? Что такое цифровая личность и какие данные в соцсетях могут использовать против вас? В совместном проекте БЕЛТА и компании А1 по защите белорусов от мошенничества рассказал Николай Ковалев, старший преподаватель кафедры информационного права Академии МВД Республики Беларусь.
- Мы давно уже живем в эпоху интернета. Преступления, которые раньше совершали офлайн, сейчас перешли в онлайн. Если говорить конкретно, то это, как правило, мошенничество.
Почему так произошло? Такое резкое смещение с точки зрения статистики и логики не совсем объяснимо. В первую очередь этому способствовала наступательная тактика правоохранительных органов. Плюс четкое взаимодействие финансового сектора, в частности банков, и правоохранительных органов. В значительной степени также помогла законодательная инициатива. В 2023 году был утвержден указ Президента № 269 - его суть в том, чтобы блокировать мошенникам возможность переводить похищенные деньги за рубеж. Этого достигли посредством оперативного информирования со стороны сотрудников правоохранительных органов банков, которые эти счета просто-напросто блокируют.
- Какие мошеннические схемы сейчас актуальны? Что можете рассказать?
- По большей части мошенничество совершается посредством вишинга (от английского voice phishing, то есть "ловли на голос"). Наверное, очень мало, а может быть, уже и нет таких взрослых граждан Беларуси, кому хотя бы раз не звонили мошенники. Большинство граждан осведомлены, что такие звонки, как правило, поступают через мессенджеры, и стараются просто не поднимать трубку, если высвечивается иностранный номер или даже белорусский, с логотипом соответствующего банка. Но не все. Неизвестно, дело ли в здоровом человеческом любопытстве либо каких-то жизненных обстоятельствах, но иногда на эти звонки все-таки отвечают. Тогда уже игра развивается по сценарию мошенников.

Сейчас схема работает немножко по-другому. Мошенники под различными благовидными предлогами пытаются убедить жертву самостоятельно перевести денежные средства (наличные, накопления, вклады, кредит в банке) на подконтрольный счет либо передать курьеру, который прибудет в назначенные место и время.
Интересный момент хотелось бы обозначить. В последнее время участились случаи использования голосов близких людей. Наиболее типичная ситуация - поступает звонок, и голосом родственника озвучивается: "Здравствуй, папа (мама, дедушка или бабушка - неважно). Я попал (или попала) в неприятную ситуацию (чаще всего речь про ДТП), нахожусь в больнице. Мне нужна операция и необходимо купить медикаменты". Либо: "Я стал участником ДТП, нахожусь в госпитале. Тут есть пострадавшие, мне им нужно заплатить деньги, чтобы не возбудили уголовное дело". Все проговаривается экстренно, даже некогда вставить уточняющие вопросы в этот монолог.
Еще одна распространенная мошенническая схема в сети Интернет - продажа несуществующих товаров на торговых площадках либо в соответствующих сообществах в мессенджерах. Все очень просто. Любой товар, который вас интересует, предлагают купить по предоплате. Это могут быть даже прокачанные аккаунты с тысячами подписчиков. Большинство добропорядочных и доверчивых граждан переводят предоплату на счета, подконтрольные мошенникам, и при этом не получают товар, который хотели. Как правило, в этом случае переписка прекращается и вовсе удаляется. Собственно говоря, ни товара, ни денег.

- Как защитить себя от киберпреступлений на маркетплейсах и тому подобных площадках? Если мы что-то покупаем, и предоплата стопроцентная, уже надо задуматься?
- Повторю избитую фразу: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мы это прекрасно знаем, но убеждаемся в этом заново и неоднократно в течение жизни.
Есть некоторые способы подстраховки. Если нет возможности проверить репутацию продавца по отзывам (хотя и их сейчас можно сфабриковать, а также раскрутить аккаунт за несколько дней), необходимо предлагать использовать проверенные службы доставки. Чтобы можно было прийти на пункт выдачи товара в удобные место и время, распаковать, посмотреть содержимое и принять решение, стоит оплачивать или нет. Продавец, действительно заинтересованный в том, чтобы сделка прошла чисто, гладко и легально, пойдет на это. Если нет… Наверное, не стоит с ним связываться.
- Как обезопасить себя от передачи своих персональных данных?
- Однозначного ответа не дам. Но попробуем разобраться, как происходят такие утечки, они же - сливы персональных данных.

Я уже молчу про социальные сети, где люди размещают свои фотографии, сообщают даты рождения, обозначают родственные связи и так далее. Информация, которую мы, не подозревая о том, как ее можно будет использовать, сами предоставляем в социальных сетях и в целом в интернете, аккумулируется мошенниками. Формируется цифровой портрет личности, с которым можно работать. Преступники берут его на вооружение, чтобы реализовать свои схемы.
- Дальше звонят, называют данные человека, банк и так далее.
- Именно так все и происходит. В том числе поэтому и знают, какому родственнику звонить - потому что в социальных сетях отмечено: это папа, это дядя, это тетя и так далее. Не нужно иметь какие-то особые познания, чтобы об этом узнать.
Абсолютно надежного способа обезопасить себя от слива персональных данных нет. Мы с каждым годом все сильнее интегрируемся в цифровое пространство. Больше обязанностей лежит на коммерческих организациях, госорганах, которые предоставляют услуги. Об этом идет речь в законе "О персональных данных".

Еще могу добавить: если вы не уверены в себе и до конца не понимаете, как можете стать жертвой мошенников, есть киберстрахование. Это не реклама. Но я обратил внимание, что сейчас банки предоставляют такую услугу. Например, застраховать от возможности хищения денежных средств с вашего банковского счета в результате утраты карточки, мобильного телефона и так далее. Если вы понимаете, что что-то может пойти не так, можно себя застраховать. Это обыденное, нормальное явление, как страховка того же дома или автомобиля.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.
Читайте также:
"Будьте внимательны". В компании А1 рассказали, как защищают пользователей от мошенников
Вам звонит мошенник? 4 вопроса, чтобы понять, нужно ли заканчивать разговор
Как защитить свои персональные данные в интернете