Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Расплата за санкции: как сегодня живут страны Балтии

20.12.2022 | 16:10

20 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Цены на потребительские товары в Литве, Латвии и Эстонии с начала года выросли более чем на 20%. Жители отчаянно экономят, а политики оправдываются ситуацией на мировых рынках, надеясь на скорую помощь ЕС. Вот только в условиях кризиса о странах Балтии никто не думает, пишет Baltnews.

В странах Балтии зафиксированы рекордные для ЕС показатели инфляции - 22,5% в Эстонии, 22,2% - в Латвии и 22,1% - в Литве. Прибалтика переживает небывалый рост цен, которого не было с 1990-х годов. Даже кризис 2008 года сегодня кажется жителям этого региона незначительным.

Большинство самых необходимых товаров в Литве, Латвии и Эстонии выросли в цене, причем что-то вообще подорожало в несколько раз. Однако власти республик отказываются признавать очевидное - кризис является прямым следствием санкций, которые так щедро вводили страны Балтии. Вместо этого в правительствах республик рассуждают о ситуации на мировых рынках и потребительском спросе.

Впрочем, в Литве, Латвии и Эстонии молчат не только о первопричинах кризиса, но и о способах выхода из него. Становится все более очевидно - Брюссель и Вашингтон помогать своим преданным "союзникам" не собираются. Как же Прибалтика будет выходить из экономической рецессии?

Цены ушли вразнос вместе с экономикой

По словам главы Эстонского института конъюнктуры Марье Йозинг, в странах Балтии дорожают все продукты питания, и исключений нет.

Согласно исследованию, масло жирностью 80% выросло в цене с 9,52 евро за килограмм до более чем 13 евро, говядина - с 11,36 до 15,91 евро, томаты подорожали в полтора раза. Этот список можно продолжать бесконечно. Кажется, в магазинах не осталось ни одного ценника, который бы не изменился в большую сторону. По прогнозам, вскоре могут подорожать и самые необходимые лекарства.

Итог такого роста очевиден - жители стран Балтии пытаются экономить, покупают курицу и свинину вместо говядины, все чаще выискивают скидки, переходят на продукцию более дешевых производителей. Сегодня так живут почти во всех странах еврозоны.

Впрочем, есть то, на чем экономить не получается. Бензин в странах Балтии тоже серьезно подорожал, хотя сегодня он все же стоит меньше, чем в моменты пиковых цен летом 2022 года. На начало декабря в Латвии автомобильное топливо в среднем стоило 1,6 евро за литр. Но это все равно много. Для сравнения: по состоянию на июль 2021 года в Латвии цена бензина 1,27 евро за литр. А ведь в 2020-м стоимость едва дотягивала до 1 евро за литр.

В Эстонии все еще хуже. Стоимость моторного топлива постоянно растет последние два года. В 2020-м бензин в среднем стоил 1,17 евро за литр, в 2021-м - 1,52 евро, а по итогам прошедших месяцев 2022-го - 1,8 евро.

В Литве ситуация больше похожа на происходящее в Латвии. С одной стороны, цена АИ-95 осенью в стране опустилась до 1,6-1,7 евро за литр, хотя еще летом была на отметке в 2 евро. С другой стороны, радоваться 1,7 евро за литр глупо, поскольку в 2020-м средняя стоимость бензина была 1 евро за литр, а в 2021-м - примерно 1,3-1,4 евро.

Выходит, что экономики балтийских республик находятся под диким давлением роста цен на топливо, которое всего за полтора года подорожало на 50%, а в отдельные месяцы дорожало и на 100%.

А где же долгожданная помощь?

Все тяготы и лишения власти стран Балтии переносят достаточно гордо. Они ведь часть "благополучного западного мира" и входят в Евросоюз. Очевидно, что "большой брат", причем неважно, в лице Брюсселя или же Вашингтона, должен помочь справиться с трудностями. Вот только ни ЕС, ни США не торопятся вытаскивать Литву, Латвию и Эстонию из кризиса.

В 2022 году Евросоюз выделил Прибалтике 353,9 млн евро, но эти деньги направлены исключительно на проект железнодорожной линии Rail Baltica с европейским типом колеи. Как сообщает координирующая совместная компания стран Балтии RB Rail, был подписан договор о дополнительном финансировании в размере 422,7 млн евро в рамках программы Connecting Europe Facility. На программу выделили 85% средств, а еще 15% будет финансироваться правительствами трех республик.

Казалось бы, неплохая сделка, но только если не заглядывать в будущее и не думать о том, окупится ли эта железная дорога. Прибалтика перестала быть "связующим мостом" между Востоком и Западом после того, как попыталась изолировать Россию. И сегодня местные элиты продолжают следовать своим привычкам. К примеру, эстонские власти запретят железнодорожной госкомпании Operail перевозить грузы из России и Беларуси с 1 января 2023 года.

Зачем теперь нужна железная дорога, учитывая, что по ней не будут идти товары из РФ в ЕС и наоборот? В итоге властям Литвы, Латвии и Эстонии придется потратить в общей сумме 68,8 млн евро, не зная, окупятся ли когда-нибудь эти вложения.

Конечно, есть средства, которые должны быть выделены в рамках Фонда экономического восстановления и устойчивости Европейского союза (RRF). Однако их еще нужно получить. Например, Литва только в конце ноября 2022 года подала в Еврокомиссию первый запрос на выплату субсидий в размере 565 млн евро. Однако чтобы страна получила поддержку, необходима положительная оценка ЕС. Дело в том, что план "Литва нового поколения", на который выделят деньги, состоит из 191 показателя, выполнение которых отслеживается совместно с экспертами ЕК.

Что касается Латвии, то она получила пока только первый платеж из Фонда восстановления ЕС в размере 201 млн евро в октябре 2022 года.

Хватит ли этих средств, чтобы покрыть все издержки от русофобской политики и изоляции России? Едва ли. Несмотря на рост цен в Прибалтике, малый бизнес не становится богаче. Например, производители мяса и хлеба уже работают себе в убыток. В Литве закрывается крупнейший производитель удобрений в странах Балтии - завод Achema. На очереди более мелкие предприятия, которые не могут выдержать удорожания сырья и снижения покупательской способности населения.

Как рассказал председатель коллегии АНО "Центр исследований и развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба Юрий Самонкин, балтийские страны всегда были донорами ЕС, а Брюссель особо туда не вкладывал. Задача развитых стран Евросоюза - выкачивать ресурсы из государств с более слабой экономикой. Республики Балтии неконкурентоспособны в рамках ЕС, экономика Франции или Германии их просто затмевают.

"Но все, о чем говорят политики прибалтийских стран, - качественные дороги и красивые дома. Конечно, это все присутствует, но построено на те гранты, которые когда-то выделялись Брюсселем на строительство инфраструктуры. Информационный миф о благополучной жизни в Прибалтике - пускание пыли в глаза. Если сравнить макроэкономические показатели и уровень жизни с Германией или Францией, окажется, что эти страны несопоставимы", - рассказал Самонкин в беседе с Baltnews.

Стоит отметить, что в целом Евросоюз сегодня находится в глубочайшем кризисе - электроэнергии не хватает, экономические связи с Россией разрушены. Люди уже начинают задавать вопросы о том, почему налоги идут не на улучшение качества жизни, а на поддержку Украины. "Но в отличие от благополучных стран ЕС, республики Балтии почти приблизились к экономической катастрофе. У них намного выше уровень инфляции и другие последствия кризиса. И крайне абсурдно надеяться, что Брюссель в этой ситуации начнет выделять деньги на стабилизацию экономики Прибалтики. Даже если какая-то помощь и будет, то на кредитных условиях", - считает Самонкин.

Эксперт подчеркнул, что если речь идет о создании механизмов давления на Россию, то у Брюсселя для Балтии деньги найдутся. Но как только заходит речь просто о поддержке экономик периферии Евросоюза, то начинаются дискуссии с красивыми формулировками, которые ни к чему не ведут. Скорее всего, к концу 2022 года все это приведет к усилению националистических настроений в странах ЕС, особенно в тех, которые были очень зависимы от политики Брюсселя.

"Это действительно может привести к трансформации ЕС в сторону крайнего национализма, в рамках которого будут пересмотрены торгово-экономические соглашения у стран, которые не согласны с политикой Брюсселя", - заметил Самонкин.

Эксперт не исключает, что многие члены ЕС могут прийти к пониманию, что рынок ЕАЭС и БРИКС перспективнее, чем зона свободной торговли Евросоюза. Но Балтия к такой инициативе в любом случае не присоединится. "В этих государствах привыкли делать ставку на русофобскую политику. Вот только ждать помощи им теперь не приходится. В сегодняшних реалиях действует простой принцип: спасение утопающих - дело рук самих утопающих", - резюмировал Самонкин.-0-